12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Золотущенко68
1

Открытый урок на тему: «Влияние вокализов разных эпох на развитие вокальных способностей в классе сольного пения»

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:

«ВЛИЯНИЕ ВОКАЛИЗОВ РАЗНЫХ ЭПОХ НА РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ.»

Цель урока: активизация и развитие вокальных способностей учащихся

через изучение вокализов различных эпох.

Задачи урока:

Развивающая: развить голос, смягчить его и приспособить ко всем вокальным требованиям.

Образовательная: научиться исполнять музыку без помощи слов, фразируя в разнообразных стилях.

Воспитательная: развитие памяти, мышления, воображения, внимания.

Методы: аналитический, словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, художественного контекста.

 

Структура урока.

Начало урока. Организационный этап.

Основная часть.

Заключительный этап. Выводы по уроку.

  1. Приветствие.

    Сообщение цели и хода работы на уроке.

    Биографическая справка об авторах вокализов (Абт, Ваккаи, Алунц)

    Теоретическая часть.

    Анализ и иллюстрация вокализов.


 

Ход урока.

Организационный этап.

В уроке принимают участие несколько учащихся моего класса.

Маркова Мария, 11 лет, учащаяся 3 класса отделения хорового пения. У Маши тембрально окрашенный голос. Свободно справляется с нотами в нижнем регистре.

Ерунцова Виктория, 10 лет, II курс отделения сольного пения. Девочка очень музыкальна. Тембр голоса «мягкий» (по типу лирического сопрано).

Песоцкова Вероника, 10 лет, II курс отделения сольного пения. Голос яркий, сильный. Очень эмоциональна. Диапазон от «си» малой октавы до «ми²». (близок к лирико –колоратурному сопрано)

Вежнивец Виктория, 11 лет, 3 класс отделения хорового пения. Приятный тембр голоса, достаточно широкий рабочий диапазон –от «си» малой октавы до «ре² –ми²».

Шаповалова Елизавета, 10 лет, 2 класс отделения хорового пения. У девочки на данном этапе обучения голос ещё не обладает ярко выраженной тембральной окраской, но присутствует чистота интонирования.


 

Пение вокализов исключительно полезно. Вокализы –это переходная

ступень от пения упражнений к пению со словами.

Развитию техники голоса, его диапазону необходимо уделять большое внимание с первых шагов и в течении всего периода обучения. Подключение технических трудностей должно происходить постепенно. Темп упражнений вначале брать спокойный, чтобы были точно спеты все звуки как позиционно, так и интонационно.

Диапазон голоса и его сила развиваются постепенно с развитием техники. Этому способствует гаммообразные упражнения в восходящем движении. Вокализы рекомендуется петь полным голосом (но без форсирования звука) пока голос не окрепнет и не выровняются регистры.

Полезно использовать комбинацию гласных для выравнивания диапазона голоса. Также полезно ставить задачу наполнения звука содержанием, то есть петь в разных настроениях. Это помогает развитию тембровых красок голоса, его выразительности.

Пение вокализов способствует формированию и развитию певческих навыков, таких как звукообразование, звуковедение, дыхание, артикуляция и т. д..

Особенно хочу отметить, что при пении вокализов отрабатывается навык сольмизации –пропевать ноты вокально. Этот способ пения улучшает координацию между слухом и голосом, вырабатывается понимание звуковысотности той или иной ноты.

Для чистоты интонирования интервалов необходимо при воспроизведении первого звука ясно представлять звук последующий.

Вокализы развивают музыкальный слух, помогают в изучении интервалов, чувства лада, стимулируют возникновение слуховых представлений, совершенствуют точность звукового интонирования.

Также при работе над вокализами ведётся работа над однородностью звучания голоса при слиянии гласных и согласных звуков, что в дальнейшем облегчает задачи при исполнении произведений со словами.

Различные сочетания элементов техники при пении на одном звуке делают возможность однородно построить всю вокальную линию.

Пение вокализов помогает выработать широкую кантилену. Отрабатывается автоматизм свободного и глубокого вдоха через нос. Вдох через нос не сушит слизистой оболочки. В быстрых произведениях и коротких паузах вдох брать смешанного типа (через нос и рот). Приучать распределять дыхание на различные фразы, пассажи, интервалы. Контролировать вдох и выдох, распределение дыхания –одна из главных задач в пении.

Каждому звуку должно предшествовать представление о нём. Необходимо приучить голос к верхним тонам возможных интервалов и достигнуть однородности тембра голоса по всему диапазону.

