12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ломова А.В.46
Россия, Тамбовская обл., с. Кузьмино-Гать
0

Урок «Смерчи»



 Ломова А.В.

Преподаватель-организатор ОБЖ ФМБОУ «Цнинская СОШ №1» в селе

Кузьмино-Гать Тамбовского района

Предмет: основы безопасности жизнедеятельности.

Класс: 7 класс.

Тема: Смерчи.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: создать условия для усвоения обучающимися знаний об опасных природных явлениях метеорологического характера и формирования навыков безопасного поведения в зоне их действия.

Задачи урока:

• охарактеризовать опасное природное явление смерч;

• познакомить с последствиями смерча и параметрами, определяющими его разрушительную силу;

• изучить правила безопасного поведения в зоне действия смерча;

• закрепить знания обучающихся об опасных природных явлениях метеорологического характера.

Планируемые результаты:

• предметные:

- характеризовать опасные природные явления метеорологического характера: ураганы, бури, смерчи;

- объяснять причины и описывать возможные последствия опасных природных явлений;

- составлять рекомендации по правилам безопасного поведения в зоне действия ураганов, бурь и смерчей;

• метапредметные:

- регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения знаний;

- познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;

- коммуникативные – уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• личностные:

- уметь определять мотивы учебной деятельности;

- усвоить индивидуальные правила безопасного поведения в опасных ситуациях.

Ход урока:

I. Организационный момент:

(Перед началом урока педагог рассаживает обучающихся за отдельные столы для работы в группах.)

- У каждого из вас на столе лежит оценочный лист. На всех этапах урока вы самостоятельно будете оценивать свои успехи по трехбалльной системе для определения достигнутого результата в конце урока.

- Девиз нашего урока: «Думать – коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! Бороться – старательно! И открытия нас ждут обязательно!»

II. Проверка домашнего задания:

- Чтобы узнать тему урока вам придётся отправиться в путешествие по лабиринту опасных природных явлений метеорологического характера. Тема сегодняшнего урока – опасное природное явление, оказавшееся в цепочке ответов последним. Время выполнения – 7 минут.

(Индивидуальное задание. Один из обучающихся работает у классной доски с таблицей определения силы ветра. Ответ: 54-72 км/ч; 20-30 м/с; ураган; 108 км/ч.)

Задание. Заполните недостающие данные в таблице:

Сила ветра

Скорость ветра, м/с

Скорость ветра, км/ч

БУРЯ

15-20

?

ШКВАЛ

?

72-108

?

>30

>?

(Работа в группах. На столе у каждой группы задание «Лабиринт». Цветные кружки с номерами утверждений.)

Задание. Прочитайте утверждение в квадрате №1. Если вы согласны с утверждением, выбираете ветвь «да», если не согласны – ветвь «нет». Двигайтесь по лабиринту, пока не попадёте в квадрат №16. Каждый шаг по лабиринту нужно отметить на классной доске.

(Обучающиеся выполняют задание и самостоятельно определяют тему урока. Педагог контролирует правильность выстраиваемой цепочки. Ответ: 1-6-5-2-3-8-7-10-13-14-11-12-15-16.)

- Оцените свою работу в группе по трехбалльной шкале и внесите результат в оценочный лист (строка: «Домашнее задание. Лабиринт»).

III. Мотивация и целеполагание.

- Выход из лабиринта привёл нас к теме сегодняшнего урока: «Смерчи».

- Внимательно послушайте, как описывает это явление американский метеоролог Джон Файнли.

«В те дни над канзасской прерией сгустилась громадная грозовая туча, породившая десяток смерчей. Самые бешенные из них возникли 30 мая близ городка Рэндолф. Там в 4 часа дня над землёй нависли два чёрных облака. Они столкнулись, слились воедино и сразу стали вращаться с безумной скоростью, плюясь дождём и градом. Уже через четверть часа из этой зловещей тучи к земле опустилась воронка, похожая на гигантский слоновый хобот. Он вращался и изгибался и засасывал в себя всё и вся. Потом рядом появился второй хобот, несколько меньших размеров, но вида такого же устрашающего. Оба они двинулись к Рэндолфу, выдирая из земли траву и кусты и оставляя после себя широкую полосу мёртвой, голой земли. С нескольких фермерских домиков, оказавшихся на пути смерчей, были сорваны крыши. Сараи и курятники засасывались в воронки и уносились в небо или превращались в россыпь ломаных досок».

