Урок русского языка в 1 классе «Перенос слов»
Русский яз. 1 класс
Тема урока: « Перенос слов»
Цель: ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);
- каллиграфически правильно писать;
учебно-языковые умения:
- делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:
- составлять предложения из слов;
- правильно списывать слова и предложения;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы , используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы о результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
ХОД УРОКА
I. Психологический настрой на урок
- Отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска ее боится. (улыбка)
- Подарим друг другу улыбку.
Сегодня вместе с нашим другом Лунтиком мы устремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
Девиз урока: На доске: Наблюдаю – замечаю – размышляю - делаю выводы.
II. Актуализация и проверка опорных знаний. Словарная работа
Откройте тетради, возьмите ручки, сядьте прямо и запишите.
В . РОНА ЗА . Ц В . Р . БЕЙ П . ТУХ
- Назовите пропущенные буквы на слайде (учащиеся показывают буквы на веере).
- Что объединяет эти слова? (слова-предметы, отвечают на вопрос КТО?, одушевленные, животные)
- Найдите лишнее слово? (петух – домашнее животное, заяц – зверь)
- Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые?
- Разделите слова на слоги. (Проверка по образцу)
- Как определили в словах количество слогов? (Сколько гласных, столько и слогов)
III. Изучение нового материала
1.Постановка проблемного вопроса: Как переносить слова с «ь»?
-запись предложения (на доске, в тетради):
На лугу растут колокольчики.
- Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть?
- Что вы посоветуете Лунтику? (разделить слово на части, перенести)
- А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?
- Да, переносить слова надо по правилам.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Какие цели мы поставим?
- Чему будем учиться? (Будем учиться переносить слова)
- Тема нашего урока «Перенос слов с «ь».
- Прочитайте текст, записанный на карточке. Понаблюдайте, поразмышляйте, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.
РАБОТА В ПАРАХ
У ро|-зы ост|ры|е ши|-пы.
Бро|-дит ста|-до по лу|-гам.
( Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах)
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
Работа в тетрадях на печатной основе. Закрепление.
Упражнения на закрепление правила переноса.
Разделить слова для переноса: ручей, пень, болото, лес.
Слова пень и лес не делятся.
Вывод: слово из одного слога не переносится.
- Запишите эти слова в тетрадь, разделив черточками для переноса.
ФИЗМИНУТКА
2. Работа по теме урока. Открытие нового знания.
-Ребята, как вы думаете, есть ли ещё правила переноса слов? Сейчас мы в этом убедимся!
1. Прочитать слова. 2. Обратить внимание на выделенные буквы.
3. Посмотреть, где стоит знак переноса. 4. Сделать вывод.
У вас должно получиться правило переноса слов.
IV. Применение новых знаний.
Пчелёнок, друг Лунтика, ходит в Пчелиную Школу. Там он тоже изучал перенос слов. Послушайте, какая история с ним вышла.
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес: е – два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес: у – кол –
И получил за это «кол».
Опять я перенес: о – пять,
Теперь, наверно, будет «пять»?!
- Какое правило переноса нарушил Пчелёнок, что нельзя делать при переносе слов по слогам? (одну букву оставлять на строке)
Работа в парах. Задание: найти одушевлённые предметы;
1 вариант – выписать слова, которые нельзя делить;
2 вариант – выписать слова, разделить черточкой для переноса.
болото, оса, рак, жук, дуб, паук, пчела, жаба, пень.
V. Рефлексия.
-Какое новое открытие сделали на уроке?
- А когда вы будете использовать новые знания?
- Кому было интересно? Кому было трудно выполнять задание?
- На след. уроках мы будем тренироваться делить слова для переноса. Оцените себя.