Исследовательская работа по литературе на тему «Метод "диалектика души" в трилогии Л.Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность"»

6
0
Материал опубликован 14 February 2021

Исследовательская работа по литературе

Тема: Метод «диалектика души» в трилогии Л. Н. Толстого

«Детство. Отрочество. Юность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


 

ВВЕДЕНИЕ …………………….........................................………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ТЕМА ДЕТСТВА, ОТРОЧЕСТВА И ЮНОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА ……………………………............................................................................………….. 7 

«Детский и юношеский мир» в творчестве русских писателей второй половины XIX века …...................................……………………………………........................................… 7

Особенности воплощения темы детства в творчестве Л. Н. Толстого ………………………………....................................……………………........................………… 12

ГЛАВА 2. ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ЕГО ТРИЛОГИЯ «ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ» ……………………………………………............................................................................…. 18

2.1. «Детство. Отрочество. Юность» в творческом наследии писателя................  18

2.2. «Диалектика души» как определяющий метод в создании образа главного героя трилогии Льва Толстого ………………………………..........................................… 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….....................................……….. 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………….....................................……… 33


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ВВЕДЕНИЕ

Художественное наследие великого русского писателя второй половины XIX века JIьва Николаевича Толстого – это одна из ярчайших страниц в истории не только русской, но и всей мировой культуры. Каждое произведение этого удивительного писателя вызывало неподдельное восхищение современников, внимательно следивших за всем, что выходило из-под его пера. Величайшие произведения, созданные гением Льва Толстого, и в настоящее время остаются актуальными и интересными для уже нового поколения его поклонников и почитателей.

Парадоксальная картина сложилась в период вступления Л.Н. Толстого на литературное поприще: первое же художественное произведение принесло ему не только необычайно широкую известность среди читающей публики, но и совершенное признание маститых писателей этого времени.

Автобиографическая трилогия Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность» посвящена извечной теме взросления человека. Главный герой трилогии Николенька Иртеньев воспроизведенный Толстым – это отнюдь не образец совершенства. Он так же как все ошибается, запутывается в своих отношениях с близкими, друзьями и родными, очень часто делает неверный выбор. Но именно поэтому его история становления и взросления – это история искренней детской дружбы и любви, первого большого горя и первых неудач вступления во взрослую жизнь - интересна и нашим современникам, узнающим очень часто в этом мальчике из далекого XIX века себя.

Автобиографическая линия повествования, избранная автором, тонко и уместно соединяется здесь с постановкой глубоких нравственных проблем. Эпизоды из жизни главного героя Николеньки Иртеньева: детские шаловливые игры, первая охота и первая робкая влюбленность, непростые и по-детски наивные отношения с друзьями, серьезные переживания, какие-то сомнения и откровенная борьба со своим внутренним «я» - постепенно складываются в историю не только взросления, но и формирования и становления личности.

Главной целью самого писателя в каждой части этой автобиографической трилогии было глубокое исследование внутреннего мира человека, поиски смысла существования, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия. Современник Льва Толстого Н.Г. Чернышевский в своей работе «Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого» назвал это умение писателя проникнуть в самую суть психологии «диалектикой души».1

Актуальность исследования определяется особенностями современного этапа изучения творческого наследия Толстого, на основе подготовленного и опубликованного Российской академией наук Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого в ста томах. Изданные тома, включающие ранние произведения писателя, ввели в научный оборот вновь выверенные тексты и черновые редакции и варианты повестей Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», дали новое текстологическое обоснование истории их текста, что позволяет подвести некоторые итоги в изучении автобиографической трилогии.

Методологической основой исследования стали научные труды отечественных ученых, литературоведов. Литературная критика, сразу же обратившая внимание на произведения молодого писателя, обязательно отмечала художественные особенности одного из первых литературных шедевров Льва Толстого. История изучения этого произведения весьма продолжительна, она связана с именами многих авторитетных критиков и исследователей творчества Л.Н. Толстого, среди которых можно назвать Н.Г. Чернышевского, Н.Н. Гусева,2 Б.М. Эйхенбаума, Е.Н. Купреяновой, Б.И. Бурсова,3 Я.С. Билинкиса,4 И.В. Чуприной, М.Б. Храпченко, Л.Д. Громовой-Опульской. В многочисленных работах этих известных литературоведов убедительно доказано не только художественное совершенство трилогии, но и глубина идейного содержания всего произведения и каждой повести в отдельности.

Объект данного исследования – творчество Льва Николаевича Толстого.

Предмет исследования – автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Цель данного исследования – знакомство с особенностями изображения «диалектики души» в трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Данная цель определила постановку следующих задач:

познакомиться с литературно-критическими работами, посвященными изучению трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»;

рассмотреть особенности детской темы в русской литературе второй половины XIX века;

определить особенности детской темы в творчестве великого русского писателя Л.Н. Толстого;

рассмотреть творческую историю трилогии «Детство. Отрочество. Юность»;

дать понятие «диалектики души» в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого.

Методы исследования определены спецификой предмета исследования и поставленными задачами: метод системного анализа, метод теоретического исследования.

В качестве методологической базы исследования использовались труды известных теоретиков и историков литературы: Б.И. Бурсова,5 М.В. Грицановой, Л.Д. Громовой-Опульской,6 Н.Н. Гусева,7 Е.Н. Купреяновой,8 Н.П. Лощинина, Е.В. Николаевой,9 Н. И. П. Павлова, Л.Н. Савиной, И.В. Чуприной, Б.М. Эйхенбаума.10

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что в ней сделана попытка обобщить имеющийся теоретический материал, систематизировать труды классиков; общих и специальных работ; периодической печати и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и основные положения работы, а также наблюдения, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории русской литературы, посвященных изучению литературного процесса середины XIX века, а также в практической работе учителя русского языка и литературы.

Поставленным целям и задачам соответствует структура работы, в которой выделяются две главы, дающие ответ на заявленную тему исследования. Каждая глава завершается выводами, сделанными в результате анализа исследуемого материала. Основной части работы предшествует вступление, в котором определяется актуальность исследования, его теоретическая значимость, а также обозначается предмет и объект исследования, цель и задачи выполняемой работы. Заключение является завершением данной работы, и оно включает в себя обобщающие выводы всего исследования.

 


 

ГЛАВА 1. ТЕМА ДЕТСТВА, ОТРОЧЕСТВА И ЮНОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

1.1. «Детский и юношеский мир» в творчестве русских писателей второй половины XIX века

Детство и юность как особый предмет художественного изображения в произведениях русских писателей оказались в центре внимания литературной критики уже довольно давно. Особенности изображения этого периода жизни человека в произведениях выдающихся писателей второй половины XIX века отмечались в многочисленных исследованиях в области русской литературы. Среди самых первых можно отметить статью О. Миллера «Дети в сочинениях Ф. М. Достоевского», опубликованную в журнале «Женское образование» (№№ 2-3, Санкт-Петербург, 1882 год). В 1907 году появляется работа Р. А. Янтарёвой «Детские типы в произведениях Достоевского».

