12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кураедова Ольга Александровна140 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока «Волокна растительного происхождения»
Технологическая карта урока в 5 классе
Предмет: Технология
Учитель: Кураедова Ольга Александровна
Тема Тип урока | Волокна растительного происхождения Комбинированный урок | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель | формировать умения систематизировать знания по материаловедению, способствовать самостоятельной организации учебного труда. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: | Образовательная – способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения; получении пряжи, прядении; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда. Развивающая – способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности, развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы по свойствам хлопка и льна, работать самостоятельно и в группе. Воспитательная – способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления; формировать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, уважение к мастерам прошлого и настоящего. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | Предметные: Знания: о видах и свойствах текстильных волокон, способы получения натуральных волокон растительного происхождения; свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей. Умения: различать волокна растительного происхождения; распознавать натуральные ткани растительного происхождения. Личностные: Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического мышления. Метапредметные: Познавательные: сопоставление, рассуждение, классификация, умение объяснять процессы, поиск информации, умение делать выводы. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия | Волокно, текстильные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лен, льняные ткани | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | История, ИКТ, биология, русский язык. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы: | Учебник, рабочая тетрадь, интернет – ресурсы, презентации, информационные карты, образцы волокон, коллекции материалов «Лен», «Хлопок», карточки - задания, лото, музыкальный видеоклип. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии | Личностно - ориентированная, технология сотрудничества, здоровьесберегающая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметные | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент - 2 мин. задача: включить в учебную деятельность. | Визуально контролирует свою готовность к уроку. Приветствуют учителя. | Приветствует учеников, проверка явки на урок. Организация внимания, проверяет готовность к уроку. | Приготовиться к уроку. | Знать: правила поведения в кабинете Уметь: контролировать свою готовность к уроку | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать, систематизировать деятельность на данном этапе уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания – 10 мин. задача: закрепить полученные знания о производстве ткани. | Самостоятельно вспоминают основные понятия прошлого урока и отгадывают лото, ответы вывешивают доске. Анализируют. | Задает вопросы и контролирует правильность ответов | Игра: «Лото» Ткачество – процесс получения ткани Основа – нити, идущие вдоль ткани Пряжа - нити, полученные вытягиванием и скручиванием волокна. полтнянное- ткацкое переплетение Лицевая -одна из сторон ткани. Кромка -узкая полоса по краю ткани. Уток –поперечные нити ткани Контрольное слово «ткачиха» -профессия ткацкого производства | Знать: процесс получения ткани, нити - основа и уток, лицевая и изнаночная ткань Уметь: применять полученные знания при выполнении задания. | Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Регулятивные: осуществлении взаимоконтроля, оценки и коррекции своих результатов, прослушивание ответов. Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, работать самостоятельно. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний – 10 мин. задача: вызвать интерес к изучаемому материалу, сформулировать тему урока и отметить, что необходимо выяснить в ходе изучения темы. | Вдвоем за партой расшифровывают анаграммы. Отгадывают загадки и предполагают рассуждают, дискутируют, приводят доказательные примеры, записывают тему урока в тетрадь
| Загадывает загадки. Проверяет, корректирует, подводит к формулировке темы и целей. 1. Для изготовления, каких изделий используют ткань? 2. Из чего шьют одежду? 3. Из каких волокон может быть изготовлена ткань? И где берут сырьё для производства ткани для одежды? 4. Какие ткани можно назвать хлопчатобумажные и льняные? Записать тему урока в тетрадь. | Загадки: Голубой глазок, золотой стебелек, Скромный на вид, на весь мир знаменит, Кормит, одевает и дом украшает. В высоком дворце маленькие ларцы. Кто их открывает, белое золото добывает.
