12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Максимова Валентина Ивановна1659
Преподаватель художественных дисциплин МБУ ДО "Уинская детская школа искусств"
Россия, Пермский край, с.Уинское

Конспект урока по теме:

«Выразительные средства графики. Первоцветы»

                                                                          Преподаватель художественных дисциплин

                                                                          высшей квалификационной категории

                                                                          МБУ ДО «Уинская детская школа искусств»

                                                                            Максимова Валентина Ивановна

Пояснительная записка.

Возраст детей – 8-9 лет, соответствующий второму году обучения художественного отделения ДШИ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 8(9) лет).

Также урок может быть использован для учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы по предмету «Изобразительное искусство».

Предмет: «Основы изобразительной грамоты и рисование».

Время: 45 минут.

Обоснование выбора данного занятия. Изучая выразительные средства графики, на занятиях по изобразительному искусству, дети учатся условности графического языка, обобщению действительности. Под условностью подразумевается отбор явных, характерных черт объекта и отказ от второстепенных маловыразительных его деталей. Это позволяет учащимся острее и внимательнее наблюдать натуру.

За основу работы в обучении детей выразительным средствам графики положен анализ работ выдающихся художников (Л.Киселевой, В.Серова, Пабло Пикассо, И.Филя и др.), что помогает в решении целого ряда технических задач. Дети, опираясь на зрительные впечатления, сами приходят к выводам на уроке, что позволяет им легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме занятия.

Данное занятие является неотъемлемой частью курса обучения и направлено на развитие творческого мышления обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные: проявят интерес к новым видам деятельности.

Предметные: научатся сравнивать картины по заданным критериям; представлять информацию в устной форме; систематизировать полученные знания в свете новой информации о выразительных средствах графики и приемах изобразительной деятельности при изображении растительных форм.

Метапредметные: научатся определять учебную цель; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации.

Формирование УУД:

Личностные УУД: стремится к овладению приемами творческого самовыражения; через практическую работу старается понять свойства линии, точки, пятна на основе изучения растительных форм, на примере первоцветов.

Предметные УУД: активно овладевает необходимыми приемами работы с графическими материалами: маркер, тушь и гелиевая ручка; овладевает умениями применять различные выразительные средства для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа.

Регулятивные УУД: оценивает результат своего труда.

Познавательные УУД: понимает значение выразительных средств графики в творческой деятельности и изобразительном искусстве.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать и слышать своего партнера по работе в группе; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Конспект урока

Тема: «Выразительные средства графики. Первоцветы».

Тип занятия: комбинированный урок.

Вид занятия: рисование по памяти и представлению.

Цель: познакомить с выразительными средствами графики и через практическую работу помочь учащимся понять свойства линии, точки, пятна на основе изучения растительных форм, на примере первоцветов.

Задачи:

Обучающие: 

познакомить с выразительными средствами графики;

активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в практическую работу;

формировать у учащихся умения чувствовать и определять красоту линий и пятен, форму, пространственное положение изображаемых объектов;

Развивающие: 

развивать умение обмениваться мнениями, слушать и слышать своего партнера по работе в группе;

развивать умения применять различные выразительные средства для достижения своего замысла; умения и навыки в выборе композиционных приемов при заполнении пространства; умение работать без предварительного рисунка;

развивать способности к творческому самовыражению; образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память.

Воспитывающие: 

воспитывать любовь к природе.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование для учителя:

Оборудование

мультимедийное оборудование; магниты

Наглядно-демонстрац. материал

презентация; раздаточные карточки для учащихся, информационные карточки на доску.

Муз.ряд

Музыка для фона Fly With Me

Оборудование для учащихся:

бумага белая ф А4 и бумага тонированная для граттажа ф А4, черные маркеры разной толщины, царапки; листы для упражнений.

Ход урока:

слайда

Содержание урока

Время

сл.2

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в удивительный и прекрасный мир творчества. В этот солнечный весенний день так и хочется поделиться со всеми хорошим настроением. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.

1

мин

сл.3

- Я предлагаю вам отгадать загадки:

У тетрадного листочка

И у сахара кусочка,

И у соли, и у мела

Цвет какой бывает? (белый)

Этот цвет темнее ночи,

И его ты знаешь точно (чёрный цвет)

сл.4

- Что чаще всего обозначают белым цветом? (все светлое, чистое, торжественное, ясное, доброе)

сл.5

- А черным? (печальное, тревожное, злое)

- Где в природе мы можем встретить черный и белый цвет?

сл.6

- Всегда ли мы бережно относимся к природе? (нет: бросаем мусор, губим цветы)

- Каким цветом можно обозначить такие поступки? (черным)

сл.7

- Так давайте же сделаем так, чтобы в наших поступках всегда преобладал белый цвет – цвет чистоты, нежности и доброты!

