Методические рекомендации «Проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка, литературы в условиях реализации ФГОС»
Методические рекомендации
«Проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка, литературы в условиях реализации ФГОС»
Содержание
Введение
1.Классификация проектов
2.Этапы работы над проектом
3. Критерии оценивания проектных работ
4. Пример информационно-исследовательского проекта по литературе - «Государыня дома. День из жизни женщины допетровского времени».
Список литературы.
На современном этапе развития системы образования происходят существенные изменения. Не остается без изменения ни одна сторона школьного дела. По мнению разработчиков Федерального государственного стандарта ученик должен быть подготовлен к самостоятельным действиям, уметь применять знания, полученные в школе на практике, принимать решение в ситуации любой сложности, обладать критическим мышлением, занимать активную гражданскую позицию. Ведущее место среди современных методов обучения, позволяющих воспитать такую личность, мы видим в развитии исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Для современной образовательной системы метод проекта является эффективным способом построения образовательного процесса, который строится на взаимосогласованных действиях педагога и ученика. В отличии от других образовательных стратегий, проектирование на уроках русского языка и литературы позволяет стимулировать интерес учащихся к решению проблемных вопросов, показать возможности практического применения полученных знаний, что является особенно актуальным для таких «неприкладных» наук. Метод проекта может активно применяться в школьной практике в виде самостоятельной, индивидуальной или групповой работы учащихся, позволяет повысить уровень предметных и надпредметных изменений.
Классификация проектов
Классификация проектов очень разнообразна. Знание различных видов проектов позволяет учителю выбрать именно тот проект, который необходим в конкретной учебной ситуации. Проекты бывают индивидуальными и групповыми. И те и другие имеют преимущества и недостатки. Как правило, первый проект, предлагаемый детям, разрабатывается всем классом или достаточно большими группами учащихся, а уже второй проект может иметь различные решения. Всегда находятся ученики, которым по объективным или субъективным причинам легче работать индивидуально, а не в группе.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Существуют три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.
Практика - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ. в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
По продолжительности проекты делятся:
Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
2. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.. Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока.
1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам).
2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.
3-й и 4-й уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
3. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.
4. Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Этапы работы над проектом
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
Работу над проектом можно разбить на 6 этапов. Принципы построения проектов едины. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение. Этапы работы над проектом можно представить следующим образом:
1.ПОИСКОВЫЙ
Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы.Постановка цели проекта.
2.АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Анализ имеющейся информации.
Сбор и изучение информации.Поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности.
Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
Анализ ресурсов.
3.ПРАКТИЧЕСКИЙ
Выполнение запланированных задач.
Текущий контроль качества.
Внесение изменений в конструкцию и технологию.
4.ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта.Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
5.КОНТРОЛЬНЫЙ
Анализ результатов выполнения проекта.
Оценка качества выполнения проекта.
Поисковый этап начинается с определения темы проектов, выделяемую на основе наблюдений познавательных потребностей и интересов детей.
Выбор темы проекта - это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом которой является определение темы проектной работы.
Действия учителя и ученика на данном этапе работы:
Учитель | Ученик |
- Предлагает темы проектов. - Мотивирует учащихся к обсуждению. - Предлагает схемы анализа потребностей. - Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему. - Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку. | - Обсуждает тему. - Определяет свои потребности. - Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор. - Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему. - Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. |
После постановки цели проекта в первую очередь на аналитическом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).
На всех этапах работы над проектом учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности возраста учащихся и степень их самостоятельности.
Вопрос об используемых источниках информации руководитель проекта и учащийся могут решать на свое усмотрение в зависимости от цели проекта, в то время как со стороны их количество может показаться избыточным или недостаточным. Подростки способны самостоятельно планировать поиск информации, о ходе которого учитель, как правило, узнает во время первых консультаций. Даже при высоком уровне сформированности умений работать с информацией учащиеся могут столкнуться с объективными трудностями. Задача педагога в этом случае будет состоять в том, чтобы "снять" их тем или иным образом.
На этом этапе учащийся выполняет все основные шаги по разработке проекта. Уровень его самостоятельности при выполнении каждого шага может быть различным. Учащийся конкретизирует свои намерения, описывая желаемую для него ситуацию.
На основе анализа ситуации ученик может поставить проблему или конкретизировать ту проблему, с которой он пришел в проект. Постановке проблемы предшествует выявление противоречий между реальной и желаемой ситуацией.
Затем учащийся проводит анализ проблемы, выделяя (на начальных этапах с помощью учителя) причины и (в старших классах) последствия ее существования, определяя, решаема ли для него та или иная проблема (может ли он устранить своими силами причины ее существования), заинтересован ли кто-то кроме него в решении этой проблемы. Эта работа позволяет точнее определить тематическое поле проекта.
Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, что должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен). Задачи могут решаться в различной последовательности (иногда параллельно группа может работать над решением нескольких задач), их не следует путать с этапами работы (сбор информации, изготовление предмета, подготовка материалов к презентации и т.п.).
Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов учащийся может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).
Действия учителя и ученика на данном этапе работы:
Учитель | Ученик |
- Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). - Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации. - Организует процесс анализа альтернативных решений. - Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели. - Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | - Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. - Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию. - Осуществляет выбор. - Осуществляет процесс планирования. - Оценивает ресурсы. - Определяет свое место (роль) в проекте. - Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе. - Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. |
На практическом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают осваивают различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований, сварка и т.д.).
На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта.
Действия учителя и ученика на данном этапе работы:
Учитель | Ученик |
- Наблюдает. - Контролирует соблюдение правил техники безопасности. - Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. - Отвечает на вопросы учащихся. | - Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. - Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты. - При необходимости консультируется с учителем. |
Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта. Это могут быть: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, сайт, словарь, экспозиция музея, и т.д. Этот список можно было бы продолжить.
Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для творческого поиска учителем организационных форм презентации. Это может быть: Web-сайт, анализ данных опроса, атлас, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, журнал, игра, мультимедийный продукт, карта, оформление кабинета, пакет рекомендаций, публикация, сказка, справочник.
По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда. Проведение презентаций можно удачно совмещать с работой с семьями учащихся.
Действия учителя и ученика на данном этапе работы:
Учитель | Ученик |
- Организует презентацию. - Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. - При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. - Выступает в качестве эксперта. | - Выбирает форму презентации. - Готовит и проводит презентацию. - При необходимости консультируется с учителем. - Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические. |
После проведения презентации учащимся проводится оценка как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.
На этапе оценки проекта принципиально важно оценить и формально – содержательные особенности работы, и качество защиты проекта.
Критерии оценивания текста проекта:
Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.
Качество отчёта: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков и др.
Критерии оценивания защиты:
Качество презентации: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность, убедительность.
Объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
Культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории.
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убеждённость, дружелюбие.
Деловые и волевые качества группы: доброжелательность, контактность.
Пример информационно-исследовательского проекта по литературе - «Государыня дома. День из жизни женщины допетровского времени». В 8 классе мы знакомимся с повестью Николая Михайловича Карамзина “Наталья, боярская дочь”. Это первая встреча детей с Николаем Михайловичем Карамзиным, известным историком и писателем 18, начала 19 века. Повесть эта построена на материале русской истории. Действие в повести происходит в Москве во времена царя Алексея Михайловича. Писатель воссоздает быт и нравы русских людей 17 века, когда, по мнению автора, “…русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили …как думали…” В ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенции.
Уже при погружение в проект у учащихся появляется желание изучить обстоятельства жизни людей ушедших эпох через описания истории повседневности.
Проблема | Мы плохо знаем быт и нравы русских людей 17 века |
Почему? | Не интересовались, так как это было давно |
Что делать? | Изучить быт и нравы русских людей 17 века |
Как? | Изучить исторические документы |
Что получить? (результат) | Изучение обстоятельств жизни людей ушедших эпох через описание истории повседневности. Осмыслить отечественное прошлое сквозь призму истории женщин допетровского времени. Познавательный (знания о жизни русских людей 17 века) Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание) Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность) |
Готовя, фрагменты презентаций у ребят появилась возможность окунуться в жизнь людей ушедших эпох, для этого им пришлось поработать с историческими и литературными, художественными первоисточниками.
Опыт данной работы показывает, что такое погружение в эпоху обогащает детей, создаёт у них целостное восприятие как исторических, так и культурных событий, позволяет им лучше ориентироваться во времени и пространстве.
Всё вышесказанное позволяет нам наметить перспективы работы учителя – словесника по использованию метода проектов на уроках русского языка и литературы. Необходимым представляется активное внедрение этого метода в практику школьного образования, что позволяет мне успешно формировать универсальные умения и навыки, формировать положительную мотивацию, реализовывать ФГОС, соответствовать требованиям современного образования.
Список литературы
1.Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.- М.:Просвещение, 2014.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
3. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
4. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. -
№3
5. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология
учебного проекта. – М., 2000.
6. А.А.Поспелова Русский язык. Связи с предметами гуманитарного и естественно - научного циклов.- Волгоград, 2008
7. Г.В.Цветкова Литература.%-11 классы. Проектная деятельность учащихся.-Волгоград, 2012
8. Г.В.Цветкова. русский язык 6-11 классы. Проектная деятельность учащихся.- Волгоград, 2009