Расшифруйте анаграммы. Ктнаь Оволнк Рпжяа Ктчасевто Лхпоачиткн Лхпоко Ёлн вйствасо | Знать: виды растений, получение ткани Уметь: применять полученные знания при выполнении задания | Познавательная формирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: умение работать вдвоем, Регулятивные: Целепологание. Планирование. Прогнозирование. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка - 5 мин задача: снять напряжение, усталость, восстановить силы | Выполняют несложные физические упражнения, глядя музыкальный видеоклип | Показывает и делает с детьми упражнения | Музыкальный видеоклип | Знать: упражнения Уметь: применять полученные знания в жизни | Личностные: установка на здоровый образ жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала - 35мин. задача: сформировать понятия о волокнах натурального растительного происхождения; познакомить с получением волокон из хлопка и льна, изучить их свойства. | 1. Представляют информацию, найденную в Интернете. 2. Предлагают, высказывают своё мнение, сравнивают, записывают определения. 3. Смотрят, рассуждают, ищут информацию в Интернете.. | 1. Предлагает учащимся попробовать дать определение понятиям: «волокно», «текстильное волокно», направляет на правильность определений и записать в тетрадью. 2. Организует показ презентаций с последующим обсуждением. 3. Предлагает рассмотреть образцы волокон хлопка и льна, найти информацию в Интернете. | Составление классификации текстильных волокон Сообщения «Историческая справка» (лен, хлопок), К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» Составление схем получения волокон из льна и хлопка Положительные и отрицательные качества х/б и льняных тканей. | Знать: понятия волокно, текстильные волокна, натуральные растительные волокна, этапы получения волокон, свойства волокон растительного происхождения Уметь: искать информацию в Интернете, учебнике, отличать волокна растительного происхождения | Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, работать самостоятельно Метапредметные: умение находить, анализировать, выбирать главное, делать правильные выводы Коммуникативные: умение слушать друг друга | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка -5 мин задача: снять напряжение, усталость, восстановить силы | Выполняют несложные физические упражнения | Показывает и делает с детьми упражнения | Упражнения | Знать: упражнения Уметь: применять полученные знания в жизни | Личностные: установка на здоровый образ жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление нового материала – 15 мин задача: выявить и закрепить знания по теме « Натуральные волокна растительного происхождения» | Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. Запоминают опорные понятия. Заполняют в парах «Сравнительную характеристику свойств растительных волокон» Предлагают, высказывают своё мнение, сравнивают, записывают определения. | Помогает наводящими вопросами ответить на поставленные задачи. Предлагает лабораторную работу по сравнению волокон хлопка и льна Наблюдает, руководит, оказывает содействие, контролирует правильность, готовит учащихся к осознанному освоению содержания следующей темы данного раздела. | Что называют волокном? Что называют пряжей? Какова цель прядения? Что называют тканью? На какие два вида делятся текстильные волокна? Что называют гигроскопичностью? Самостоятельная работа в парах: «Сравнительная характеристика свойств растительных волокон»
| Знать: опорные понятия Уметь: применять полученные знания | Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, сравнивать, анализировать, концентрироваться Регулятивные: Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов. Коммуникативные: умение слушать друг друга | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия, подведение итогов уроков -7 мин задача: соотнести цель урока и его результатов на занятии. | Дают самооценку результатам своей работы на уроках | Организует рефлексию, подведение итогов работы на уроках, подводит учащихся к выводам и обобщениям. | Вопросы для подведения итогов: 1. Было интересно…. 2. Я поняла, что….. 3. Я научилась… 4. Теперь я могу…. 5. Меня удивило…. 6. Мне захотелось…. | Уметь: рассуждать, высказывать свою точку зрения | Коммуникативные: обмен мнениями по изученному материалу, впечатлениями. Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: Нравственно-этического оценивание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание – 3 мин | Записывают домашнее задание | Дает домашнее задание, готовит учащихся к осознанному освоению содержания следующей темы данного раздела | записи в тетради повторить Выполнить задание, используя дополнительно сведения из энциклопедии: семян льна______ стеблей льна______ отходов льна_______ семян хлопка_______ веток и отходов хлопка_______ |