Разработка технологической карты урока технологии «Технология выполнения шва крест» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 31 May 2017


 


 


 


 

Разработка технологической карты урока

предмет: «Технология» 5 класс

тема: «Технология выполнения шва крест».

Автор: учитель технологии

Бердникова Ираида Фёдоровна

МБОУ «ООШ №15г. Юрги»


 

Юрга 2017

Технологическая карта урока технологии 5 класс»

тема: « Технология выполнения шва крест».

Урок технологии с использованием ИКТ технологий .

Цель: Научить учащихся вышивать, создавая красивые подарки, сувени­ры.

Задачи:

1. Развивать у обучающихся логическое мышление, конструкторские умения.

2. Воспитывать эстетический вкус, внимательность и аккуратность.

Развивать координацию движений.

Закрепить знания по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

Оборудование: образцы вышивок, ткань, нитки мулине, напёрсток, иглы для вышивки № 25, № 26, ножницы, пяльцы, схемы для выполнения вышивки канва.

Материалы для учителя:

1. «Технология. Технология ведения дома» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / В.Д. Симоненко/. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

Подготовительный этап: Перед уроком проводится проверка гигиенических условий:

температура – 18-220С;

соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха  1–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене); порядок в классе.

 


 

Межпредметные связи: ИЗО, математика, черчение.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- расширить знания учащихся о шве крест;

- закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий

Метапредметные результаты: (развивающие)

Регулятивные УУД:

-научить развивать образность, внимание, речь;

 

Познавательные УУД:

-уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);

Коммуникативные УУД:

-развить навык работы в группах при выполнении практических работ;

-находить способы созидательного труда внутри группового общения;

-соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;

- уметь обобщать и делать выводы.

Личностные результаты:
-умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;

- воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.

Тип урока: урок-исследование.

Технологическая карта урока:

Технологическая карта урока:


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный

Проверка присутствующих, их готовность к уроку.

Вопросы на повторение предыдущей темы:

Какую ткань используют для вышивки?

Зачем ткань натягивают в пяльцах?

Назовите основные стежки и швы на их основе.

Почему ткань нужно вынимать из пялец после каждого сеанса выши­вания?

Дети проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: мыслительный эксперимент.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, рассуждать.

Личностные: самопознание.

2.Изложение нового материала

1.Актуализация опорных знаний и умений.

Что подарить подруге, родным на день рождения, праздник? Эту пробле­му можно решить, если вы умеете и любите заниматься рукоделием. Авторские изделия всегда очень ценятся. Они штучные, поэтому их нигде не купишь. К то­му же авторская вещь хранит тепло рук, а значит, частицу души её создателя.

Сегодня мы ознакомимся с одним из распространённых видов рукоделия вышивкой.

Вышивкаодин из древнейших видов декоративно-прикладного искус­ства в России. Она применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Узор на тканях, коже и других материалах выполняется льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми, ме­таллическими нитями, бисером, жемчугом или блёстками. Вышивку выпол­няют вручную или с помощью вышивальной машины. До XVIII в. все виды вышивки назывались «шитьё».

Вышивание счётными швами.

В народных вышивках большое распространение получили счётные швы (счётная вышивка). Популярны они и в наше время.

Материалы и оборудование для счётной вышивки.

Для выполнения счётной вышивки в старину использовали домотканое полотно, у которого легко было считать нити. Современная ткань для вы­шивки по счёту нитей — канва с чёткой сеткообразной структурой. Такая ткань может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежков размеща­ется на 1 см ткани, тем «тоньше», сложнее и меньше по размеру будет работа.

Остриё иглы для вышивки по канве должно быть закруглённым, чтобы игла легко проскальзывала в нужное отверстие, не раскалывая нити ткани.

Для счётной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например хлопчатобумажное мулине, шёлк, шерсть. Толщина ниток зависит от плотно­сти ткани и величины стежка.

При вышивании счётными швами пользуются схемой для вышивки — листом бумаги в клетку, на котором с помощью цвета или условных значков нанесён рисунок.

 

 

 

 

Подготовка к вышивке

Обработать края канвы, как было описано выше.Определить центр тка­ни, сложив её пополам по длине и ширине. Разметить центральные линии прямыми стежками ниткой контрастного цвета илиспециальным маркером (следы со временем исчезнут). Натянуть ткань в пяльцах.

Вышивание швом крест

Шов крест — самый распространённый из всех вышиваль­ных швов, им вышивают на протяжении многих веков. Одиночный крестик состоит из двух пересекающихся косых стежков. Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков ниткой од­ного цвета, то сначала выполняют все ко­сые стежки, двигаясь от точки 1 слева на­право (рис. а), а затем покрывают их косыми стежками, двигаясь справа нале­во (рис. б).


 


 


 


 

На лице вышивки эти швы выглядят одинаково, основ

ное их отличие в изнаночных стежках. При вышивке полукрестом на изнанке получаются вертикальные стежки, а вышивая гобеленовый стежок диагональные.

Переход к следующему горизонтальному ряду, такому же по длине, вы­полняют по вертикали вниз. Переход к следующему ряду, сме­щённому на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз.

При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью.

При выполнении шва крест по диагонали каждый крестик также вышивают полностью.

Необходимо следить, чтобы во всей работе наклон верхних покрываю­щих стежков был одинаковым, иначе вышивка будет выглядеть неряшливо. При этом с изнаночной стороны все стежки должны быть вертикальными, за исключением переходов с одного ряда на другой.


 


 

Голубой, синий; коричневый, бежевый, чёрный,

красный.

Учащиеся кратко записывают основные термины в тетрадь.

Познавательные: сравнение, анализ, систематизация, мыслительный эксперимент.

Личностные: самопознание.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, слушать и слышать учителя.

Регулятивные: выбор способов деятельности.

Личностные: развитие трудолюбия и ответственности.

Регулятивные: выбор способов деятельности.

Познавательные: сравнение, анализ, систематизация, мыслительный эксперимент.


 

Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, умение отвечать на вопросы .

Физ. Минутка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Бабочка летала, над цветком порхала

Села, посидела и нектар поела

Два своих больших крыла опустила, подняла

Полетела дальше, чтобы мир был краше!

   

3.Практическая работа «Вышивание швом крест»

1. Вводный инструктаж.

2.Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглами.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Текущий инструктаж.

5.Заключительный инструктаж.

Самостоятельная работа учащихся.

Личностные: развитие трудолюбия и ответственности.

Регулятивные: выбор способов деятельности.

Познавательные: практическая работа.

Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя.

4.Рефлексия пройденного урока

3. Рефлексия учебной деятельности.

Повторим новые слова: Счётные швы, схема для вышивки, шов крест.

Закрепление изученного материала.

Какую ткань используют для вышивки счётными швами и почему?

Что представляет собой схема для вышивки?

Как изготовить схему рисунка или фотографии с помощью компью­тера?

Какие вы знаете старинные счётные швы? Какие из них были рас­пространены в вашем регионе?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Выставление оценок за урок.

Личностные: самооценка.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Личностные: Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

5.Домашнее задание

Найдите информацию об истории счётной вышивки в России и о на­родных промыслах, связанных с ней

Дети записывают домашнее задание в дневники.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации