12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Витальевна2375
Закончила Костромской государственный педагогический университет имени Н.А. Некрасова. Получила специальность «Педагогика и методика начального обучения» Квалификация по диплому «Учитель начальных классов и методист начального обучения»
Россия, Костромская обл., Кострома

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Костромы «Гимназия №25»

 Пояснительная записка

УМК: «Перспектива»

Тема урока: «Перенос слов. Деление слов с буквами й, ь, ъ для переноса».

Тип урока: комбинированный

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Блок: «Слог. Ударение». Тема: «Перенос слов», 3 урок по данной теме

Цель: формирование умения правильно переносить слова с одной строки на другую

Задачи:

Обучающие – умение переносить слова с одной строки на другую, формирование умения переносить слова с буквами й, ъ и ь;

Развивающие – развитие речи, логики, внимания, способности воспринимать и понимать прочитанное, рассуждать, обосновывать свой ответ;

Здоровьесберегающие – создание благоприятных условий для сохранения здоровья школьников на уроке, организация двигательной активности, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, ведение контроль над позой учащихся во время работы за партой.

Планируемые результаты:

Предметныевладение правилом переноса слов, умение переносить слова с одной строки на другую, осуществление пошагового контроля правильности выполнения переноса слов; умение выполнять звуковой анализ слова.

Метапредметные – понимание и сохранение учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах; построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, умение сравнивать, анализировать и обобщать; умение вести диалог.

Личностные – уважение к товарищам, умение работать в парах, группах; умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; самоорганизованность.

Используемая технология: проблемно – диалогическая, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве.

Цель применения дополнительных материалов на уроке: повышение  эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации),  расширение  объема предъявляемой учебной информации и кругозора обучающихся; улучшение  организации урока, повышение  интереса ребенка к изучению предмета, активизация творческого потенциала ученика; повышение уровня комфортности обучения.

Цель применения ИКТ на уроке: активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе

Используемое оборудование: Учебник «Русского языка» Л.Ф.Климанова,
Т.В. Бабушкина 2 класс, интерактивная доска

Конспект урока

*Курсивом выделены способы формирования метапредметных умений в начальной школе.

**Курсивом выделены метапредметные умения, которые формируются на данном этапе урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Психологический настрой

Психологический настрой

«Долгожданный дан звонок,

начинается урок»

Ученики находятся около своих парт. Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: организация своего рабочего места.

2.Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на уроке мы будем открывать новые знания.

Я желаю вам успехов и уверенности в себе.

Личностные: установление связи между учебной деятельностью и её мотивом

3.Актуализация знаний

 

Какую тему мы изучали на прошлом уроке русского языка?

Как переносят слова с одной строки на другую?

Сядет тот, чьё имя можно перенести: одним способом, двумя способами.

 

 

Почему, ребята, вы не сели?

 

Перенос слов.

 

 

По слогам.

 

Дети садятся за парты в соответствии с заданием.

 

 

Несколько детей остаются стоять (Лев, Юля)

Объясняют, что слово, состоящее из одного слога перенести нельзя. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить.

Познавательны: выделение необходимой информации, умение делить слова для переноса; построение цепочки рассуждений, доказательство.

Регулятивные: выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4. Чистописание.

 

Обведите узор слева направо только «глазами», а теперь справа налево.
(см. приложение 1)

 

 

 

Из какого элемента состоит узор?

Какие строчные буквы имеют этот элемент?

Вспомним, как правильно пишутся эти буквы, но сначала подготовим наши руки к работе.

Упражнение для кистей рук:

«Помоем» руки.

«Похвалим» тружениц.

 

 

Порадуемся предстоящей работе

 

 

 

 

 

Возьмите ручки и повторяйте за мной в воздухе написание буквы.

Учитель пишет букву мелом на доске и комментирует свои действия.

г – написать в тетради столько раз, сколько слогов в слове «ежи»

г – а теперь напишите столько раз, сколько способов переноса есть у этого слова

п - написать в тетради столько раз, сколько звуков в слове «ежи»

р - написать в тетради столько раз, сколько мягких согласныхзвуков в слове «ежи»

т - написать в тетради столько раз, сколько твёрдых согласных звуков в слове «ежи»

к - написать в тетради столько раз, сколько звонких согласных звуков в слове «ежи»

Возьмите красный карандаш и обведите у себя в тетради самую красивую букву.

Если вы довольны своей работой, похвалите себя.

Дети обводят узор «глазами» в соответствии с заданием.

Личностные: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления глаз.

Узор состоит из прямой линии с закруглением вверху и внизу.

Строчные буквы: г, п, р, т, к

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети изображают мытьё рук

Гладят ладонью правой руки тыльную сторону левой и наоборот.

Трут ладонью об ладонь

Личностные: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления кистей рук.

Дети ставят ведущую руку на локоть и в воздухе повторяют за учителем написание буквы.

 

 

 

 

 

Дети пишут в тетради букву «г» два раза (е – жи).

 

Дети объясняют, что это слово перенести нельзя.

 

 

Пишут в тетради букву «п» четыре раза [й’эжы]

 

Пишут в тетради букву «р» один раза. Объясняя [й’] - мягкий согласный звук.

 

Пишут в тетради букву «т» один раза. Объясняя [ж] - твёрдый согласный звук

 

Пишут в тетради букву «к» два раза. Объясняя [й’] и [ж] - звонкие согласные звуки

 

Самооценка

 

 

 

Дети гладят себя по голове.

Регулятивные: понимание, принятие и сохранение учебной задачи; умение оценить свою учебную деятельность.

Познавательные: соотношение информации с имеющимися знаниями, опытом; деление слов на слоги и для переноса, выполнение звукового анализ слова, выполнение логических действий с языковым материалом: проведение анализа, синтеза, подвести под понятие, умение доказывать, делать выводы и т.д.