В середине прошлого столетия обращают на себя внимание работы Б. Тарасова «Будущее человечество...», а также эта тема становится главной и в статье Ю. Карякина «Всё – дитё». «В течение столетий русское детство было: 1) сословным; 2) семейным, т.е. выпестованным многолюдным родовым гнездом; 3) мирским, т.е. включённым в естественную социальную общность; 4) трудовым, участвующим в посильной и необходимой работе в своём (мирском) хозяйстве; 5) верящим в Бога (т.е. в высшие смыслы жизни)», - так определяет особенности изображения детства в литературе XIX века В. Акимов своей работе «Из размышлений о русском детстве». 11

Сегодня уже вполне определенно можно говорить об очень глубоких основах, положенных в изучение этой темы, а также о целых направлениях ее научного осмысления.

Детская тема становится одной из важных и даже ведущих в русской литературе только во второй половине XIX века. Именно в этот период отмечается появление художественных произведений, в которых личность ребенка или подростка выдвигается на первый план. Детство как важнейшая нравственно-философская и духовно-нравственная тема становится постоянной темой творчества отечественных писателей. К ней обращались такие выдающиеся мастера, как С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, Н.Г. Гарин-Михайловский, И.А. Бунин и др.

Среди высокохудожественных произведений, имеющих прямое отношение к миру детства и юности, выделяются рассказы «Петербургские шарманщики» и «Деревня» Д.В. Григоровича; сборник рассказов «Бежин луг» И.С.Тургенева. В романе русского писателя И.А.Гончарова «Обломов» особо выделена глава «Сон Обломова», в которой писатель не только подробно рисует идиллические картины детства маленького Илюши Обломова, но и, используя особые художественные приемы, объясняет истоки характера главного героя.

В 50-е годы XIX века А.И. Герцен опубликовал первую часть своей эпопеи «Былое и думы» — «Детская и университет», в которой было сделано авторское осмысление детства и юности в жизни каждого человека. Впервые к детской теме А.И. Герцен обращается еще в 1840-е годы, в своем произведении «Записки одного молодого человека». В предисловии к своим «запискам» автор сообщает, что начал писать воспоминания в «грустную, томную, бесцветную эпоху жизни»10, когда он сам почувствовал необходимость на какой-то миг сделать остановку и оглянуться назад, на свое прошлое, пока «подольется вешняя вода и смоет с мели мою барку»11. Именно таким образом Герцен сумел обозначить важную причину, а также цель появления своих воспоминаний: главный герой находится на перепутье жизни, когда еще нет ничего определенного в будущем. Это, как замечает автор, и побуждает его оглянуться назад для того, чтобы осмыслить прошлый жизненный опыт.

Тема детства становится одной из ведущих также в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Определяя своеобразия темы детства в творчестве Льва Толстого, Архангельская Т.Н. в своей работе «О некоторых яснополянских деталях в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» // Толстой и о Толстом» отмечает особенность изображения этой темы в произведениях Федора Михайловича. По этому поводу она пишет: «Нет более или менее важной для писателя мысли, которая не соприкоснулась бы так или иначе с темой детства, и нет ни одного, самого, казалось бы, незначительного, в эпизоде мелькнувшего детского образа, который не прояснял бы нечто очень для него существенное; и это в равной степени относится как к художественному, так и к публицистическому творчеству Достоевского».12

Эпоха детства становится особенно значимой для Достоевского в перспективе всей жизни человека. Об этой значимости он неоднократно упоминает не только в своих художественных произведениях, но и в «Дневнике писателя»: «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек»13; «самые сильнейшие и влияющие воспоминания почти всегда те, которые остаются из детства».14

Однако тема детства и юности в творчестве Ф.М. Достоевского разрабатывается в определенном аспекте: писатель концентрирует свое внимание, прежде всего, на теме детских страданий: «Нищие обездоленные дети появляются в каждом романе. Мучения детей соотносятся в художественном мире писателя со страданиями Иисуса Христа: ребенок для него — «образ Христов на земле».15

Любимый детский возраст Достоевского — дети до семи лет и дети двенадцати-тринадцати лет. О первых он говорит устами своего героя Ивана Карамазова так: «Дети, пока дети, до семи лет, например, страшно отстоят от людей: совсем будто другое существо и с другой природой».16

Подросток Достоевского - это уже душевно ломкий и неравномерный, ещё сохранивший связь с детской невинностью и вместе с тем более открытый искушениям дурного, чем в период своего детства.

Пытаясь объяснить причины детских страданий, Ф.М. Достоевский пишет: «Современное русское семейство становится всё более и более случайным. Именно случайное семейство – вот определение современной русской семьи. Старый облик свой она как-то вдруг потеряла…».17 По мысли Достоевского, никогда в предшествующие периоды русской истории семейство «не было более расшатано, разложено, более не рассортировано, не оформлено, как теперь».18

Поэтому писатель и делает вывод о том, что дети в «случайных семействах» не сохраняют духовных и нравственных связей с отцами и вступают в жизнь, ничем не связанные с прошлым, с семьёй, с детством. А значит, они выходят во взрослую жизнь бездуховными.

Вместе с тем Достоевский со свойственным ему глубоким пониманием человеческой души подмечает многие особенности психологии формирующейся личности ребёнка.

К детству и юности как главным и определяющим периодам, которые формируют будущую личность, обращается и М.Е. Салтыков-Щедрин, и, прежде всего, это происходит в романе «Господа Головлёвы». В своем произведении С-Щедрин показал детство всех своих «выморочных» героев. Тем самым писатель дал понять каждому своему читателю, что именно с этого момента определяется будущее каждого человека, его нравственный идеал.

Существенный вклад в развитии этой темы, в осознание самоценности детства, в художественное освоение образа ребенка внес С.Т. Аксаков. В своей повести «Детские годы Багрова – внука», которая представляет собой историю формирования детской души, он уделил большое внимание среде, в которой ребенок живет и получает свои первые впечатления. В произведении получила развитие мысль о том, что для благополучного развития ребенка, нравственного становления необходимо создание обстановки психологического комфорта, атмосферы любви и заботы о формировании внутреннего мира ребенка, подроста, юноши.19

В произведениях В.Г. Короленко, И.С. Тургенева, А.П. Чехова дети изображены в соответствии со своими возрастными психологическими особенностями, со своей социальной принадлежностью. В произведениях этих писателей отчетливо звучит мысль о том, что положение ребенка трактуется как показатель гуманности общественного устройства, будущего благополучия или неблагополучия всего общества.

