Урок технологии на тему «Вышивка крестом» (5–6 класс)

0
0
Материал опубликован 30 October 2018 в группе

План урока на тему:

«Вышивка крестом. Инструменты, необходимые для вышивания»

 

Тип урока: Комбинированный

Место урока: Изучается в 6 классе и является составной частью раздела Декоративно-прикладное творчество Счетная вышивка. (12час.) Вышивка. Технология выполнения ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых и крестообразных стежков и швов на их основе. (4 час).

Предметные цели:

Образовательные цели, связанные с формированием знаний:

  1. Ознакомить с историей вышивки крестом.

    Сформировать знания о разновидностях вышивки.

    Сформировать знания о различных видах счетной вышивки.

4. Расширить знания об инструментах и материалах для вышивки.

5. Сформировать знания учащихся о способах пользования инструментами, необходимыми для практической работы.

6. Сформировать знания учащихся о том, как осуществлять подбор нитей и тканей для вышивки.

 Образовательные цели, связанные с формированием умений:

1. Сформировать навыки по организации рабочего места.

2. Формировать умение планировать последовательность работы с вышивкой.

3. Формировать умение применять полученные знания на практике при оформлении вышивки.

II. Личностные цели:

Развивающие:

1. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).

2. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при вышивке, соразмерность движений при работе).

3. Научить выполнять требования по технике безопасности.

Воспитательные:

4 Развитие у детей познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, творческого и логического мышления).

5Развитие творческой самостоятельности, фантазии.

6 Воспитание эстетического вкуса, образного видения, любви к природе .

7.Способствовать формированию дисциплинированности, аккуратности и собранности.

III. Метапредметные цели:

1. Формировать умение осуществлять выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

2. Учить соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

3. Формировать умение взаимодействовать в коллективе для более эффективного достижения поставленных задач.

4. Формировать умение адекватно оценивать достигнутые результаты.

 

Профориентационные цели:

1. Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

2 Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России через декоративно-прикладное творчество.

3. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Дидактическое и методическое оснащение урока:  

Материально-техническая база:

- кабинет технологии;

- ноутбук; - -проектор; - экран;

- пяльцы;

- ткань;

- иглы для вышивания; - -нитки мулине;

- наперсток;

- раздаточный материал;

- инструкционные карты;

- иллюстрации;

- рисунки и фотографии.

 

Применяемые методы

1. Словесные (рассказ, беседа, самостоятельная работа с литературой).

2. Наглядные (демонстрация изделий с помощью презентации, показ трудовых приемов).

3. Практические (самостоятельная работы по выполнению приемов, технологических операций в технике «Вышивка швом крест»).

Ход урока:

Технологическая карта урока

Вводно-мотивационный этап (2-3 минуты)

Действия учителя: Приветствует. Проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает тему и цели урока.

Действия учеников: Включение в учебную деятельность. Внимательно слушают учителя.

Анализ этапа (реализуемые принципы, применяемые средства и методы обучения, получаемые результаты): Учитель организует начало учебной деятельности, дисциплинирует в результате учащиеся внимательно и с интересом включаются в процесс обучения.

Основная часть. Изучение нового материала (10-15 минут)

Действия учителя: Учитель рассказывает об истории вышивания швом крест. Разновидностях вышивки крест. Спрашивает учеников о том, что им понадобится для вышивания. После ответов учеников даёт пояснение оборудованию. Рассказывает технику безопасности. В игровой форме закрепляют полученные знания.

Действия учеников: Дети внимательно слушают учителя. Дети отвечают в индивидуальном порядке: пяльцы, иголки, ножницы, канва. Участвуют в игре, тем самым закрепив полученные знания.

Анализ этапа (реализуемые принципы, применяемые средства и методы обучения, получаемые результаты): Учитель сочетает зрительное и слуховое восприятие с помощью лекции, показов слайдов тем самым повышает эффективность восприятия информации в 2-3 раза. Используя наглядно-иллюстративный метод материал излагает последовательно от простого к сложному, реализуя один из важные принципов дидактики Ученики на основе беседы с учителем получают новые знания. С помощью слайдов осуществляется эстетическое воспитание учащихся, задействуется рациональный и эмоциональный способ познания совместно, что приводит к повышению эффективности обучения. Приводя историческую справку в форме слайдов, учитель вызываем интерес учащихся к предмету, формирует внутренние мотивы к учебной деятельности в результате ученики активно, и сознательно усваивают материал, лучшее его запоминают.

