Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.3)»

2
0
Материал опубликован 23 May 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Сурх-Дигора Ирафского муниципального района Республики Северная Осетия-Осетия







Тема: « Подготовка к сочинению - рассуждению (задание 9.3)»






Подготовила: учитель русского языка и литературы

                                                                      Хохоева Марина Тазаретовна

































с.Сурх-Дигора

2022г



Аннотация

Данная методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сочинению - рассуждению (задание 9.3)" входит в систему занятий  по подготовке к государственной итоговой аттестации. И будет полезна при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Введение

  Духовно-нравственное  воспитание школьников   является  сегодня наиболее актуальным вопросом, так  как современное общество переживает  кризис: в  нем исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести. В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, думая как их исправить, такой герой всегда начинает с себя. Как учитель –словесник  уверена, что в решении этой проблемы большая роль отводится урокам литературы так как у русской литературы всегда были особые внутренние цели.

Произведения, изучаемые в школе, различны по характеру, жанру. Но все они способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников. Благодатным материалом являются произведения УНТ, древнерусской  литературы,   именно в них  заложена мудрость  народа, его  размышления  о добре, зле, дружбе, верности.  Былины, пословицы, поучения, сказки - не  только  жанры, в их основе- понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости. Литература XVIII- XIX веков продолжает традиции , заложенные   устным  народным  творчеством  и  древнерусской  литературой. Она  обращает внимание  на  проблемы   вины  и наказания, войны  и мира, бездействие  человека,  деспотизм  и рабство.  А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,  И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и др. ставят  перед  читателями  не  только  острые  социальные  вопросы, но и проблемы человеческого  существования. Например, пафосом отрицания деспотизма, идеей уважения человека, его чести, достоинства является поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”. О героических подвигах запорожских казаков - повесть Гоголя “Тарас Бульба”.              

                 С 8-го класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирается на материал средних классов. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина , «Шинель» Н.В. Гоголя- все они принадлежат к тем произведениям русской литературы, без знакомства с которыми не может состояться читатель с его раздумьями о серьезных проблемах морали , рассуждениями о смысле жизни, о бескорыстии  в любви и дружбе, о благодарности за добро и желании принести добро другим людям, о рыцарстве, о чести и чувстве собственного достоинства.  

               Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, нашло свое отражение в творчестве М.Горького, В.Маяковского, А.Толстого, Н.Островского, А.Твардовского и во многих других произведениях писателей, изучающихся в 10-11 классах. Русская созерцательность,  самопознание нашли отражение в ХХ веке и развитие в творчестве Блока, русских символистов, А.Ахматовой и акмеистов, М. Булгакова, в поэзии Пастернака, О.Мандельштама, И.Бродского, в прозе Солженицына, В.Распутина и других произведениях литературы второй половины ХХ века. Произведения о войне несут большой нравственный заряд: «Сотников», «Живи и помни», « А зори здесь тихие…», «Судьба человека» и другие. Старшеклассники учатся работать с художественным словом, анализировать художественные детали, сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.

                   Конечно же, главной духовной ценностью является родной язык. Ни для кого не секрет, что наш язык сейчас находится в плачевном состоянии. Сегодня  с трудом ориентируешься в вывесках, афишах, объявлениях, рекламах и т. д. Великий литературный критик Белинский считал, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». То есть урок русского языка в духовном  становлении личности не менее важен, чем урок литературы. Ведь без языка – как без души. Русский язык  остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает.     На уроках русского языка важно использовать тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Чтобы ученики  смогли осознать, осмыслить  сущность нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках. На уроках русского языка и литературы необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому что русское слово открывает для нас всю гамму человеческих чувств и отношений. На уроках использую различные игры, которые полезны не только в учебных, но и в воспитательных целях. Использую дифференцированный подход в обучении. Огромную роль в духовном становлении личности играют сочинения на морально-этические темы, так как заставляют учащихся задумываться о смысле жизни. Это темы «История одной фотографии», «Что такое милосердие?», «В человеке все должно быть прекрасно» и т. д. Работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.