сл.8

2. Постановка темы и цели урока.

- Как вы думаете, можно рисовать только белым и черным цветом?

- В каком виде изобразительного искусства художники работают черным и белым цветом? (графика)

- Что такое «графика»? (вид изобразительного искусства, основой которого является рисунок, выполненный графическими материалами)

- Слово «графика» в переводе с греческого означает «пишу», «черчу», «рисую».

- Какие графические материалы вы знаете? (карандаши, маркер, тушь, гелиевая ручка, уголь, сангина, пастель и т.д.)

2

мин

сл.9

- Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Попытайтесь сформулировать тему урока (рисование черным и белым цветом; в гости к графике и т.п.)

- Тема нашего урока «Выразительные средства графики». Сегодня мы с вами поговорим о белом и черном цвете, рассмотрим картины художников-графиков и познакомимся с выразительными средствами графики.

 

3. Беседа по теме урока. Знакомство с выразительными средствами графики через анализ творческих работ художников-графиков

Работа в группах: (приложение 1)

- Рассмотрите изображения, расположенные на ваших столах. Выполните задание, указанное на карточках. На работу - 1 минута.

12

мин

сл.10

Группа №1: Что вы можете сказать о работах? Какое выразительное средство использовали художники?

(На картинах изображена зима, падающий снег. На одной работе преобладает белый цвет, на двух других – черный. Художники в работе использовали только точку. На работах Л.Киселевой точки мелкие, на работе И.Филя точки разные – где-то мелкие, где-то крупные. Пейзажи кажутся причудливыми, таинственными).

ВЫВОД: Выразительное средство графики – ТОЧКА.

(вывешивают информационную карточку на доску)

 

Работа с упражнением: «Точка и ее характер»:

Спокойная точка: давайте попробуем ее простучать, как будет вести себя спокойная точка? Теперь попытайтесь нарисовать ее.

Озорная точка: простучите. Попытайтесь нарисовать

Уставшая точка: простучите. Попытайтесь нарисовать

ВЫВОД:

Какой вывод вы сделали о ТОЧКЕ, как выразительном средстве?

(Точки могут быть мелкими и крупными, располагаться редко или очень близко друг с другом и от этого меняется характер работы, ее настроение. Если точки располагать в движении (друг за другом) - это даёт нам ощущение линии. Расширяясь и расползаясь на плоскости листа, она превращается в пятно).

сл.11

Группа №2: Что вы можете сказать о работах? Какое выразительное средство использовали художники?

(Это образ девочки-весны и образ девочки-зимы. За основу работы художник взял линию. На одной работе – линии легкие, плавные, на другой – колючие, острые).

ВЫВОД: Выразительное средство графики – ЛИНИЯ.

(вывешивают информационную карточку на доску)

 

Работа с упражнением: «Линия и ее характер»:

- Линии бывают очень разные. У всего на свете есть характер. Например, у вас в классе есть ребята спокойные, со спокойным характером. Есть и другие – с драчливым и задиристым характером. У линии тоже бывает характер. Например, ленивая линия – любит подолгу спать. Прыгучая линия, наоборот, все время скачет и прыгает по листу бумаги. Чтобы нарисовать такие линии, нужно на секунду представить себя линией, превратиться в нее, почувствовать ее характер. Давайте мы с вами потренируемся в изображении линий.

Сонная линия (замедляя голос): покойная-преспокойная линия. Она медленно движется  по листу бумаги, еле-еле слышно. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе. А кто, ребята, хочет изобразить эту линию пластикой движения? Выходите к доске!

Колючая линия: давайте представим ее, как она будет выглядеть на бумаге.

Радостная, веселая линия: как ее нарисовать? Как заставить двигаться руку, чтобы она нарисовала веселую линию?

ВЫВОД:

Какой вывод вы сделали о ЛИНИИ, как выразительном средстве?

(Линии могут быть разными и от этого зависит настроение работы).

сл.12

Группа №3: Что вы можете сказать о работах? Какое выразительное средство использовали художники?

(В работах преобладает белый или черный цвет. Цвет ложится пятном, растекаясь по листу).

ВЫВОД: Выразительное средство графики – ПЯТНО.

(вывешивают информационную карточку на доску)

 

Работа с упражнением: «Пятно и его характер»:

- Пятна тоже бывают разные.

        Доброе: какой у него будет силуэт? (округлый, текучий, волнистый и            т.п.)

Злое: теперь силуэт изменится? (колючий, острый, резкий, большой и т.п.)

ВЫВОД:

Какой вывод вы сделали о ПЯТНЕ, как выразительном средстве?