Антон Павлович Чехов в многочисленных своих рассказах, посвященных детям и подросткам, смог раскрыть сложную диалектику взаимоотношений взрослого и ребенка. Именно А.П. Чехов своими произведениями констатировал явный факт, сложившийся к концу XIX века в обществе, равнодушия взрослых к внутреннему миру детей и подростков. Мастерство Чехова – психолога проявляется в глубокой индивидуализации созданных им детских образов, в их социальной и возрастной очерченности.20

В русской литературе конца XIX века получает развитие жанр социального рассказа, в котором главным предметом изображения становится характер ребенка или подростка, сформированный неблагоприятными социальными обстоятельствами. Куприн А.И., Мамин-Сибиряк Д.Н., А.С. Серафимович разрабатывают тему обездоленного детства. В их произведениях «Белый пудель», «Вертел» и других рассказах и повестях образ ребенка, как главной составляющей общественного устройства, показан на фоне социальных неурядиц, что в конечном итоге приводит к разрушению и оскудению души маленького человека.

Ребенок, созданный на страницах самых выдающихся произведений XIX века, не дает возобладать злу, помогает возвратиться миру взрослых к высшим ценностям бытия, при этом восстанавливая сердечную теплоту христианской любви и веры. Общность позиций всех художников слова этого литературного периода в понимании и оценке детства является доказательством глубины понимания его как самого главного нравственного ориентира, важной точки опоры в судьбе не только отдельного человека, но и целого народа.

Важно отметить, что все произведения русской классической литературы второй половины XIX века, на страницах которых возникает образ ребенка, подростка, юноши, объединяет желание показать богатство их душевного мира, способность на самооценку и саморазвитие в разные периоды своего духовного становления.

Подлинное открытие мира детства и отрочества в русской литературе связано с именем великого русского писателя льва Николаевича Толстого. Появление его автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность» продемонстрировало совершенно новый подход к теме детства, отрочества и юности. Впоследствии эта тема получает философское и психологическое звучание. Им создаются выдающиеся образцы литературы для детей и о детях.

1.2. Особенности воплощения темы детства в творчестве Л. Н. Толстого

Тема детства глубоко органична для всего творчества Льва Толстого и выражает характерные черты его личностных воззрений на человека и общество. Детство в понимании Л.Н. Толстого связано с чистотой, искренностью, нетерпимостью к фальши. Писатель очень часто говорил, что если бы ему предоставили выбор: населить мир ангелами, никогда не меняющимися, совершенными, но не имеющими детей, или оставить мир как есть, с его несовершенством, но с чистыми детскими душами, то он бы выбрал последнее, настолько важным для него было присутствие детей в мире взрослых.

Возможно, поэтому в его произведениях много образов детей. Открывает галерею детских героев Николенька в знаменитой трилогии «Детство. Отрочество. Юность», затем Сережа в романе «Анна Каренина», образы детей в сказках и «народных рассказах» Толстого. Но из всех произведений больше всего образов детей в «Войне и мире».

Ранние исследователи творчества Толстого, его современники называли его произведения «верхом совершенства, как в психологическом, так и в художественном отношении»: «Что за выразительность и образность языка, что за сила, сжатость, простота и вместе с тем изящество речи... В каждой мысли, в каждом рассказце есть и мораль... притом она не бросается в глаза, не надоедает детям, а скрыта в художественном образе, а потому так и просится в душу ребенку и глубоко западает в ней».21

Льву Толстому первому принадлежит попытка выработки универсального языка для детских произведений – лаконичного, емкого, выразительного, и особой стилистической организации детской прозы, учитывающей тип и темпы психологического развития ребенка.

Во всем творчестве Толстого отчетливо намечаются два основных направления, два русла развития «детской» темы, содержащие в себе различные подходы к предмету и отражающие творческие искания писателя различных периодов его жизни.

Первая группа - это произведения Толстого о детях. К ним относятся, прежде всего, повести «Детство», «Отрочество» и «Юность».

Другая значительная заслуга Л.Н. Толстого в развитии темы детства состоит в создании им развернутого цикла произведений для детей, к которым относятся «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения» и повесть «Кавказский пленник».

Наряду с обобщенностью быта и лаконичными характеристиками, даже в самых кратких своих рассказах Толстой вводит напряженную драматичность повествования. Любое, даже пяти-восьми строчное, произведение писателя содержит всегда законченный рассказ о случае, а в сюжете всегда присутствует напряженный кульминационный пункт.

При всем том, стараясь пробудить в читателе жалость и сострадание, Л.Н. Толстой подчеркивает, что чувство любви и жалости чаще встречается в душе ребенка, чем в душе взрослого. Взрослые люди уже испорчены. Ими зачастую движет корысть и жажда наживы. Часто дети по уму и самообладанию превосходят взрослых. Например, в рассказе «Пожар» мальчик Ваня спасает из горящей избы двух детей, причем бабушка, который разбудил вбежавший в горящий дом мальчик, увидев пожар, растерялась, потеряла самообладание, забыла про детей и побежала на двор за народом.

В «Русской книге для чтения» читатель открывает для себя множество ярких и запоминающихся детских образов таких, среди них всегда популярный деревенский малыш Филиппок, который в большой отцовской шапке, преодолевая страх и отбиваясь от злых деревенских собак, идет в школу. Мальчик Вася из короткого рассказа «Котенок» защищает от охотничьих собак маленького зверька, а сын капитана из рассказа «Прыжок» должен преодолеть себя и решиться на поступок.22

Особый детский мир предстает со страниц самого великого творения Льва Толстого романа «Война и мир». В «Войне и мире» много образов детей, можно даже сказать, что особый «детский мир» - один из составных миров произведения.

Все лучшие герои этого произведения чисты душой, как дети, искренни, способны на безоглядное чувство, главное - в их восприятии окружающего мира есть что-то наивно детское. Пьеру Безухову свойственна детская доверчивость и незащищенность, очень похожа в этом с ним и Наташа Ростова. Самый образованный, умный, сильный духом герой Л.Н. Толстого – это Андрей Болконский. Но именно ему в высшей степени свойственно детское, непосредственное чувство природы. Облака, река, дуб – целый мир природы разговаривает с ним.

В этом произведении своих любимых героев Лев Николаевич часто сравнивает с детьми. Наташа плачет «как ребенок», когда Пьер улыбается, исчезает серьезное, даже угрюмое выражение лица и появляется другое «детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения». «Особый, невинный, ребяческий вид» замечает Наташа в князе Андрее, и это даже во время его тяжелой предсмертной болезни. Улыбка князя Андрея «мужская и вместе детская». Вспоминая о своей любви к Наташе, князь Андрей всегда связывает это чувство с лучшим, что есть в нем, со своим детством.

