Урок технологии в 5 классе на тему: «Выполнение простейших ручных швов»

0
0
Материал опубликован 8 November 2017

Урок технологии

Учитель: Кудашева Р.Х.

Класс: 5

Тема урока: «Выполнение простейших ручных швов»

Цель урока: ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:

1. Сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов «вперед иголку», сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

2. Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.

3. Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре башкирского народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока: комбинированный; вводный нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, в малых группах

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, смена физической активности

Оборудование и материалы: технические средства и программное обеспечение для демонстрации презентации о видах вышивки, ее применении в русском народном и современном костюме; эскизы орнаментов вышивки народного костюма, выполненные учащимися; раздаточный материал: «Инструкция по вышивке», «Выполнение шва «вперед иголку» карточки-задания; кусочки хлопчатобумажной ткани; набор инструментов и приспособлений для вышивки (ткань для вышивки, иглы, нитки мулине, ножницы, наперсток); музыкальное сопровождение – башкирская песня в исполнении Арслана Янбекова «Кис ултырып кыҙҙар сигеү сигә».

Ход урока

 Организационная часть урока "Ниточка цветонастроения" (3 мин).

 

Учитель раздаёт цветные ниточки учащимся на входе в класс (ребята сами выбирают ниточки) и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки(в каждой группе 4 разных цвета. Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест учащихся для уже сформированных групп, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:

создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;

создание ситуации успеха на уроке;

У вас в руках ниточка, выбранного вами цвета, соберите вокруг себя друзей с разными нитками и дайте название своей радужной команде напишите на листе и повесьте на доске, в каждой группе координатором будет тот у кого ниточка цвета вашей карточки на столе.

Дать название группе (ниточка, травушка)

Вхождение или погружение в тему. Сообщение темы и целей урока. (5 мин).

У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового

«Бабушкин сундучок ».

– Перед вами сундучок. В нём сокровища, которые относятся к теме нашего урока. Узнать о них вы сможете, выполнив задание. (Раздать каждой команде листы с заданием.)

Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)

3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)

4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)

5.НОТА-ОТА+АПТЕКА-ТЕКА+ЁРШ-Ш+СТОЛ-Л+К=(напёрсток)

(Проверить выполнение задания каждой командой-участницей, цветной стикер (сами выбирают цвет.)

Зная ,какие предметы лежат в сундучке, попробуйте назовите тему сегодняшнего урока.(Простейшие виды швов)

III. Формирование ожиданий учащихся..2 мин (растение ожиданий)

На каждом столе стоит дерево и 8 ниток по 4 белого и чёрного цвета.

Зная тему урока, вы наверно задаёте себе вопрос:интересно вам будет, получится ли то, что запланировано на уроке ,а может наоборот ,будет неинтересно ,потому, что опасаетесь, что не справитесь с работой.. Часто мы не добиваемся поставленных целей из-за страха перед тем., что у нас что-то не получится. Встречаясь с чем-то новым пасуем и в результате к финишу приходит другой. Подумайте какая мысль у вас возникла. когда вы увидели тему и возьмите ниточку чёрную или белую, привяжите её к дереву.


 IV. Интерактивная лекция. Мотивация учащихся. («Башкирская краса») 

(5 мин)

У вас ребята в руках ниточка, сама по себе она ничего не представляет, но в умелых руках нитка с помощью иголки превращается в неповторимые орнаменты, настоящие письмена от наших предков.

Рассказ учителя о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве с показом презентации и эскизов работ учащихся

Вышитые башкирские орнаменты использовали для украшения одежды.

А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла? Посмотрите  одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.

Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества 

В народе башкирский костюм описывают так: 

Заговор-заклятье.

Пойду ль я во чисто поле –

Под красное солнце,

Под светел месяц,

Под полетные облака,

Стану я во чистом поле

На ровное место,

Облаками облачуся,

Небесами покроюся,

На главу свою кладу

Красное солнце,

Подпояшусь светлыми зорями,

Обтычуся частыми звездами,

Что вострыми стрелами –

От всякого злого недуга.

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Большую тайну хранят в себе башкирские орнаменты. Какие орнаменты вам знакомы?(обращается внимание на эскизы)

Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала и т.д.

Башкирский народный костюм в произведениях известных художников достаточно распространён

Сегодня наблюдается возвращение интереса к вышивке и мировые модельеры на модных показах демонстрируют роскошные вышитые костюмы, обувь и аксессуары и вы сегодня сами создадите неповторимые авторские работы

Разминка. "Путаница" Текущий инструктаж (5 мин)(отработка правил техники безопасности в игровой форме)

Но качество и безопасность работы во многом зависит от умения использовать приспособления и инструменты.

В качестве разминки, вы вспомните правила безопасной работы с сокровищами из сундучка.

На карточках написаны предложения с неправильно расставленными словами, поэтому пока бессмысленные. Командам необходимо уловить смысл этого предложения и правильно расставить слова. И самим встать по порядку расставленных слов. и показать без слов правило, которое вы распутали.

1. ножницы концами должны себе стороны, с сомкнутыми с правой кольцами к всегда лежать

2. игольнице иголки хранить и в булавки

кольцами ножницы сомкнув вперед, их лезвия передавай.

вкалывать во работы не время и булавки в иголки одежду.

Приклеить стикеры на доске каждой команде.

Повторение техники безопасности при выполнении ручных работ. (презентация т.б.)

Отработка материалов лекции. (20 мин)."Дело мастера боится"

А теперь ,как говорится "дело мастера боится", мы с вами выполнив всего один ручной шов «вперед иголку», создадим авторский орнамент, который вы представите на общее обозрение

Актуализация прошлых знаний

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – это ниточное соединение деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

1.Инструкция по выполнению вышивки (раздаточный материал на рабочих столах: ткань, нитки мулине разного цвета вдеты в иголки). Учитель знакомит учащихся с инструкцией выполнения работы, затем демонстрирует и комментирует.

Необходимо создать единый орнамент, сделав всего 10 стежков швом «вперёд иголка», каждый выбирает нить своего цвета.

Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков, одинакового размера, выполненных с промежутками. Это самый простой шов, применяемый в вышивке. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм. Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропуская такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. стежки располагают в направлении справа налево. На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Вы будете вышивать швом «вперед иголку» по рисованному контуру, применяя нитки различных цветов, можно найти множество интересных исполнений этого шва (показ на слайде инструкционно-технологической карты по выполнению шва «вперед иголку»).

2.Практическая работа (инструкционная карта на столе каждой группы)

Во время выполнения самостоятельной практической работы звучит башкирская народная песня. Вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой.

Итоги урока (5 мин)

Презентация работ.

Каждая группа презентует свои работы и комментирует орнамент, который хотели вышить

Из отдельных стежков ручным швом «вперед иголку» получился индивидуальный народный орнамент, ребята объясняют значение орнамента.

Учитель добавляет, что все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место.

VIII. Рефлексия

Посмотрите на своё дерево и решите для себя оправдались ли ваши опасения, которые были в начале урока, если да, то поменяйте ниточку на дереве

Уборка рабочего места. Инструменты и приспособления сложить в рабочие коробки, собрать обрезки ниток.

Спасибо!

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.