(Пятна очень похожи на силуэт фигуры или объекта, словно это его тень. Силуэт пятна и его размер могут передавать характер и настроение в работе).

сл.13

- Могут ли эти выразительные средства встретиться на одной картине? «Тихая улочка» (да, они дополняют друг друга)

сл.14

- Итак, какие выразительные средства используют художники-графики? (ТОЧКА, ЛИНИЯ, ШТРИХ).

- Ребята, это - секреты графики, которые помогают художнику сделать рисунок более выразительным.

сл.15

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=6736:2014-08-07-15-12-25&catid=91:2014-06-05-07-37-20&Itemid=68

1мин

сл.16

4. Продолжение беседы по теме урока. Первоцветы.

- Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто прошел так тихо-тихо?

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна)

http://www.liveinternet.ru/users/3019244/post123061107/

- Ребята, а вы любите весну? Почему?

- Что принесла с собой весна? (проталины, ручьи, первые дожди, первоцветы и т.п.)

1,5

мин

сл.17

18

19

20

21

22

23

- Какие весенние цветы вы знаете? (подснежники, мать-и-мачеха, ландыши, тюльпаны, одуванчики, нарциссы, ирисы и др.)

- Ребята, а вы знаете, что подснежники занесены а Красную книгу Прикамья. О чем это говорит? (нельзя срывать, находятся под охраной)

- Каким цветом будет наш поступок, если мы нарвем целый букет подснежников, который погибнет через несколько дней? (черным)

- Давайте постараемся, чтобы наши поступки были всегда хорошими, белыми и нам не было за них стыдно.

сл.24

5. Практическая часть

5.1. Постановка задач практической работы учащихся

Сегодня я предлагаю вам нарисовать первоцветы в графике.

- А вы когда-нибудь пробовали создавать рисунок в графике?

- Кто уже хорошо владеет выразительными средствами графики и легко справится с заданием? Вы хотите этому научиться?

- Продолжите фразы, сформулировав задачи, которые вы хотите поставить перед собой на практической части сегодняшнего урока?

1

мин

сл.25

  1. 5.2. Самостоятельная творческая работа учащихся

- Для работы я предлагаю воспользоваться:  черными маркерами разной толщины для работы на белом листе и палочками-царапками для работы на черном листе бумаги.

- Вспомним технику безопасности при работе с острыми предметами: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть рядом сидящих.

- Прежде чем приступить к работе, вспомните о правилах композиции (рисунок должен быть соразмерен листу, располагаться в центре, вся плоскость листа должна быть включена в работу).

- Попытайтесь с помощью самых разных линий, точек, штрихов, пятен передать образ весны и просыпающихся первоцветов!

23 мин

 

6. Итог урока “Картинная галерея”.

- Сейчас мы увидим, как на наших глазах появится картинная галерея. Я прошу каждую группу выйти и закрепить работы в рамочки.

- Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими.

1,5

мин

сл.26

7. Рефлексия.

- Что удивительного произошло для вас на уроке?

- Что было самое интересное для вас?

- Какие трудности у вас возникали? Почему?

- Поднимите руки те, кому легко удалось решить проблему отсутствия других цветов на уроке.

- Поднимите руки те, кому удалось реализовать поставленные задачи.

- Как можно использовать полученные сегодня знания в дальнейшем?

- Какой вывод вы сделали для себя на уроке? (что с помощью белого и черного цвета тоже можно создавать интересные творческие работы)

2 мин

сл.27

сл.28

Рисунок – это волшебство, и если ты постиг его,

То волшебство не упусти – расти его! И сам расти!

- Спасибо за работу. А ваши рисунки в подарок вам!

 

Уборка рабочих мест

 

Используемая литература и интернет-источники при подготовке конспекта урока:

Елисеев М.А. Материалы, оборудование, техника живописи и графики (серия “Студия художника»).- М.: Астрель, 2002.

Искусство рисунка /Сост. Г.В. Ельшевская.- М.: Сов.худ-к, 1990.

Соловьёва Б.А. Искусство рисунка.- Л.: Искусство, 1989.

http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4791

https://lavimidj.ru/8251/

http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=6736:2014-08-07-15-12-25&catid=91:2014-06-05-07-37-20&Itemid=68

Приложение 1

Группа №1:

 

 

Группа №2:

 

 

Группа №3:

 

 

Приложение 2


 

Работы детей

 

Презентация "Выразительные средства графики. Первоцветы"
PPS / 11.51 Мб

 

 

 

 

11



 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Ватолина Светлана Анатольевна, 30.06.18 в 23:14 0Ответить Пожаловаться
Замечательный урок! Поздравляю с победой, Валентина Ивановна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.