Урок с презентацией на тему «Деревня – деревянный мир»

4
0
Материал опубликован 8 April 2016

Урок 4. Деревня – деревянный мир

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный /коллективная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек,
знак-оберег, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://www.pokrovchram.ru›arhitektura, http://www.razumniki.ru, http://www.gusli.su›narodnye_pesni_detiam

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Русская деревня».

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, клей ножницы, цветная бумага

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1. Организационный

момент

2. Актуализация знаний

3.Мотивация познавательной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уча-

щихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.


 


 


 


 

Чтобы узнать тему урока, вам надо расшифровать запись. (слайд 3)

5,6,18,6,3,15,33-5,6,18,6,3,33,15,15,29,11 14,10,18.

Читает стихотворение (нафоне записи инструментальной русской народной мелодии).

Как я люблю свои березы,

Свои леса, свои луга,

И ночи летние, и грозы,

И зиму с стужей, и снега!

Люблю я речки серебристой

Хрустально-нежный разговор,

И травки бархатный, душистый,

С цветами скромными ковер.

Люблю я мирные картины

Своих полей, своих лесов,

Люблю мычание скотины

И звуки птичьих голосов.

Я не расстанусь с этим раем,

Люблю я эту красоту.

И город с пылью и трамваем

Им ни за что не предпочту.

М. Чехов «В деревне»

Ребята, как вы думаете, где такую красоту мог увидеть автор этих стихов?

Правильно, в деревне. И сегодня мы побываем в русской деревне, познакомимся с различными видами изб,будем любоваться красотой деревянной храмовой архитектуры.

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению
о деревне.

Отвечают
на вопрос

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться,

проявляют эмоционально- ценностное отношение

к русской природе

Устные
ответы

4. Организация познавательной деятельности

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Русская деревня».

Художественное слово о родном крае, о русской деревне.

С чего начинается родина, отчизна?

Правильно, то есть с малой родины.

Тонкие берёзы, русские избы и огороды, обнесённые простеньким плетнём, - всё это такое близкое и родное. Это всё малая родина, о которой с любовью рассказывает в картине -пейзаже "Село Хмелёвка" Н.М.Ромадин.

Николай Михайлович Ромадин родился в 1903 году в семье железнодорожника. С одиннадцати лет стал сам зарабатывать деньги и помогать большой семье. Он одновременно учился и работал. Юношей ушёл добровольцем в Красную армию. Ромадин получил художественное образование в Москве в Высших художественно- технических мастерских. Он написал очень много картин-пейзажей. Все они говорят о глубокой любви художника к русской природе с её широкими далями, многоводными реками, холмами и лесами.

Рассмотрите пейзаж "Село Хмелёвка" Н.М.Ромадина. (слайд 3)

- Какие чувства рождает у вас эта картина?

- Где расположено село Хмелёвка?

- Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему?

-Сравните окраску осеннего леса с окраской воды, берегов и неба. Какое настроение выражено в этой картине?

- Почему изменилась окраска дальнего берега реки?

- Можно ли сказать, что пейзаж освещён солнцем? Почему?

- Как связан между собой образ русской природы и русской деревни?

- Какое впечатление создаёт у вас картина в целом?

Художественный язык картины "Село Хмелёвка" очень выразителен. На берегу Волги живописно раскинулось село Хмелёвка, привольно расположившееся среди широких русских просторов. Сизые избы, крытые где тёсом, где соломой, разбросанные по склонам балки, оставляют впечатление какой-то сиротливой и нежной горечи.

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом мёда и роз.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Я люблю этот дом деревянный,

В брёвнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С.Есенин

Центром села всегда оставалась церковь (храм), а в деревне – соответственно часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь,

то церковь всегда строилась на краю торга. (слайд 4)

Давайте послушаем стихотворение

о храме, которое подготовили ученики нашего класса.

ШАТРОВЫЙ ХРАМ

Венчая живописную вершину,

Возвысившись на острове святом,

Никольский скит, подобно исполину,

Застыл на небосводе голубом.

Шатровый храм стоит так одиноко!

Сверкает златым куполом во тьме

У входа в бухту Ладоги глубокой

Красуется в туманной тишине.

Священный уголок земного рая,

Где вековые сосны до небес,

И плещут волны, скалы омывая,

У пристани стоит поклонный крест.

Мох стелется широкими коврами,

Гармония присутствует во всем,

Порой земли не чувствуешь ногами,

На время забываешь о былом.

Душа найдет здесь полную свободу,

Приобретая веру и покой,

И, вдохновившись дивною природой,

Частичку счастья унесет с собой!

Н. В. Вотинцева

С дома, улицы, деревушки или города.

Отвечают на вопросы

Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения.

Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют

поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)

о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

 
   

Ребята, понравилось вам стихотворение и то, как его прочитали наши ребята?

Мне тоже очень понравилось.

Значение какого слово вам непонятно?

Давайте попробуем разобраться, что такое шатровый храм, как его строили зодчие (слайд 5).

В русском деревянном зодчестве шатер является распространенной, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей.

В целом схема построения всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик («восьмерик на четверике»), служивший опорой для высокого восьмигранного шатра. Но при этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.

Сам храм был окружен гульбищем

в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета (нижний нежилой этаж).

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная работа

 

Устные
ответы

 

Физкультминутка

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

Ах! Ух! Ох! Их!

(Руки – в замок, энергичные наклоны
вперед.)

Выполняют упражнения

     

5. Творческая практическая деятельность

Повторение составных частей русской избы

Создание коллективного панно.

Музыкальный фон: русская народная музыка

в исполнении Академического русского народного оркестра имени

Н. П. Осипова

Слайд 6

- сруб - часть здания, состоящая из четырёх или более стен бревенчатой конструкции;

- выпуски - концы брёвен, выступающие из сруба, поддерживающие свесы кровель, крыльца;

- крыша - верхняя часть здания, служащая его покрытием и защитой от непогоды;

- конёк - верхний стык двух скатов кровли, этот стык покрывается выдолбленным бревном - охлупенем;

- причелина - доска, прикрывающая торцы подкровельных слег, она обычно покрывается резьбой, это неотъемлемая часть тесовых кровель;

- полотенце - короткая резная доска, закрывающая стык причелин;

- гребень - резная доска, стоящая на коньке кровли по всей его длине;

- чело (лоб) - верхняя часть здания под кровлей;

- лобовая доска - закрывающая переход брёвен стены к доскам фронтона избы, обычно бывает покрыта резьбой;

- наличник - декоративное обрамление "лица" избы - дверного или оконного проёма.

Делит учащихся по группам, определяет этапы работы:

1-я группа рисует на больших листах пейзаж того места, где будет строиться деревня. После полной компоновки панно дорисовывают деревья и другие детали.

2-я группа из цветной бумаги вырезает силуэты изб, учитывая, что избы вдали должны быть меньше по размерам. Украшают силуэты деталями декора

(конек, наличники и т. д.) и аккуратно
вклеивают заготовки в панно.

3-я группа выполняет силуэты мель-

ницы, колодца, храма, ворот. Украшают
силуэты деталями декора и аккуратно
вклеивают заготовки в панно.

Выполнение заданий на с. 26 учебника

Составляют план работы над панно

в группах.

Рисуют красками.

Выполняют аппликацию из цветной бумаги

 

Работа в группах

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение коллективной работы

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка коллективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли

у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русской деревни?

Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Рассматривают панно, оценивают работу свою и од-

ноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края

с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы


 

8

Комментарии
Комментариев пока нет.