12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куртынина Кристина Сергеевна327
Организатор-преподаватель ОБЖ, учитель географии и краеведения, классный руководитель, руководитель отряда ЮИД "Зебра"
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Разработка комбинированного урока по географии (план-конспект)

7 класс. Тема: Северная Америка. Рельеф и полезные ископаемые.


Цели:

обучающая сформировать представления об особенностях рельефа, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка; познакомиться с полезными ископаемыми и их распределением по территории Северной Америки.

развивающая – продолжить развивать умение устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания, создать условия для развития коммуникативных навыков, памяти, мышления, внимания.

воспитывающая – способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию географической культуры личности, навыков точности и аккуратности при работе с учебником и картой.

Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях учащихся

1. Предметные результаты: знать особенности рельефа Северной Америки и причины их обусловившие; знать и показывать на карте основные формы рельефа (Кордильеры, г. Мак-Кинли, Аппалачи, г. Митчелл, Великие равнины, Центральные равнины, Миссисипская низменность, Примексиканская низменность, Приатлантическая низменность); знать распределение основных полезных ископаемых по территории Северной Америки (уголь, нефть, природный газ, железные руды, медные руды, урановые руды, золото).

2. Метапредметные результаты: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с другими обучающимися и работать в коллективе; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картой для исследования.

3. Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Тип урока по дидактической цели – комбинированный.

Оборудование: учебник «География» 7 класса (Коринской В.А.), компьютер, мультимедийный проектор, рабочая презентация, атлас 7 класса, настенная физическая карта Северной Америки; раздаточный материал (схемы).

Литература

Рабочая программа по географии в 7 классе по учебнику Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. География: География материков и океанов (М.: Дрофа, 2014).

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник.

Официальный сайт ЮНЕСКО – URL: http://whc.unesco.org/ru/list.


План урока

Структура (элементы урока) и его содержание

Методы и приемы

I. Организационный.

а) Приветствие. Организация класса.

b) Постановка познавательных задач, связь с предыдущим материалом.

II. Проверка опорных знаний и умений.

Вопросы и задания:

Каковы особенности ГП материка Северная Америка?

Каковы особенности береговой линии материка? С чем это связано?

Покажите на физической карте Северной Америки:

А) крайние точки материка;

Б) океаны и моря, омывающие материк;

В) острова и полуострова;

Г) заливы и проливы.

4. Назовите имена путешественников и мореплавателей, которые внесли большой вклад в исследовании материка.

III. Изучение нового материала.

Рельеф и тектоническое строение.

Полезные ископаемые.

IV. Закрепление и обобщение знаний.

«Правда ли, что…»

Горы занимают большую часть территории Северной Америки (нет).

Рельеф восточной части материка сформировался на платформе (да).

Южная часть материка Северная Америка когда-то была покрыта огромным ледником (нет).

На западе материка простираются горы Аппалачи (нет).

Стык двух литосферных плит находится на западе материка (да).

Кордильеры относятся к горам средней и новой складчатости (да).

В пределах древней Северо-Американской платформы могут быть землетрясения (нет).

Центральные равнины находятся в пределах древней платформы (да).

Высшая точка материка – гора Митчел (нет).

Высота высшей точки материка превышает 6000 м (да).

В Аппалачах сосредоточены месторождения золота (нет).

Центральные и Великие равнины богаты месторождениями нефти и природного газа (да).

Большой Каньон находится в Кордильерах (да).

V. Домашнее задание

Прочитать § 43 (стр. 212-214) и устно ответить на вопросы 1-3 в конце параграфа.

Нанести на контурную карту все формы рельефа, изученные на уроке.

Творческое задание: на отдельном листе составить маршрут путешествия по интересным объектам природы (связанных с рельефом) Северной Америки (минимум 6-7 объектов + их краткое описание).

Подготовиться к проверочной работе по теме «Географическое положение и рельеф Северной Америки».

Деятельность учителя.

Сообщения дежурных, работа в тетради.



Индивидуально-уплотненный опрос.











1. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ, беседа. Заполнение схемы на основе учебника и карт атласа. Обсуждение.

2. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ. Беседа. Работа по карте.


Выбор верных и не верных утверждений (прием «Правда ли, что…»).





















Инструктаж учителя






Конспект урока

I. Ребята, прозвенел звонок. Здравствуйте, присаживайтесь (подождать пока обучающиеся займут свои места). Сегодняшний урок проведу я, меня зовут Кристина Сергеевна. Для начала отметим отсутствующих (отмечаю отсутствующих на уроке).

II. Сегодня мы продолжим изучать Северную Америку. Но для начала проверим, как вы усвоили материал прошлого урока (см. план урока «Вопросы и задания»). Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили материал прошлой темы! (выставляю отметки обучающимся).

III. Начнем урок! Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? Вспомните план изучения любого материка. (обучающиеся пытаются сформулировать тему). Верно! Тема сегодняшнего урока – «Северная Америка. Рельеф и полезные ископаемые». Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока.

На уроке мы познакомимся с особенностями рельефа, выясним причины его разнообразия и рассмотрим распределение основных полезных ископаемых на материке.

1. Рельеф и тектоническое строение. Откроем карту атласа "Строение земной коры" на стр. 4-5 и посмотрим на тектоническую карту. Что вы видите? Какие две структуры лежат в основе Северной Америки? (Ответ – Северо-Американская платформа на востоке и складчатая область на западе). Совершенно верно! А чем отличается платформа от складчатой области? (Ответ: платформа – устойчивый участок земной коры, а складчатые области очень неустойчивые - здесь могут проявляться вулканизм и землетрясения. Причина образования складчатых областей – столкновение литосферных плит). Правильно! Давайте по карте определим возраст Северо-Американская платформы и складчатой области на западе. (Ответ: Северо-Американская платформа – древняя, а складчатая область – средняя и новая). Верно!

Теперь сопоставим карту «Строение земной коры» с «Физической картой Северной Америки» (стр. 22). Какая форма рельефа характерна для платформы, а какая для складчатой области? (Ответ: для платформы – равнина, для складчатой области - горы). Точно!

Предлагаю заполнить схему «Рельеф Северной Америки» (см. схему в Приложении). (раздаю карточки со схемой каждому обучающему.). Мы вместе с вами выяснили, что в основе материка Северная Америка лежат две структуры - Северо-Американская платформа (древняя) и складчатая область (средняя и новая). Отразим эту информацию в схеме. (обучающиеся заполняют схему). Также мы выяснили, что Северо-Американской платформе соответствует такая форма рельефа, как равнина, которая занимает большую часть материка. А для складчатой области – горы, которые занимают 1/3 часть материка. Условно мы разделим эти территории так – равнинный восток и горный запад. (обучающиеся заполняют схему).

Рассмотрим, какие формы рельефа характерны для горного запада. Какая горная цепь протянулась вдоль западного побережья материка? (Ответ - Кордильеры). Совершенно верно! Кордильеры необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называют каньонами. С испанского «кордильера» - «горный хребет», «шнур». Образовались на стыке литосферных плит: Северо-Американской и Тихоокеанской. Движения земной коры приводят к сильным землетрясениям и извержениям вулканов. Один из крупных вулканов – Орисаба (5675 м). Высшая точка гор – высочайшая точка всего материка Северная Америка – гора Мак-Кинли - 6193 м.

Кордильеры имеют сложное строение – они состоят их различных горных хребтов, основной из которых – Скалистые горы. Заполним левую часть схемы согласно полученной информации. (обучающиеся заполняют схему).

У нас осталась незаполненной правая часть схемы. Поэтому ваша задача – определить формы рельефа для равнинного востока материка. Для выполнения задания вам понадобится текст учебника (стр. 212-213) и карты атласа. С помощью них вы легко заполните пропуски в схеме. Приступайте к заданию! (обучающиеся выполняют задание и заполняют схему).

Итак, мы заполнили все пропуски в схеме «Рельеф Северной Америки» и теперь вы имеете полное представление о рельефе данного материка (см. заполненную схему в Приложении).

Ребята, а теперь подумайте, какой материк похож по рельефу на Северную Америку? (Ответ – Южная Америка). Да, это так! В чем же их сходства и различия? (обучающиеся отвечают, учитель корректирует ответы).

Хорошо. А теперь немного поговорим об уникальных местах Северной Америки. Вы что-нибудь знаете о Йеллоустоунском национальном парке, Большом каньоне, Мамонтовой пещере или Долине Смерти? (слушаю информацию от обучающихся).

Примерно половина всех горячих источников мира приходится именно на Йеллоустоунский национальный парк. Здесь также сосредоточено самое значительное на планете скопление гейзеров – более 300 гейзеров, или примерно 2/3 от их общемирового числа. Парк, образованный в 1872 г. (самый первый национальный парк в США и в мире), известен также своей богатой фауной, представленной гризли, волком, вапити и бизоном.

Гранд-Каньон (Великий каньон, Большой каньон) - один из глубочайших каньонов в мире. Находится на плато Колорадо. Прорезан рекой Колорадо в толще известняков, сланцев и песчаников. Длина каньона 446 километров. Ширина колеблется от 6 до 29 километров. Глубина - до 1600 метров. Обнажающиеся слои отражают последние 2 млрд. лет земной истории. Здесь также обнаружены следы пребывания доисторического человека.

В Северной Америке находится Мамонтова пещера – самая длинная пещера в мире. Здесь были найдены скелеты вымершей расы, когда-то населявшей эти пещеры. Длина исследованной части пещерной системы - более 587 км.

Долина Смерти - межгорная впадина в центральной части Кордильер. В долине расположена самая низкая точка Северной Америки (высота ниже уровня моря — 86 метров). Средняя температура в июле достигает 46°C, ночью опускается до 31°C. Самое прохладное время - с конца ноября по февраль (5-20°C), когда часто бывают продолжительные мощные ливни. Свое название впадина получила в 1849 после гибели в этом районе группы золотоискателей от недостатка воды.

2. Полезные ископаемые. Какие вы знаете полезные ископаемые по происхождению? (Ответ - магматические, осадочные и метаморфические). Правильно! К рудным (магматическим) полезным ископаемым относят железные, медные, полиметаллические, алюминиевые, никелевые, хромовые, оловянные, ртутные, урановые руды, золото. К осадочным – уголь, нефть, природный газ. Если мы обратимся к карте “Строение земной коры” на стр. 4-5, то увидим, что осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах, то есть на равнинах; а магматические и метаморфические - в складчатых поясах, то есть в горах.

В северной части равнин преобладают рудные полезные ископаемые – железные, медные и никелевые руды. На Центральных и Великих равнинах, а также на Миссисипской низменности много месторождений нефти, природного газа, каменного угля. В Аппалачах и их предгорьях – железные руды и каменный уголь. Кордильеры богаты как осадочными (нефть, природный газ и каменной уголь), так и магматическими полезными ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды).

Таким образом, строение земной коры повлияло на размещение полезных ископаемых материка. Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах, магматические и метаморфические - в складчатых поясах.

Сегодня мы с вами познакомились с рельефом Северной Америки и полезными ископаемыми на территории этого материка. А сейчас проверим, насколько вы усвоили данную тему!


IV. Закрепление и обобщение знаний. Прием «Правда ли, что…» (см. план урока).

V. Домашнее задание (см. план урока)

Приложение

II. Изучение нового материала

Схема «Рельеф Северной Америки» (пустая)

t1609746564aa.png

Схема «Рельеф Северной Америки» (заполненная)

t1609746564ab.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.