Урок по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме «Что такое ответственность», 9 класс
Пояснительная записка к презентации
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим подготовку к итоговой государственной аттестации, но сегодня к нашей работе подключатся гости- учителя из других школ. Давайте их поприветствуем.
Оформим записи в тетради. Число, вид работы «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на свободную тему. 15.3»
Сформулируем цели урока.
Д: вспомнить структуру сочинения-рассуждения 15.3 в ОГЭ, объяснить понятие, которое будет дано, подобрать систему аргументов, проверить написанное с точки зрения грамотности.
Учитель: вы всё правильно сказали и верно сформулировали предметные цели урока. Но меня интересует ответ на другой вопрос: что даёт нам с вами написание подобного рода сочинений? Какие сочинения 15.3 мы уже писали? Почему были предложены подобные формулировки?
Д: эти сочинения формируют нас как личности, заставляют поразмышлять над своей жизнью, своим мировоззрением. Мы писали сочинения, что такое дружба, настоящий друг, героизм, драгоценные книги, материнская любовь, талант, настоящий учитель. Все это, по сути, нравственные категории.
Учитель: то есть итогом нашего занятия должно стать не только написание черновика сочинения, но и изменения в мировоззрении, может быть, даже переосмысление своей жизни. Надеюсь, что каждый присутствующий на сегодняшнем занятии вынесет для себя какие-то уроки.
Определите ключевое слово нашей темы.
Д: сочинение-рассуждение.
У: что такое рассуждение?
Д: это размышление, то есть обдумывание какого-либо вопроса, попытка определить, верность размышлений. А ещё это термин стилистики: тип речи, словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.
У: какова структурная схема сочинения-рассуждения?
Д: Тезис, комментарий, аргументы, доказательства.
-Что такое тезис?
Д: Утверждение, которое требуется доказать.
-Дайте определение слова комментарий.
Д: Рассуждения, разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту.
-Что называем аргументами?
Д: Доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
-Что понимаем под выводом?
Д: Заключение, итог проведённого рассуждения.
У: есть ли у вас вопросы по структуре работы? Тогда предлагаю от общего повторения перейти к работе.
Вспомните, как обычно формулируется задание сочинения 15.3.
Д: что такое … ?, а дальше идет слово или словосочетание, значение которого нужно пояснить, то есть сформулировать определение и дать ему комментарий.
У: то есть вопрос в задании определяет тему сочинения. Но на доске тема не записана, я предлагаю вам самим её сформулировать после просмотра небольшого мультипликационного фильма.
Просмотр мультфильма «LIGHTHOUSE» ( в переводе маяк).
Предложите возможные формулировки задания.
Д. что такое сплочённость, что такое отзывчивость, что такое ответственность.
У: спасибо, вы верно определили идею данного фильма, которая определяется словом ответственность. Запишем тему сочинения «Что такое ответственность?». Как вы полагаете, чем обусловлен выбор подобной темы?
Д: нужно быть ответственным, ведь мы вступаем во взрослую жизнь, и нужно учиться принимать решения и отвечать за них.
У: что же такое ответственность? Прежде чем мы будем формулировать определение, я предлагаю вам обратиться к карточкам, которые помогут записать тезис.
Карточки.
1. Отвечай за то, что сам совершил. (казахская пословица)
2. Мы сами в ответе и за свои слова, и за своё молчание.( Гарри Симанович).
3. Моя хата с краю - ничего не знаю. (русская пословица).
4. Только там, где мы несём ответственность за свои действия и где наша жертва свободна и добровольна, решения, принимаемые нами, могут считаться моральными. ( Фридрих фон Хаейк).
У: по какому принципу подобраны высказывания?
Д: что такое ответственность. Но одно лишнее, русская пословица «Моя хата с краю - ничего не знаю» отражает иную позицию- безответственность.
У: представленные пословицы и афоризмы отражают две абсолютно разные жизненные позиции. Обозначим их.
Д: ответственность и безответственность. Одна позиция- правильная , другая- позиция слабых людей, эгоистов. Это позиция премудрого пискаря из сказки Салтыкова -Щедрина , который «жил- дрожал , и умирал- дрожал».
У: какие ассоциации вызывает у вас слово «ответственность» ? Выберем путь работы( индивидуальный, парный или групповой)
Д : ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Сила, воля, человечность, доброта, милосердие, бесстрашие, надёжность, поручительство, способность принимать решение, нравственный выбор, достоинство.
