Вводный урок по ОБЖ, 7 класс
Сурова Н.Г.
Конкурсный урок Всероссийской педагогической
олимпиады «Педагогические ориентиры»
2017 год
Конспект вводного урока в 7 классе
«В безопасности» (45 минут)
Цель урока: изучение понятия «безопасность» и ознакомление с содержанием учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Задачи урока:
Воспитательные: способствование формированию сознания личности безопасного типа;
Развивающие: Использование критического мышления учащихся и умения работать в команде;
Познавательные: обобщить и систематизировать знания о безопасности в повседневной жизни учащихся;
Виды и формы урока: Урок ознакомления с новым материалом в форме беседы при использовании словесного метода и наглядного материала.
Оборудование: доска, наглядные материалы.
Ход урока:
Организация пространства:
Для удобства взаимодействия с учащимися, необходимо расставить парты на подобии буквы «П», тем самым разделяя класс на три микро группы и освобождая пространство для выполнения участниками практических задач.
Приветствие и представление – 5 минут:
При входе учащимся раздаются карточки разных цветов, обозначающих принадлежность к той или иной команде. Учащиеся рассаживаются за столы, согласно цвету карточки. Здравствуйте, меня зовут Наталья Геннадьевна, и сегодня проведу у вас урок. Считаю, что необходимо выражать свою точку зрения, поэтому прошу вас не стесняться, а принимать активное участие в занятии.
Знакомство – 5-10 минут:
Для начала, чтобы наше общение было эффективнее давайте познакомимся. Перед вами лежат бейджи, в руке я держу маркер. Мы будем передавать его по кругу. Получая маркер,вы называете свое имя, записываете его на бейдже, а затем, называете прилагательное, которое ассоциируется с «ОБЖ». Ответы детей записываются на доске для того, чтобы провести анализ отношения к предмету. Чтобы передать маркер следующему человеку, необходимо произнести о нём любой интересный факт, но если вы затрудняетесь, то просто сделайте ему комплимент.
Я, например, считаю, что это одна из самых важных дисциплин, ведь человек занимался обеспечением своей безопасности всегда. Вы можете и не подозревать, что «ОБЖ» прячется абсолютно в любом виде вашей деятельности. Не верите?
Ознакомление с игрой – 2 минут:
Тогда предлагаю сыграть в аналог знакомой вам игры «Правда или Действие», только назовем ее «Знание или действие». Перед вами карточка с секторами сфер человеческой жизнедеятельности. Команда, после выбора сектора, должна назвать несколько примеров из данной сферы и только потом допускается к выбору: ответа на вопрос по теме или выполнению действия. Если команда не отвечает на вопрос, то она может выполнить действие, но получит уже меньше баллов, и наоборот. Изначально за ответ на вопрос можно получить 5 баллов, за действие 3, соответственно, если команда не справляется с первой попытки, то могут заработать лишь 2 балла. Выполняя задания, прошу все команды делать на своей схеме пометки, « V »- уже знал, « + » - новое, « - » - думал иначе, « ? » - не понял, есть вопросы. На выполнение задания дается 1 минута. Есть вопросы? Тогда давайте проиграем.
Игра – 15-20 минут:
Сектор |
Вопрос |
Действие |
Здоровье |
Какой фактор влияет сильнее всего на здоровье человека? (образ жизни) Назовите продукты, которые должны входит в обязательный рацион школьника (молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясные продукты и яйца)
|
Расставьте, как вы считаете, сколько кубиков сахара содержится в данных продуктах: банан (4,5), сладкий газированный напиток в объеме 1 литр (16,5), яблоко (6), печенье марки «Орео» (6), сникерс (7,5), кетчуп (1). |
Отношения |
Сколько групп элементарных эмоций? (MAD – злость, агрессия, отвращение. SAD – грусть, печаль, страдание. GLAD - радость. SCARED - страх. SEXY – удовольствие, нега, нежность) О ком данная цитата: «Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него» (Данко, М.Горький) |
Один участник встает перед командой и за минуту демонстрирует эмоции согласно списку у ведущего. Задача команда отгадать более 10 эмоций. |
Окружение |
Существует ли такое понятие как – Экологическая культура, если да, то дайте определение этому понятию. (примерно. - Экологическая культура— часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы) |
У вас есть минута, чтобы придумать минимум 5 применения пластиковой бутылки преподавании предмета. |
Само-совершенствование |
Безопасный, годами проверенный источник знаний, это? (книга) На что направлены дополнительные занятия, кружки, студии и далее (получения дополнительных знаний, углубление полученных) Самосовершенствование должно протекать на протяжении всей жизни? Почему? |
Расшифровать послание по книге, где 1 цифра – номер страницы, 2 – номер строки, 3 – номер слова в строке. Используются только первые буквы в словах. |
Яркость жизни |
Сколько часов человек спит на протяжении своей жизни? (треть жизни, из расчета 8 часов в день) Когда происходит пик умственной активности? (в 10 часов) |
Провести импровизированный танцевальный флешмоб для остальных команд |
Духовность |
После какого события в 1986 году появилось понятие «культура безопасности»? |
Составить свод правил общения в семье, состоящий из 5 пунктов минимум. |
Завершающий этап – 5 минут:
Подведем итоги, сколько заработала каждая команда. Мы говорили о сферах деятельности человека, но, надеюсь, что теперь вы видите, что такой предмет как «ОБЖ» настолько слился с нашей жизнью, что мы уже иногда и не акцентируем на него внимание. Но знания и умения данной дисциплины помогут вам эффективно и успешно развиваться и жить в нашем обществе. Теперь я попрошу каждую команду высказаться по поводу заданий. Каких символов на вашей карточке больше? Мы видим, что все сферы пересекаются в центре. Как вы считаете, что должно быть там написано? (Человек/Безопасность)
Спасибо за то, что приняли участие в игре. Мне было очень приятно с вами работать. Давайте друг другу поаплодируем.
Карточки сфер жизнедеятельности человека
Здоровье |
Отношения |
Окружение |
Само-совершенствование |
Яркость жизни |
Духовность |
Примеры сфер
Самочувствие |
Внешний вид |
Подвижность |
Настроение |
Прогулки |
Питание |
Режим дня |
Спорт |
Общение |
Дружба |
Любовь |
Семья |
Родные |
Друзья |
Окружающая среда |
Обучение |
Работа над собой |
Личностный рост |
Развлечения |
Отдых |
Хобби |
Вера |
Творчество |
Искусство |
Карточка раздаточная для игры
Конкурсное задание
Продукт |
Содержание сахара |
Банан |
|
Сладкий газированный напиток |
|
Печенье |
|
Сникерс |
|
Кетчуп |
Карточки эмоций
Злость |
Возмущение |
Застенчивость |
Раздражение |
Счастье |
Гордость |
Интерес |
Скука |
Удивление |
Грусть |
Мечтательность |
Удовлетворенность |
Решимость |
Оптимизм |
Я, Для меня «ОБЖ» - |
Я, Для меня «ОБЖ» - |
Я, Для меня «ОБЖ» - |
Я, Для меня «ОБЖ» - |
Я, Для меня «ОБЖ» - |
Я, Для меня «ОБЖ» - |