Урок технологии в 6 классе по теме: «Натуральные волокна животного происхождения»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Ольшанка
Чернянского района Белгородской области»
Натуральные волокна животного происхождения
(6 класс)
Подготовила:
учитель технологии
Волобуева Л.А.
2014 г.
Цели:
Ознакомить учащихся с получением волокон животного происхождения; исследовать свойства волокон животного происхождения органолептическим методом.
Развивать навыки определения материала по волокнистому составу; кругозор, умение анализировать, делать обобщения, развивать пространственное представление.
Воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности.
Тип урока: теоретический с элементами исследования.
Ход занятия
Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.
Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
(Правила т.б при работе на швейной машине, с ручной иглой и ножницами)
Давайте вспомним правила Т. Б. при работе с ручной иглой?
Что было задано на дом? (Повторить инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ)
Целополагание.
Я думаю все уже заметили на доске, слоги, если мы с вами их расположим в нужной последовательности, то сможем определить, то, что мы сегодня с вами будем изучать на уроке. Т.е. сможем озвучить раздел, который мы с вами начнем изучать.
Попробуйте сложить слово, из предложенных слогов.
ма |
те |
риа |
ло |
ве |
де |
ние |
Давайте вспомним, что обозначает слово «Материаловедение».
Ответы: В этом разделе, мы изучаем ткани и их свойства.
С какими волокнами мы с вами уже познакомились в 5 классе?
Отгадаете, пожалуйста, загадку, отгадка и нам поможет сформулировать тему урока.
По горам, по долам,
Ходит шуба да кафтан. (Овца)
-Волокно, какого происхождения можно получить от овцы? Как они называются?
Ответ: От овцы можно получить волокна животного происхождения, которые называют шерсть.
-А теперь сформулируйте тему и цели нашего урока.
Объяснение нового материала
-Начнем мы с вами с изучение натуральных волокон животного происхождения с шерсти.
Шерсть — волосяной покров животных.
Он состоит из длинных прямых или волнистых волосков и тонких коротких, более мягких и извитых. Первые представляют собой волос и шерсть, вторые — пух.
Основную массу шерсти дает овца. Специальными ножницами или машинками шерсть состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.
Натуральные шерстяные волокна представляют собой волосяной покров животных: коз, овец, верблюдов, собак, кроликов, лам длиной 10-250 мм.
Основную массу шерсти дают овцы – это около 90% от всего объёма шерсти. Овцеводством в России занимаются в предгорьях Кавказа и Поволжье. Здесь разводят полутонкорунных и грубошерстных овец. Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно.
После того как шерсть состригли она проходит еще несколько этапов прежде чем стать тканью, у вас на партах лежат разные виды шерсти распределите их в правильной последовательности в зависимости от этапов обработки, и подумайте что происходит с шерстью при обработке.
Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке:
1) сортируют, то есть подбирают волокна по качеству;
2) треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси;
3) промывают горячей водой с мылом и содой;
4) сушат в сушильных машинах.
Затем изготавливают пряжу, из которой на ткацких станках получают шерстяную ткань.
Вопрос. Девочки, может быть, кто из вас знает, как прядут пряжу?
(С помощью веретена, на прялке).
Учитель. После того, как шерсть прошла первичную обработку, получилась кудель - пучок волокон. Ее привязывали к прялке, затем понемногу вытягивали волокна, одновременно скручивая их, - вот и получалась нить. Готовую нитку наматывали на веретено.
Прядение - работа трудная. От сноровки пряхи зависит толщина и прочность нити, а значит, и будущая ткань. Чтобы облегчить этот труд, придумали прялку с колесом.
Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью и хорошей упругостью. Стойкость шерстяных волокон к воздействию солнечных лучей значительно выше, чем у растительных волокон. Горят волокна шерсти так же, как и шелк.
Доклад "История появления шёлка"
Учитель. Шёлк - это тонкие нити, которые получают из коконов гусеница тутового шелкопряда. Эта гусеница питается только листьями тутового дерева, отсюда и ее название. Шелкопряды проходят 4 стадии развития:
1) бабочка-самка откладывает яйца (грену). Из одной коробочки грены массой 29 граммов получается до 30 тысяч гусениц, съедающих около тонны листвы и дающих 4 килограмма натурального шелка;
2) гусеница развивается 25-30 дней. Её длина к концу развития достигает 8 см, а толщина 1 см. К этому моменту в шелкоотделительных железах гусеницы накапливается жидкое вещество - фиброин и шелковый клей - серицин;
3) во время образования кокона гусеница через шелкоотводные протоки выделяется 2 тонкие шелковины, которые при выходе на воздух застывают. Одновременно выделяется серицин, который склеивает шелковины вместе. Образование кокона длится 3 дня, после чего гусеница превращается в куколку;
4) через 2-3 недели куколка превращается в бабочку, которая живет 10-15 дней.