Даже перед смертью «все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, - представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность».23

Выражая свое отношение к теме детства в русской литературе, Лев Толстой признавался: «Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».24

Тема детства, возникшая в самом начале писательского пути, смогла связать в единое целое всё творчество Льва Николаевича Толстого, став «первоэлементом», из которого была выстроена художественная концепция самобытного художника слова.

Повести «Детство», «Отрочество» и «Юность» явились эпохальными для развития темы детства в русской литературе второй половины XIX века и оказали колоссальное влияние не формирование аналогичной темы в творчестве В.Г. Короленко, Д.В. Григоровича, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.П. Чехова и А.И. Куприна.

 

Выводы по первой главе:

Детство как важнейшая нравственно-философская и духовно-нравственная тема становится постоянной темой творчества русских писателей второй половины XIX века. К ней обращались такие выдающиеся мастера русского слова, как С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, Н.Г. Гарин-Михайловский, И.А. Бунин и другие.

Подлинное открытие мира детства и отрочества в русской литературе связано с именем великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Появление его автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность» продемонстрировало совершенно новый подход к этой теме. Впоследствии эта тема в его творчестве получает философское и психологическое звучание. Великим русским писателем создаются выдающиеся образцы литературы для детей и о детях.

Детство в понимании Л.Н. Толстого связано с чистотой, искренностью, нетерпимостью к фальши. Писатель очень часто говорил, что если бы ему предоставили выбор: населить мир ангелами, никогда не меняющимися, совершенными, но не имеющими детей, или оставить мир как есть, с его несовершенством, но с чистыми детскими душами, то он бы выбрал последнее, настолько важным для него было присутствие детей в мире взрослых.

Во всем творчестве Толстого отчетливо намечаются два основных направления, два русла развития «детской» темы, содержащие в себе различные подходы к предмету и отражающие творческие искания писателя различных периодов его жизни.

Особый детский мир предстает со страниц самого великого творения Льва Толстого романа «Война и мир». В «Войне и мире» много образов детей, можно даже сказать, что особый «детский мир» - один из составных миров произведения.

Тема детства, возникшая в самом начале писательского пути, смогла связать в единое целое всё творчество Льва Николаевича Толстого, став «первоэлементом», из которого была выстроена художественная концепция самобытного художника слова.

Повести «Детство», «Отрочество» и «Юность» явились эпохальными для развития темы детства в русской литературе второй половины XIX века. Одновременно эти повести стали важным этапом в становлении писательского мастерства Л.Н. Толстого, где, по словам Н.Г. Чернышевского, отразилась «диалектика души» мальчика, подростка и юноши Николеньки Иртеньева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ЕГО ТРИЛОГИЯ «ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ»

2.1. «Детство. Отрочество. Юность» в творческом наследии писателя

Трилогией «Детство. Отрочество. Юность» всегда открывается первый том всех изданий собрания сочинений Льва Николаевича Толстого. Это относится не только к тем изданиям, которые печатались при его жизни, но и к тем, что выходят в наши дни. Романы и повести, которые были созданы в пору творческого расцвета, не смогли заслонить собой значимость и величие этой первой книги, этого шедевра русской реалистической прозы, с которым Лев Толстой «сразу выступил на свой настоящий путь, без тех исканий, блужданий, уклонений в сторону, какими обычно начинают свою литературную деятельность крупные писатели-художники. У него не было ни подражательного периода, ни слабых опытов».25

Трилогия, которую нередко литературная критика называет «элегией в прозе», была задумана писателем как роман или, если точнее, как эпопея развития человеческого характера в пору детства, отрочества, юности, молодости, поэтому в черновых вариантах можно встретить название «Четыре эпохи развития». Однако этот первоначальный замысел не был реализован в полной мере, оставшись, как и многие поздние замыслы великого писателя, лишь в планах, набросках и черновиках.

Над своей первой книгой из всей трилогии Лев Толстой работал с большим напряжением и тщательностью. Все произведение, повествующее о жизни героя от детских лет до возмужалости, создавалась поначалу в виде «записок», или писем, к другу, т. е. в форме автобиографического рассказа от первого лица. Истоки замысла можно определенно связывать с дневниковыми записями конца декабря 1850 года, когда дважды автором было отмечено задание: «Писать первое письмо».

Одновременно с работой над «Детством» были составлены два плана всей книги, включавшей, по замыслу автора, еще три части - это «Отрочество», «Юность», «Молодость».

Достоверно известно, что в 1852 году Лев Толстой перерабатывал «Детство» дважды: 21 марта - 30 мая была создана вторая редакция, а в первых числах июля закончена третья, которая и была отправлена Н. А. Некрасову для публикации в журнале «Современник».

В сопроводительном письме к авторской рукописи говорилось: «Милостивый государь! Моя просьба будет стоить вам так мало труда, что, я уверен, вы не откажетесь исполнить ее. Просмотрите эту рукопись и, ежели она не годна к напечатанию, возвратите ее мне. В противном же случае оцените ее, вышлите мне то, что она стоит по вашему мнению, и напечатайте в своем журнале. Я вперед соглашаюсь на все сокращения, которые вы найдете нужным сделать в ней, но желаю, чтобы она была напечатана без прибавлений и перемен.

В сущности, рукопись эта составляет 1-ю часть романа — «Четыре эпохи развития»; появление в свет следующих частей будет зависеть от успеха первой».26

Некрасов сразу же высоко оценил это произведение Л.Н. Толстого и немедля решил напечатать его в своем журнале. Об этом он тотчас известил самого Льва Толстого и просил присылать последующие части «романа»: «Не зная продолжения, не могу сказать решительно, но мне кажется, что в авторе ее есть талант. Во всяком случае, направление автора, простота и действительность содержания составляют неотъемлемые достоинства этого произведения... И роман ваш и талант меня заинтересовали. Еще я советовал бы вам не прикрываться буквами, а начать печататься прямо с своей фамилией».27

Получив 29 августа 1852 года это письмо, Лев Николаевич был, как отмечено в дневнике, «обрадован до глупости».28

6 сентября 1852 года девятый номер «Современника» с повестью Толстого, которая была переименована редакцией из «Детства» в «Историю моего детства», появился в свет. Именно эта дату следует считать днем рождения Толстого-писателя.

Первая повесть Толстого была высоко оценена не только редакцией «Современника», но и литературной критикой тех лет. «Детство» было напечатано в сентябре 1852 г., а уже в октябре «Отечественные записки» поместили обстоятельный разбор, принадлежащий С. С. Дудышкину (статья появилась без подписи).