Послушает ответственных по словарям.
Д: толковый словарь под редакцией Ожегова даёт следующее определение понятию ответственности
Серьёзность, важность
Необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчет в своих действиях, поступках. Чувство ответственности.
В словаре синонимов записаны следующие синонимы к слову ответственность
ручательство, порука, залог; совесть, обязательность, надежность, поручительство, ответ, важность, серьезность, обязательство
У: легко ли быть ответственным человеком? Почему так часто мы стараемся избежать ответственности?
Д: легче ни за что не отвечать, ни во что не вмешиваться, жить только ради себя и все. Это позиция эгоиста и слабого человека.
У: я предлагаю вам записать афоризм Джорджа Симпсона, который станет вектором наших дальнейших размышлений.
Тот день, когда вы полностью возьмёте на себя ответственность за собственное будущее и прекратите искать оправданий, станет днём начала движения к вершинам.
У: какой смысл вложил автор в своё высказывание?
Д: ответственность- это путь познания себя, это раскрытие собственной личности.
У: как воспитать в себе чувство ответственности, что для этого нужно? Ответы найдем в книге Василия Александровича Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека»
«Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов. Стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности».
Стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям.
Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке. Помни, что подлость начинается с будто бы очень маленького, животного желания уйти от ответственности, от опасности, спастись от беды, угрожающей другим; переложить на других ответственность за что-то происшедшее по незнанию, оплошности, опрометчивости, недоразумению.
Стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств, привязанностей.
В чувствах надо уметь быть верным и долженствующим.
Стыдись невежества. Пусть на страже твоей порядочности всегда стоит чувство стыдливости за что-то примитивное, несовершенное в самом себе.
«Каждый твой шаг в конце концов отражается на твоем ближнем, каждое твое слово в душе другого отзовется, но, как оно отзовется, это зависит от тебя.
Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы дети узнали высшую радость - радость волнующих переживаний, вызванных ответственностью за других.
Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды. Опасайся этого, сын, больше смерти, больше любой самой страшной опасности.
У: какое высказывание вы посчитали бы для себя руководством в жизни? Мотивируйте свой ответ.
У: предлагаю вам обобщить всё сказанное ранее и сделать черновые записи первой части сочинения. Дадим определение понятию ответственность и запишем комментарий.
Д: работают.
У: во второй части сочинения мы должны привести два аргумента. Какие?
Д: один - из предложенного на экзамене тексте, второй из литературы или из жизненного опыта.
У: первый аргумент найдем в притче Василия Александровича Сухомлинского.( название не даётся)
Притча инсценируется учащимися.
1) Вечерело. 2) По дороге шли два путника: отец и семилетний сын. 3) Посреди дороги лежал камень.4) Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу.5) Ему больно.6) Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше.
7) На второй день отец с сыном шли той же дорогой обратно.8) Отец опять не заметил камня, опять споткнулся и ушиб ногу.
9). На третий день отец и сын снова шли по той же дороге.10) До камня еще было далеко. 11) Отец сказал сыну:
- 12) Смотри внимательно, сын. 13)Надо обойти камень.
14)Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. 15)Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. 16) На обочине дороги сидел седой старик.
- 17)Дедушка, — спросил мальчик, — вы не видели здесь камня?
- 18) Я убрал его с дороги.
- 19) Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?
- 20) Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
- 21) Почему же вы убрали камень
- 22) Потому что ___________________________.
У: что же ответил старик мальчику? Выскажите ваши предположения? Помните- в последнем предложении выражена основная мысль текста, которая вынесена в заглавие.
Д: потому что я - человек.
У: что же значит быть ответственным?
Д: быть человеком.
У: найдем в притче Сухомлинского «Потому что я - человек» пример-аргумент, доказывающий наш тезис. Запишем его в черновиках
Д: работают
У: второй пример возьмём из жизни или литературы. Обсуждаем в группах и записываем название текста, автора.
Д: зачитывают.
У: подведём итоги работы. Что успели сделать? О чем заставил задуматься сегодняшний урок? Закончить занятие мне бы хотелось словами Сухомлинского: « Самое важное и самое трудное для человека - всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком. Быть всегда человеком» . В.А.Сухомлинский «Письма к сыну»
Д.З. проработать черновик сочинения.
презентация к уроку
PPTX / 845.41 Кб