Урок русского языка во 2 классе по теме «Перенос слов»

2
0
Материал опубликован 24 February 2017

Тема урока:«Перенос слов по слогам.» 2 класс.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, меловая доска, компьютер, карточки.

Тема

Перенос слов по слогам.

Цели

Образовательные:

- развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать.

- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе,индивидуальной работе.

- Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 1; рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 2 класса;

- карточки с заданиями

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока: Презентация к уроку

 

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

-С каким настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день.
-Как вы думаете, что нужно для успешной работы?
Давайте пожелаем друг другу удачи.
Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь!
 И к знаниям откроешь путь!»
2.Чистописание:
Повторим 5 золотых правил русского языка 
-Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОИЕА (чистописании)Откройте тетрадь, положите её правильно,

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я , друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо , не согнусь,

За работу я возьмусь.

запишите число и Классная работа. Чистописание.

На доске:  (о, ю,р, я, е,). Внимательно посмотрите на доску, скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему? Расскажите про неё. (Буква согласная, обозначает согласный звук звонкий)

I. Актуализация знаний, Словарная работа. -Запишите слова- отгадки (родина, ветер, береза, сахар, дорога, ,) Один человек выполняет задание на доске.

1. Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его (ветер).

3.Ствол белеет, шапочка зеленеет (береза).

4. Белый камень

В воде тает (сахар).

5. Куда бежит – сама не знает.

В степи ровна,

В лесу плутает,

Споткнется у порога.

Что это? … (дорога).

Постановка проблемного вопроса.

(задание в конвертах) – работа в парах.

- Составьте предложение из слов, записанных на карточках.

- Какое предложение у вас получилось? (Дети любят читать стихи).

Самоопределение к деятельности

Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва

Я перенёс:

Е-ДВА

Как получил за это «ДВА».

Укол

Я перенёс:

У-КОЛ

И получил

За это «КОЛ».

Опять

Я перенёс:

О-ПЯТЬ

Теперь,

Наверно,

Будет «ПЯТЬ».

Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)

Почему? (Он не знает правила переноса.)

Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)

Чтобы не получать «два», мы сегодня повторим правила пе­реноса.

Я сейчас вам расскажу,

Как слова переношу.

Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

Первичное закрепление

Игра «Составим цветок»

( Значок групповой работы). Работа в группах. На лепестках слова. Разделите их вертикальной линией для переноса: медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учитель, обувь(Упр. 108 (с. 71). Подумайте, все ли из них можно перенести? Соберите цветок. Остались ли у вас «лишние» слова?

Кому бы вы хотели подарить эту ромашку? (высказывания детей)

Улыбнемся и пожелаем друг другу добра.

Выполнение заданий (учебник с 71 , упр. 107.

- Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?) Какие цели поставим ?

Упр. 107 (с. 71).

Чтение правил, обобщение.

- Как переносят слово? (По слогам.)

-Чего нельзя делать?

(Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоя­щей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.)

Осознание и осмысление учебного материала.

Работа в группах: каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса.

Задача– сформулировать и озвучить правило переноса слов.

После выполнения задания выслушивается ответ каждой группы . Карточки опоры – схемы вывешиваются на магнитной доске.

1 карточка

2 карточка

3 карточка

4 карточка

5 карточка

ма-шина

маши на

зай-ка

чай - ник

день-ки,

подъ-езд.

кас-са,

Ван на

укол,

крот

Вывод: слова переносятся по слогам

Вывод: буква й остается в предыдущем слоге.

Вывод: ь и ъ не переносятся на следующую строку.

Вывод: удвоенные согласные буквы разделяются при  переносе.

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

Проверка , кто из вашей группы пойдет к доске два человека, сделает обобщение

Упражнение №108 с 72. Разделите на 2 столбика в 1-й, которые можно переносить , во 2й, которые не переносятся. Дети по очереди работают у доски и обосновывают свой выбор.

Закрепление изученного материала.

Упр. 109 (с. 72).

- Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?

Придумайте заголовок. (Осень.)

- Какие слова употреблены в переносном значении? (Загля­нула, желтые метели.)