«Давно не случалось нам читать произведения более прочувствованного, более благородно написанного, более проникнутого симпатией к тем явлениям действительности, за изображение которых взялся автор, — писал Дудышкин. — ...Если это первое произведение г. Л. Н., то нельзя не поздравить русскую литературу с появлением нового замечательного таланта».29

Работа над «Отрочеством» началась после того, как «Детство» увидело свет в «Современнике». Вторая часть будущей трилогии была начата в ноябре 1852 года. Уже 29 ноября был сделан первый набросок. В автографе заголовок: «1-я глава. Учитель француз. Действие происходит в Москве, четыре года спустя после смерти maman. Второе начало озаглавлено «Отрочество» и начинается словами: «Мы все опять [живем] в Москве...».30

В девятом номере «Современника» за 1854 год, где появилось «Отрочество», было сделано редакционное примечание: «В «Современнике» 1852 года, № 9, помещен был рассказ «Детство», без сомнения, оставшийся в памяти у читателей нашего журнала. Этот рассказ был, собственно, началом романа, которого общее заглавие «Четыре эпохи развития». Ныне мы представляем вторую часть этого романа, имеющую, подобно первой, интерес и как отдельное целое».31

Еще в 1852 году, после того как было напечатано «Детство», Н.А. Некрасов рекомендовал нового автора «Современника» И. С. Тургеневу Тургенев в ответ на это написал: «Ты прав — этот талант надежный... Пиши к нему — и поощряй его писать. Скажи ему, если это может его интересовать, — что я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему».32 В одном из писем 1853 года Иван Сергеевич Тургенев назвал «Детство» «прелестной повестью».

Когда появилось «Отрочество», Тургенев сам обращал внимание своих корреспондентов на эту повесть, утверждая, что в лице Толстого появился в русской литературе настоящий «преемник Гоголя». А в одном из своих писем в декабре 1854 года по поводу второй части трилогии И.С. Тургенев написал из Петербурга: ««Отрочество» произвело здесь глубокое впечатление — Лев Николаевич стал во мнении всех в ряду наших лучших писателей — и теперь остается ему написать еще такую же вещь, чтобы занять первое место, которое принадлежит ему по праву — и ждет его».33

Восторженная статья об «Отрочестве» появилась в «Отечественных записках». Критик С. С. Дудышкин называл автора повести «истинным поэтом», отмечал «талант неоспоримый», «мастерство рассказа», «умную наблюдательность»: «Ни одного слова лишнего, ни одной черты ненужной и ни одной фразы без картинки или без цели».34 По мнению Дудышкина, Толстой рисует «нашу русскую картину» и вместе с тем выступает «глубоким наблюдателем в жизни общечеловеческой натуры». Но, как и Анненков, Дудышкин считал, что Толстой — «исключительно художник», такой же, как Фет.35

Сочувственные отзывы об «Отрочестве» появились в «Петербургских ведомостях», «Москвитянине», «Пантеоне», «Библиотеке для чтения».

Первого марта 1855 года уже была начата третья часть трилогии повесть «Юность», датой ее окончания считается 24 сентября 1956 года.

Заключительная часть трилогии, «Юность», была встречена критиками тех лет неоднозначно. Хотя известный в XIX веке литературный критик А.В. Дружинин, современник Льва Толстого, писал: « Задача Ваша ужасна, и Вы ее выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности».36

Статья Н.Г. Чернышевского «Детство и Отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», появившаяся в декабрьском номере «Современника» за 1856 год, оказалась самой точной и выразительной характеристикой первого творения Льва Толстого. Рецензируя «Детство и Отрочество», ведущий критик тех лет определил суть художественного новаторства молодого писателя двумя терминами - «… глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства».37 Именно в этой статье великий критик отметил, что «графа Толстого в этом произведении всего более занимал сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…».38

Завершил критик статью словами об «истинном таланте», «замечательном таланте» Толстого — «настоящего художника». И восклицал: «Какая прекрасная надежда для нашей литературы, какие богатые новые материалы жизнь даст его поэзии! Мы предсказываем, что все, данное доныне графом Толстым нашей литературе, только залоги того, что совершит он впоследствии; но как богаты и прекрасны эти залоги!»39 (с. 64).

2.2. «Диалектика души» как определяющий метод в создании образа главного героя трилогии Льва Толстого

Главной целью всей трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» становится показ развития человека как личности в пору его основных этапов взросления: детства, отрочества и юности. Именно в эти жизненные периоды, по мнению Толстого, человек наиболее полно ощущает себя в мире человеческих отношений, свое единство и нерасторжимость с ним. Каждая из повестей имеет свою самостоятельную завершенность, но вместе с тем все они составляют единое произведение, в котором и показан путь постепенного становления и развития личности главного героя Николеньки Иртеньева.

Действие произведения происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых («Детство»), затем мир значительно расширяется, что отражено в повести «Отрочество». В третьей повести трилогии «Юность» тема дома и семьи звучит уже несколько приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Между всеми повестями существует логическая связь, которая оправдана, прежде всего, логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии (детство, отрочество, юность), однако непрерывно на самом деле. По этому поводу Н.Г. Чернышевский писал: «Л. Н. Толстой чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе», что давало ему возможность «написать картины внутренних движений человека».40

Поэтому не случайно в трилогии отчетливо виден напряженный интерес Толстого не к внешним событиям, а к подробностям внутреннего мира, внутреннего развития героя, его «диалектики (развития) души», как писал Чернышевский в рецензии на ранние произведения писателя. Писатель всем свои повествованием дает возможность следить за движением и сменой чувств своего героя, за той нравственной борьбой, которая в нем происходит, за ростом сопротивления всему дурному — и в окружающем мире, и в собственной душе.

Главный герой трилогии Толстого – Николенька Иртеньев, именно с этим образом связана одна из самых любимых и задушевных мыслей писателя — мысль о громадных духовных возможностях человека, рожденного для движения, для нравственного и духовного роста. Новое в герое и в открывающемся ему день за днем мире особенно занимало Толстого и стало одним из ведущих мотивов повествования. Способность любимого толстовского героя преодолевать привычные рамки бытия, не коснеть, но постоянно изменяться и обновляться, «течь» — таит в себе предчувствие и залог перемен, дает ему нравственную опору для противостояния окружающей его застывшей и порочной среде.41 В «Юности» эту «силу развития» Толстой прямо связывал с верой «во всемогущество ума юности является его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте».

Основным ведущим, а также основополагающим началом во всем процессе духовного развития Николеньки Иртеньева и в период его детства, и в период отрочества, и в период юности является стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте.

