Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Омонимы»

2
0
Материал опубликован 20 January 2017

Конспект открытого урока русского языка

Омонимы

ФИО: Дунаева Наталья Сергеевна

Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ гимназия г.Сызрани)

Должность: учитель русского языка и литературы.

Предмет:русский язык.

Класс:5.

Тема урока: «Омонимы».

Базовый учебник:Русский язык. Теория. 5-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.- М.: Дрофа,2012.

Русский язык. Практика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман – Орловаи др.; под ред. А.Ю.Купаловой.- М.:Дрофа, 2012.

Дата проведения: 12.03.2015 год.

Место проведения:Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ гимназия г.Сызрани)

Цель урока: сформировать понятие об омонимах.

Задачи:

Образовательные:

- сформулировать правило об омонимах,

- научить находитьомонимы,

-научить отличать омонимы от других лексических единиц.

Формировать УУД:

Личностные УУД: подвести учащихся к осознаниюпрактической значимости учебного материала.

Регулятивные УУД:содействие развитию умений

-самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе соотнесения того, что усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- составлять план действий;

- самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников.

Коммуникативные УУД: обеспечение развития умений

--организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- полно и точно выражать свои мысли; аргументировать своё мнение;

- эффективно сотрудничать в группах.

Познавательные УУД:создание условий для развития умений

-самостоятельно формулировать познавательную цель;

- строить логическое рассуждение, делать выводы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую

11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

12.Тип урока: открытие нового знания.

13.Необходимое технологическое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, документ-камера.

14.Средства обучения: Русский язык. Теория. 5-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.- М.: Дрофа,2012

Русский язык. Практика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман – Орловаи др.; под ред. А.Ю.Купаловой.- М.:Дрофа, 2012.

15. Образовательные технологии:

1. Компьютерные технологии (урок сопровождается мультимедийной презентацией, работой на интерактивной доске, документ-камера).

2. Проблемное обучение.

3.Технология развития критического мышления (прием фишбоун).

4.Технология здоровьесбережения (физкультминутка, дозировка здания, своевременная смена деятельности учащихся).

5. Элементы игровой технологии.

Ход урока

Организационный момент.Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

(читает стихотворение В.С. Шефнера «Не привыкайте к чудесам...»)

- О чем это стихотворение?

-К чему призывает поэт?

Действительно, надо учиться радоваться жизни, быть пытливым, любознательным человеком.

-Я призываю Вас быть такими не только на уроках, но и в жизни! Итак, в добрый путь к новым знаниям!

2.Актуализация знаний

2.1. Проверка домашнего задания

(Упр.722)

Учитель:

В тетради 2 человека составляют схемы 1, 2 предложения из текста упражнения, а мы потом через документ-камеру проверим их работу.

Учитель:

-Почему девочка не поняла маму?

-Какое языковое явление нам встретилось в данном упражнении?

Ученик:

-Многозначные слова.

Учитель:

-Что нам необходимо знать, чтобы таких ситуаций с нами не возникало?

Ученик:

-Нам нужно знать, что смысл многозначных слов раскрывается в контексте.

Учитель:

-Посмотрите на доску, вам представлены схемы предложений. Оцените правильность выполнения задания (дети отвечают).

2.2. Создание проблемной ситуации

Учитель:

- Н.В. Гоголь в свое время сказал:«…Необыкновенный язык наш есть еще тайна?»

-Вы согласны с этим высказыванием? Докажите их истинность.

Ученик:

- Нам многое еще предстоит узнать.

Учитель:

- А в чем же тайна языка?

- Что мы можем сделать, чтобы познать тайны русского языка?

Ученик:

- Мы можем изучать язык.

Учитель:

-Совершенно верно. Каждый народ имеет свой язык. А какие народы проживают в нашем Самарском крае?

Ученик:

-Татары, мордва, чуваши.

Учитель:

-А как вы думаете, почему нам нужно изучать родной язык?