       При изучении раздела «Лескика» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, память, порядочность.

    Итак, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира. Наши дети – это наше будущее, будущее России. И нам бы хотелось, чтобы дороги, по которым они пойдут, были светлыми, чтобы спутники наших детей были добрыми.



В процессе урока используется технология критического мышления. Эта педагогическая технология позволяет  на уроке совместно искать творческие пути решения проблем. Именно она вызывает интерес на уроке к изучению нравственных понятий, помогает им формулировать вопросы и искать на них ответы.  Применение приема "Кроссенс" способствует формированию креативности и коммуникации, повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, формирует навыки работы с информацией. , использование приемов "Кластер" ,  "Мозговой штурм" помогают активно воспринимать текст, строить как устное высказывание, так и письменное.  Формирование универсальных учебных действий способствует успешной социализации девятиклассников. Для достижения цели - формирование навыков написания сочинения - рассуждения на морально - этическую тему   решаются задачи: образовательные, развивающие, воспитывающие.













Урок - практикум по русскому языку в 9 классе.

Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения – рассуждения. 9.3».

Цель урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

Задачи:

образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,

отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,

индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование: презентация, раздаточный материал

(текст В. И. Белова, задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка

«План сочинения-рассуждения»; памятка «Структура сочинения-рассуждения»; памятка

«Рефлексия»; рекомендации и речевые клише для подготовки к написанию сочинения - рассуждения;компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы,   находить ответы на вопросы.



t1653208716aa.png






Ход урока. 

Мотивация к учебной деятельности.

Слово учителя: -Здравствуйте, ребята.

-Обратите внимание на слова Роберта Кийосаки, японского бизнесмена, писателя)

-Какова ваща основная цель на учебный год?

Ученик:Подготовиться к ОГЭ

Учитель: Да, в вашей жизни наступает ответственный момент, я желаю вам целеустремленно, плодотворно подготовиться и успешно сдать ОГЭ.



II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.



Слово учителя: Посмотрите на слайд и определите тему урока. (Метод кроссенс)

Ответ ученика: Подготовка к ОГЭ, задание №9.3, написать сочинение- рассуждение.

Слово учителя: Сегодня будем учиться выполнять задание 9.3. Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению»,

Ребята, давайте сформулируем цели урока.

Ответ ученика:

Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.

Учитель: Итак, прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое уважение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком

Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения.

Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.

Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Ответ ученика:

Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?

Ответ ученика:

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста  

4. Второй пример -  аргумент из вашего жизненного опыта 

5. Заключение−вывод

Учитель: Обратите внимание на критерии оценивания композиции сочинения. Какие в них требования к тексту?

Ответ ученика: Текст должен характеризоватьсясмысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью.

III. Выявление места и причины затруднения. работа по сбору материала к сочинению

Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?

Учащиеся: Нет.

Учитель:. Предлагаю поразмышлять над понятием уважение, определить лексическое значение этого слова. Для этой работы мы разделимся на группы и составим кластер «Уважение».

Дети получают листы - заготовки, оформленные на формате А3, карточки с заданием прикрепляются. Работа идет в группах. По завершению работы на доске учащиеся размещают записи.

Слово учителя: Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к слову уважение.

Ответ ученика: Синонимы: Внимание — признание — почитание — почтение−почтительность−взаимоуважение−  обожание− почётпреклонениепризнаниереспектуважительность

Ответ ученика: Антонимы: презрение, неуважение, пренебрежение, надругательство, дерзостьнепочтительность.

Прочитаем высказывания известных людей об уважении:

Ученик 1: Уважение других дает повод к уважению самого себя./Рене Декарт/

Ученик 2:Уважай в себе и других человеческую личность. /Д.И. Писарев/

Ученик 3: Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю. /Апулей/

Запишите одно из понравившихся вам высказываний в свои тетради.


Обратимся к словарю:

УВАЖЕ́НИЕ− Чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств, заслуг, высоких качеств. Оказывал ей всегда уважение.

