Урок с презентацией «Первые весенние цветы» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Разработка урока по предмету «Мир природы и человека» для учреждений, реализующих АООП (вариант 1) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Класс: 1
Учитель: Деменкова Н.В.
Тема: Первые весенние цветы.
Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о первых весенних цветах.
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить представления детей о характерных признаках весны в неживой и живой природе, с опорой на картинный план;
- дать представление о первых весенних цветах; учить посредством мыслительных операций логично и аргументировано отвечать на вопросы;
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в запоминании;
- совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление; - обогащение словарного запаса и расширение кругозора детей;
- развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению природы родного края, бережного отношения к ней; - воспитывать аккуратность, любознательность.
Личностные БУД:
- воспитание положительной мотивации к учебной деятельности;
- оценивать свои достижения на уроке и совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные БУД:
- определять и формулировать познавательную цель на уроке с помощью учителя;
- ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные БУД:
- взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные БУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь проверять правильность по образцу;
- давать словесные отчеты о выполняемом действии.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; словесные (беседа), наглядные (презентация), практические (конкретные действия).
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки с дифференцированными заданиями.
Ход урока.
Организационный момент. Слайд 1
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Давайте вспомним правила работы на уроке (ответы детей с опорой на слайд).Слайд 2
Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня у нас необычный урок. Сядьте удобно, закройте глазки и послушайте звуки (слышится пение птиц, журчание ручейка, звуки леса…)
- Когда вы слушали эти звуки, что вы себе представили? Какую картинку?
(Дети: Я слышу, как поют птицы. Я представила летний лес, деревья качаются. Я слышу, как поет речка…. Шумит лес)
- Голоса птиц, журчание воды, шум деревьев и т.д. Как сказать одним словом, что это? Что нас окружает?(природа)
- Давайте вспомним стихотворение, которое мы учили недавно.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва, птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это все вокруг…(природа) хором.
- Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.
- Какие времена года вы знаете?
Актуализация опорных знаний.
- Скажите, какое сейчас время года? (весна). Слайд 3.
- Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май). А какой сейчас месяц? (апрель).
- А что же происходит с природой весной? (на экране появляется слайд с картинным планом, уч-ся по очереди составляют предложения с опорой на план). Слайд 4.
1). Как светит солнышко? (светит ярче; находится выше, чем зимой; греет теплее)
2). Какое весной небо? (небо светло-голубое, облака белые)
3). Какие выпадают осадки? (снег, дождь).
4). Что происходит со снегом? (снег тает, на земле появляются проталины).
5). Что происходит с растениями? ( на деревьях набухают почки, появляются первые листочки, появляются первые весенние цветы)
6). Что происходит в жизни птиц с приходом весны? (прилетают грачи, ласточки, стрижи, скворцы, соловьи; ласточки строят гнезда из соломинок, веточек, глины).
7). Чем занимаются животные? (просыпаются медведи, ежи, летучие мыши; появляются насекомые, зайцы меняют шубку, у многих животных появляются детеныши).
8). Как меняется одежда весной? ( одеваем весеннюю одежду: куртки, сапоги, ботинки, плащи)
9). Детские забавы весной. (играют в мяч, пускают бумажные кораблики, катаются на велосипедах, самокатах).
- Молодцы, мы вспомнили, какие изменения происходят с природой весной.
4. Формулировка темы урока, постановка цели.
- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, отгадайте загадку.
Загадка.
Цветастый или белый я,
Всегда узнаете меня,
Если вы в сад и в лес пойдёте,
Там, обязательно найдёте.
Очень глазам вашим приятный,
Когда и пышный, и нарядный.
(Цветок)
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.(Цветы)
- Значит, мы будем говорить о …А какое сейчас время года? Значит, о каких цветах мы будем говорить? Тема нашего урока «Первые весенние цветы». Слайд 5
- Кто сможет сформулировать цель нашего урока? Узнать…(какие цветы появляются первыми весной). Слайд 6
5.Изучение нового материала.
Весной в природе появляется много разных цветов. А какие весенние цветы знаете вы? (дети отвечают). Первые весенние цветы еще называют первоцветами. (карточка на доску). Как вы думаете почему? (они зацветают первыми). Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья).
Сейчас я предлагаю посмотреть вам ролик «Первые весенние цветы». (просмотр ролика)
- Вы видите, какое большое разнообразие весенних цветов и конечно название многих растений вам незнакомо. Сегодня на уроке мы познакомимся лишь с некоторыми.
Физминутка
Руки подняли и покачались
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем
Руки сложили назад.
Загадка Слайд 7.
На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые...(подснежники) Слайд 8.
Слайд 9. Кто не знает подснежников? Их знают все. И знают, какого они цвета: белые - говорят одни, голубые - утверждают другие, жёлтые – считают третьи. Их много. И они все разные!
- Почему они так называются? (Потому, что они начинают появляться из-под снега).
