Урок толерантности в 5 классе на тему «Мы одной крови, ты и я!»

1
0
Материал опубликован 10 September 2017
Познавательный аспект урока: познакомить учащихся с обычаями и традициями

людей разных национальностей на примере

одноклассников и их родителей; ввести понятие

толерантности.

Развивающий аспект урока: учить сравнивать, анализировать, обобщать и

выделять главную идею в различных явлениях

социальной жизни; способствовать

гуманистическому развитию личности.

Воспитательный аспект урока: воспитание межнационального согласия в школьном

коллективе; воспитание уважения и терпимости к

другой нации, ее культуре и конфессии, традициям и

обычаям; осознание общечеловеческих ценностей

разных религий.

Оснащение: выставки работ учителей и учащихся «Мы одной

крови, ты и я!», «Древо моей семьи», книжная

выставка, аудиозаписи с песнями разных народов,

раздаточный материал для уча щихся,

национальные блюда в качестве угощения.

Ход урока.

( На классный час приглашены родители в качестве аналитиков и библиотекарь)

Классный руководитель:

Конечно же, каждый из вас не один раз видел мультфильм или читал книгу Р.Киплинга «Маугли».

О чем эта книга? (ответы детей)

Тема нашего классного часа «Мы одной крови, ты и я!». Как вы понимаете эти слова? Действительно ли Маугли был одной крови со всеми остальными жителями джунглей? (В переносе на нашу действительность это значит, что все мы братья и сестры и у всех у нас один дом – наша школа, наше село, наш район, наша земля.)

Каким человеком вырос Маугли в джунглях?

Кто и как его воспитывал?

Представьте себе, что Маугли вырос жестоким и не уважал бы других жителей джунглей. Что бы тогда изменилось в этой истории?

Ребята, чему учит эта знаменитая, любимая всеми детьми книга?

Предполагаемые ответы детей записываются на доску в виде круга, а в центре записывается слово, объединяющее все эти понятия.

добро дружба единство

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

взаимопонимание взаимовыручка

 

уважение к любовь к ближнему

окружающим

терпимость

понимание

 

принятие человека мирное сосуществование

таким, каков он есть

Итак, сегодня мы с вами узнали, возможно, для кого-то новое понятие толерантности. Почему же понятие толерантности так важно в современном мире?

Предполагаемые ответы детей:

благодаря развитию компьютерных технологий и электронных коммуникаций люди разных культур получили уникальные возможности для межнационального общения. В прошлое отошли холодная война и железный занавес, обрушились многие политические барьеры. Но расширившиеся межнациональные контакты в некоторых случаях привели к обострению конфликтов на религиозной и культурной почве. В результате во многих регионах земного шара и, в частности, нашей страны остро встала проблема беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов. Их привыкание к новым условиям часто бывает нелегким.

отсутствие толерантности – благодатная почва для терроризма, войн, межнациональных конфликтов

без толерантности невозможно устойчивое, стабильное мирное сосуществование людей и государства.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: если мы хотим жить в мире и согласии, нам просто необходимо учиться толерантности. Сегодня мы вместе попробуем это сделать.

 

Ученик:

О, тоска! Через тысячу лет

Мы не сможем измерить души!

Мы услышим полет всех планет,

Громовые раскаты в тиши.

А пока – в неизвестном живем

И не ведаем сил мы своих

И, как дети, играя с огнем,

Обжигаем себя и других.

Классный руководитель: А.Блок

Если каждый попробует задать себе вопросы:

«Кто Я? Какой Я?»

«Что делает МЕНЯ частью НАС?»,

то он поймет, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе попробуем найти ответы на эти сложные вопросы. В процессе их поиска не может быть правильных или неправильных суждений, деления на учителей и учеников, ибо мы все равны в ходе дискуссии.

Практический тренинг «Я не такой», «Я не такая».

