Урок толерантности в 5 классе на тему «Мы одной крови, ты и я!»
людей разных национальностей на примере
одноклассников и их родителей; ввести понятие
толерантности.
Развивающий аспект урока: учить сравнивать, анализировать, обобщать и
выделять главную идею в различных явлениях
социальной жизни; способствовать
гуманистическому развитию личности.
Воспитательный аспект урока: воспитание межнационального согласия в школьном
коллективе; воспитание уважения и терпимости к
другой нации, ее культуре и конфессии, традициям и
обычаям; осознание общечеловеческих ценностей
разных религий.
Оснащение: выставки работ учителей и учащихся «Мы одной
крови, ты и я!», «Древо моей семьи», книжная
выставка, аудиозаписи с песнями разных народов,
раздаточный материал для уча щихся,
национальные блюда в качестве угощения.
Ход урока.
( На классный час приглашены родители в качестве аналитиков и библиотекарь)
Классный руководитель:
Конечно же, каждый из вас не один раз видел мультфильм или читал книгу Р.Киплинга «Маугли».
О чем эта книга? (ответы детей)
Тема нашего классного часа «Мы одной крови, ты и я!». Как вы понимаете эти слова? Действительно ли Маугли был одной крови со всеми остальными жителями джунглей? (В переносе на нашу действительность это значит, что все мы братья и сестры и у всех у нас один дом – наша школа, наше село, наш район, наша земля.)
Каким человеком вырос Маугли в джунглях?
Кто и как его воспитывал?
Представьте себе, что Маугли вырос жестоким и не уважал бы других жителей джунглей. Что бы тогда изменилось в этой истории?
Ребята, чему учит эта знаменитая, любимая всеми детьми книга?
Предполагаемые ответы детей записываются на доску в виде круга, а в центре записывается слово, объединяющее все эти понятия.
добро дружба единство
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
взаимопонимание взаимовыручка
уважение к любовь к ближнему
окружающим
терпимость
понимание
принятие человека мирное сосуществование
таким, каков он есть
Итак, сегодня мы с вами узнали, возможно, для кого-то новое понятие толерантности. Почему же понятие толерантности так важно в современном мире?
Предполагаемые ответы детей:
благодаря развитию компьютерных технологий и электронных коммуникаций люди разных культур получили уникальные возможности для межнационального общения. В прошлое отошли холодная война и железный занавес, обрушились многие политические барьеры. Но расширившиеся межнациональные контакты в некоторых случаях привели к обострению конфликтов на религиозной и культурной почве. В результате во многих регионах земного шара и, в частности, нашей страны остро встала проблема беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов. Их привыкание к новым условиям часто бывает нелегким.
отсутствие толерантности – благодатная почва для терроризма, войн, межнациональных конфликтов
без толерантности невозможно устойчивое, стабильное мирное сосуществование людей и государства.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: если мы хотим жить в мире и согласии, нам просто необходимо учиться толерантности. Сегодня мы вместе попробуем это сделать.
Ученик:
О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души!
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши.
А пока – в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других.
Классный руководитель: А.Блок
Если каждый попробует задать себе вопросы:
«Кто Я? Какой Я?»
«Что делает МЕНЯ частью НАС?»,
то он поймет, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе попробуем найти ответы на эти сложные вопросы. В процессе их поиска не может быть правильных или неправильных суждений, деления на учителей и учеников, ибо мы все равны в ходе дискуссии.
Практический тренинг «Я не такой», «Я не такая».
( для тренинга избирается группа аналитиков – в нашем случае это родители, раздается бумага, ручки)
Задание для аналитической группы:
Определите, чего больше в вашей подгруппе учащихся – общего или особенного? Что особенного в них?
Как это должно влиять на взаимоотношения в классе?
Уменьшают ли обнаруженные различия чувство доверия друг к другу?
Организация. Разделите класс на подгруппы по 4-5 человек, чтобы в них были мальчики и девочки. Каждая группа избирает своего аналитика.
Ход тренинга
1 этап. В течение 5-10 минут участники тренинга пишут ответы на вопросы:
Чем я отличаюсь от сверстников своей подгруппы? (Внешние признаки, особенности характера, общения, поведения, отношения и др.)
Чем я похож(а) на одноклассников своей подгруппы?
2 этап. Провести сравнительный анализ качеств в своей подгруппе: общие признаки и отличия – вывод аналитика.
Совместная работа аналитиков:
выбрать и назвать 4-х учеников, у которых один и тот же отличительный признак.
выбрать и назвать 4-х учеников, у которых нет таких признаков. Попросить каждого из них рассказать, что они чувствуют, имея или не имея отличия (от носового платка в кармане до кудрей, особенностей цвета волос и различных жизненных взглядов).
Совещание аналитиков и подведение итога:
Определить, чего больше в этом классе: общего или особенного?
Как это влияет на взаимоотношения в классе?
Уменьшают ли обнаруженные различия чувство доверия друг к другу?
Классный руководитель: Мы не случайно заговорили о понятии толерантности. Ведь в нашем классе учатся дети разных национальностей: турки, чеченцы, калмыки, немцы, русские. У каждого народа своя культура, свои традиции. Сегодня мы постараемся узнать друг друга поближе.
Выступление библиотекаря (на фоне турецкой мелодии библиотекарь рассказывает о мусульманской религии, знакомит учащихся с выставкой, на которой представлены предметы турецкой одежды, утвари, рисунки и фотографии семей, национальные блюда).
Ученик турецкой национальности (знакомит детей с традицией мусульманского праздника Курбан-байрам, отмечаемым турецкой общиной нашего села, объясняет происхождение своего имени Эмрах, обучает детей нескольким словам на своем языке (приветствие, уважительное обращение)).
Ученик чеченской национальности (знакомит с интересными обычаями и традициями своего народа)
Библиотекарь (на фоне калмыцкой мелодии продолжает экскурс по традициям и религиям, представленным в нашем классе. Обращает внимание уч-ся на выставку, где также представлены образцы калмыцкой культуры - рукоделие; национальные блюда; рисунки детей; Будда - изделие из глины, представленное учителем рисования Эйзенбрауном И.Р.; книга «…» - сборник рисунков детей Калмыкии, куда включен рисунок ученика нашего класса Терещенко А.).
Ученица калмыцкой национальности (читает стихотворение, объясняет происхождение своего имени Саглр и т.д.).
Библиотекарь (на фоне русской народной песни знакомит с изюминками русской народной культуры, указывая на экспонаты, представленные на выставке, среди которых есть работы ученицы нашей школы Подгорной Н. – вышитые ею иконы; также рассказывает о жизни Иисуса Христа).
Ученик русской национальности (рассказывает о древе своей семьи, на примере которого можно проследить смешение разных национальностей).
Родительница девочки немецкой национальности (на фоне немецкой мелодии рассказывает о немецкой культуре и католической церкви).
Ученица немецкой национальности (рассказывает стихотворение и знакомит с интересными немецкими обычаями).
Классный руководитель: Сегодня мы с вами попытались понять друг друга, осознать свое «Я», найти ответ на вопрос «Кто я такой (такая)?» и я думаю, что у вас появилась уверенность в том, что отличия в вашей речи, одежде, разрезе глаз, именах, способностях не станут преградой для понимания друг друга и для общения друг с другом. Мы выбрали те качества, которые позволяют всем жить вместе. Человек не может жить один, так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы строим наше настоящее, наш общий дом.