- Скажите, пожалуйста, где происходили описанные события? (Ответы обучающихся.)

- Это центр США – штат Канзас (1879 год). А как вы думаете, почему я выбрала картину смерча, представленную американским метеорологом? (Ответы обучающихся.)

- …Действительно, считается, что родина смерчей (торнадо) – Америка. Именно там, чаще всего, наблюдается это стихийное бедствие. Однако, если вы посмотрите на карту мира, увидите места, обозначенные оранжевым цветом. Это места образования смерча. На территории России смерчи чаще всего возникают в центральных областях, Поволжье, на Урале, в Сибири, на побережьях и в акваториях Черного, Азовского, Каспийского и Балтийского морей. Наиболее опасными районами по риску возникновения смерчей являются побережье Чёрного моря и Центральный экономический район, включая Московский регион.

- Используя в качестве опоры главную формулу безопасности,

«ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ. ПРИ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЁ. ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ – ДЕЙСТВОВАТЬ»

сформулируйте, пожалуйста, цель урока. (Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока: «что хотим изучить?», «чему хотим научиться?».)

- Цель урока: изучить природу и основные характеристики опасного природного явления, научиться безопасно вести себя в зоне действия смерча.

(За активную работу в постановке цели педагог добавляет баллы в оценочные листы отдельным обучающимся.)

IV. Изучение нового материала.

- Тема урока определена, цели поставлены, я предлагаю вам вернуться на свои места и продолжить работу в парах.

Задание 1. Перед вами определение смерча. Вставьте пропущенные слова, используя слова для справок. Время выполнения – 1 минута.

Смерч – это …. вихрь, возникающий в …. облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли, в виде тёмного облачного рукава или …. диаметром в десятки и сотни метров.

Слова для справок: огненный, пыльный, атмосферный, тёмном, грозовом, хобота, воронки.

- Время истекло. Зачитайте получившееся определение. (Обучающийся одной из пар формулирует определение смерча.)

- Оцените свою работу в паре по трехбалльной шкале и внесите результат в оценочный лист (строка: «Изучение нового материала. Задание 1.»).

- Очень интересно об этом удивительнейшем и страшном явлении природы рассказывал крупнейший специалист по стихийным бедствиям академик Дмитрий Васильевич Наливкин (1889-1982 гг.). «…Смерч – это по существу часть грозового облака. Без грозового облака он не возникает. Другая его характерная особенность – быстрое вращение вокруг оси, перпендикулярной к поверхности Земли. Сначала вращение видно только в самом облаке. Затем часть вихревого облака отвисает книзу в виде воронки. Воронка всё более удлиняется и, наконец, соединяется с землёй. В это время она имеет вид почти цилиндрического громадного столба – колонны или хобота, расширяющегося к облаку и сужающегося к земле. Воронка смерча вращается иногда со сверхзвуковой скоростью. Это вращение, направленное по спирали снизу вверх, служит причиной тех невероятных явлений, которые сопровождают смерчи.

Строение смерча довольно просто. Его воронка состоит из внутренней полости и стенок. Внутренняя полость наполнена воздухом, сравнительно медленно движущимся вниз. Характерная особенность внутренней полости – разреженность воздуха. В ней барометрическое давление резко понижено. По сравнению со стенками и даже с окружающим воздухом она является как бы пустой. Поэтому когда полость соприкасается с каким-нибудь замкнутым предметом, наполненным воздухом с обычным давлением, то предмет взрывается, воздух из него устремляется во внутреннюю полость смерча. Это служит причиной ряда своеобразнейших явлений…».

- А вот какие именно интересные факты из хроники смерчей были зафиксированы, мне бы хотелось на следующем уроке услышать от вас.

Задание 2. Заполните таблицу основных параметров, характеризующих смерч. Время выполнения – 2 минуты. Помощник – §3.3 учебника ОБЖ, страница 79.

Параметр

Величина

1

Время образования смерча

минуты

2

Диаметр рукава (хобота) смерча

десятки и сотни метров

3

Скорость движения воздуха в стенках смерча (скорость вращения воронки)

до 200 м/с (720 км/ч)

(в некоторых источниках встречается зарегистрированная скорость, превышающая скорость звука – более 332 м/с.)

4

Подъёмная сила смерча

зависит от скорости ветра, вращающегося вокруг ядра

(вплоть до железнодорожных вагонов массой около 13 т.)

5

Скорость перемещения смерча относительно земли

20-60 км/ч.

6

Ширина пути разрушения

300-500 м.

7

Длина пути

от сотен метров до сотен километров

(в июле 1984 года смерч, зародившийся на северо-западе Москвы, прошёл почти до Вологды в общей сложности 300 км.)

8

Время существования смерча

исчисляется минутами, но иногда и часами

(до 7 часов)

- Время истекло. Проверяем правильность выполнения задания. (Педагог называет параметр, обучающийся одной из пар - величину.)

- Оцените свою работу по трехбалльной шкале и внесите результат в оценочный лист (строка: «Изучение нового материала. Задание 2.»).

Задание 3. Выберите из предложенных утверждений последствия смерча. Если вы согласны с выбранным утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером плюс, если не согласны – минус. Время выполнения – 2 минуты.

1.

Смерч практически невозможно увидеть.

 

2.

Смерч не нарушает привычную жизнедеятельность людей.

«-»

3.

Смерч может отрывать и переносить на большие расстояния автомобили, небольшие постройки, крыши зданий, животных и людей, большое количество предметов, воды и грунта.

«+»

4.

Смерч вызывает «взрывы» зданий, к которым прикасается.

«

5.

Смерч редко приводит к человеческим жертвам.

«-»

6.

Смерч рвёт линии электроснабжения и связи.

«+»

7.

Смерч выводит из строя технику.

«+»

8.

Смерчи отслеживаются радиолокаторами.

 

9.

Смерч уничтожает сельскохозяйственные посевы, разрушает дороги и мосты.

«+»

- Время на выполнение задания закончилось. Перечислите, пожалуйста, номера утверждений, относящиеся к последствиям смерчей. (Ответы обучающихся: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9.)

- Зачитайте последствия смерча, заменяя утверждения со знаком минус на верные. (Обучающиеся друг за другом зачитывают утверждения.)

- Оцените свою работу и внесите результат в оценочный лист (строка: «Изучение нового материала. Задание 3.»).

- Для выполнения следующего задания я прошу занять свои места в группах. (На столах: текст рекомендаций для анализа, лист бумаги формата А4, клей, заготовки рисунков.)

Задание 4. Проанализируйте и составьте из предложенного материала памятку правил поведения для человека, оказавшегося в зоне действия смерча. Оформите работу на лист бумаги формата А4. Время выполнения – 4 минуты. (Обучающиеся работают над составлением памятки.)

- Давайте посмотрим на результат вашей совместной работы и познакомимся с рекомендациями, которые вы подобрали. (Каждая группа знакомит с содержанием памятки.)

- Оцените свою степень участия в творческой работе (оценочный лист, строка: «Изучение нового материала. Задание 4».) и займите места за партами.

V. Контроль знаний.

- Итак, мы закончили изучение опасных природных явлений метеорологического характера. Проверим, готовы ли вы самостоятельно распознавать изученные атмосферные явления и находить пути решения из сложных ситуаций. Время на выполнение задания – 3 минуты. (Индивидуальная работа выполняется в бланке тестового задания.)

Тест: «Ураганы, бури, смерчи».

Сила ветра определяется его скоростью. Кто из учёных разработал шкалу силы ветра:

а) Ч. Рихтер, б) Ф. Бофорт, в) Д. Менделеев?

2. Мощный атмосферный вихрь с пониженным атмосферным давлением в центре – это:

а) циклон, б) буря, в) смерч.

3. Ветер огромной разрушительной силы, скорость которого превышает 30 м/с, называют:

а) шторм, б) ураган, в) торнадо.

4. Продолжительный по времени и сильный ветер, скорость которого не превышает 20 м/с – это:

а) вьюга, б) торнадо, в) буря.

5. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 200 м/с и более:

а) циклон, б) ураган, в) смерч.