Но превращение в бабочку допустить нельзя, поскольку она, пытаясь вырваться на свободу, портит целостность шёлковой нити. Для получения шёлка естественный ход развития шелкопряда прерывают. Собирают коконы через 8-9 дней после завивки и отправляют на первичную обработку. Целью первичной обработки является разматывание коконной нити и соединение в одну из нескольких коконов. Длина коконной нити от 600 до 900 м. Такую нить называют шёлком-сырцом.
Первичная обработка шёлка включает в себя следующие операции:
1) замаривание - умерщвление куколки путем обработки коконов паром или горячим воздухом;
2) запаривание - обработка коконов в горячей воде 1,5 -2 мин при t 95-98 оС, чтобы размягчить серицин, одновременно коконы очищают от верхнего слоя и находят конец нитей;
3) разматывание выполняют на специальных кокономотальных автоматах, где нити с 4-9 плавающих в воде коконов складывают вместе и наматывают на мотовило.
Затем из получившихся волокон путем переплетения нитей получают ткани.
Волокна натурального шёлка обладают хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью. Прочность шёлка высока. Но под действием солнечных лучей он разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна. Натуральный цвет шёлковой нити - белый, кремовый. Волокна натурального шёлка во время горения спекаются, образуя черный жесткий шарик, легко растирающийся пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера.
Учитель. Сейчас продолжим работу по исследованию свойств тканей, вам необходимо будет определить её по внешним признакам.
Практическая работа. "Исследование волокнистого состава тканей".
Оборудование и материалы: образцы тканей, лупа, пинцет, толстая игла, спички.
Порядок выполнения работы, заполняя таблицу:
1) рассмотрите внешний вид образцов (Шероховатая, матовая, гладкая, блестящая)
2) сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани (Средней жесткости, мягкая)
3) другую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва (Кисточка с расходящимися извитыми концами, связанная масса волокон)
4) Определить сминаемость тканей:
а) в течение нескольких секунд сжимайте лоскут в руке;
5) положите его на стол и оставьте на несколько минут;
в) определите на глаз внешний вид ткани: сильно сминаемая, сминаемая и несминаемая.
6)выдерните по две нити из каждого образца ткани. Одну из нитей подожгите (горение выполняет учитель). Пронаблюдайте процесс горения (Черный шарик, запах жженого пера)
«Отличительные признаки тканей из натуральных волокон»
Вид волокна
|
По внешнему виду |
На ощупь |
Вид обрыва нитей |
Сминаемость |
По характеру горения |
Шерсть |
Шероховатая, мягкая, ощущение тепла |
Средней жесткости |
Кисточка с расходящимися извитыми концами |
Несминаемая |
При вынесении из пламени, горение прекращается, образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается пальцами |
Шелк |
Гладкая, блестящая, ощущение прохлады |
Мягкая |
Связанная масса волокон |
Сильно сминаемая |
При вынесении из пламени, горение прекращается, образуется черный спекшийся шарик, который легко растирается между пальцами
|
Закрепление теоретических сведений в ходе фронтального опроса.
Что такое шерсть?
Как ещё можно назвать шерсть?
Что входит в первичную обработку волокон шерсти?
Охарактеризуйте волокна шерсти.
Как получают волокна шёлка?
Охарактеризуйте волокна шёлка.
Рефлексия.
Что нового и интересного узнали на уроке?
Научились ли вы чему-нибудь новому на уроке?
Возникали у вас какие-нибудь затруднения при выполнении практической работы?
Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшее вашей деятельности?
Отметьте на листочке бумаги тему, которую вам хотелось изучить подробнее…
(Приклеили листик к плакату на доске)
Домашнее задание.
Домашнее задание: параграф 1; ответить на вопросы в конце параграфа; прочитать «Миф о золотом руне».
Анализ урока и выставление оценок.
Презентация к уроку
PPT / 3.55 Мб