Урок «Развитие индивидуальных исполнительских возможностей в классе эстрадного пения» (3–5 класс)

1
0
Материал опубликован 11 March 2018 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Белокалитвинского района

«Развитие индивидуальных исполнительских возможностей

в классе эстрадного пения»

Преподаватель Ломоносова Елена Сергеевна

Исполнительские возможности учащегося определяются следующими признаками:

1) достаточно точное интонирование мелодии;

2) музыкальная память, позволяющая запоминать отрывок мелодии как возможно быстрее;

3) способность передать необходимые эмоции, т.е., актерские задатки;

4) вокальные ощущения;

5)слуховые ощущения, позволяющие исполнять произведения с фонограммой минус.

Это примерный перечень, наличие этих признаков говорит о том, что занятия пением дадут результат.( Приходится говорит об этом, так как в последнее время все больше учеников, страстно желающих петь, практически не пригодны к этому занятию. Очень жаль, но это так. Хотя в некоторых случаях при больших усилиях возможно развитие навыков пения, но в концертах такие ученики участвовать не будут.)

Ощущение стиля в детском и подростковом возрасте явление необычайно редкое, связанное с общим музыкальным воспитанием, культурой семейной среды. В нашем случае местная национальная традиция- музицирование на семейных праздниках и гуляниях – приводит к необходимости исправлять привычки любительского пения. Не могу сказать, что сложнее – научить петь ребенка из непоющей семьи или перестроить привычно поющего любителя «дворового» стиля. Мой опыт подсказывает, что конечный результата в случае поющей семьи будет выше, но терпения и усилий будет затрачено немеряно.

В любом случае, работа с каждым голосом это отдельная история, полная вопросов и интуитивно найденных решений. Все возможные современные методички по эстрадному пению являются свободным (а часто, дословным) пересказом работ мастеров вокальной педагогики прошлого. Классика, традиции – незыблемо! Но! Современная музыкальная культура с ее многообразием требует и новаторских подходов и решений в сфере обучения.

Не считаю эстрадную манеру приоритетом. Хотя для ребенка, воспитанного телевидением, песни эстрады гораздо ближе, чем классика. Обращение к классическим произведениям необходимо, но заниматься академическим пением мало кто хочет – для многих непривычное непонятное - значит, скучное.

Свою задачу вижу в проникновении классической музыки в песенную жизнь ребенка, подростка через образцы, доступные его образному пониманию мира, через заинтересованность необычными сюжетами очень дозировано и постепенно. Привитие навыка пения по нотам – в той степени, которая возможна у каждого данного ученика.

Подростковый период заставляет преподавателя проявлять осторожность в общении с учеником. Многие очень ранимы, скрытно переживают свои психологические трудности, замыкаются в себе или, наоборот, выплескивают негативные переживания на окружающих. И порой за откровенной, как нам кажется, развязностью и наглостью ученика скрывается невыносимая душевная боль, не понятая, не увиденная родителями. Или же совершенно спокойный и улыбчивый ребенок, оказывается, переживает внутренний разлад, мучаясь в одиночку. Здесь пение оказывает еще и терапевтический эффект. В работе над образным наполнением музыкального произведения довольно часто выявляются душевные переживания ученика. И если они действительно созвучны сюжету, это - настоящая победа искусства!

Тема психологии чрезвычайно важна и достойна исследований, но сегодня она просто упоминается как необходимая составляющая проблем, решаемых в процессе воспитания и развития индивидуальных исполнительских возможностей ученика.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: а) образовательная – продолжать освоение эстрадной манеры пения, развивать исполнительские возможности в соответствии с учебной программой с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

б) воспитательная – развивать интерес к учебной работе, к необходимости выполнять упражнения в классе, побуждать к аккуратной домашней работе.

На уроке присутствуют ученики класса эстрадного пения. Денис Фещенко,12 лет, 3 класс. В моем классе переводом, занимаемся 3 месяца. Голос детский, небольшой диапазон, достаточно подвижный. В предыдущих классах были большие трудности с исполнением под фонограмму минус, преподаватель Н.А.Прокопенко работала над этим, постепенно переводя с аккомпанемента фортепиано, выучивая одну и ту же песню с разным сопровождением. Сейчас Денис контролирует свое исполнение, умеет ориентироваться, чувствует строение музыкальной речи. Самая большая трудность – недостаточная опора на дыхание, «сдувается» в начале фразы, перебирает воздух. Так же, как у многих, дикция и артикуляция «страдают острой недостаточностью».