Необходимо учить мелодической выразительности, ощущению тональности, устойчивости ритма и тембра, ощущению фортепианного сопровождения с более развитой гармонизацией, которое поддерживает мелодию, завершённости музыкальной формы.

Вокализ несёт в себе не только вокально –технические задачи, но и музыкальный образ. Разбирая вокализ с учащимися, следует придумать картину исходя из характера мелодии, ритма, динамических оттенков, несмотря на то, что в большинстве вокализов отсутствует текст, а пение идёт с названием нот. Такой способ помогает развивать образное мышление, воспитывает у учащихся понимание, что звук должен быть осмысленным, наполненным содержанием –это помогает правильному развитию, также вырабатывается музыкальность, что очень важно.

На начальном этапе я помогаю учащимся усвоить ритм, темп, дирижируя во время пения.

Полезно в процессе работы над вокализом исполнять его в разных темпах, разными штрихами, разной динамикой, с разным настроением. Это способствует развитию техники голоса, тембра.

Как говорилось ранее, в большинстве вокализов отсутствует литературный текст, исполняющему его не от чего оттолкнуться, чтобы передать характер и содержание исполняемого вокализа, поэтому необходимо над этим задуматься самому.

Вокализы заставляют учащихся концентрировать внимание на поставленные задачи, использовать эмоции, правильный характер, соответствующий данному вокализу.

Юные певцы и певицы в себе собранность, волю, активность, терпение. Приучаются к контролю своих действий.

Дети не способны петь «p» (пиано), переходят на шёпот, звук становится «бездыханным», «без опоры». Поэтому для каждого ученика требуется найти наиболее красивое, полное, свободное звучание голоса и это звучание сохранять во всём диапазоне, на всех гласных.

При исполнении вокализов отрабатываются не только технические трудности, но и дикционные. В медленных темпах –широкое дыхание, более крупная артикуляция. Быстрый темп –артикуляция не открывая сильно рот, ближе и «острее» выговаривать гласные и согласные.

Гласный звук «А» -яркий, светлый, но чаще формируется «далеко» и ведёт к углубленному звучанию. Трудно сформировать «А» «близкой» на среднем и нижнем участке диапазона. Помогает взятая вместе с гласной вспомогательная согласная «М» или «З».

Гласные «И», «Е» - «близкие», звучат «плоско», открыто. Необходимо «округлять звук.

Если гласна «А» -это широта и наполненность, то гласная «О» -это округлость и собранность.

Гласная «У» -закрытость.

Учащиеся с переменой гласного звука меняют и певческую позицию. Сами гласные формируются различно, что создают «пестроту» звучания.

В пении предпочтительно использовать «мягкую атаку» звука. Голос сохраняет максимальную свободу и мягкость при всех динамических изменениях звука, не раздражает и не изнашивает голосовых связок.

«Твёрдая атака» используется очень осторожно, в определённых местах, где это необходимо для выражения характерных эмоций (например, гнева).

Придыхательная атака –в исключительных случаях, когда этого требует характер произведения. Звук голоса при этом –«дующий», пустой, неустойчивый, дыхание короткое. Используется для выражения безысходности.

Основная часть

Франц Вильгельм Абт.

Сочинения Франца Абта насчитывают более 600 тетрадей,

состоящих приблизительно их 3000 отдельных произведений. В первую очередь, он был успешным композитором в области вокальной музыки, и особенно плодовит в создании вокальных произведений для мужских хоров, которым, по его мнению, очень не хватало в то время достойного репертуара. И действительно, наибольшие успехи Франца Абта в Германии и Швейцарии были связаны с вокальными произведениями для мужских голосов. Он также был весьма успешен в создании музыки для смешанных коллективов, выступавших a´capella и в сопровождении фортепиано или камерного оркестра. Кроме того. Абт написал множество очень популярных песен для исполнения соло и небольшими группами, а также несколько песен для детей.

Композиционный стиль Франца Абта привлекает подвижностью и

легкостью, что было важно для такой популярной формы, как песня, но не претендует на глубину и индивидуальность. Многие из его песен в свое время исполнялись повсюду, а благодаря простоте и мелодичному стилю некоторые из них,можно было легко принять за подлинные народные песни. Некоторые из его песен в свое время исполнялись повсюду и заняли более или менее постоянное место в популярном репертуаре. На протяжении всей своей жизни Абт был известным хоровым дирижером, и в последние 30 лет он проводил большую часть времени, работая в качестве приглашенного дирижера с хорами по всей Европе и в Соединенных Штатах.

Никола Ваккаи

Николо Ваккаи - итальянский композитор и известный педагог пения, профессор Миланской консерватории, автор ряда опер, кантат, балетов, двух учебных пособий по вокалу. "Практический метод итальянского камерного пения" состоит из упражнений на основные виды вокальной техники.

Никола Ваккаи посвятил себя преподаванию вокала, и вскоре приобрёл известность, как лучший учитель пения в Венеции.

Маркова Мария

Ф. Абт. Вокализ №8 (приложение 1).

Диапазон

Тональность Си бемоль мажор.

Используется рабочий диапазон, тесситура удобная.

В целом мелодия не представляет трудности, так как в партии

фортепиано идёт полное дублирование до 9 такта. Мелодия движется плавно, волнообразно, без скачков. Но следует обратить внимание, что при возврате необходимо сохранять единую манеру пения.

С 9 такта идёт гаммообразное, нисходящее движение. Важно петь, сохраняя высокую позицию, добиваться однородного звучания на всём диапазоне от «ре²» до «си » малой октавы. Ноту «ре²» петь максимально свободно, как бы отталкиваясь от согласного звука «Р», а гласный звук «Е» -округлить и петь «ближе» к гласной «Э». Нижние ноты исполнять мягко и спокойно, не допустимо напряжения голосового аппарата.

ТемпModerato sempre legato- плавно, умеренно. Темп удобный.

Звуковедение на протяжении всего вокализа – legato.

Дыхание глубокое спокойное, берётся по фразам. Атака звука –«мягкая». Динамика используется разнообразная от pp до f, подвижная нюансировка cresc, dim. Но на этапе разучивания целесообразно петь в удобной динамике – mpmf.

Дикция. В работе над вокализами я предпочитаю, чтобы учащиеся пели сольфеджируя, чем прорабатываются различные сочетания согласных и гласных звуков, что способствует развитию дикции и артикуляции.

В процессе выучивания можно использовать пение на определённые слоги –«ля», «лё», «лю», а также пассаж губами «бдру», трель языком «р».

Песоцкова Вероника (приложение 2)

Ваккаи. Вокализ №7.

Диапазон

Используется крайний звук диапазона «ми²». В основном тесситура удобная.

Тональность Соль мажор.

Этот вокализ предназначен для развития подвижности голоса. Движение преимущественно гаммообразное, восходящее и нисходящее, но встречаются и скачки на интервалы ч4 вверх (3 такт), б. 6 (13, 14, 17 -18 такты), м.7 (15 такт), ч.8 (19 такт). При необходимости можно эти ходы проучить отдельно:

петь вверх и вниз сольфеджируя, исполнять пассаж губами «бдру», трель языком «р», «сирена» (гласные «а» -«и»), «ослик» (гласные «и» -«а»):

можно объединить эти интервалы в последовательность и петь в виде упражнения (например, ч.4, б. 6, м.7, ч.8)

Повторяющиеся ноты надо петь, сохраняя единую манеру пения, добиваться однородного звучания на всём диапазоне.

Звуковедение – legato. Дыхание спокойное. Вдох короткий, но ёмкий, берётся по фразам на паузах. Звуковая атака –«мягкая».

Темп этого вокализа может быть выбран от Adagio до Allegro, в зависимости от способностей ученика.

Метроритм –простой.

Ритмический рисунок , , необходимо все длительности пропевать, сохранять единую позицию.

Фортепианное сопровождение гармонически поддерживает вокальную партию. Динамика удобная от mp до mf.

Дикция. Есть литературный текст на итальянском языке. Это представляет определённую трудность для учащихся. Необходимо формировать гласные в гортани, добиваться однородного звучания. Все гласные пропевать. Звук округлять. Согласные произносить чётко и ясно. Двойные согласные –утрировать, например dintatta, tutta.

Характер –грациозный, мягкий.

Ерунцова Виктория.

Н. Ваккаи. Вокализ «Терция» (приложение 3)

Диапазон

 

 

Тональность Фа мажор.

Направленность этого вокализа –отработка пения интервала терции вверх и вниз.

Мелодия идёт волнообразно, интонирование не вызывает особых трудностей. Необходимо следить, чтобы вся мелодия пелась на единой линии, сохраняя высокую позицию.

Используется рабочий диапазон, но у ученицы трудность представляет исполнение ноты «до¹», «ре¹». Техническая ошибка – девочка не сохраняет высокую позицию и «снимает» с дыхания. Чтобы это исправить, прошу петь эти ноты с ощущением высокого звучания, не зажимать гортань.

Звуковедение – legato.

Дыхание глубокое, спокойное, берётся по фразам. Важно экономно расходовать дыхание, так как фразы достаточно длинные.

Фортепианное сопровождение поддерживает гармонически с 1 по 9 и с 14 по 17 такты, дублирует мелодию вокальной партии –с 9 по 13 такты.

Динамику использовать удобную, исходя из характера мелодической линии.

Темп –Andantino.

 

Размер

 

Необходимо петь с понимаем внутредолевой пульсации. Такой размер провоцирует учащихся к раздроблению мелодии. Надо добиваться однородного звучания на всём диапазоне, сохранять единую манеру пения.

Дикция. Итальянский текст –это уже сама по себе трудность.

Гласные e , i – округлять и прикрывать. Все гласные пропевать, стараться переводить гласную. Согласные произносить чётко и коротко. Двойные согласные утрировать: semplicetta, tortorella, fuggir, cacciator.

Характер - торжественный.

Песоцкова Вероника

Алунц. Вокализ №5 (приложение 4)

Диапазон

 

 

Используется диапазон в пределах большой сексты. Тесситура удобная.

В данном вокализе мелодия развитая, движется волнообразно. Встречаются ходы на ч 4 вниз (2 и 15 такты), ч 5 вниз (6 такт), репетиционные элементы (7, 9, 11, 13 такты). Скачки полезно пропеть в виде упражнений, чередуя движение вверх и вниз, используя приём «закрытого –открытого» звучания, пассаж губами «бдру».

При пении на одной ноте (репетиция) необходимо сохранять единую позицию. Я предлагаю учащимся представить, что звук –это капелька, каждую ноту спеть «сверху», собранным звуком.

Фортепианное сопровождение насыщенное, гармонически поддерживает вокальную мелодию.

Звуковедение – legato. Звуковая атака –мягкая.

Темп не указан автором, выбирается на усмотрение преподавателя, исходя из задач.

Так как моей задачей является развитие дыхания, научиться распределять его на длинные фразы, темп берётся умеренный. Вдох спокойный и глубокий. Вначале разучивания дыхание берётся по фразам (через 2 такта), но в последствии надо стремиться распределить на 4 такта. Этим будет достигаться более цельное восприятие мелодической линии, кантиленное звучание.

На данном этапе обучения важнее научиться однородно и ровно пропевать все ноты, поэтому я не требую ярких динамических оттенков. Исполняется в удобном нюансе – mpmf.

Тем не менее, следует приучать петь cresc, dim. Поэтому заостряю внимание на окончание фраз, добиваюсь мягкого снятия: объясняю, что звук надо как бы «подвесить».

Размер

Ритмический рисунок необходимо точно испонять, чтобы сохранилось ощущение вальсовости (кружения).

В процессе выучивания используются такие приёмы, как трель языком «р», пассаж губами «бдру» (приближает звучание и выравнивает), на слоги «ля», «лё», «лю». Окончательный вариант –сольфеджирование. Одновременно развивает координацию слуха и голоса, звуковысотную память и дикцию. Различное сочетание слогов в названиях нот стимулирует к активизации артикуляционного аппарата.

Характер –светлый, напевный.

Вежнивец Виктория

Алунц. Вокальное упражнение № 22. «Характерные интервалы и

тритоны в миноре» (приложение 5)

В основе мелодии лежат именно характерные интервалы и тритоны. Мелодия очень певучая.

Партия фортепиано гармонически поддерживает, а зачастую и дублирует вокальную мелодию. Это упражнение способствует усвоению интонирования этих интервалов.

Шаповалова Елизавета.

Алунц. Вокальное упражнение № 9 «Чистые квинты».

Вокальное упражнение № 10 «Сексты» (приложение 6)

В этих упражнениях отрабатывается интонирование интервалов чистая квинта вверх и вниз, большие и малые сексты вверх и вниз.

Развитие понимания звуковысотности той или иной ноты, вырабатывается интонационная память. Темп и динамика выбираются преподавателем.


 

Вывод.

Обучение искусству пения начинается с вокализации. Пение

вокализов способствует выработке правильного певческого тона, атаки звука, развитие артикуляции, звукообразования, кантиленного звучания, развитие дыхания, подвижности и гибкости голоса, интервального слуха.

Вокализы нельзя воспринимать как упражнение, они являются

своеобразной вокальной миниатюрой. Что является хорошим развитием воображения и мышления, т. к. в большинстве вокализов нет словесного текста. Характер и музыкальный образ исполнитель должен придумать сам и донести его до слушателя.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.