( для тренинга избирается группа аналитиков – в нашем случае это родители, раздается бумага, ручки)

Задание для аналитической группы:

Определите, чего больше в вашей подгруппе учащихся – общего или особенного? Что особенного в них?

Как это должно влиять на взаимоотношения в классе?

Уменьшают ли обнаруженные различия чувство доверия друг к другу?

Организация. Разделите класс на подгруппы по 4-5 человек, чтобы в них были мальчики и девочки. Каждая группа избирает своего аналитика.

Ход тренинга

1 этап. В течение 5-10 минут участники тренинга пишут ответы на вопросы:

Чем я отличаюсь от сверстников своей подгруппы? (Внешние признаки, особенности характера, общения, поведения, отношения и др.)

Чем я похож(а) на одноклассников своей подгруппы?

2 этап. Провести сравнительный анализ качеств в своей подгруппе: общие признаки и отличия – вывод аналитика.

Совместная работа аналитиков:

выбрать и назвать 4-х учеников, у которых один и тот же отличительный признак.

выбрать и назвать 4-х учеников, у которых нет таких признаков. Попросить каждого из них рассказать, что они чувствуют, имея или не имея отличия (от носового платка в кармане до кудрей, особенностей цвета волос и различных жизненных взглядов).

Совещание аналитиков и подведение итога:

Определить, чего больше в этом классе: общего или особенного?

Как это влияет на взаимоотношения в классе?

Уменьшают ли обнаруженные различия чувство доверия друг к другу?

Классный руководитель: Мы не случайно заговорили о понятии толерантности. Ведь в нашем классе учатся дети разных национальностей: турки, чеченцы, калмыки, немцы, русские. У каждого народа своя культура, свои традиции. Сегодня мы постараемся узнать друг друга поближе.

Выступление библиотекаря (на фоне турецкой мелодии библиотекарь рассказывает о мусульманской религии, знакомит учащихся с выставкой, на которой представлены предметы турецкой одежды, утвари, рисунки и фотографии семей, национальные блюда).

Ученик турецкой национальности (знакомит детей с традицией мусульманского праздника Курбан-байрам, отмечаемым турецкой общиной нашего села, объясняет происхождение своего имени Эмрах, обучает детей нескольким словам на своем языке (приветствие, уважительное обращение)).

Ученик чеченской национальности (знакомит с интересными обычаями и традициями своего народа)

Библиотекарь (на фоне калмыцкой мелодии продолжает экскурс по традициям и религиям, представленным в нашем классе. Обращает внимание уч-ся на выставку, где также представлены образцы калмыцкой культуры - рукоделие; национальные блюда; рисунки детей; Будда - изделие из глины, представленное учителем рисования Эйзенбрауном И.Р.; книга «…» - сборник рисунков детей Калмыкии, куда включен рисунок ученика нашего класса Терещенко А.).

Ученица калмыцкой национальности (читает стихотворение, объясняет происхождение своего имени Саглр и т.д.).

Библиотекарь (на фоне русской народной песни знакомит с изюминками русской народной культуры, указывая на экспонаты, представленные на выставке, среди которых есть работы ученицы нашей школы Подгорной Н. – вышитые ею иконы; также рассказывает о жизни Иисуса Христа).

Ученик русской национальности (рассказывает о древе своей семьи, на примере которого можно проследить смешение разных национальностей).

Родительница девочки немецкой национальности (на фоне немецкой мелодии рассказывает о немецкой культуре и католической церкви).

Ученица немецкой национальности (рассказывает стихотворение и знакомит с интересными немецкими обычаями).

Классный руководитель: Сегодня мы с вами попытались понять друг друга, осознать свое «Я», найти ответ на вопрос «Кто я такой (такая)?» и я думаю, что у вас появилась уверенность в том, что отличия в вашей речи, одежде, разрезе глаз, именах, способностях не станут преградой для понимания друг друга и для общения друг с другом. Мы выбрали те качества, которые позволяют всем жить вместе. Человек не может жить один, так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы строим наше настоящее, наш общий дом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.