Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Омонимы»
Конспект открытого урока русского языка
Омонимы
ФИО: Дунаева Наталья Сергеевна
Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ гимназия г.Сызрани)
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет:русский язык.
Класс:5.
Тема урока: «Омонимы».
Базовый учебник:Русский язык. Теория. 5-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.- М.: Дрофа,2012.
Русский язык. Практика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман – Орловаи др.; под ред. А.Ю.Купаловой.- М.:Дрофа, 2012.
Дата проведения: 12.03.2015 год.
Место проведения:Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ гимназия г.Сызрани)
Цель урока: сформировать понятие об омонимах.
Задачи:
Образовательные:
- сформулировать правило об омонимах,
- научить находитьомонимы,
-научить отличать омонимы от других лексических единиц.
Формировать УУД:
Личностные УУД: подвести учащихся к осознаниюпрактической значимости учебного материала.
Регулятивные УУД:содействие развитию умений
-самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе соотнесения того, что усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- составлять план действий;
- самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников.
Коммуникативные УУД: обеспечение развития умений
--организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- полно и точно выражать свои мысли; аргументировать своё мнение;
- эффективно сотрудничать в группах.
Познавательные УУД:создание условий для развития умений
-самостоятельно формулировать познавательную цель;
- строить логическое рассуждение, делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую
11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
12.Тип урока: открытие нового знания.
13.Необходимое технологическое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, документ-камера.
14.Средства обучения: Русский язык. Теория. 5-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.- М.: Дрофа,2012
Русский язык. Практика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман – Орловаи др.; под ред. А.Ю.Купаловой.- М.:Дрофа, 2012.
15. Образовательные технологии:
1. Компьютерные технологии (урок сопровождается мультимедийной презентацией, работой на интерактивной доске, документ-камера).
2. Проблемное обучение.
3.Технология развития критического мышления (прием фишбоун).
4.Технология здоровьесбережения (физкультминутка, дозировка здания, своевременная смена деятельности учащихся).
5. Элементы игровой технологии.
Ход урока
Организационный момент.Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
(читает стихотворение В.С. Шефнера «Не привыкайте к чудесам...»)
- О чем это стихотворение?
-К чему призывает поэт?
Действительно, надо учиться радоваться жизни, быть пытливым, любознательным человеком.
-Я призываю Вас быть такими не только на уроках, но и в жизни! Итак, в добрый путь к новым знаниям!
2.Актуализация знаний
2.1. Проверка домашнего задания
(Упр.722)
Учитель:
В тетради 2 человека составляют схемы 1, 2 предложения из текста упражнения, а мы потом через документ-камеру проверим их работу.
Учитель:
-Почему девочка не поняла маму?
-Какое языковое явление нам встретилось в данном упражнении?
Ученик:
-Многозначные слова.
Учитель:
-Что нам необходимо знать, чтобы таких ситуаций с нами не возникало?
Ученик:
-Нам нужно знать, что смысл многозначных слов раскрывается в контексте.
Учитель:
-Посмотрите на доску, вам представлены схемы предложений. Оцените правильность выполнения задания (дети отвечают).
2.2. Создание проблемной ситуации
Учитель:
- Н.В. Гоголь в свое время сказал:«…Необыкновенный язык наш есть еще тайна?»
-Вы согласны с этим высказыванием? Докажите их истинность.
Ученик:
- Нам многое еще предстоит узнать.
Учитель:
- А в чем же тайна языка?
- Что мы можем сделать, чтобы познать тайны русского языка?
Ученик:
- Мы можем изучать язык.
Учитель:
-Совершенно верно. Каждый народ имеет свой язык. А какие народы проживают в нашем Самарском крае?
Ученик:
-Татары, мордва, чуваши.
Учитель:
-А как вы думаете, почему нам нужно изучать родной язык?
Ученик:
-Нам нужно помнить своих предков, знать и сохранять свою культуру.