Первоначальным источником всех его высоких духовных устремлений являлся образ матери, олицетворявший для него всё прекрасное. Большую роль в духовном развитии Николеньки Иртеньева сыграла простая русская женщина — Наталья Савишна. Именно эти герои и оказали значительную роль в процессе формирования главного героя в период детства.

В своей повести Толстой действительно называет детство счастливой порой человеческой жизни. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».42 Именно детство Толстой считает основным этапом в развитии человека.

Хотя детство Николеньки Иртеньева, которое описано Толстым в первой части трилогии, не было отнюдь счастливым. В детские годы этот ребенок испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях и в том числе в людях, самых близких для него, а также разочарований в самом себе.

Повесть «Детство» начинается с небольшой сцены в детской комнате, когда Карл Иванович будит Николеньку утром. На глазах у мальчика в момент пробуждения старый учитель убил обыкновенную муху, и убитая муха упала на голову Николеньке. Казалось, что это пустяковый эпизод, но он стал поводом для размышлений и умозаключений маленького человека. Кроме этого Толстой дает нам возможность увидеть, насколько сложен духовный мир каждого человека.

Именно уже в повести «Детство» Лев Николаевич впервые использовал прием, который в статье Н.Г. Чернышевского получил название «диалектика души». Описывая состояние своего героя в момент внутреннего разговора с собой, автор использовал внутренний монолог, свидетельствующий об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать Толстой как наиболее точный метод в изображении внутреннего мира героя в последующих частях трилогии.

Существеннейшая особенность изображения Толстым своего героя состоит еще и в том, что писатель показывает, как постепенно перед Николенькой Иртеньевым раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего его мира и истинного его содержания. Николенька Иртеньев постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться.

Последние главы повести, в которых описывается смерть матери Николеньки, подводят своеобразный итог его духовному и нравственному развитию в детские годы. В последних главах Николенька Иртеньев наблюдает за тем, как сам он и близкие ему люди переживают смерть его матери. И он путем не только путем простых наблюдений, но личных размышлений устанавливает, что никто из них, за исключением только простой русской женщины — Натальи Савишны, не был искренним в выражении своих чувств.

Многочисленные эпизоды из жизни Николеньки в деревне свидетельствуют о его духовном росте. Одним из самых явственных выражений этого является развитие в нем аналитической способности. Но эта же аналитическая способность, с одной стороны содействуя обогащению духовного мира ребенка, в то же время разрушает в нем наивность, безотчетную веру во всё доброе и прекрасное, что сам Лев Толстой считал «лучшим даром» детства.

Многие исследователи считают, что уже в первом своем произведении Толстой выступил как тонкий и понимающий психолог, что дало возможность показать «диалектику души» юного героя – Николая Иртеньева.

В первых главах «Отрочества» Николенька Иртеньев как бы прощается с детством перед вступлением в новую полосу своего становления и развития. Именно в самом начале второй части резко обозначен автором перелом от ясности детства к проблемности отроческих лет. Часто сопоставляя Николеньку с Карлом Иванычем, Толстой показывает, что пору своего духовного развития Николенька Иртеньев чувствовал себя человеком, отчужденным от мира, в котором жил. «Я чувствовал себя всё более и более одиноким, и главными моими удовольствиями были уединенные размышления и наблюдения».43

Вследствие этого совершенного одиночества в своем кругу возникает тяготение Николеньки Иртеньева к другому обществу, к простым людям.

Отрочество — трудное время, полное смятения неустановившихся нравственных понятий, непроясненных влечений, сумбурных мыслей. «Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества...», - 44 так определяет главный герой этот этап его жизненного становления.

Удивителен по глубине мысли обозначенный Толстым переход от отрочества к юности. Этот переход — в дружбе.

Любовь к матери, к Наталье Савишне, к Карлу Иванычу, менее полная — к отцу, сестре и брату заложила глубокие основы в душе Николеньки. «Что-то вроде первой любви» или влечения к Сонечке, к Маше — такого значения не имели. А вот первая дружба — это событие, это и есть переход от одного, промежуточного, смутного, жизненного этапа к другому, более трудному, но и более проясненному этапу — к юности.45

В пору юности Николай Иртеньев начинает совершенно ясно осознавать, что ему предстоит выбрать свое место в жизни, развить и проявить свои способности. «Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе»,46- такое решение принимает молодой человек. Но снова ему приходиться убеждаться в глубоком противоречии между его мечтами и действительностью.

Главный герой трилогии Толстого во всем повествовании показан в постоянном движении и развитии. Самоуспокоенность и самодовольство ему совершенно не свойственны. Постоянно совершенствуя и обогащая свой духовный мир, он вступает во всё более глубокий разлад с окружающей его дворянской средой.

Каждая часть трилогии содержит в себе определенную мысль, несколько важных эпизодов из жизни ребенка, подроста и юноши. Поэтому и построение не только внутри глав, но и всей трилогии подчинено внутреннему развитию, передаче состояния главного героя.

«При некоторой незавершенности трилогии, повести, входящие в ее состав, представляют собой целостное художественное произведение, отмеченное не только единством героя, но и единством своей проблематики. Противоречивость Николеньки Иртеньева не лишает его значительной внутренней целеустремленности. Он не хочет покорно подчиняться условиям и находит в себе силы противопоставить свое отношение к жизни общепринятым нормам», - отмечает М.Б. Храпченко.47

Небывало пристальный интерес к душевной жизни имеет для Толстого-художника принципиальное значение, потому что именно таким путем открывает писатель в своем герое возможности изменения, развития, внутреннего обновления, противоборства среде. Поэтому «подробности чувств», душевная жизнь в ее внутреннем течении выступают во всех трех частях на первый план, при этом отодвигая собою «интерес событий». А сам сюжет произведения лишается даже всякой внешней событийности и занимательности, он до такой степени упрощается, что в пересказе его можно уместить всего в несколько строк.

И в то же время Толстой блестяще справляется со своей основной творческой задачей – показать процесс развития и становления души ребенка, подростка и юноши. Поэтому в его трилогии поэзия детства – «счастливая, счастливая, невозвратимая пора» - сменяется «пустыней отрочества», когда утверждение своего «я» происходит в непрерывном конфликте с окружающими людьми, чтобы в новой поре - юности - мир оказался разделенным на две части: одну - освещенную дружбой и духовной близостью; другую - нравственно враждебную, даже если она порою и влечет к себе.48 При этом верность конечных оценок обеспечивается «чистотой нравственного чувства»49 автора.

Выводы по второй главе:

Классическим образцом произведения, посвященного отображению периода взросления и становления ребенка, является трилогия Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность». В ней реализованы все жанрообразующие черты, позволяющие классифицировать все три повести как самостоятельное явление литературы.

