Урок географии в 5 классе на тему «Мир, в котором мы живём»
Предмет – география
Класс - 5
Урок 1. Мир, в котором мы живем
Тип урока. Урок изучения нового.
Цели и задачи.
-Сформировать понятия: «живая природа», «неживая природа», «явления природы».
-Сформировать представления о мире, в котором мы живем, об уникальной планете Земля и о науке географии.
- Развивать познавательный интерес к предмету.
Средства обучения. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, физическая карта полушарий.
Методы и формы учебной деятельности. Объяснительно-иллюстративный. Эвристическая беседа.
Основные понятия и термины. Живая природа; неживая природа; явления природы: физические,биологические.
Основное содержание. Земля — уникальная планета: из всех планет Солнечной системы пока только на ней ученым удалось обнаружить жизнь.
Все многообразие живых организмов, включая человека, составляет мир живой природы. Мир неживой природы — это моря и океаны, равнины горы, полезные ископаемые и воздух. Объекты живой и неживой природы Земли тесно взаимосвязаны — они изменяют и дополняют друг друга.
И вместе создают разнообразную и неповторимую природу Земли. Процессы, происходящие в природе и изменяющие ее, — явления природы — делят на физические и биологические. Некоторые явления действуют разрушительно на живую и неживую природу. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек. Нередко по вине человека происходят техногенные катастрофы, от которых страдают люди и другие живые организмы, а также почва, вода и воздух.
Результаты урока. Знакомство с новым предметом «География» и новым учебником.
Закрепление метапредметных умений работать с учебником. Формирование предметного умения работать с учебником географии.
Вопросы и задания
1. Что составляет мир живой природы Земли?
2. Используя различные источники информации, подберите рисунки, фотографии, иллюстрирующие взаимосвязь объектов живой и неживой природы.
3. Как живые организмы приспособились к физическим явлениям природы?
4. Вспомните, какие биологические явления природы вам приходилось наблюдать.
5. Как человек влияет на изменение облика Земли? Приведите примеры изменения природы человеком в вашей местности.
6. Что вы можете сделать, чтобы сохранить живую природу?
Домашнее задание. § 1 учебника, задания рабочей тетради
Этапы урока |
Содержание урока |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Проблемная ситуация и актуализация знаний.
Знакомство с требованиями к учебному предмету |
Вступление Есть одна планета-сад 1. – Ребята, наш учебник называется «География. Начальный курс». Как вы думаете, о чём мы узнаем со страниц учебника? Знакомство с учебником. Работа с текстом «Как работать с учебником». 3 2 Требования к введению тетрадям, контурным картам, нормами оценок 3. – Раздел I называется «Что изучает география». Рассмотрите рисунки на стр 5 -26. Как вы думаете что изучает наука география? 4. – Считается, что наземного шара уже не осталось неизвестных растений и животных, морей и океанов. – Согласны ли вы с этим утверждением? – Какой вопрос у вас возникает?2 1 1 5. – Сформулируйте тему урока. Мир в котором мы живем – Какие задачи урока мы будем решать сегодня? Т.е о чем мы сегодня будем говорить на урок 2 (Ответьте на вопросы перед параграфом) |
Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (раб с рисунками). 4. Вычитывать все уровни текстовой информации. 5. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные УУД 1.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. 2. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. 4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3.Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Ι. Актуализация знаний.- Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока. ΙΙ. Открытие нового знания.- Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом учебника. ΙΙΙ. Применение нового знания.- Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, корректно вели дискуссию и делали выводы.
|
II. Поиск решения Работа с текстом учебника
Работа в тетради. |
– Прочитайте текст с 4-7 и ответьте на вопрос: 1 стр 10 Ответ аргументируйте.1 4 1 2. 3. – Используя с. 8 – после чтения приведите свои примеры явлений в природе которые вам приходилось наблюдать? Вопрос 3-4 стр 10 4 человек считает себя хозяином нашей планеты . Так ли это приведите примеры в 2 столбика + и - действия человека на планету. Что произойдет с планетой если мы не начнем задумываться о последствиях своей деятельности? |
|
III. Самосто-ятельное применение знаний. |
1. Вопросы в рубрике «Подумайте» с.10 2. Дискуссия «Может ли человек, благотворно влиять на будущее планеты?» 1 2 3 4 3 |
|
ΙV. Итог урока. Д. з Рефлексия |
– Сформулируйте вывод по уроку. – Сравните его с выводом учебника на с. 10.3 Домашнее задание: §1, задание 3, с. 10. – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? |
Источник: https://botan.cc/prepod/geografiya/og32j99q.html
Ашихмина Наталья Павловна