Урок в коррекционной школе «В.Г. Короленко "Дети подземелья"» (7 класс)
Тема урока: В.Г.Короленко «Дети подземелья» 4 часть.
Автор: Учитель – дефектолог
высшей квалификационной категории
Шаповал Татьяна Петровна.
Задачи урока:
1. Образовательные задачи: продолжить знакомство с произведением В.Г. Короленко «Дети подземелья»; формировать читательские умения при работе с текстом через умение давать характеристики главным героям; формировать умения частичного анализа художественного произведения через исследование текста, совершенствовать навык беглого чтения, умения устно выражать свои мысли.
2.Коррекционно-развивающие задачи: корректировать мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать связную устную речь при словесном рисовании картин.
3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать способность сопереживать, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся.
Оборудование: фотопортрет В.Г.Короленко
Ход урока:
Орг.момент
Приветствие обучающихся.
На доске девиз урока: Прислушайтесь – и вы услышите,
всмотритесь – и вы увидите,
задумайтесь – и вы поймете…
Общая речевая разминка
Мы умные, мы дружные, мы внимательные,
Мы старательные, мы отлично учимся.
Все у нас получится.
Проверка домашнего задания.
1.Куда попал Вася во время экскурсии?
2. Что он там услышал?
3. С кем познакомился?
4. Почему Валек и Маруся жили в старой часовне?
5. Как поступил Васин товарищ?
6. Что Вася сказал при встрече товарищу, который его бросил? Прочитать диалог.
7.Как вы оцениваете поступок Васиного товарища?
(обобщение)
Вася познакомился с абсолютно новым для него миром, который перевернул всю его жизнь. Что мальчику открылось в новом для него мире? Существование нищих. Осознание того, что его новые друзья – нищие.
прочитав эту главу ответьте мне на вопрос: как относились в Васе его новые друзья Валек и Маруся?
Обучающиеся отвечают на вопросы, при затруднениях опираются на текст в учебнике.
Тестирование. Взаимопроверка.
Сообщение темы, цели.
Вспомнили о чем говорилось в 3 главе «Я приобретаю новое знакомство». Продолжаем изучать повесть В.Г.Короленко. 4 глава повести называется «Знакомство продолжается», прочитав эту главу, мы больше узнаем о новых друзьях Васи – Валеке и Маруси, сравним описание двух девочек – Сони и Маруси.
Знать: содержание 4 главы повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»
Уметь: анализировать прочитанное, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы
Тему записывают в тетрадь
На доске: В.Г.Короленко «Знакомство продолжается».
Словарная работа: поглощен, визит, солидный
Все творчество В.Г.Короленко – это призыв к справедливости. Сегодня мы начнем изучать одну из повестей «Дети подземелья».
Подготовка к восприятию текста
Повесть «Дети подземелья» в нашем учебнике издана в сокращении, но прочитав ее выясняется, что это повествование о серьезных и грустных событиях в жизни маленького героя Васи, наложивших печать на всю последующую его жизнь. Сегодня мы познакомимся с 4 ой частью повести «Знакомство продолжается
Первичное чтение
Дать ответ на вопрос: как относился Вася к своим новым знакомым?
Читает учитель.
Беседа после первичного чтения
-Что влекло Васю в часовню?
-В чем выражалась его привязанность к новым друзьям?
-Как относились к Васе Валек и Маруся?
-Можно ли сказать, что дружба Васи, Валека и Маруси была счастьем для каждого из них? Докажите свое мнение.
Чтение сильных учеников.
Поделить на части
Забота Васи о новых знакомых
Описание Валека
Описание Маруси
Описание Сони
Выборочное чтение Прочитать описание Валека.
О каких качествах Валека говорят слова «Волосы у Маруси были гораздо длиннее и роскошнее чем у Сони, и Валек, к моему удивлению очень искусно умел заплетать их, что и делал каждое утро»
Самостоятельное чтение
Выписать с чем сравнивает автор (1гр. Соню, 2гр. Марусю)
Чтение цепочкой.
Используя пробы Бурдона, заполнить таблицу.
Бледная резвая былинка грустная пышка мячик крошечная веселая белокурая темноволосая веселая резвая крошечная былинка грустная пышка мячик резвая былинка темноволосая Бледная резвая пышка мячик крошечная веселая белокурая белокурая темноволосая веселая резвая крошечная былинка Бледная резвая былинка грустная пышка мячик крошечная веселая былинка былинка грустная мячик
Заполни таблицу
План |
Соня |
Маруся |
Возраст |
||
Внешний вид |
||
Одежда |
||
Настроение |
||
Развлечения |
Найти слова, которые подходят каждой из девочек, сравнить (на доске)
Почему две девочки одного возраста такие разные?
Сегодня мы прочитали 4 главу повести «Дети подземелья». Мы увидели, как Вася привык к новым друзьям Валеку и Марусе. Вася часто сравнивал маленькую приятельницу Марусю со своей сестрой Соней. Сравнив двух девочек, мы увидели, что девочки хоть и были одного возраста, но условия проживания отличались, отсюда и отличается внешний вид, одежда, настроение девочек. И маленькая Маруся очень бы хотела бегать, прыгать, играть, но не могла, как сказал Валек «все из-за серого камня». А «серым камнем», я думаю, он называет то серое, холодное место, где они с Марусей живут, место без тепла, домашней обстановки, без взрослых, которые могли бы за ними ухаживать.
- Расскажите, какие чувства вы испытывали, читая эту часть.
Подведение итогов
Оценка деятельности учащихся, комментирование оценок.
Домашнее задание
Дифференцированно: чтение и пересказ 4 части.