Учитель:
-Как называется словарный запас любого языка?
Ученик:
-Лексика.
Учитель:
-Верно, мы с вами сегодня продолжаем изучать большой раздел «Лексика», мы с вами изучаем лексику русского языка.
- А какие тайны мы с вами уже узнали на прошлых уроках?
Ученик:
- Мы узнали, что такое лексический запас, что есть однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова.
3. Формулирование темы урока, постановка цели.
Учитель:
-Чтобы проверить, понимаете ли вы лексическое значение слова, предлагаю вам разделиться на 5 групп. На интерактивной доске вы видите таблицу:
Заполните таблицу с предложенными примерами.
Работу в группе каждого участника оцените в листе оценивания.(Приложение 1).
Ученик:
Выполняют задание в группе
Учитель:
- Продолжаем работать в группах. Посмотрите на интерактивную доску:
вы видите пары словосочетаний, соотнесите каждую пару с определенным понятием.
Ученик:
1. швейная игла, игла ежа- многозначные;
2. ледяная глыба, ледяной взгляд-переносное значение прилагательного
3. русая коса, острая коса – понятия нет, т.к. слова не обладают признаками изученных лексических явлений.
Учитель:
-Итак, перед нами возникла проблема: мы не знаем, что за понятие объединяет слова в последней группе.
Название термина вы узнаете, отгадав кроссворд
(на интерактивной доске кроссворд):
Отгадывают кроссворд:
1.как называются слова, имеющие только одно лексическое значение?(однозначные)
2. как называются слова, имеющие несколько лексических значений?(многозначные)
3.как называется словарь, в котором объясняется лексическое значение слов?(толковый)
4.Стадо лошадей или оленей?(табун)
5.как называется словарный состав языка?(лексика)
6.Перенос признака живого на неживое в художественном произведении?(метафора)
Учитель:
-Какое понятие у вас получилось?
Ученик:
-Омонимы
Учитель:
-Запишите понятие в первый столбик нашей таблицы «Лексические понятия и термины».Запишем в тетради число, тему урока.
-Как же называются слова коса (русая) и коса (острая)?
Ученик:
-Омонимы.
Учитель:
-Запишите эти словосочетания к себе в тетрадь.
-Итак, давайте определим цели и задачи нашего урока.
В этом вам поможет наша «рыбка»( фишбоун)
-Какая у нас возникла проблема?
Ученик:
- Мы не смогли определить, каким понятием объединены слова последней группы.
Учитель:
-Почему эта проблема возникла?
Ученик:
-Проблема возникла, потому что это понятие мы ещё не изучали.
Учитель:
-Встречали ли мы уже подобные слова?
Какими фактами мы докажем, что эта проблема существует?
Ученик:
-Подобные слова мы встречали. Факты: есть слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но совсем различны по значению.
-Таким образом, выделяем цели и задачи:
-узнать, что такое омонимы;
-уметь их отличать от многозначных слов;
-научиться использовать их в речи
Учитель:
-А теперь посмотрите сценку и решите каждый для себя: зачем вам нужно изучать омонимы?
(дети показывают сценку «Овсянка», см. Приложение).
Ученики:
-мне нужно изучать омонимы, чтобы меня понимали;
-мне нужно изучать омонимы, чтобы не попадать в подобные комичные ситуации;
-мне нужно изучать омонимы, чтобы не путать понятия.
4. Открытие нового знания
Учитель:
-Что вы себе представляете, когда слышите слово ключ?
(на экране родник и ключ от двери)
-Давайте докажем, что это омонимы.
Мы с вами ведем тетрадь, и сейчас обратимся к таблице.
Заполните таблицу:
название |
Часть речи |
Произношение и написание |
Лексическое значение |
Учитель:
- А теперь, опираясь на таблицу, расскажите, что же такое омонимы.
Ученик:
-Омонимы-слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
Учитель:
-Откройте учебник и проверьте себя. Расскажите в парах.
-Итак, какой цели мы с вами достигли?
Ученик:
- Мы узнали, что такое омонимы.
5.Динамическая пауза.
Учитель:
- Мы хорошо поработали, а теперь настало время отдохнуть.
(проведение физминутки)
http://prezentacya.ru/blog/zarjadka_quot_solnyshko_luchistoe_ljubit_skakat_quot/2013-06-11-120
Раз — вперёд наклонимся.
Два — назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся.
(Наклоны вперёд, назад и в стороны.)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать?
(Приседания.)
На ходьбу мы перейдём,
(Ходьба на месте.)
Заниматься вновь начнём.
6. Закрепление нового
Учитель:
- Итак, мы знаем теперь, что такое омонимы. Приведите свои примеры и запишите их в тетради. Посмотрим, кто за 3 минуты подберет больше примеров.
Учитель:
- Молодцы! А сейчас я вам загадаю загадки, ответом будет омоним. Запишите его так, чтобы было понятно его лексическое значение:
-Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной-
Весь огромный шар земной.
Ученик:
-Свет
Учитель:
- Итак, ответ (свет) включите в контекст, чтобы раскрыть его лексическое значение.
Ученик:
-вокруг света, выключить свет.
Учитель:
-Я все то, что есть на свете,
все народы на планете,
мой омоним – враг войны,
друг труда и тишины.
Ученик:
-мир
-мир с Японией, мир без войны.
Учитель:
-Докажите, что записанные слова-омонимы.
Ученик:
- Слово свет в словосочетаниях вокруг света, выключить свет - омоним,оно является одной частью речи-существительное, пишется и произносится одинаково, лексическое значение разное.
Учитель:
- Перечислите изученные нами средства языка.
Это всё выразительные средства языка, но только в том случае, когда мы ими умело пользуемся.
- К чему может привести неумелое использование языковых средств?
Ученик:
-Это может привести к непониманию.
Учитель:
-На доске словосочетание :принесите лук
Найдите ошибку в предложении
Составьте с данными словами
а)1 вариант- словосочетания; б) 2 вариант- предложения
(2 примера)
Ученик:
1в.- зеленый лук, лук со стрелами
2в.- Порежь лук в салат. Взял лук и стрелы.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель:
- Почему важно правильно использовать омонимы?
Ученик:
-Важно правильно использовать омонимы, чтобы понимать друг друга, чтобы избежать двусмысленного понимания.
Учитель:
- Давайте вспомним, что мы сегодня изучили на уроке?
Ученик:
- мы сегодня узнали, что в русском языке есть омонимы, как их отличить от других языков понятий, что нужно сделать, чтобы умело использовть омонимы в своей речи.
Учитель:
-Добились ли мы цели?
Ученик:
(дети дают свои ответы)
Учитель:
- А каждый из вас?
Ученик:
(дети дают свои ответы)
Учитель:
На листе оценивания у вас есть графа «одним словом», заполните ее.
Ученик:
- Вернемся к высказыванию Н.В.Гоголя, с которого мы начали наш урок. Дополните свои разъяснения.
-Что вы испытываете, когда вы читаете такие слова о русском языке?
Ученик:
-Испытываем гордость за то, что мы носители такого великого русского языка. Его тайны нам ещё предстоит познать, а их немало.
8. Выставление оценок, объяснение домашнего задания.
Учитель:
- Сдайте листы самооценивания в группе.
- Спасибо вам за урок. Обратимся к домашнему заданию: § 59,
1) упр.728
2) из толкового словаря выписать 5 примеров омонимов в контексте.
(на выбор)
Заместитель директора по УВР ____________ /Н.В. Безухова/
МП
Приложение 1
Лист оценивания
Оценка работы учащихся группы №
Имя ученика |
|||||
Самооценка |
|||||
Оценка группы |
|||||
Оценка учителя |
|||||
Одним словом |