Слайд 10. Эти цветы очень любят свет. А в голом лесу света очень много. Эти цветы нас радуют как-то особенно после длинной зимы. И когда кажется, весна уже никогда не наступит, зацветают удивительно нежные первоцветы. 19 апреля отмечался день рождения подснежника. (Дарина рассказывает стихотворение «Подснежники»).Слайд 11.
Солнце елочки пригрело,
Сосны и валежники.
На полянку вышли смело
Первые подснежники.
Распрямились, расцвели
В эти дни весенние
Дети нежные земли-
Всем на удивление.
На проталине стоят,
На ветру качаются,
Словно звездочки, горят,
Лесу улыбаются.
Иногда дожди идут
И снежинки падают,
А подснежники цветут,
Мир собою радуют.
Слайд 12. На слайде появляется картинка. Кто знает как называется этот цветок?(ответы детей).
Слайд 13. Этот яркий желтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Цветет на откосах, около ям, в самих ямах. Но вот проходит время цветов и появляются листья. Верхняя сторона листьев гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках. Нижняя сторона – нежная и теплая, как родная мать.
Из-за листьев растение получило свое название мать – и – мачеха.
Слайд 14. Москалев Григорий рассказывает стих.
Мать-и-мачеха
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала.
Сжались лепесточки.
На зеленых стебельках-
Круглые комочки.
Слайд 15. Это растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик» Когда оно распускается, цветки у него розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.
- А название этого цветка – медуница.
Слайд 16. Киевский Святослав рассказывает стих.
Медуница
Это прозвище не даром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклонится.
Слайд 17. А это хохлатка. Зацветает очень рано, едва снег успевает исчезнуть. Маленькое растение с чудесными цветами, собранными в густую кисть. У каждого цветка маленький хохолок. Зацветает лишь на 4-5 год своей жизни.
Слайд 18.
На подстилочке лесной
В конце марта под сосной
Будто бы заплатка –
Расцвела хохлатка.
Существует легенда, в которой говорится о старой лесной ведьме, которая всю ночь облетала на метле свои владения, а утром возвращалась в лесную избушку отдохнуть. Да вот беда - только ведьма задремлет, а уж петух криком встречает рассвет и не даёт спать. Рассердилась она на петуха и превратила его в цветок - хохлатку. Возможно, поэтому в народе хохлатки называют петушками или курочками.
Слайд 19. Ландыши - цветы скромные. Их не встретишь на открытом месте, нет их ни на лугу, ни в поле. Найти ландыши можно только в лесу, там, где есть тень от деревьев. Цветы ландыша похожи на колокольчики белого цвета. Но цветет это растение недолго, через 10-15 дней на месте цветов появляются яркие ягоды, которые ни в коем случае нельзя пробовать. Ягоды ландыша ядовиты! (Зыбенкова Злата рассказывает стих ).
Слайд 20. Давайте еще раз вспомним название первоцветов. Ребята, а можно ли рвать цветы в большом количестве? (нет). А почему? Если все будут рвать цветы, то природа погибнет, неслучайно первоцветы занесены в красную книгу. Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром, из цветов делают лекарства (отвары, настои).
Физминутка «Цветы»
Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок. (поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. ( шаги с высоким поднятием колена)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай (вращение головой)
Стебель наклони слегка -
Вот зарядка для цветка.(наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся (встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе
6. Первичное закрепление
Упражнение « Узнай цветок по фрагменту» Слайды 21-25.
Цель: развитие умения узнавать название цветка по отдельному фрагменту картинки.
На слайде появляется картинка цветка, которая закрыта окошками.
- Я открою один фрагмент, а вы должны будете назвать, что же это за цветок.(подснежники, ландыши, хохлатка, медуница, мать – и - мачеха).
7. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
Дифференцированная работа по карточкам.
1группа.
Задание: собери пазлы и узнай о лекарственных свойствах цветов. Слайд 26
2 группа.
Задание: расшифруй название первоцвета. Слайд 27
3 группа.
Задание: собери картинку из частей и назови название первоцвета. Слайд 28
Проверка по образцу. Слайд 29
- Кто выполнил задания 1-го ряда без ошибок? Кто допустил ошибки?
- Давайте прочитаем, что у вас получилось.
Слайд 30. Проверяем работу 2-го ряда. Кто справился без ошибок? Кто допустил ошибки?
Слайд 31.Проверяем работу 3-го ряда. Сравните с образцом, все ли верно собрали картинку? Как называется этот цветок?
8. Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Какую цель мы ставили перед собой на уроке? ( познакомиться с первыми весенними цветами). Нам удалось достичь этой цели? Я предлагаю оценить каждому свою работу на уроке, используя смайлики.(критерии: зеленый- мне было все понятно, не допустил ошибок при выполнении заданий; желтый – я работал на уроке, но допускал некоторые ошибки; красный - я на уроке не работал, ничего нового не узнал). Слайд 32.
- Спасибо за работу на уроке!
первые весенние цветы
PPTX / 10.38 Мб