Ученик:

-Нам нужно помнить своих предков, знать и сохранять свою культуру.

Учитель:

-Как называется словарный запас любого языка?

Ученик:

-Лексика.

Учитель:

-Верно, мы с вами сегодня продолжаем изучать большой раздел «Лексика», мы с вами изучаем лексику русского языка.

- А какие тайны мы с вами уже узнали на прошлых уроках?

Ученик:

- Мы узнали, что такое лексический запас, что есть однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова.

3. Формулирование темы урока, постановка цели.

Учитель:

-Чтобы проверить, понимаете ли вы лексическое значение слова, предлагаю вам разделиться на 5 групп. На интерактивной доске вы видите таблицу:

Заполните таблицу с предложенными примерами.

Работу в группе каждого участника оцените в листе оценивания.(Приложение 1).

Ученик:

Выполняют задание в группе

Учитель:

- Продолжаем работать в группах. Посмотрите на интерактивную доску:

вы видите пары словосочетаний, соотнесите каждую пару с определенным понятием.

Ученик:

1. швейная игла, игла ежа- многозначные;

2. ледяная глыба, ледяной взгляд-переносное значение прилагательного

3. русая коса, острая коса – понятия нет, т.к. слова не обладают признаками изученных лексических явлений.

Учитель:

-Итак, перед нами возникла проблема: мы не знаем, что за понятие объединяет слова в последней группе.

Название термина вы узнаете, отгадав кроссворд

(на интерактивной доске кроссворд):

Отгадывают кроссворд:

1.как называются слова, имеющие только одно лексическое значение?(однозначные)

2. как называются слова, имеющие несколько лексических значений?(многозначные)

3.как называется словарь, в котором объясняется лексическое значение слов?(толковый)

4.Стадо лошадей или оленей?(табун)

5.как называется словарный состав языка?(лексика)

6.Перенос признака живого на неживое в художественном произведении?(метафора)

Учитель:

-Какое понятие у вас получилось?

Ученик:

-Омонимы

Учитель:

-Запишите понятие в первый столбик нашей таблицы «Лексические понятия и термины».Запишем в тетради число, тему урока.

-Как же называются слова коса (русая) и коса (острая)?

Ученик:

-Омонимы.

Учитель:

-Запишите эти словосочетания к себе в тетрадь.

-Итак, давайте определим цели и задачи нашего урока.

В этом вам поможет наша «рыбка»( фишбоун)

-Какая у нас возникла проблема?

Ученик:

- Мы не смогли определить, каким понятием объединены слова последней группы.

Учитель:

-Почему эта проблема возникла?

Ученик:

-Проблема возникла, потому что это понятие мы ещё не изучали.

Учитель:

-Встречали ли мы уже подобные слова?

Какими фактами мы докажем, что эта проблема существует?

Ученик:

-Подобные слова мы встречали. Факты: есть слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но совсем различны по значению.

-Таким образом, выделяем цели и задачи:

-узнать, что такое омонимы;

-уметь их отличать от многозначных слов;

-научиться использовать их в речи

Учитель:

-А теперь посмотрите сценку и решите каждый для себя: зачем вам нужно изучать омонимы?

(дети показывают сценку «Овсянка», см. Приложение).

Ученики:

-мне нужно изучать омонимы, чтобы меня понимали;

-мне нужно изучать омонимы, чтобы не попадать в подобные комичные ситуации;

-мне нужно изучать омонимы, чтобы не путать понятия.

4. Открытие нового знания

Учитель:

-Что вы себе представляете, когда слышите слово ключ?

(на экране родник и ключ от двери)

-Давайте докажем, что это омонимы.

Мы с вами ведем тетрадь, и сейчас обратимся к таблице.

Заполните таблицу:

название

Часть речи

Произношение и написание

Лексическое значение

       

Учитель:

- А теперь, опираясь на таблицу, расскажите, что же такое омонимы.

Ученик:

-Омонимы-слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

Учитель:

-Откройте учебник и проверьте себя. Расскажите в парах.

-Итак, какой цели мы с вами достигли?

Ученик:

- Мы узнали, что такое омонимы.

5.Динамическая пауза.

Учитель:

- Мы хорошо поработали, а теперь настало время отдохнуть.

(проведение физминутки)

http://prezentacya.ru/blog/zarjadka_quot_solnyshko_luchistoe_ljubit_skakat_quot/2013-06-11-120

Раз — вперёд наклонимся.

Два — назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся.

(Наклоны вперёд, назад и в стороны.)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

(Приседания.)

На ходьбу мы перейдём,

(Ходьба на месте.)

Заниматься вновь начнём.

6. Закрепление нового

Учитель:

- Итак, мы знаем теперь, что такое омонимы. Приведите свои примеры и запишите их в тетради. Посмотрим, кто за 3 минуты подберет больше примеров.

Учитель:

- Молодцы! А сейчас я вам загадаю загадки, ответом будет омоним. Запишите его так, чтобы было понятно его лексическое значение:

-Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной-

Весь огромный шар земной.

Ученик:

-Свет

Учитель:

- Итак, ответ (свет) включите в контекст, чтобы раскрыть его лексическое значение.

Ученик:

-вокруг света, выключить свет.

Учитель:

-Я все то, что есть на свете,

все народы на планете,

мой омоним – враг войны,

друг труда и тишины.

Ученик:

-мир

-мир с Японией, мир без войны.

Учитель:

-Докажите, что записанные слова-омонимы.

Ученик:

- Слово свет в словосочетаниях вокруг света, выключить свет - омоним,оно является одной частью речи-существительное, пишется и произносится одинаково, лексическое значение разное.

Учитель:

- Перечислите изученные нами средства языка.

Это всё выразительные средства языка, но только в том случае, когда мы ими умело пользуемся.

- К чему может привести неумелое использование языковых средств?

Ученик:

-Это может привести к непониманию.

Учитель:

-На доске словосочетание :принесите лук

Найдите ошибку в предложении

Составьте с данными словами

а)1 вариант- словосочетания; б) 2 вариант- предложения

(2 примера)

Ученик:

1в.- зеленый лук, лук со стрелами

2в.- Порежь лук в салат. Взял лук и стрелы.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель:

- Почему важно правильно использовать омонимы?

Ученик:

-Важно правильно использовать омонимы, чтобы понимать друг друга, чтобы избежать двусмысленного понимания.

Учитель:

- Давайте вспомним, что мы сегодня изучили на уроке?

Ученик:

- мы сегодня узнали, что в русском языке есть омонимы, как их отличить от других языков понятий, что нужно сделать, чтобы умело использовть омонимы в своей речи.

Учитель:

-Добились ли мы цели?

Ученик:

(дети дают свои ответы)

Учитель:

- А каждый из вас?

Ученик:

(дети дают свои ответы)

Учитель:

На листе оценивания у вас есть графа «одним словом», заполните ее.

Ученик:

- Вернемся к высказыванию Н.В.Гоголя, с которого мы начали наш урок. Дополните свои разъяснения.

-Что вы испытываете, когда вы читаете такие слова о русском языке?

Ученик:

-Испытываем гордость за то, что мы носители такого великого русского языка. Его тайны нам ещё предстоит познать, а их немало.

8. Выставление оценок, объяснение домашнего задания.

Учитель:

- Сдайте листы самооценивания в группе.

- Спасибо вам за урок. Обратимся к домашнему заданию: § 59,

1) упр.728

2) из толкового словаря выписать 5 примеров омонимов в контексте.

(на выбор)

Заместитель директора по УВР ____________ /Н.В. Безухова/

МП

Приложение 1

Лист оценивания

Оценка работы учащихся группы №

Имя ученика

         

Самооценка

         

Оценка группы

         

Оценка учителя

         

Одним словом

         
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.