Ярослав Калабухов, 13 лет, 4 класс. 1-2 класс существовал в « гудошном» варианте. В 3 классе появилась возможность исполнять песни из 3-4 звуков под аккомпанемент фортепиано, но так как эстрадники лишены этого счастья, на экзаменах мы слушали весьма черновой вариант исполнения под фонограмму минус.

Кирилл Проценко, 13 лет, 3 класс. Счастливый обладатель музыкального слуха, сценической внешности и музыкальных родителей, страстных любителей пения. Удивительно трудно ему выучивать слова, они не складываются и не удерживаются во внимании. Первые два года выравнивали артикуляцию, сглаживали «пестроту» голоса, сейчас голос юношеский, но уже более ровный, достаточно большой диапазон. Укрепляем верхний регистр, хочется, чтобы сохранился фальцет, а он дается все труднее. Возможность пользоваться фальцетным регистром дает большую звонкость, полетность, да и современные мужские песни звучат в более и более высоких регистрах.

После вступительной части можно приглашать учеников.

Здравствуйте, ребята! Наш урок начнется с разговора о музыкальных инструментах. Представим себе встречу музыкантов симфонического оркестра. Как вы думаете, они с удовольствием будут говорить о своих музыкальных инструментах? Например, о скрипке, кларнете, барабане?

Ответы могут быть различные, выслушиваем, рассуждаем минимум.

Но так как мы учимся эстрадному пению, наш инструмент, конечно, голос.

Именно с голосом связаны и радости и беды певцов. Этот инструмент нельзя посмотреть, разобрать, починить. Его нужно научиться чувствовать и настраивать. Хорошо тем, у кого есть врожденная возможность, так бывает. Самое главное в голосе то, что он – неповторим. Сколько людей – столько голосов, уникальных инструментов. Их нужно изучать, тренировать, беречь и любить. Сегодня мы услышим три разных голоса и разберем их возможности.

Итак, три разных ученика. Урок начинается с одного упражнения – вибрато губами. Послушаем, как по-разному это получается.

Денис. Много дыхания уходит в щеки, выдувается, если откроет рот, голос будет слабый. Давление, необходимое для формирования полноценного звука не создается. Путь один – любыми средствами заставить контролировать поток воздуха. Попытка номер 115. Попробуем придержать щеки ладонями. Простейший сегмент из трех звуков. Спокойно, без напряжения. Начинаем от ля малой октавы, доводим до ре второй.

Кирилл. Есть возможность делать упражнение длинными фразами. Так называемая распевка Карузо ( по легенде). Распределяя и добавляя опору, делаем крещендо к верхним звукам, почти незаметное, ненапряжное, то есть, строим фразу.

Ярослав. При фальшивой интонации полезна мажорная гамма. Здесь важнее всего вокальные ощущения. У Ярослава голос очень громкий, ему трудно петь тихо, прислушиваясь. Поэтому много недочетов в интонационном смысле. Гамму ему нужно исполнять, особо стараясь продлять и связывать звуки между собой.

Следующее упражнение – вибрато языком – смотрите, как по-разному получается. Цель одна – заставить язык стать более подвижным, значит, слова будут понятнее, четче.

Упражнений много, все показать на одном уроке невозможно. Сделаем одно из самых трудных на начальном этапе. Ммма-а-а-а. по развернутому трезвучию. Мыщцы голосового аппарата должны быть в позиции вдоха ртом. Звук нужен ровный, плотный, свободный. Упражнение получается на этапе, когда слушать голос уже интересно.

Кирилл в этом упражнении справился с самым сложным – длинным звуком, еще немного времени, и упражнение перейдет в раздел «распевки». То есть оно будет пройдено, будет легко получаться, послужит для разогревания голосового аппарата.

Денис еще не освоил опору на дыхание. Получается с переменным успехом, много воздуха уходит во вне, звук голоса неяркий.

Ярослав опору держит, но интонационно не всегда качественно подходит к верхнему звуку. Нужно «пробовать», «прицеливаться», возвращаться снова и снова.

Итак, обычно урок начинается с упражнений, направленных на закрепление ранее приобретенных навыков пения, с подготовки голосового аппарата, потом фрагментарно изучаются новые произведения, затем повторяются и оттачиваются песни, пройденные ранее. Так как сегодня в классе сразу три ученика, все этапы несколько сокращаются. Мы покажем с каждым из них только по одному произведению. Это даст возможность услышать вопросы, встающие по ходу изучения и возможности их решения.