- Спишите стихотворение, соблюдая стихотворную строку. (Значок «Работа в паре»). Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Ошибки исправляем простым карандашом. Верните тетради обратно.

- Подчеркните слова, которые нельзя перенести.

- Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.)

VI. Проверка уровня обученности. Резерв.

Перед вами на столе лежит карточка ( двое у доски)

Карточка №1 Подчеркните слова, которые нельзя переносить. Остальные слова, разделите для переноса.

Ирина, Иван, Ваня, Рая, Раиса, чайка, дубок, пеньки, ванна.

Кто выбрал карточку №1? (Вызвать одного ученика к доске из этой группы).

+ Запиши слова , раздели их для переноса .

Ваня , лайка, дубок, пеньки, ванна.

Кто выбрал карточку №2? (Вызвать одного ученика из этой группы).

++ Подчеркни зелёной ручкой слова, которые нельзя переносить. Запиши остальные слова, разделяя их для переноса.

Ирина, Иван, Ваня, Рая, Раиса, лайка, дубок, пеньки, ванна.

(Дети выполняют работу.)

(Дети выполняют работу.)

Проверка заданий у детей, работающих у доски.

 

Послушать профессора Самоварова.

По какому плану будем работать?

1. Вспомним правило переноса.

2. Поупражняемся в переносе слов.

3. Будем учиться применять новое знание.

Работа в группах:

Карточки со словами: Пальто, арбуз, подъезд, русский, горох, майка, группа, ягода, лейка, Россия, огурец, стройка, коньки, сумма, отъезд, чайка.

Инструкция: « Шаги к умению» Как перенести слово.

 1.Прочитать слово 2.Устно разделить его на слоги 3.Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записать в тетрадь, разделив для переноса.5.  Написать на бумаге одно слово, разделив для переноса.6. Нарисовать схему к вашему правилу. 7.  Рассказать правило переноса друг другу.

Задания для каждой группы: 1 группа переносим слова названия растений;

2 группа перенос слов  с ь и ъ

3 группа перенос слов с й

4 группа перенос слов с удвоенными согласными

Защита: Написать  по одному слову  на каждое правило на доске. Объяснить правило переноса. Выходят из  групп желающие.

V. Если в слове два слога, то можно его переносить? (Ответы детей)

- Игра «Мои друзья». (У некоторых учащихся на партах карточки со словами. По заданию учителя дети встают у доски по группам. Остальные проверяют их)

- У вас карточки со словами. Если ваше слово отвечает заданному условию, вы его называете и показываете. (Дети становятся в группы)

1. - Мои друзья те слова, в которых первая буква гласная. (экскаватор, эскалатор)

2. - Мои друзья те слова, в которых есть буква й. Как перенесём эти слова? (Чайник)

3. - Мои друзья те слова, которые нельзя переносить. (класс, вдруг, отец, язык)

4. - Мои друзья те, в которых 3 слога; (деревня, огород)

-Итак, можно ли переносить все слова, в которых два слога? Почему?

 -Встаньте по группам односложные слова, двусложные слова, трехсложные слова, четырехсложные слова. (Дети переходят из групп в группы по заданному условию).

-Ребята, почему я так назвала эти группы?

В домашнем задании встретятся эти слова.

VI. Закрепление пройденного материала.

 Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

1. На доске: Осень, ветер, клен, касса, долька, Юля, сорт, ягода, пень, лайка, этаж.

Мальчики записывают слова, которые можно перенести, разделив для переноса.

Девочки, слова, которые нельзя переносить.

Взаимопроверка. Оценивание.

VII.  Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?

- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

 

VII. Домашнее задание. с 72 упр 110.

VIII. Рефлексия (итог урока)

-Над какой темой урока мы работали?

-Какие правила переноса слов с одной строки на другую вы запомнили?

-Какие трудности у вас возникли?

Выберите и нарисуйте в тетради смайлик:

Я хорошо понял(а) тему, у меня все получалось, Мне все понятно, но у меня не все получалось                                 

Мне надо ещё постараться, я не всегда успевал(а) за классом

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.