5.Орфографическая минутка.

Возьмите карточки, которые лежат на ваших партах (см. приложение 2).

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Работа в парах.

 

Что общего у слов?

 

 

 

Что ещё общего у слов?

 

Запишите слова в алфавитном порядке, орфограмму выделите.

 

Какое слово лишнее? Почему?

Какое слово ещё может быть лишним? Почему?

 

На какие две группы можно поделить слова?

 

На какие ещё две группы можно поделить слова?

 

Найдите слово, где все согласные звуки мягкие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со словом щавель устно составьте предложение по цели высказывания вопросительное, по интонации невосклицательное.

Пара, которая готова отвечать, поднимает вверх соединённые руки.

Коммуникативные: ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с товарищем в паре

На карточке записаны словарные слова, слова с непроверяемым безударным гласным в корне.

 

Имена существительные, в единственном числе.

Дети по цепочке выходят к доске, записывают слова, остальные в это время пишут в тетради.

Пальто – среднего рода, а все остальные мужского.

Рисунок – состоит из трёх слогов, а все остальные из двух.

 

Одушевлённые (герой, отец, петух), а все остальные неодушевлённые.

Ударение падает на первый слог (сахар, ужин), а у всех остальных на второй.

[щ’ав’эл’] - щавель

Коммуникативные:умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные:умение строить рассуждения, основываясь на изученном материале.

Познавательные: определение отличительных особенностей слов и умение обосновывать своё мнение; повторение понятий: им. существительное, число, род, одушевлённые и неодушевлённые, закрепление умений делить слова на слоги, ставить ударение, делать звуковой анализ слова; расставлять слова в алфавитном порядке.

Выполнение логических действий с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подведение под понятие, умение доказывать, делать выводы и т.д.

Дети составляют предложения в соответствии с заданием.

Познавательные: определение отличительных особенностей предложений по цели высказывания и по интонации. Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

6. Повторение и закрепление материала прошлого урока.

 

Почему слова «отец и ужин» я объединила в одну группу, а все остальные слова в другую?

Устно поделите остальные слова для переноса.

 

 

 

 

 

Слова «ужин и отец» нельзя перенести с одной строки на другую, а все остальные можно.

 

 

Ученики устно делят слова для переноса.

Познавательные: умение переносить слова и обосновывать своё мнение правилом; выполнение логических действий с языковым материалом: умение проводить анализ, синтез, подведение под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Регулятивные: понимание, принятие и сохранение учебной задачи; действие по плану.

7. Физкультминутка

Если я называю слово, которое можно перенести, вы встаёте на носочки, руки вытягиваете вверх. Если я называю слово, которое нельзя перенести, вы приседаете.
(см. приложение 3)

Дети выполняют упражнения в соответствии с заданием.

Личностные: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления.

Регулятивные:выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: знание правила переноса слов

8 Первичное усвоение новых знаний.

Работа по группам.

 

Работа в группах.

Поделить слова для переноса. Сделать вывод, что общего у слов при переносе.
(см. приложение 4)

Учитель напоминает о правилах работы в группе:

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен - предлагай

Класс делится на 3 группы по рядам.

 

 

 

 

Внутри групп идёт распределение обязанностей (один руководит, один пишет, один будет отвечать у доски, рассуждают все вместе)

Исследовательская работа детей в группах.

Защита работ. 1 группа: букву й никогда не отделяют от буквы, которая стоит перед ней. 2 группа: букву ь знак никогда не отделяют от буквы, которая стоит перед ней. 3 группа: букву ъ знак никогда не отделяют от буквы, которая стоит перед ней.

Познавательные: выбор способа переноса слов, умение строить рассуждения, основываясь на изученных правилах. Регулятивные:решение учебной задачи, определение плана выполнения заданий.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли полно и точно,ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с товарищем в группе.

Личностные: ученик учится или получает возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа с учебником.

 

 

 

Проверим ваши выводы с правилом в учебнике. Откройте учебник на странице, номер которой состоит из
8 дес.5 ед.

Прочитайте «Шаги к умению»

Один ученик называет номер страницы 85. Дети читают правило переноса слов с й, с ь и ъ знаками.

Познавательные: повторение понятий

Регулятивные:осуществление решения учебной задачи под руководством учителя через диалог.

10. Продолжение закрепления знаний.

Работа с использованием интерактивной доски.

 

Учитель использует электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климанова Сайт http://1- 4.prosv.ru

(приложение 5) "Помоги Мамлыне" Выбрать слова, которые можно переносить.

Дети по цепочке выходят к интерактивной доске, выбирают слово, которое можно перенести.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные:умение строить рассуждения, основываясь на изученных правилах

Регулятивные:выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

11. Итог урока.

Назовите правила переноса слов

Слова переносят по слогам.

Одну букву не оставляют и не переносят на строку. Буквы й, ъ, ь никогда не отделяют от буквы, которая стоит перед ними.

Познавательные: осознанное построение высказываний.

Регулятивные: умение осуществлять контроль

12. Рефлексия.

Если высказывание верное, хлопаете в ладоши:

1. Переносим слова с одной строки на другую по слогам.

2. Одну букву можно оставить на строке.

3. Букву й никогда не отделяют от буквы, которая стоит перед ней

4. Буквы ъ, ь при переносе слова отделяют от буквы, которая стоит перед ними.

Кто хочет поблагодарить соседа за работу, пожмите ему руку.

Дети хлопают в ладоши в соответствии с заданием.

Регулятивные: оценивание своей работы.

Коммуникативные: умение выражать благодарность.

13. Домашнее задание

Упр. № 193

Дети записывают задание в дневники


Приложение
DOCX / 534.89 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.