Технологическая карта урока «Волокна растительного происхождения» (5 класс)
Технологическая карта урока в 5 классе
Предмет: Технология
Учитель: Кураедова Ольга Александровна
Тема Тип урока |
Волокна растительного происхождения Комбинированный урок |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель |
формировать умения систематизировать знания по материаловедению, способствовать самостоятельной организации учебного труда. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: |
Образовательная – способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения; получении пряжи, прядении; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда. Развивающая – способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности, развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы по свойствам хлопка и льна, работать самостоятельно и в группе. Воспитательная – способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления; формировать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, уважение к мастерам прошлого и настоящего. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
Предметные: Знания: о видах и свойствах текстильных волокон, способы получения натуральных волокон растительного происхождения; свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей. Умения: различать волокна растительного происхождения; распознавать натуральные ткани растительного происхождения. Личностные: Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического мышления. Метапредметные: Познавательные: сопоставление, рассуждение, классификация, умение объяснять процессы, поиск информации, умение делать выводы. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия |
Волокно, текстильные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лен, льняные ткани |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
История, ИКТ, биология, русский язык. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы: |
Учебник, рабочая тетрадь, интернет – ресурсы, презентации, информационные карты, образцы волокон, коллекции материалов «Лен», «Хлопок», карточки - задания, лото, музыкальный видеоклип. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии |
Личностно - ориентированная, технология сотрудничества, здоровьесберегающая |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметные |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент - 2 мин. задача: включить в учебную деятельность. |
Визуально контролирует свою готовность к уроку. Приветствуют учителя. |
Приветствует учеников, проверка явки на урок. Организация внимания, проверяет готовность к уроку. |
Приготовиться к уроку. |
Знать: правила поведения в кабинете Уметь: контролировать свою готовность к уроку |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать, систематизировать деятельность на данном этапе уроке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания – 10 мин. задача: закрепить полученные знания о производстве ткани. |
Самостоятельно вспоминают основные понятия прошлого урока и отгадывают лото, ответы вывешивают доске. Анализируют. |
Задает вопросы и контролирует правильность ответов |
Игра: «Лото» Ткачество – процесс получения ткани Основа – нити, идущие вдоль ткани Пряжа - нити, полученные вытягиванием и скручиванием волокна. полтнянное- ткацкое переплетение Лицевая -одна из сторон ткани. Кромка -узкая полоса по краю ткани. Уток –поперечные нити ткани Контрольное слово «ткачиха» -профессия ткацкого производства |
Знать: процесс получения ткани, нити - основа и уток, лицевая и изнаночная ткань Уметь: применять полученные знания при выполнении задания. |
Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные: осуществлении взаимоконтроля, оценки и коррекции своих результатов, прослушивание ответов. Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, работать самостоятельно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний – 10 мин. задача: вызвать интерес к изучаемому материалу, сформулировать тему урока и отметить, что необходимо выяснить в ходе изучения темы. |
Вдвоем за партой расшифровывают анаграммы. Отгадывают загадки и предполагают рассуждают, дискутируют, приводят доказательные примеры, записывают тему урока в тетрадь
|
Загадывает загадки. Проверяет, корректирует, подводит к формулировке темы и целей. 1. Для изготовления, каких изделий используют ткань? 2. Из чего шьют одежду? 3. Из каких волокон может быть изготовлена ткань? И где берут сырьё для производства ткани для одежды? 4. Какие ткани можно назвать хлопчатобумажные и льняные? Записать тему урока в тетрадь. |
Загадки: Голубой глазок, золотой стебелек, Скромный на вид, на весь мир знаменит, Кормит, одевает и дом украшает. В высоком дворце маленькие ларцы. Кто их открывает, белое золото добывает.