Толковый словарь Ушакова

Уважение− Почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств. Достоин уважения кто-н. Питать у. к кому-н. Сделать что-н. из уважения (в знак уважения). Пользоваться общим уважением. Взаимное у.

Словарь Ожегова

Уважение −Чувство, основанное на признании чьих л. достоинств, заслуг, качеств; почтение. Пользоваться всеобщим уважением. □ Управляющий сказал мне: Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели.






Выступление ученика « Воспитание детей на Северном Кавказе, в частности в РСО-Алания» »

Уважение к старшим – неотъемлемая часть традиции каждого из народов России.

В Осетии воспитание детей всегда велось в духе почитания и уважения старших. Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей сельской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почетное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему свое время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом, хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельском ныхасе – собрании взрослых мужчин аула/селения – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим. Почитание старших отражалось в мельчайших подробностях быта и осетин, и славян: не садись первым за стол, не бери первым ложку, лучший кусок – отцу-кормильцу, не говори много в присутствии старших,…

У народов России издавна отношения к старшим строилось на основе уважения, почитания старших. Детей приучали к вежливому обращению со старшими, не пререкаться сними, уступать им дорогу, не стоять спиной к ним
Наши предки понимали, что основы личности закладываются в детстве, и старались с раннего детства воспитывать в детях стремление к добру, отвращение к подлости и лицемерию, отличать истину от лжи, добро от зла, приучали к труду и честной жизни.

Учитель: В условиях современности почитание старших могло бы стать для детей внутренним мотивом для того, чтобы не совершать плохие поступки. Живущие в настоящем призваны жить так, чтобы не уронить чести, достоинства, ратной славы предков. Не уронить эту честь, а преумножить.



Слово учителя: На карточках написаны задания по группам.

1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы: Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.

2 группа: Как вы понимаете смысл пословицы: Где тебя знают, твой ум уважают, а где не знают - твою одежду.

3 группа: Как вы понимаете смысл пословицы: Кто сам уважает, того и другие уважают.


Беседа с использованием приема «Мозговой штурм»


Вопросы учителя

Примерные ответы учащихся

Кого можно уважать?

учителей, родителей, старших, друзей, одноклассников, себя

Что можно уважать?

Мнение других людей, их чувства, переживания, интересы и вкусы, круг общения

За что можно уважать?


За трудолюбие, старание, смелость, скромность достижения в спорте, в учёбе, в работе,

Каким бывает уважение?

Искренним, безграничным, глубоким, невольным

Какие качества и поступки человека, на ваш взгляд, не достойны уважения?

Лень, трусость, эгоизм, предательство, обман.

Где может проявляться уважение?

В семье, в школе, на работе, в обществе.

Как можно проявлять уважение?

Выражать благодарность, делать комплименты,

проявлять заботу, оказывать помощь, дарить подарки, уделять время, проявлять внимание, уметь слушать, проявлять интерес, учиться ставить себя на место других, смягчать свои высказывания.

Зачем нужно уважать других людей?

Уважать - это считаться с интересами окружающих нас людей. Необходимость уважать других людей неразрывно связана с самой необходимостью общаться с другими людьми, жить в социуме, в ладу с окружающими.

Для чего нужно самоуважение

Для того чтобы достичь желаемых результатов в жизни

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.


Слово учителя: Ребята, давайте сформулируем и запишем определение уважения.


Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть сочинения

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

Вступление

(формулирование

тезиса)

На мой взгляд, уважение - это...

По моему мнению, уважение - это...

Мне кажется, что уважение - это...

Я думаю, что уважение - это...

Что такое уважение? Я считаю, что...

Учитель: Какие способы толкования слов вы знаете?

Ответы учащихся:

1. Описательный

2.Синонимический

3.Способ отрицательного определения

Памятка №4

Способы

толкования слов

Выражается:

Примеры

Описательный

описательной частью, оформляемым чаще придаточным предложением, реже определительными оборотами

Уважение−нравственное качество человека, которое проявляется в …

Синонимический


Тождественным (или близким по значению) словом-синонимом

Уважаемый−…

Способ отрицательного определения

Путём перечисления таких свойств, предметов, которые у него отсутствуют.