Кирилл. Игорь Корнелюк. «Город, которого нет» из кинофильма «Бандитский Петербург». Песню предполагается исполнять с эстрадным ансамблем, но прежде чем репетировать с инструментами, необходима работа с солистом. Серьезная проблема – подражание. Боремся с этим на первом этапе разучивания песни – задача выучить и исполнять песню своим голосом, не подражая взрослому певцу. Нужно работать эмоционально, найти свой образ, свое объяснение и расшифровку смысла. Говорим о символах. Как бы ты сам передал чувства, о которых идет речь? Первые два предложения поем без фонограммы, меняем акценты, рассуждаем. Теперь пробуем с фонограммой. Останавливаемся, проговариваем слова с закрытыми губами. Работаем с фонограммой. Отдельно работаем со вторым куплетом – проговариваем слова, пропеваем.

Денис. Песня «Кошка беспородная». Слова песни выучены, слушали ее достаточно долго, сейчас этап работы с фонограммой минус.

Первая трудность – вступить вовремя. Слушаем, пропеваем вступление, возвращаемся к началу, пока результат не удовлетворит. Далее – продумываем каждое предложение вперед, стремимся к окончаниям и доводим их на дыхании. . Когда движение получается, выявляем самую высокую точку напряжения – третье предложение, идем к нему и останавливаемся до тех пор, пока «волна» не станет заметной. Припев Денис знает, стараемся петь более четко артикуляционно. Останавливаемся, проговариваем слова утрированно, потом с закрытыми губами. Теперь включаем минус. Отдельно пропеваем припев, еще раз. Соединяем с куплетом. Если приемлемо, идем дальше. Эта работа уже была в классе, но для убедительного результата будет идти еще не раз. Тем более, что домашних занятии практически нет по причине отсутствия дома аппаратуры. Если начало песни идет уверенно, можно поработать с окончанием. Выбираем последние предложения и «доводим» до точки. Теперь задача Дениса состоит в том, чтобы не забыть и не потерять сделанное.

Ярослав. Песня «Этот город» группы «Браво». Легкая, ироничная песня танцевального характера. Ярославу трудно строить фразы, он увлечен рэпом и привносит в песни речевые интонации.

Звуки инструментального вступления уже поются «внутри», а, вступая, певец как бы «допевает» уже звучащее. Отрабатываем вступление, потом добавляем еще одно предложение. Пропеваем без фонограммы, с фортепиано несколько раз, Ярослав старается запоминать вокальные ощущения. Теперь включаем фонограмму. Если сделан первый куплет и припев, дальше работать легче, песня уже поется. Еще возвращаемся к припеву. Четкая работа артикуляционного аппарата должна быть доведена до автоматизма.

У Дениса, Кирилла и Ярослава очень разные природные данные. Но объединяет их одно – с удовольствием и старательно работая в классе, к домашним занятиям относятся несерьезно. В силу разных причин – у одного нет аппаратуры, у другого слишком большая нагрузка, третий самостоятельно просто напевает, не обращая внимания на правильность. К открытому уроку они готовились, заметно закрепили слова. Сегодня, кстати, наметилось движение вперед. Произведение у каждого «сложилось» образно, старались передать характер и настроение. На уроке мы выяснили, что Денису на данном этапе нужно больше уделять внимания дыханию, опоре, все упражнения бесполезны, если не применять их в пении. Также нужно больше и чаще петь с фонограммой, учиться слушать гармонию.

Ярославу необходима слуховая работа. Когда он поет в полный голос, не слышит гармонии, не удерживается в тональности. Чаще петь тихо, прислушиваться.

Кириллу необходима дальнейшая артикуляционная работа. Формирование звука уже чаще более правильное, но внимание нужно и дома, в самостоятельной работе.

Итак, намеченный план выполнен: нам с учениками удалось поделиться своими вокальными ощущениями, у каждого получилось выразить отношение к занятиям, к работе над техническими упражнениями и над произведениями. Ребята смущались только в самом начале урока, но быстро преодолели себя, включились в работу и, как мне показалось, с интересом слушали друг друга. Сегодня каждый из них увидел себя как будто со стороны. Считаю, в этом есть несомненная польза.

При подготовке материала урока использовались упражнения и распевки, накопленные в течение 12 лет работы в классе сольного и эстрадного пения.

Основа – упражнения из арсенала С.Ригза, опосредованы и приближены для работы с детьми.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.