Урок сольного пения
1.Комплекс парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Парадокс её заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения "тяжести в голове"; активизирует носовое дыхание; способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др. Упражнения основного комплекса дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой включают следующие рекомендации: думать только о вдохе носом, тренировать вдох, он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный; вдох делать одновременно с движением, в ритме своего шага, выдох - результат вдоха, надо стараться не замечать выдоха, он должен быть естественный, пассивный, самопроизвольный. Комплекс включает следующие упражнения:
Дыхание - фундамент звука. Используя глубокое дыхание животом, мы разгружаем горло и связки, не давим на них. Так голос становится мягким, свободным и выразительным.
1. Медленное дыхание животом.
Положить руку на живот. На вдохе живот надувается и приподнимает руку, на выдохе спокойно опадает, не нужно специально втягивать живот . Следите, чтобы при вдохе не поднималась грудная клетка и плечи. «Воздушный шарик». Вдыхаем и выдыхаем ртом. Живот-это воздушный шарик, который надувается на вдохе и сдувается на выдохе. (ладонь лежит на животе). Повторить три раза
2."Повороты головы" - исходное положение: встать прямо. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох. Затем сразу же (без остановки посередине) повернуть голову влево, шумно и коротко "понюхать воздух" слева. Выдох происходит во время поворота головы, однако внимание на нем не акцентируется. И так 16 движений. Ни в коем случае нельзя напрягать шею. Туловище должно быть неподвижно, плечи не движутся вслед за головой и не поднимаются.
3. "Обними плечи" - исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха руки расходятся в разные стороны. В этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.
2. Для тренировки мышц артикуляционного аппарата предлагаем комплексы артикуляционной гимнастики ( несколько упражнений ).
«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. «Разминка для лица». Опустить. Поднять и опустить обе брови. Вытянуть лицо. «Улыбка» – хоботок. Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений. Упражнения выполняются 5-6 раз. 1. «Уколы» . Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты. Зарядка для шеи и челюсти 1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди. 2. «Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно. «Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).
3.распевание
4.разбор произведения « Села кошка на диету» Муз. К.Костин, сл.М.Либеров.
-Обрати внимание на текст, в конце каждой фразы мы должны брать дыхание. Теперь прочитаем первый куплет и припев, обращая внимание на четкое произношение слов и беря правильное дыхание.
Педагог определяет дикционные сложности (несколько согласных подряд, необходимость быстро проговорить некоторые отрывки). Изолируем их от основного материала и почитаем, как скороговорки, выговаривая четко и постепенно увеличивая темп. Довести темп до более быстрого, чем это будет необходимо в песне. Это даст запас прочности.
Я сыграю тебе мотив первого куплета, затем мы вместе пропоем мелодию на гласную ля. Мелодия должна литься плавным потоком. Отдельно пропеваются большие скачки. Во время пения обращать внимание на постановку корпуса.
-работа с мелодией проблемных мест в песне под инструмент;
- работа с текстом (важно проследить, чтобы не было ошибок, которые трудно будет исправлять);
-Далее, соединение проработанного с минусовкой;
-работа над движениями в песне . Поведение на сцене.
Подведение итогов урока.
Педагог: Спасибо, Влада, хорошо поработали на уроке. Сегодня мы уделили внимания развитию артикуляционного и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорке и в тексте. Над этим нужно работать постоянно, потому что это способствует грамотному .четкому исполнению вокальных произведений. Вы все большие молодцы. Видно, что ты старалась. Для закрепления материала, я предлагаю ответить на вопросы. Итак, первый вопрос: 1. Что является частью голосового аппарата , формирующая звуки речи?(артикуляционный аппарат). 2. Работа органов речи, направленная на создание гласных и согласных (артикуляция). 3. Составные части речевой полости: (-щёки; -челюсти;- язык). 5. Назовите авторов песни «Села кошка на диету». Техникой дыхания каких авторов мы сегодня занимались на уроке ?( А.Н. Стрельниковой и А.Курбатова). 7. Человек, поющий песни на сцене (певец). Молодец, мы справились . Мы сегодня хорошо потрудились.