Человек, уважающий других−тот, кто никогда не…


Примерный ответ: На мой взгляд, уважение – этоодно из важнейших требований нравственности, которое предполагает способность к взаимоуважению, самоуважению, уважению окружающего нас мира в целом.

Слово учителя: Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено уважение?

Примерный ответ: Нужно с уважением и почтением относиться к старшему поколению,

к учителям, родителям, так как у них больше знаний, жизненного опыта, мудрости. Нужно бережно и с уважением относиться к природе, ко всему, что нас окружает.

Обратим внимание на критерии оценки определения и его комментария.

Используя памятку №3 «Критерии оценивания сочинения-рассуждения» оцените свою работу. (Самопроверка). А теперь поменяйтесь работами и оцените друг друга. (Взаимопроверка). Можете дать устные или письменные рекомендации друг другу для улучшения работ.

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Чтение текста.

Слово учителя: Обратимся к тексту В.И. Белова (Выразительное чтение текста заранее подготовленным учащимся). Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях. ). Памятка №5 «Пометки на полях» (Инсерт).

1) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.

2) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который

традиционно считался главой. 3) Отца дети уважали и слушались.4) Он

занимался сельхоз работами, строительством, заготовкой леса и дров. 5) Всю

тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6) Руководство

домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7) Она ведала всем в доме:

присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы

она делала не одна. 9) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с

игрой начинали делать что-то полезное. 10) Доброта, терпимость, взаимное

прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.11)

Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали

жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить

добром или промолчать. 13) Любовь и согласие между родственниками давали

начало любви за пределами дома. 14) От человека, не любящего и не

уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.    

Василий Иванович Белов - русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». 

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Беседа.

Слово учителя: Какую проблему поднимает в тексте В. И. Белов?

Ответ ученика: Проблему проявления уважения к старшим, к родителям.

Слово учителя: Определите стиль данного текста.

Ответ ученика: Художественный.

Слово учителя: Какой тип речи использован в тексте?

Ответ ученика: Повествование.

Слово учителя: Какова основная мысль текста? Запишем.  

Ответ ученика: Нужно уважать и любить своих родителей, помогать им во всём. Тот, кто уважает своих родных, будет с уважением относиться и к другим людям.

VII. Включение в систему знаний.

Слово учителя: Следующий этап — аргументы из текста.

Обратите внимание на критерии оценки примеров – аргументов (Памятка №3)

и речевые клише.


2. Аргумент 1

Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о ...

В своём тексте автор поднимает очень важную для нас проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... 

Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту.


Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) …

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Ввести в сочинение аргументы можно следующим образом:

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «уважение», приведу пример из жизни.

Слово учителя: Обратимся к тексту В. Белова и сформулируем аргумент. В конце работы

подсчитайте количество слов, включая предлоги, союзы, частицы и сделайте пометку на полях своей тетради. Проверьте при помощи словаря, есть ли у вас ошибки, пользуясь памяткой «Критерии оценивания сочинения-рассуждения» оцените свою работу. (Самопроверка). А теперь поменяйтесь работами и оцените друг друга. (Взаимопроверка). Можете дать устные или письменные рекомендации друг другу для улучшения работ.

Учитель: Второй аргумент приведем из жизненного опыта.

Памятка№5 Аргументы из жизни:

1.исторические факты;

2.высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3.СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

-Какие произведения о проявлении уважения вам известны?

-Романы А.С.Пушкина "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", "Белый Бим черное ухо" Гавриил Троепольский

5.результаты личных наблюдений

6.биография известного человека (назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.культурные, национальные традиции (народная мудрость).


Речевые клише:


3. Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения…

(автора)
В жизни мы часто наблюдаем... 
Однажды я был свидетелем события, которое…

Своё мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта.


Выступления учащихся:

Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише.

4. Заключение

(вывод)

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что... 
Таким образом, можно заключить, что... 
В заключение я хочу сказать, что...

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…


Итак, в заключение скажем, зачем нужно уважение?

