Урок русского языка во 2 классе по теме «Перенос слов»
Тема урока:«Перенос слов по слогам.» 2 класс.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, меловая доска, компьютер, карточки.
Тема |
Перенос слов по слогам. |
Цели |
Образовательные: - развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать. - Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе,индивидуальной работе. - Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат |
Предметные: Развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 1; рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 2 класса; - карточки с заданиями |
Организация пространства |
Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. |
Ход урока: Презентация к уроку
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
-С каким настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день.
-Как вы думаете, что нужно для успешной работы?
Давайте пожелаем друг другу удачи.
Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
2.Чистописание:
Повторим 5 золотых правил русского языка
-Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОИЕА (чистописании)Откройте тетрадь, положите её правильно,
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я , друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо , не согнусь,
За работу я возьмусь.
запишите число и Классная работа. Чистописание.
На доске: (о, ю,р, я, е,). Внимательно посмотрите на доску, скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему? Расскажите про неё. (Буква согласная, обозначает согласный звук звонкий)
I. Актуализация знаний, Словарная работа. -Запишите слова- отгадки (родина, ветер, береза, сахар, дорога, ,) Один человек выполняет задание на доске.
1. Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его (ветер).
3.Ствол белеет, шапочка зеленеет (береза).
4. Белый камень
В воде тает (сахар).
5. Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? … (дорога).
Постановка проблемного вопроса.
(задание в конвертах) – работа в парах.
- Составьте предложение из слов, записанных на карточках.
- Какое предложение у вас получилось? (Дети любят читать стихи).
Самоопределение к деятельности
Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва
Я перенёс:
Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
И получил
За это «КОЛ».
Опять
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ».
Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)
Почему? (Он не знает правила переноса.)
Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)
Чтобы не получать «два», мы сегодня повторим правила переноса.
Я сейчас вам расскажу,
Как слова переношу.
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.
Первичное закрепление
Игра «Составим цветок»
( Значок групповой работы). Работа в группах. На лепестках слова. Разделите их вертикальной линией для переноса: медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учитель, обувь(Упр. 108 (с. 71). Подумайте, все ли из них можно перенести? Соберите цветок. Остались ли у вас «лишние» слова?
Кому бы вы хотели подарить эту ромашку? (высказывания детей)
Улыбнемся и пожелаем друг другу добра.
Выполнение заданий (учебник с 71 , упр. 107.
- Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?) Какие цели поставим ?
Упр. 107 (с. 71).
Чтение правил, обобщение.
- Как переносят слово? (По слогам.)
-Чего нельзя делать?
(Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.)
Осознание и осмысление учебного материала.
Работа в группах: каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса.
Задача– сформулировать и озвучить правило переноса слов.
После выполнения задания выслушивается ответ каждой группы . Карточки опоры – схемы вывешиваются на магнитной доске.
1 карточка |
2 карточка |
3 карточка |
4 карточка |
5 карточка |
ма-шина маши на |
зай-ка чай - ник |
день-ки, подъ-езд. |
кас-са, Ван на |
укол, крот |
Вывод: слова переносятся по слогам |
Вывод: буква й остается в предыдущем слоге. |
Вывод: ь и ъ не переносятся на следующую строку. |
Вывод: удвоенные согласные буквы разделяются при переносе. |
Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву. |
Проверка , кто из вашей группы пойдет к доске два человека, сделает обобщение
Упражнение №108 с 72. Разделите на 2 столбика в 1-й, которые можно переносить , во 2й, которые не переносятся. Дети по очереди работают у доски и обосновывают свой выбор.
Закрепление изученного материала.
Упр. 109 (с. 72).
- Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?
Придумайте заголовок. (Осень.)
- Какие слова употреблены в переносном значении? (Заглянула, желтые метели.)
- Спишите стихотворение, соблюдая стихотворную строку. (Значок «Работа в паре»). Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Ошибки исправляем простым карандашом. Верните тетради обратно.
- Подчеркните слова, которые нельзя перенести.
- Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.)
VI. Проверка уровня обученности. Резерв.
Перед вами на столе лежит карточка ( двое у доски)
Карточка №1 Подчеркните слова, которые нельзя переносить. Остальные слова, разделите для переноса. Ирина, Иван, Ваня, Рая, Раиса, чайка, дубок, пеньки, ванна. |
Кто выбрал карточку №1? (Вызвать одного ученика к доске из этой группы).
+ Запиши слова , раздели их для переноса . Ваня , лайка, дубок, пеньки, ванна. |
Кто выбрал карточку №2? (Вызвать одного ученика из этой группы).
++ Подчеркни зелёной ручкой слова, которые нельзя переносить. Запиши остальные слова, разделяя их для переноса. Ирина, Иван, Ваня, Рая, Раиса, лайка, дубок, пеньки, ванна. |
(Дети выполняют работу.)
(Дети выполняют работу.)
Проверка заданий у детей, работающих у доски.
Послушать профессора Самоварова.
По какому плану будем работать?
1. Вспомним правило переноса.
2. Поупражняемся в переносе слов.
3. Будем учиться применять новое знание.
Работа в группах:
Карточки со словами: Пальто, арбуз, подъезд, русский, горох, майка, группа, ягода, лейка, Россия, огурец, стройка, коньки, сумма, отъезд, чайка.
Инструкция: « Шаги к умению» Как перенести слово.
1.Прочитать слово 2.Устно разделить его на слоги 3.Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записать в тетрадь, разделив для переноса.5. Написать на бумаге одно слово, разделив для переноса.6. Нарисовать схему к вашему правилу. 7. Рассказать правило переноса друг другу.
Задания для каждой группы: 1 группа переносим слова названия растений;
2 группа перенос слов с ь и ъ
3 группа перенос слов с й
4 группа перенос слов с удвоенными согласными
Защита: Написать по одному слову на каждое правило на доске. Объяснить правило переноса. Выходят из групп желающие.
V. Если в слове два слога, то можно его переносить? (Ответы детей)
- Игра «Мои друзья». (У некоторых учащихся на партах карточки со словами. По заданию учителя дети встают у доски по группам. Остальные проверяют их)
- У вас карточки со словами. Если ваше слово отвечает заданному условию, вы его называете и показываете. (Дети становятся в группы)
1. - Мои друзья те слова, в которых первая буква гласная. (экскаватор, эскалатор)
2. - Мои друзья те слова, в которых есть буква й. Как перенесём эти слова? (Чайник)
3. - Мои друзья те слова, которые нельзя переносить. (класс, вдруг, отец, язык)
4. - Мои друзья те, в которых 3 слога; (деревня, огород)
-Итак, можно ли переносить все слова, в которых два слога? Почему?
-Встаньте по группам односложные слова, двусложные слова, трехсложные слова, четырехсложные слова. (Дети переходят из групп в группы по заданному условию).
-Ребята, почему я так назвала эти группы?
В домашнем задании встретятся эти слова.
VI. Закрепление пройденного материала.
Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.
1. На доске: Осень, ветер, клен, касса, долька, Юля, сорт, ягода, пень, лайка, этаж.
Мальчики записывают слова, которые можно перенести, разделив для переноса.
Девочки, слова, которые нельзя переносить.
Взаимопроверка. Оценивание.
VII. Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?
- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?
VII. Домашнее задание. с 72 упр 110.
VIII. Рефлексия (итог урока)
-Над какой темой урока мы работали?
-Какие правила переноса слов с одной строки на другую вы запомнили?
-Какие трудности у вас возникли?
Выберите и нарисуйте в тетради смайлик:
Я хорошо понял(а) тему, у меня все получалось, Мне все понятно, но у меня не все получалось
Мне надо ещё постараться, я не всегда успевал(а) за классом
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?