Урок русского языка «Перенос слов» (1 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема Перенос слов. Правила переноса слов.
Предмет русский язык
Класс 1 «а»
Тема и номер урока в теме № 6, урок №1
Базовый учебник «Русский язык». Т.М. Андрианова, В.А.Илюхина - М.: АСТ, Астрель - 2016.
Цель: знакомство со способами переноса слов через анализ языкового материала.
Задачи:
освоение способа переноса слов;
построение монологических высказываний;
проговаривание алгоритма для выполнения переноса слов
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами.
Структура и ход урока
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Название приема |
Время (в мин.) |
I. Мотивация к учебной деятельности |
Ребята! На доске даны 3 слова. (в столбик даны слова: мост, книга, дорога) - Как вы думаете, куда поместим слово малыши, в какой столбик? Далее продолжается аналогичная работа с остальными словами. [Приложение 1] - По какому признаку вы разделили на 3 группы слова? (по количеству слогов) |
Организует детей |
Выполняют деление слов на три группы в зависимости от количества слогов |
2 мин |
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
- Какие слова вы поместили в 1 столбик? (из одного слога) - Во второй? (из 2 слогов) - В третий? (из 3 слогов) - Как называются слова из одного слога? (односложные) - Из 2 слогов? Из 3 слогов? - Как определить, сколько в слове слогов? - Поработайте в парах. Разделите слова на карточках на слоги. Поставьте в словах ударение. [Приложение 2] Затем учитель берет любую карточку у детей, проецирует ее на доску через документ-камеру и идет проверка - Проверьте, правильно ли вы разделили слова. - Что мы уже с вами умеем? (делить на слоги, ставить ударение) |
Организует диалог, проверяет работу в парах через документ-камеру |
Отвечают на вопросы учителя, работают в парах |
3 мин |
|
3. Этап выявления места и причины затруднений |
- Составьте из слов третьего столбика предложение.(Малыши лепили снеговика) - Давайте это предложение с помощью карточек разместим на узкой доске. Один ученик выходит к доске и пробует на узкой доске уместить слова предложения.( одно слово не умещается на доске) – Что вы заметили? - Посмотрите, одно слово у нас целиком не умещается строке. Вы уже раньше сталкивались с такой проблемой? - Что делать? (писать мельче, писать на другой строке, разделить слово на части) - А как можно разделить, перенести слово? - Что значит, мы должны сегодня сделать на уроке, чему научиться? (переносить слова) На доске вывешивается карточка – научиться переносить слова |
Организует диалог для выявления места затруднения, создает проблемную ситуацию |
Отвечают на вопросы учителя, делают предположения |
подводящий диалог |
5 мин |
4. Построение нового способа действия |
- Как вы думаете, зачем мы в начале урока делили слова по слогам? - Значит, чтобы перенести слово нужно сначала что сделать? (разделить на слоги) - Давайте разделим для переноса слова 2 столбика и запишем их в тетрадь. - Как перенесем слово МОРОЗ? - Как перенесем слово ЭТАЖ? - Как вы думаете, можно одну букву оставить, а остальное перенести? (предположения детей) – Если мы оставим одну букву, а остальное перенесем, удобно нам будет читать? - Конечно же, нет, нам читать неудобно, теряется целостное восприятие слова - Как перенести слово СТАЯ? (проводится аналогичная работа, как со словом этаж) - Какой вывод можно сделать? (нельзя одну букву оставлять на строке и одну букву переносить на другую строку) - Посмотрите на слова 1 столбика. Сколько в них слогов? (один) - Делим мы эти слова на части? (нет) - Можем мы их перенести? - Какой вывод можно сделать про слова из одного слога? - Слова из одного слога перенести нельзя. - Давайте разделим для переноса слово из 3 столбика МАЛЫШИ и запишем его в тетрадь. - Как можно перенести слово малыши? - Какой можно сделать вывод? (некоторые слова можно перенести разными способами) |
Организует диалог |
Участвуют в диалоге, выполняют задание учителя |
10 мин |
|
5. Физкультминутка |
Гимнастика для глаз (Электронная физкультминутка, слайды 2,3) |
Организует физкультминутку |
Выполняют упражнения |
2 мин |
|
6. Первичное закрепление нового способа действия. |
- Откройте учебник на с. 14, упр.2. Давайте, разделим слова для переноса. Давайте составим алгоритм, как перенести слово. - Что делаем сначала? (читаем слово, делим на слоги, вспоминаем вариант для переноса, выбираем удобный, записываем слово) |
Организует первичное закрепление нового способа действия, вывешивает алгоритм переноса слов |
Выполняют задание учебника, используя новый способ действия |
5 мин |
|
7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону |
- Спишите со слайда предложение. (слайд 4) - Кому-нибудь понадобилось воспользоваться переносом слов с одной строки на другую? - Как вы перенесли это слово? |
Организует выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия |
Самостоятельно выполняют задание |
3 мин |
|
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
- Вам даны тексты других учеников. [Приложение 3] - Найдите в них ошибки в переносе слов. Предложите правильный вариант переноса. Далее идет проверка (слайды 5, 6, 7) |
Организует работу по вариантам |
Находят ошибки в предложенных фрагментах текста |
Прием «Лови ошибку» |
3 мин |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
- Давайте прочитаем стихотворение на стр.14 учебника упр. 1. - Как вы думаете, получит ли мальчик за перенос слов отметку «пять»? Почему? - Продолжите предложения. [Приложение 4, слайд 8] |
Организует рефлексию учебной деятельности |
Прием «Продолжи предложение» |
2 мин |
Приложение 1
Март, снеговик, лук, лепили, малыши, стая, сон, мороз, этаж
Приложение 2
Работа в парах
мороз малыши этаж лепили стая снеговик |
Приложение 3
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Приложение 4
Прием ««Продолжи предложение»»
Сегодня на уроке я узнал, ... .
Делить слова для переноса можно только по …….. .
Нельзя оставлять на строке …................или ……… на другую строку.
Слова, состоящие из одного слога переносить ……… .
Сегодня я понял, что ... пригодится мне в дальнейшей жизни.