Ответ ученика: Без уважения невозможны настоящие дружба и любовь; чтобы семьи были счастливыми и дружными; чтобы люди жили в мире и согласии между собой,

развивались духовно и эмоционально; укрепляет веру в себя и окружающих.

Слово учителя:Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение, которое вы дома закончите.

VIII. Рефлексия

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

Я познакомился... (с фактами проявления уважения в окружающем мире, в истории и литературе)

Было непросто... (комментировать определение)

У меня получилось... (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы... (успешно завершить работу над сочинением - рассуждением)

IX. Итог урока.

Учитель: оцените свою работу на уроке.

Лист самооценки.

Учитель: Закончить наш урок хочу словами современного поэта

Вячеслава Яшкова


Есть в каждом то, за что он может
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.

Жить интересней уважая
Все то, что есть вокруг тебя.
Зло, хамство, грубость – это глупость,
Неуважение себя.

Не оскорбляй неуваженьем
Любую живность на Земле,
Ты даже мелкую букашку
Не в силах распознать вполне.

Пусть слаб соперник – собеседник,
Шагов достойных ожидай.
Ведь чем-то все-таки он лучше,
Добро и ум предвосхищай.

И если плод твоих усилий
Вкушать еще не суждено,
Все сохранится в подсознанье,
Туда посеяно зерно.

в минуты разочарований
Смири пыл чувства своего,
Знай, проявить ты был не в силах
Благих возможностей его.

Блеснувший случай мимолетный
Смог искру мысли подарить.
Сочти её закономерной,
Чтоб душу вспышкой озарить.

Друзья! Во всем, во всех пытайтесь
Дух доброй воли распознать.
Ум, почву мысли, уваженьем
Всегда стремитесь удобрять.












Памятка №3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова



Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов



Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,

речевой связностью и последовательностью изложения

:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность



Работа характеризуется композиционной стройностью 
и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью 
и завершённостью,
но допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1С3К4

9


Приложения

Памятка №1

План сочинения-рассуждения

Тезис−это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.




Памятка №2

Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста +комментарий  

4. Второй пример -  аргумент из вашего жизненного опыта +комментарий  

5. Вывод.



Памятка №4

Способы толкования слов


Способы

толкования слов

Выражается:

Примеры



Описательный

описательной частью, оформляемым чаще придаточным предложением, реже определительными оборотами

Уважение−нравственное качество человека, которое проявляется в …

Синонимический


Тождественным (или близким по значению) словом-синонимом

Уважаемый−…

Способ отрицательного определения

Путём перечисления таких свойств, предметов, которые у него отсутствуют.

Человек, уважающий других−тот, кто никогда не…







Памятка №5

«Пометки на полях» (Инсерт)

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.




Памятка№6

Аргументы из жизни

1.исторические факты;

2.высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3.СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

5.результаты личных наблюдений

6.биография известного человека (назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.культурные, национальные традиции (народная мудрость).




Памятка №7

Рефлексия

Я познакомился... (с фактами проявления уважения в окружающем мире, в истории и литературе)

Было непросто... (комментировать определение)

У меня получилось... (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы... (успешно завершить работу над сочинением - рассуждением)






Задание 9.3.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое уважение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком







Ответ ученика: Без уважения невозможны настоящие дружба и любовь; чтобы семьи были счастливыми и дружными; чтобы люди жили в мире и согласии между собой,

развивались духовно и эмоционально; укрепляет веру в себя и окружающих.































Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть сочинения

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

Вступление

(формулирование

тезиса)

На мой взгляд, уважение - это...

По моему мнению, уважение - это...

Мне кажется, что уважение - это...

Я думаю, что уважение - это...

Что такое уважение? Я считаю, что...






2. Аргумент 1

Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о ...

В своём тексте автор поднимает очень важную для нас проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... 

Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту.







3. Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения…

(автора)
В жизни мы часто наблюдаем... 
Однажды я был свидетелем события, которое…

Своё мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта.








4. Заключение

(вывод)

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что... 
Таким образом, можно заключить, что... 
В заключение я хочу сказать, что...

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…











































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации