Урок технологии в 8 классе на тему «Ручная художественная вышивка гладью»
Подготовила учитель технологии Гамзаева А.Р.
Урок по технологии в 8-м классе.
Тема: "Ручная художественная вышивка гладью"
Цель урока:
ознакомить с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания.
Задачи:
Обучающая:
формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;
формировать знания о многообразии ручных швов в технике гладь;
формировать умения выбора материалов для вышивания.
Воспитательная:
вырабатывать точность и аккуратность в работе;
формирование положительной мотивации к предмету;
формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;
воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.
Развивающая:
развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;
развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.
Оборудование:
мультимедиапроектор,
ПК.
Инструменты и материалы:
пяльцы,
ткань 20 x 20 см,
нитки мулине,
набор игл,
ножницы,
карандаш,
копировальная бумага,
образцы рисунков,
образцы вышивки,
инструкционные карты.
Дидактический материал:
презентация “Вышивка гладь”,
инструкционные карты швов гладь,
образцы вышивок гладь.
Цитата урока: "Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение материала по разделу вышивание
Письменно ответить на тест.
1. Какой вышивкой отделывают швейные изделия (владимирская гладь)
2. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.
3. Что понадобится вам для перевода рисунка на ткань (копировальная бумага)
4. Какие нитки не обходимо для вышивания гладью (нитки мулине)
III. Изучение темы урока
Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI - V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.
В старину каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях женщины украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. Они щедро украшались золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями, бисером, стеклами и зеркальцами. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь. Крестьянский дом украшали вышитыми скатертями, кровать заcтилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздничные дни развешивали вдоль стен полотенца - "убрусы", так же их вешали на окна. Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским делом. С 8-9 лет крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие. Они с детства уже готовили себе приданое к свадьбе. Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло. Вышитые изделия продавались на ярмарках, создавались мастерские, где вышитое изделие можно было заказать. Так вышивка разделилась на "народное искусство" и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом. Европеизация дворянского быта повлияла и на вышивку. Появились новые виды техники вышивки: бисером, стеклярусом, синелью, теневой гладью. Дворянский костюм особенно богато украшали золотом и серебром, драгоценными камнями, изящной белой гладью, бисером, стеклярусом. В дворянском быту вышивка тоже играла огромную роль, ее использовали для оформления интерьера – вышивали ковры, обивки мебели, панно, портьеры, постельные принадлежности. Часто вышивку употребляли для украшения небольших бытовых предметов и дополнений к костюмам - сумочек, накидок, бумажников, письменных и туалетных принадлежностей.
Из истории вышивки разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.
В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI - XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты.
С конца XIII - начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье.
На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь.
Из истории вышивки (зачитывает ученица). Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.
Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.
Вышивка народов нашей страны необычно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В любой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц. Готовыми вышитыми работами – можно украшать своё жилище, что не только делаем его красивым и особенным, но и создаём неповторимый образ. В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства. Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт. Художественная гладь довольно точно передает живопись с тонкими цветовыми нюансами, что привело шитье к повторению пейзажей, портретов, бытовых сцен. Шитье тонкими шелковыми нитями, придающими атласность поверхности, поражает тонкой светотеневой игрой, создаваемой положением нитей разной длины и в разных направлениях. Гладь, выполненная белой нитью, называется белой гладью. Она вышивается на тонких тканях плотными стежками. Белая гладь богата своими разработками: стягами, сеточками, узелками, дырочками, атласниками, посыпью. Орнамент может быть растительный, тематический, геометрический. Рельефность узора создается при помощи настила и декоративных швов. Широко известна белая гладь: Английская и Мстерская. Отличаются они тем, что в Английской белой глади основной узор создается при помощи прорезанных в ткани и обшитых дырочек. В Мстерской белой глади узор состоит из мелких цветочков и листиков, травки и ягод, которые образуют букетики, гирлянды, полоски, углы.
IV. Практическая работа.
Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
Не шить ржавой иголкой.
Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.
Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью.
На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.
В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:
Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: вышивать по рисунку одним из швов гладь по выбору.
Оценивание работ учащихся.
Уборка рабочих мест.
gamzaeva
gamzaeva