Расшифруйте анаграммы. Ктнаь Оволнк Рпжяа Ктчасевто Лхпоачиткн Лхпоко Ёлн вйствасо |
Знать: виды растений, получение ткани Уметь: применять полученные знания при выполнении задания |
Познавательная формирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: умение работать вдвоем, Регулятивные: Целепологание. Планирование. Прогнозирование. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка - 5 мин задача: снять напряжение, усталость, восстановить силы |
Выполняют несложные физические упражнения, глядя музыкальный видеоклип |
Показывает и делает с детьми упражнения |
Музыкальный видеоклип |
Знать: упражнения Уметь: применять полученные знания в жизни |
Личностные: установка на здоровый образ жизни |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала - 35мин. задача: сформировать понятия о волокнах натурального растительного происхождения; познакомить с получением волокон из хлопка и льна, изучить их свойства. |
1. Представляют информацию, найденную в Интернете. 2. Предлагают, высказывают своё мнение, сравнивают, записывают определения. 3. Смотрят, рассуждают, ищут информацию в Интернете.. |
1. Предлагает учащимся попробовать дать определение понятиям: «волокно», «текстильное волокно», направляет на правильность определений и записать в тетрадью. 2. Организует показ презентаций с последующим обсуждением. 3. Предлагает рассмотреть образцы волокон хлопка и льна, найти информацию в Интернете. |
Составление классификации текстильных волокон Сообщения «Историческая справка» (лен, хлопок), К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» Составление схем получения волокон из льна и хлопка Положительные и отрицательные качества х/б и льняных тканей. |
Знать: понятия волокно, текстильные волокна, натуральные растительные волокна, этапы получения волокон, свойства волокон растительного происхождения Уметь: искать информацию в Интернете, учебнике, отличать волокна растительного происхождения |
Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, работать самостоятельно Метапредметные: умение находить, анализировать, выбирать главное, делать правильные выводы Коммуникативные: умение слушать друг друга |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка -5 мин задача: снять напряжение, усталость, восстановить силы |
Выполняют несложные физические упражнения |
Показывает и делает с детьми упражнения |
Упражнения |
Знать: упражнения Уметь: применять полученные знания в жизни |
Личностные: установка на здоровый образ жизни |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление нового материала – 15 мин задача: выявить и закрепить знания по теме « Натуральные волокна растительного происхождения» |
Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. Запоминают опорные понятия. Заполняют в парах «Сравнительную характеристику свойств растительных волокон» Предлагают, высказывают своё мнение, сравнивают, записывают определения. |
Помогает наводящими вопросами ответить на поставленные задачи. Предлагает лабораторную работу по сравнению волокон хлопка и льна Наблюдает, руководит, оказывает содействие, контролирует правильность, готовит учащихся к осознанному освоению содержания следующей темы данного раздела. |
Что называют волокном? Что называют пряжей? Какова цель прядения? Что называют тканью? На какие два вида делятся текстильные волокна? Что называют гигроскопичностью? Самостоятельная работа в парах: «Сравнительная характеристика свойств растительных волокон»
|
Знать: опорные понятия Уметь: применять полученные знания |
Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, сравнивать, анализировать, концентрироваться Регулятивные: Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов. Коммуникативные: умение слушать друг друга |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия, подведение итогов уроков -7 мин задача: соотнести цель урока и его результатов на занятии. |
Дают самооценку результатам своей работы на уроках |
Организует рефлексию, подведение итогов работы на уроках, подводит учащихся к выводам и обобщениям. |
Вопросы для подведения итогов: 1. Было интересно…. 2. Я поняла, что….. 3. Я научилась… 4. Теперь я могу…. 5. Меня удивило…. 6. Мне захотелось…. |
Уметь: рассуждать, высказывать свою точку зрения |
Коммуникативные: обмен мнениями по изученному материалу, впечатлениями. Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: Нравственно-этического оценивание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание – 3 мин |
Записывают домашнее задание |
Дает домашнее задание, готовит учащихся к осознанному освоению содержания следующей темы данного раздела |
записи в тетради повторить Выполнить задание, используя дополнительно сведения из энциклопедии: семян льна______ стеблей льна______ отходов льна_______ семян хлопка_______ веток и отходов хлопка_______ |