12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич11338
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
11

Лабораторный практикум «Кровь людская не водица...» по теме «Строение и функции крови»

Лабораторный практикум по теме «Кровь людская не водица…»

Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о составе и функциях крови

Задачи:

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по теме «Кровь»

Развивать умения учащихся проводить эксперимент и анализировать его результаты

Способствовать развитию познавательного интереса

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и функциях крови в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности строения и функции крови.


 

2. Личностные – в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из результатов экспериментов. из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функциях крови и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе, умения работать в группе

Оборудование:

Цитратная кровь

Дистиллированная вода

Раствор хлорида натрия 0,9%

Раствор хлорида кальция 3%

Сыворотки стандартные

Пробирки по 6 штук на группу

Пипетки по 3 на группу

Стеклянные палочки по 3 на группу

Чашки Петри с ватой

Культура дрожжей

Штативы

Ход урока

Мы закончили изучение теоретической части темы «Строение и функции крови». Эта тема интересна тем, что можно смоделировать некоторые процессы, протекающие в нашем организме, экспериментом подтвердить имеющиеся у вас знания. На сегодняшнем занятии – лабораторном практикуме – мы учимся применять полученные знания в новой ситуации для объяснения результатов экспериментов. Для фиксирования результатов урока оформим таблицу

Название опыта

Ход работы

Наблюдения

Выводы

       


 

1.Изучение отстоявшейся цитратной крови

Перед началом занятия я разлил в пробирку цитратную кровь. Рассмотрите кровь в пробирке.

Что вы заметили?

Чем образованы верхний светлый слой и нижний тёмный?

Что это доказывает?

К какому типу тканей и почему относят кровь?

После беседы ученики заполняют таблицу, оформляют результаты наблюдений

2.Превращение венозной крови в артериальную

Что мы знаем о функциях крови?

Какая кровь называется артериальной, какая венозной?

Каковы их внешние отличительные признаки?

Учащимся предлагается взять в руки пробирку №2 с кровью и закрыть её ватой

Что же находится в пробирке?

Верно, там кровь и воздух. Обратите внимание на цвет крови. А теперь осторожно встряхивайте пробирку и наблюдайте

Что же происходит с цветом крови в пробирке и почему?

Сформулируйте названия опыта и занесите результаты наблюдений в таблицу

3.Превращение артериальной крови в венозную

Что происходит в тканях с оксигемоглобином?

Верно, он отдаёт кислород, при этом кровь насыщается углекислым газом. Значит, нам нужны клетки, выделяющие в процессе жизнедеятельности углекислый газ. Смоделировать этот процесс нам помогут обыкновенные дрожжи. При приливании культуры дрожжей в кровь они будут выделять углекислый газ. А кровь, богатая углекислым газом, называется венозной. Пока вы оформляете таблицу, результаты будут готовы.

4.Влияние на клетки крови изменения солевого состава плазмы

Для опыта возьмите 2 пробирки с кровью. В первую налейте физиологический раствор, а во вторую – дистиллированную воду. Пронаблюдайте за результатами и обсудите их в группах. Затем выслушивается мнение учеников, а учитель помогает сделать правильные выводы.

Эритроциты имеют полупроницаемую мембрану, которая свободно пропускает через себя воду, а плохо – минеральные соли. В эритроцитах и в плазме в норме процент воды одинаков. Сколько молекул воды выходит из эритроцита, столько и приходит. Доливаем дистиллированную воду, её в плазме становится больше, больше молекул воды проникает в эритроциты. Эритроциты набухают и лопаются. Гемоглобин переходит в плазму, кровь становится «лаковой» - прозрачной и блестящей. При добавлении физраствора никаких изменений в крови не происходит из-за того, что концентрация солей в плазме остаётся без изменений. Оформите в таблицу результаты наблюдений

          5.Выделение фибрина

Одна из функций крови – защитная. Она осуществляется за счёт форменных элементов и плазмы. Но у нас есть только цитратная кровь, т.е, лишенную солей кальция. Что же необходимо сделать? Для возвращения крови способности свёртываться необходимо добавить соединения, содержащие кальций, и выдержать при температуре 37 градусов.

Результаты этого опыта оформляются позднее, так как для образования сгустка крови необходимо время. После промывания его холодной водой мы обнаружим волокна фибрина. При наличии свежей крови её можно просто некоторое время взбивать стеклянной палочкой. Сгусток фибрина прилипает в палочке и хорошо виден.

         6.Определение групп крови

Групповые свойства крови имеют отношение к явлениям иммунитета. На стекло с капельками сывороток рядом с ними наносим капельки донорской крови из пробирки и стеклянными палочками ( для каждой группы своей) соединяем кровь с сывороткой и перемешиваем. Кровь или остаётся непрозрачной, или же сыворотка склеивает эритроциты крови. Их скопления напоминают крупинки тёртого кирпича. Если склеивание не происходит ни в каком случае, то это кровь 1 группы. Если склеивание происходит сывороткой 1 и 3 групп – это 2группа, если с 1 и 2 –третья. Если склеивание происходит в трёх случаях – 4 группа.

Заносим результаты опытов №5 и №6

Работа в группах

Для подведения итогов занятия каждая группа получает отдельное задание из книги Г. М. Муртазина «Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. М, Прсвещение,1989

После окончания обсуждения представители групп сообщат о результатах своей работы. Я не спрашивал учеников о том, понравилось ли им занятие. Я просто видел их в работе на занятии. Особенно хорошо проходило занятие, когда на помощь приходила родительница – медсестра из хирургии или со станции переливания крови. 

Домашнее задание - подготовиться к зачёту.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (3)

Ольга Николаевна Голина, 11.02.19 в 13:56 1 Ответить Пожаловаться
Всё, конечно, здорово, но где Вы берёте кровь и сыворотку?
Евгений Алексеевич, 11.02.19 в 15:58 1 Ответить Пожаловаться
Кровь со станции переливания крови и моя. Брали прямо на занятии, среди родителей были и лаборанты, и медсёстры. Чтоб родители эти могли быть на занятии, его проводили вечером
Ольга Николаевна Голина, 12.02.19 в 15:14 0 Ответить Пожаловаться
Здорово! Думаю, детям понравилось!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.