Трилогия, которую нередко литературная критика называет «элегией в прозе», была задумана писателем как роман или, если точнее, как эпопея развития человеческого характера в пору детства, отрочества, юности, молодости, поэтому в черновых вариантах можно встретить название «Четыре эпохи развития».

Художественное открытие Толстого заключается в том, что в небольшом по объему произведении он раскрыл сложный процесс становления человека, представил детство, отрочество и юность как определяющие эпохи в жизни человека.

Внешне незамысловатое повествование о детстве, отрочестве и юности близкого автору по происхождению и нравственному облику, Николеньки Иртеньева открыло для всей русской литературы новые горизонты. Ведущий критик тех лет Н. Г. Чернышевский, рецензируя «Детство и Отрочество» Толстого, определил суть художественного новаторства молодого писателя двумя терминами – «диалектика души» и «чистота нравственного чувства».

Именно уже в повести «Детство» Лев Николаевич впервые использовал прием, названный Н.Г. Чернышевским «диалектика души». Описывая состояние своего героя в момент внутреннего разговора с собой, автор использовал внутренний монолог, свидетельствующий об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать Толстой в последующих частях трилогии.

Главный герой трилогии Толстого во всем повествовании показан в постоянном движении и развитии. Самоуспокоенность и самодовольство ему совершенно не свойственны. Постоянно совершенствуя и обогащая свой духовный мир, он вступает во всё более глубокий разлад с окружающей его дворянской средой.

Каждая часть трилогии содержит в себе определенную мысль, несколько важных эпизодов из жизни ребенка, подроста и юноши. Поэтому и построение не только внутри глав, но и всей трилогии подчинено внутреннему развитию, передаче состояния главного героя.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» стала первым художественным произведением, которое поставила имя автора в ряд самых выдающихся писателей XIX века как в русской, так и в мировой литературе. Трилогия стала своеобразной визитной карточкой писателя, потому что уже в самом первом своем произведении он проявил свой литературный почерк: глубину мысли, психологический подход в изображение героев, высокое понятие нравственности и знаменитую «диалектику душ».

На первых страницах самой первой части трилогии «Детство» мы видим маленького мальчика Николеньку Игнатьева. Описание его личной жизни - это очень скрупулезное авторское исследование его душевного наполнения и первых нравственных понятий, которые постепенно меняются в зависимости от самых разных жизненных ситуаций, наполняющих этот период в жизни главного героя.

Внимание автора сконцентрировано в основном на психологическом анализе духовного роста главного героя. Толстого интересует, как человек входит в мир и как этот мир встречает его своими необыкновенными радостями и одновременно бесконечными тревогами.

«Отрочество» - это уже работа над собой, процесс нравственного становления личности. Лев Толстой делает из своего героя-подростка не идеалиста фантазера, а человека с богатой и доброй душой, стремящегося к духовному развитию, хотя при этом он очень часто и допускает некоторые погрешности.

Теперь уже почти осознанно Николенька Иртеньев видит, что гармонии нет и в устройстве всей жизни людей. Понимание того и другого доставляет ему очень тяжкие душевные страдания, но все-таки он считает, что такое состояние является временным. Поэтому отрочество сравнивается им с пустыней, через которую он хотел бы поскорее перейти.

В отрочестве зреет юность. Первый симптом её – пробуждение чувства дружбы Николеньки к Дмитрию Нехлюдову, которое выводит героя на свет из мрака отроческих лет.

В повести «Юность» отражаются размышления самого Льва Толстого над вопросом «смысла жизни». На пути осуществления своей программы нравственного усовершенствования герой сталкивается с разными препятствиями, в его душе обнаруживается раздвоение: он разрывается между суровыми требованиями программы и светскими развлечениями. Повесть заканчивается главою «Я проваливаюсь»: это и провал на экзаменах за первый курс университета, и сознание внешних и внутренних противоречий, вставших на пути духовного возрождения героя.

Итак, мы видим, что трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека. Главной целью писателя, безусловно, был анализ того, что же составляет сущность каждого человека. И в мастерстве осуществления такого анализа, на мой взгляд, Лев Николаевич Толстой не знает себе равных.

 


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: Просвещение, 1994.

Акимов В. Из размышлений о русском детстве // Детская литература. — 1998. -№ 5-6.-С. 6-8.

Архангельская Т.Н. За строкой письма… К вопросу о восприятии И.С Тургеневым повести Л.Н Толстого «Детство» // Спасский вестник №12. 2005

Асмус В. Ф. Мировоззрение Толстого//Избр. филос. труды. Т. 1. М., 1969.

Афанасьева Т.М. Толстой и детство. - М.: Знание, 1978. - 96 с.

Бабушкина А.Я. История русской детской литературы. - М.: Наука, 1948.

Бахтин М. М. Лев Толстой. (Лекции) / М. М. Бахтин // Собр. соч : в 7 т. — М.: Русские словари, 2000. Т. 2. - С. 238-265.

Берестов В. Д. Три эпохи развития человека // Детская литература. - 1978. - № 9. - С. 19 - 24.

Берс Е.А. Отрывки воспоминания о Л.Н.Толстом. // Толстой о Толстом. - М., 1925.

Билинкис Я. С. О творчестве Л. Н. Толстого. Очерки / Я. С. Билинкис.- Л.: Советский писатель, 1959. - 414 с.

Билинкис Я. С. У начал нового художественного сознания. (Рождение толстовской трилогии). Восприятие героя в трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» // Вопросы литературы. - 1966. - № 4. - С. 81 - 92.

Богданов В. Становление человека / В кн.: Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука-М.: Детская литература 1986.-С. 5-16

Бурсов Б. И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847— 1862 / Б. И. Бурсов.- М.: Художественная литература, 1960.

Громов П. П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души» / П. П. Громов. Л.: Художественная литература, 1971.-391 с.

Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого 1828 —1890 гг. / Н. Н. Гусев. М.: Гослитиздат, 1958. - 836 с.

Дергунова Н. Г. Проблема нравственного формирования личности в повести Л. Н. Толстого «Детство» // Проблемы взаимодействия духовного и светского образования: История и современность. - Н. Новгород: Нижегород. гуманит. центр, 2004.

Красносельская Ю. «Детство» как «роман»: об идеологическом подтексте жанрового обозначения дебютного сочинения Л. Н. http://yandex.by/clck/jsredir?from=yandex.by (дата посещения 06.02.2015)

Купреянова Е. Н. Молодой Толстой / Е. Н. Купреянова. Тула: Тульское книж. изд-во, 1956. - 288 с.

Ломунов К. Н. Жизнь Льва Толстого / К. Н. Ломунов М. : Худож. лит., 1981.-255 с.

Маймин Е. А. Лев Толстой: Путь писателя / Е. А. Маймин. М. : Наука, 1978.- 191 с.