Практическая часть (25-30 минут)

Действия учителя: Раздает необходимые принадлежности для счетной вышивки, предлагает сделать выбор предстоящей работы на основании предложенных образцов и имеющихся знаний и умений. Показывает, на практике этапы вышивки крестом. Натягивает ткань на пяльцы. Помогает тем, у кого возникли трудности при этом. Выбирает иголку. Вставляет нить в иголку, делает первый стежок. Проверяет готовность всех учеников к работе, помогает тем, кто не сделал, что бы все ученики начали работу одновременно.

Действия учащихся: Внимательно слушают. Следуя указаниям учителя, приступают к работе.

Анализ этапа (реализуемые принципы, применяемые средства и методы обучения, получаемые результаты): Учитель сочетает теорию и практику, зрительное и слуховое восприятие. Благодаря формированию умений, ребятам предоставляется самостоятельно выбрать творческую работу которую необходимо выполнить. Воспитывает трудолюбие, аккуратность и собранность ученика. Учитель помогает сформулировать проблемы и найти пути их решения, образующиеся на каждом этапе выполнения работы, в результате развиваются важные личностные качества учащихся.

Контроль (2-3 минуты

Действия учителя: Предлагает поучаствовать в игре «Ромашка» и закрепить и проверить пройденный материал.

Действия учащихся: Играют в предложенную учителем игру.

В ходе игры демонстрируются и оцениваются по предложенным в ходе игры критериям полученные работы.

Анализ этапа (реализуемые принципы, применяемые средства и методы обучения, получаемые результаты): Учитель предлагает в ходе игры показать получившиеся образцы вышивки, тем самым, учащиеся одновременно проводят контроль и взаимоконтроль. А так же осуществляет рефлексию у учащихся, в результате формируется важные умения анализировать не только себя но и одноклассников.

Сценарий урока

Учитель: Здравствуйте, ребята я очень рада приветствовать вас на уроке. Все ли присутствуют?

Ученики: Приветствуют учителя.

Учитель: Ребята все ли вы читаете сказки?

Ученики: Отвечают.

Учитель: А я помню такую сказку, где сидит прекрасная красавица и вышивает. Знаете ли вы такую сказку?

Ученики: Отвечают.

Учитель: Ребята героинь этих сказок можете назвать?

Ученики: Отвечают.

Учитель: Здорово! Вы большие молодцы! Героини перечисленных вами сказок занимаются различными видами рукоделия , сегодня мы более подробно остановимся на таком прекрасном виде как вышивка. И тема нашего урока такова:

«Вышивка крестом. Инструменты, необходимые для вышивания»

Наша задача познакомиться с этой техникой и освоить необходимые операции при работе в ней. Но современные технологии позволяют выполнять вышивку очень качественно и быстро, но не зная историю нельзя двигаться вперед.

Историческую справку для вас подготовила ученица нашего класса.

Ученица: Вышивка крестом - один из интересных и очень старых видов рукоделия. В старину каждая девушка умела вышивать .Для этого не требовалось много и каждая семья могла позволить себе иметь необходимые инструменты и приспособления затрат. В каждой избе красный угол был украшен рушниками ручной работы, вышиты были рушники яркими красными нитями, узор вышивки содержал символы которые оберегали каждую семью. С давних времен до наших дней дошли и по сей день хранятся в музеях прекрасные экспонаты .В XVIII – XIX веках вышивали и льняными, и шёлковыми, и шерстяными. Даже металлическими, хотя и редко. Вышивку дополняли бисером, жемчугом. Теперь же чаще вышивают шелком или мулине. И рисунки стали более разнообразными.

Учитель: Молодец. Очень полезная и интересная информация.

В прошлом году вами были изучены виды вышивки и давайте вспомним, что в современное время существуют два вида вышивки:

  1. Счетная

    По произвольному контуру.

К счетной вышивке относятся: крест,полукрест, двустронний крест, болгарский крест, эти швы назвали так потому что они отсчитывали нити ткани.

По произвольному контуру — вышивка выполняется по заранее нанесенному контуру рисунка.

Учитель: -Ребята давайте вспомним какие инструменты и приспособления понадобятся нам на уроке.(в помощь можно использовать учебник)

Ученики: Пяльцы, иголки, ножницы и др.

Верно, ребята. Молодцы. Давайте уточним для чего нужны пяльца.

Пяльцы – специальная рама для натягивания ткани для вышивания. А сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы и выполнить задание. Но прежде чем приступить к выполнению, необходимо уяснить, что: вышивку крестом выполняют на определенном материале это- Канва – (франц. canevas), сетчатая сквозная хлопчатобумажная, реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная, сильно аппретированная. Вырабатывается полотняным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания, иногда в качестве прокладочного материала в одежде.

Учитель: Но прежде чем приступить к выполнению, необходимо повторить технику безопасности .

Ученики: Во время работы рабочее место должно быть хорошо освещено.

Сосчитать количество иголок.

Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

Иголки должны быть в игольнице.

Класть ножницы с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Убрать рабочее место.

Учитель: Все правильно. Сегодня наша практическая работа заключается в выполнении цветка ромашка счетным швом крест. Но прежде чем приступим к практической работе предлагаю вам отгадать загадку

Стоит в поле кудряшка,

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?

(ромашка)

Сегодня мы с вами научимся создавать ромашки счетным швом крест. Прошу обратить внимание на предложенный вашему вниманию образец вышивки.

Учитель: А теперь обратите внимание на последовательность в которой необходимо выполнить предстоящую работу. В помощь вам предлагаю технологическую карту:

Технологическая карта

Технологическая последовательность

1

Первый стежок выполняется снизу слева вверх направо

2

Второй стежок выполняется с изнаночной стороны , вертикально вниз

3

Третий стежок снизу справа вверх налево

4

Четвертый стежок с изнаночной стороны, вертикально вниз

5

Выполнить закрепку, или продолжить работу далее.

6

Для выполнения работы учитывать определенная последовательность направление стежков.

Ученики: Самостоятельно изучают технологическую карту и схему в учебнике.

Учитель: Ребята сейчас я вам покажу образцы работ учеников прошлых лет, Представляю вашему вниманию схемы на слайде, которую вы сможете изменить по своему усмотрению

Ученики: Делают свой выбор и выполняют практическую работу.

Учитель: Вы все сегодня справились с заданием, плодотворно потрудились. Молодцы. А теперь вашему вниманию игра.

Берем выполненные работы и садимся вокруг нашей ромашки.

На столе вы видите большую ромашку на обратной стороне написаны критерии оценивания , каждая отрывает лепесток и зачитывает попавшийся ей критерий , а остальные выбирают лучшую работу по данному критерию голосованием.

Примерные критерии оценивания

  1. Интересное оформление рисунка.

    Уровень сложности вышивки.

    Гармоничное сочетание цветов вышивке.

    Творческий подход.

    Аккуратная работа.

Ученики: Оценивают работу, выставляют оценки.

Учитель: Здорово вы все справились! Символ нашего урока ромашка и теперь он нам поможет оценить результаты урока. Передавая цветок по кругу каждый из вас скажет свое впечатление о уроке.

Ученики:Говорят мнение о уроке.

Учитель: Вы все сегодня справились с заданием, плодотворно потрудились. Молодцы. Урок окончен, всем спасибо.

Анализ урока

1. Общие сведения: Изучается в 6 классе и является составной частью раздела Декоративно-прикладное творчество Счетная вышивка. (12час.) Вышивка. Технология выполнения ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых и крестообразных стежков и швов на их основе. (4 час).

2. Соблюдение техники безопасности: освещение и температура в учебном классе соответствуют принятым санитарно-гигиеническим нормам.

3. Рассмотрение основных этапов урока с позиции принципа динамического баланса:

Вводно-мотивационный этап: прежде чем приступить к изучению новой темы, учитель проверяет посещаемость и готовность учащихся к уроку, тем самым помогает им сосредоточиться, внутренне организоваться, настроиться на работу. Затем учитель сообщает тему урока, а затем задаёт ряд вопросов по изучаемой теме, тем самым настраивает учащихся на активную мыслительную деятельность.

Изучение новой темы начинается с рассказа о истории вышивки в докладе представленном ученицей. Приводя историческую справку и сопровождая рассказ фотографиями, ученица вызывает интерес учащихся к данной теме.

Этап усвоения новых знаний. На данном этапе учитель сочетает зрительное и слуховое восприятие с помощью лекции, фронтальной беседы, при этом грамотно осуществляет взаимодействие с учащимися. Показом красочных слайдов, наглядного материала педагог вызывает интерес учащихся к предмету, показывая различные технологические операции, проводит эстетическое воспитание, следуя принципу воспитания, обучения и развития. По ходу объяснения нового материала учитель задаёт ученикам наводящие вопросы, при этом предоставляет им возможность подумать и самостоятельно ответить по желанию, тем самым формирует внутренние мотивы личности к учебе.

Учитель организует первичное ознакомление с основными понятиями, такими как «канва», «пяльцы» и др., иллюстрируя свой рассказ слайдами, осуществляет рациональный и эмоциональный способы познания.

Учитель осуществляет межпредметные связи технологии и истории. При этом развивает инициативность, активность со стороны учеников. Учитель использует внешние мотивы учебной деятельности, нацеливает учеников перед изучением материала на то, как будут проверены усвоения этих знаний в конце урока, тем самым связывая воедино мотивационный, информационный, контролирующий блоки.

Практическая часть: учитель осуществляет закрепление знаний учащихся с помощью практической работы, т.е. сочетает теорию и практику, зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Учащиеся с интересом выполняют практическую работу, происходит сочетание индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности учащихся. Учащиеся, выполняя технологические операции, осуществляют связь теории с практикой, углубляют свои знания, повышается интерес к учебе. Учитель формирует у учащихся умение пользоваться лентой, иглой, пяльцами. Ученики вспоминают понятия, правила по данной теме, применяют эти знания при выполнении практической работы, в процессе выполнения которой происходит интенсивное развитие творческой способности учеников, развивается мышление, наблюдательность, логическое и эмоционально-чувственное восприятие.

Контроль:

Учитель проверят правильность вышивания. Учитель сочетает изучение материала, закрепление и текущий контроль, используя игровой момент, так как к концу занятия уровень внимание и мыслительной деятельности у детей снижается.

Подведение итогов: учитель оценивает работу учащихся, осуществляет связь настоящего урока с будущим – задаёт домашнее задание.

4. Цели:

Образовательные

- способствовать формированию  понятий:  лента, канва, пяльцы;

- сформировать умения вышивать лентами.

Развивающие 

- развивать творческих способности учащихся при вышивке лентами.

Воспитательные

- воспитывать внимательность при вышивке лентами;

- совершенствовать эстетические взгляды;

- приучать к точности, аккуратности при вышивке.

Для достижения данных целей учитель излагает полные, точные определения, которые учащиеся конспектируют в тетрадь. Так же учитель использует наглядность для наибольшего усвоение нового материала. Можно сделать вывод, что цель достигнута, о чём свидетельствуют правильно вышитый лентами цветок.

5. Сравнение содержания урока. Изучив материал различных учебников, и сравнив его с тем, что было представлено на уроке, можно сделать вывод, что он соответствует программе обучения и содержанию рассмотренной литературы. В процессе урока педагог рассказал учащимся об истории вышивки лентами, рассмотрел основные понятия данной темы, виды стежков.

6. Принципы, используемые учителем на уроке.

Принцип систематичности и последовательности. При изучении новой темы преподаватель так выстраивает изучение новой темы, что одно следует из другого. Ребята, получив теоретические знания, приступают к практической части.

Принцип наглядности. Этот принцип выполняется путем показа презентации с теоретическим материалом и сопровождающими его иллюстрациями.

Принцип научности обучения и доступности. После проведенного урока у учащихся сложилась система знаний о вышивке лентами, её истории.

7. Методы деятельности учителя на уроке. Для достижения наилучших результатов усвоения новой темы, учитель использует различные группы методов:

- наглядный: иллюстрации и демонстрации.

- словесные: лекции, рассказ, беседа.

- медиаметоды: просмотр слайдов

- методы контроля и самоконтроля учащихся.

8. Формирование познавательного интереса. Для формирования интереса к материалу, учитель использует слайды с иллюстрациями, которые, несомненно, заинтересуют учащихся. На протяжении всего урока чувствуются доброжелательные отношения между учителем и учеником.

9. Работа учащихся. Ученики активно включены в работу. Охотно отвечают на поставленные вопросы учителя, затем приступают к выполнению практической работы.

На протяжении всего урока чувствуются доброжелательные отношения между учителем и учащимися.

10. Эффективность обучения. Все вышесказанное приводит к тому, что эффективность обучения стремится к максимуму (учитель провел мотивацию, с помощью различных методов вовлек ребят в работу на уроке, создал ситуацию, которая в дальнейшем приведет к углублению полученных знаний и применению их на практике).

11. Обратная связь, т.е. включение учеников в работу начинается с контроля присутствующих в классе. В конце теоретической части урока учитель задаёт вопросы, получает на них ответы, тем самым осуществляя обратную связь. Во время практической работы педагог поддерживает постоянный контакт с учащимися: помогая в выполнении работы, отвечая на возникающие в процессе работы вопросы. Осуществляя обратную связь, учитель добивается сосредоточенности и непрерывного внимания ребят на уроке, таким образом, уменьшается количество отстающих, весь класс работает слаженно. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обратная связь очень важна на уроке, как показатель включения ученика в работу на уроке и вникания в его тему.

12. Воспитательный эффект. Используя наглядно иллюстративный метод (при помощи ярких, цветных слайдов, а также демонстрации изделия) учитель проводит не только обучение, но и эстетическое воспитание. Проводя практическую работу, педагог воспитывает культуру труда. Кроме того, у учащихся развивается мышление, воображение, память.

Выводы:

План урока был выполнен. Практика и теория распределены рационально.

На протяжении урока учащиеся принимали активное участие.

Цель урока была достигнута.

Организована самостоятельная деятельность.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.