6. Принцип работы одного из указанных приборов напоминает принцип действия смерча, что это за прибор:

а) газовая плита, б) пылесос, в) холодильник?

7. Какое из перечисленных последствий урагана всегда вторично:

а) эпидемии,

б) разрушения жилищ, линий электропередач,

в) пожары?

8. Лучшая защита от смерча:

а) будки на автобусных остановках,

б) мосты, большие деревья,

в) подвальные помещения, подземные сооружения.

9. Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана:

а) овраг, б) большие деревья, в) крупные камни.

Взаимопроверка. (Ответы: 1-б; 2-а; 3-б; 4-в; 5-в; 6-б; 7-а; 8-в; 9-а. Максимальное количество баллов, выставляемое в оценочный лист за тест – 9, один балл за каждый правильный ответ.)

- Обменяйтесь, пожалуйста, тестами, оцените работу друг друга по критериям, которые видите в ключе ответов и внесите результат в оценочный лист.

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто выполнил тест без ошибок…, кто допустил больше трёх ошибок? (Обучающиеся поднимают руки, педагог оценивает результат индивидуальной работы.)

- Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали!

VI. Рефлексия.

- Ребята, как вы считаете, достигнута ли цель, поставленная в начале урока?.. (Ответы обучающихся.)

- Что нового вы сегодня узнали для себя?.. (Ответы обучающихся.)

- Пригодятся ли эти знания вам в жизни?.. (Ответы обучающихся.)

- Подсчитайте, пожалуйста, свой рейтинг в оценочном листе. (Педагог фиксирует для себя результаты для подведения итога.)

- Каждый из вас на этом уроке достиг определённого результата. Но любой результат всегда нужно стремиться улучшить. Запишите домашнее задание.

VII. Домашнее задание.

▪ Изучить §3.3, стр. 79-83, ответить на вопросы.

▪ Творческое задание:

- Найти ответ на вопрос: возможно ли определить расстояния до приближающейся грозовой тучи, чтобы рассчитать время и успеть предпринять какие-либо действия?

- Обратившись к помощи средств массовой информации или Интернета привести примеры интересных фактов из хроники смерчей.

VIII. Оценивание работы на уроке.

Выставление оценок за урок.

- Спасибо за урок!


Смерчи
PPT / 3.27 Мб

Источники информации:

▪ Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

▪ Журнал «ОБЖ», апрель 2003 г. – С. Антохина. «Разнообразный мир ветров». Зачёт по теме : «Ураганы, бури, смерчи».

https://profilib.com/chtenie/158336/mikhail-kurushin-katastrofy-i-kataklizmy-11.php – Д. Наливкин. Событие в фокусе. Анатомия смерча.

http://www.meteo.nw.ru/articles/index.php?id=686 – Действия населения при угрозе возникновения смерча

https://img05.rl0.ru/ac219be3de4ed1b12a4d9db87aca05b6/c640x480/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_562a1357a04c2/img_user_file_562a1357a04c2_1.jpg – девиз

https://img03.rl0.ru/51ae35aa6356737c50a4b6e70f6c2252/c2729x1465/brokgauz.academic.ru/pictures/wiki/files/71/Globdisttornado.jpg – карта

https://img04.rl0.ru/c454bfc948d29a2a757fc8fdee8e6f43/c544x600/55.mchs.gov.ru/upload/site71/document_images/AvofOlPMDd-800x600.jpg – эмблема МЧС ▪https://img07.rl0.ru/79ca05519acfdd74b4ceda1152ae2f33/c400x250/www.molgvardia.ru/sites/default/files/news/0023564356532.jpg – значок «Я спасатель» ▪https://img01.rl0.ru/6d4f489159a7b92950a8a5a4685b02dc/c460x720/pngimg.com/uploads/hurricane/hurricane_PNG33.png – смерч ▪https://img09.rl0.ru/55eb30dc66764dd0e4bd69ff99041906/c600x553/img3.stockfresh.com/files/o/orensila/m/53/6066346_stock-vector-hurricane-destroyed-roof-of-house.jpg – смерч

https://img08.rl0.ru/e68e94b0c63e416d71c484cb902689ff/c480x313/clipart.coolclips.com/480/vectors/tf05053/CoolClips_natu0015.png – смерч

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.