Одиноков В. Г. Художественные особенности трилогии Л.Н. Толстого / В. Г. Одиноков // Труды IV науч. конф. Новосибирского пед. ин-та. Новосибирск, 1957. Т. 1. - С. 249-273.

Павлова Н.И. Образ детства - образ времени. - М.: Детская литература, 1990. - 143 с.

Письма, статьи, дневники Л. Н. Толстого с комментариями психолога А. Шубникова http://tolstoj.ru/1522.html (дата посещения 06.02.2015)

Романова Н.И. Маленький и взрослый Иртеньев в повести Л.Н. Толстого «Детство» // Русская речь. - М.: Наука, 2008. -- № 1.

Страхов Н. Н. Л. Н. Толстой / Н. Н. Страхов // Литературная критика. -М.: Современник, 1984.

Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность/Л. Н. Толстой.- М.: Дрофа: Вече, 2002. - 256с. - (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. – М.: Просвещение, 1978

Чернышевский Н. Г. Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого// Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. - М.: Дет. лит, 1989.

Чуприна И. В. Трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность». - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1961

Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой / Б. М. Эйхенбаум // О литературе. - М.: Советский писатель, 1987

 


 

1 Чернышевский Н. Г. Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого// Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. - М.: Дет. лит, 1989.

2 Гусев В.И. Испытание веком. Сборник литературно-критических статей.- М., 1982.

3 Бурсов Б.И. Лев Толстой Идейные искания и творческий метод. 1847-1862. - М., 1960.

4 Билинкис Я. С. У начал нового художественного сознания. (Рождение толстовской трилогии). Восприятие героя в трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» // Вопросы литературы. - 1966. - № 4. - С. 81 - 92.

5 Бурсов Б.И. Лев Толстой Идейные искания и творческий метод. 1847-1862.- М., 1960.

6 Опульская Л. Д. Лев Николаевич Толстой. Детство. Отрочество. Юность («Литературные памятники»). – М., 1979.

7 Гусев В. И. Испытание веком // Гусев В. И. Сборник литературно-критических статей о Толстом. - М.: Современник, 1982. - С. 8 - 15.

8 Купреянова Е.Н. «Детство», «Отрочество», «Юность» // Л.Н. Толстой: Сб. статей. - М., 1955.

9 Николаева Е.В. Повесть Л.Н.Толстого «Детство» // Конспекты уроков для учителя литературы. 6-10 классы. Н.В. Гоголь, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой: пособие для учителя.- М., 2002.

10 Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б. М. О литературе. Работы разных лет. - М.: Сов. писатель, 1987. - С. 34 - 138.

11 Акимов В. Из размышлений о русском детстве // Детская литература. — 1998. -№ 5-6.-С. 6-8.

12 Архангельская Т.Н. О некоторых яснополянских деталях в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» // Толстой и о Толстом. Материалы и исследования. Вып. 2.- М., 2002.

13 Бабушкина А.П. История русской детской литературы. - М., 1948.

14 Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

15 Бегак Б. Классики в стране детства. - М., 1983.

16 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. / Электронный ресурс/ Режим доступа: http://dostoevskiy-fm.ru/dostoevski-2.php?index=28.(дата посещения 05.02.2015)

17 Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах, Том 14. Дневник писателя. – М., 1981 – С. 241

18 Там же – С. 242

19 Богданов В. Становление человека / В кн.: Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука-М.: Детская литература, 1986.- С. 5-16

20 Добрицкая И.Г. Произведения о детях в русской литературе XIX века (сравнительно-типологический анализ) http://yandex.by/clck/jsredir?from=yandex.by (дата посещения 05.02.2015)

21 Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. – М.: Просвещение, 1978. – С. 330

22 Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М.: Просвещение, 1994.- С. 78.

23 Толстой Л.Н. . Собрание сочинений в 22 т – М., Художественная литература, 1978-1985, т. 1 – т. 7 – С. 391

24 Булгаков В.Ф. Л. Н. Толстой в последний год его жизни. - М., Гослитиздат, I960 – С. 162.

25 Опульская Л. Д. Первая книга Льва Толстого – М., 1979. – С. 27

 

26 Красносельская Ю. «Детство» как «роман»: об идеологическом подтексте жанрового обозначения

дебютного сочинения Л. Н. http://yandex.by/clck/jsredir?from=yandex.by (дата посещения 06.02.2015)

 

27 Красносельская Ю. «Детство» как «роман»: об идеологическом подтексте жанрового обозначения

дебютного сочинения Л. Н. http://yandex.by/clck/jsredir?from=yandex.by (дата посещения 06.02.2015)

28 Письма, статьи, дневники Л. Н. Толстого с комментариями психолога А. Шубникова http://tolstoj.ru/1522.html (дата посещения 06.02.2015)

29 Дудышкин С. С. Русская литература в 1852 году // Отечественные записки. - 1852. - X. - С. 80 - 90.

30 Бурсов Б. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. - М., 1960 – С. 72

31 Громова-Опульская Л. Д. Комментарии // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 100 т. — Художественные произведения: В 18 т. — М.: Наука, 2000 - Т. 1: 1850—1856. — 2000. — С. 373—491.

32 Архангельская Т.Н. За строкой письма… К вопросу о восприятии И.С Тургеневым повести Л.Н Толстого «Детство» // Спасский вестник" №12. 2005

33 Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28-ми т. М.; Л., 1961. Т. 2. Письма, с. 79

34 Дудышкин С. С. Русская литература в 1852 году // Отечественные записки. - 1852. - X. - С. 80 - 90.

35 Там же – С. 80-90

36 Опульская Л. Д. Лев Николаевич Толстой. Детство. Отрочество. Юность («Литературные памятники»). – М., 1979. – С. 447

37 Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15-ти т. – М., 1988, Т. 3, с. 426

38 Там же – С. 427

39 Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15-ти т. – М., 1988, Т. 3, с. 426

40 Там же - С. 429

41 Опульская Л. Д. Лев Николаевич Толстой. Детство. Отрочество. Юность («Литературные памятники»). – М., 1979. – С. 449

42 Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т – М., Художественная литература, 1978-1985, т. 1 – С. 26

43 Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т – М., Художественная литература, 1978-1985, т. 1 – С. 69

44 Там же, с. 78

45 Чечерин А. В. Лев Толстой в начале пути – М., 1983.- С. 400

46 Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т – М., Художественная литература, 1978-1985, т. 1 – С. 86

47 Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. – М.: Просвещение, 1978. – С. 333

48 Опульская Л. Д. Лев Николаевич Толстой. Детство. Отрочество. Юность («Литературные памятники»). – М., 1979. – С. 460

49 Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15-ти т. – М., 1988, Т. 3, с. 426

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.