12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панева Ирина Николаевна10

Тема: «Удивительный мир народной мудрости-мир фольклора»

Вид урока: Урок - викторина

Цель: Приобщение учащихся к истокам русской народной культуры.

Задачи: Способствовать расширению познания учащихся о русском фольклоре.

Планируемые результаты:

Личностные: Способствовать эмоциональной отзывчивости на музыку; Способствовать устойчивому положительному отношению к музыке и культуре русского народа, так как родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Создать благоприятную среду для проявления интереса к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимания значения музыки в собственной жизни;

Метапредметные:

Коммуникативных УУД:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме; Понимать содержание вопросов; Контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их выполнения;

Регулятивных УУД:

Формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность в различных видах музыкальной деятельности;

Познавательных УУД:

Формировать навыки работы с дополнительными заданиями; Извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Оборудование: Фортепиано, компьютер, колонки, проектор, загадки, заклички, детские русские народные песни, карточки с рисунками, карточки с ответами, музыкальные шумовые музыкальные инструменты: трещотки, свистульки, треугольники, бубен, шур-шар, жалейки, свирели, ксилофон. Презентация.

Эту викторину можно провести после изучения раздела «Гори, гори ясно…» Учебник Музыка Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина 2-4 класс. Вход в класс под музыку (русскую народную песню)

-Здравствуйте ребята!

Песня в небе словно птица,
В танце песня, как узор.
Есть России чем гордиться -
Достояние фольклор.

-Кто догадался чему будет посвящено наше мероприятие?

-И наше с вами мероприятие мы посвятим культуре русского народа - фольклору.

Культуру Руси можно сравнить с величавым, широко разветвлённым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни.

- Ребята, а какой обычай на одном из русских народных праздников Встреча весны?

- …

- А у нас обрядовое дерево не украшено, я предлагаю в ходе викторины украсить его.

- На каждое задание на наше обрядовое деревце будут размещаться корни, листики, разноцветные цветы, плоды, птички, ствол (название викторины - фольклор), а выполнив все задания, мы посмотрим, что же всё- таки у нас с вами получилось, какой у нас багаж знаний по фольклору.

- Сегодня на нашем мероприятии присутствуют старшие ученики и учителя, они будут нашими судьями.

-За ваши ответы я и мои помощники будут раздавать вам карточки с ответами (заготовленные заранее ответы напечатаны: на корнях, ветках, листьях, цветах, плодах), которые будут прикреплены учащимися в ходе викторины на обрядовое деревце. Если команда не отвечает, то другая команда может дать свой ответ.

-Жюри будет фиксировать количество ответов, которые собрала каждая команда.

-И так у нас будет три команды-три ряда, придумайте название своей команды

t1683443250ab.jpg

Называют команды

- Начинаем викторину

1 Разминка

1 Что такое фольклор?

2 Как в старину передавалось наследие народа?

3 Назовите жанры фольклора?

Прикрепляем корни с названием жанров фольклора на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.

2 задание «Народные праздники»

Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайке. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

Каждая команда по словам – подсказкам должна назвать народный праздник:

1 Праздников праздник, в течении недели любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол.

2 Этот праздник отличался богатством обычаев, обрядов, примет, одним из обычаев было гадание.

3 Праздник был весёлым, удалым - одним из самых любимых в народе, начинался с понедельника.

Прикрепляем веточки с названием праздников на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.

3 задание «Непременные участники всех праздников»

1 Эти музыканты на Руси одни - играли на гуслях, гудках, другие – плясали, третьи – демонстрировали учёных медведей.

2 Эти участники помещали себе на голову доску, по которой двигались куклы.

3 Эти бродячие актёры пользовались большим успехом, надев на лица смешные или страшные маски.

Прикрепляем листики с названием участников праздников на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.

4 задание «Отгадайте музыкальный инструмент»

-В этом испытании нужно отгадать загадки.

«Нет, без загадки не прожить».

-Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)

-Командам по очереди загадываются загадки

-Если же команда не отгадывает, то другая команда может дать свой ответ.

Загадки  

1 Треугольник, три струны – звуки звонкие важны.

Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!

Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная….

2 То толстеет, то худеет, на весь дом голосит…

3 Древнерусский струнный смычковый музыкальный инструмент…

Дополнительный вопрос музыкальные инструменты-символы Руси. (Балалайка и гармонь)

Прикрепляем листики с названием музыкальных инструментов на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.

5 задание «Жанр русского фольклора - песня»

1.Назовите жанры русской народной песни

2. Назовите особенности русской народной песни

3 Как создавались русские народные песни

Прикрепляем цветы к обрядовому дереву (каждая команда прикрепляет цветы со словами жанров рус нар песен, их особенностей, как создавались)

6 задание «Угадай мелодию»

-Сейчас каждой команде я буду на фортепиано играть мелодию русской народной песни, а вы должны узнать и пропеть слова, назвать песню

1 Ой,блины,блины,блины вы блиночки мои

2 Солдатушки, бравы ребятушки

3 Жучик-крючик паучок

1 Баю, баюшки - баю не ложись на краю

2 Добрый тебе вечер ласковый хозяин

3 Бояре, а мы к вам пришли

1 Жили у бабуси два весёлых гуся

2 Разрумяными блинами мы весну встречаем с вами

3 Выходили красны девицы

1 Как у наших у ворот

2 Как на тоненький ледок

3 Во ку во кузнице

Прикрепляем цветочки с названием угаданных песен на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.

7 задание «Веселые нотки»

-Ребята, вы уже знаете, что музыку которую сочинял народ потом научились записывать нотами обученные люди. Вам нужно придумать слова, в которых есть нотки: (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

-У вас должно получиться 7 слов.

-Какая команда должна придумать слова, написать их на листе! (Время 2 минуты) Затем вы должны будите отдать эти листочки, на которых вы писали, нашим судьям, которые оценят ваши работы.

Теперь отгадайте ребусы на картинках. Каждой команде по три слова.

t1683443250ac.png t1683443250ad.png t1683443250ae.png

t1683443250af.png t1683443250ag.png t1683443250ah.png

t1683443250ai.png t1683443250aj.png t1683443250ak.gif

Прикрепляем плоды с названием угаданных слов на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.

8 задание «Угадай песню по картинкам»

Угадайте, название русской народной песни или плясовой по картинкам

1t1683443250al.jpg

2 t1683443250am.jpg

3

t1683443250an.gift1683443250ao.jpg



Прикрепляем плоды с названием угаданных песен и танцев на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.

9 задание «Заклички»

Следующее задание. Нужно найти важное весеннее слово. Замкнул Мороз весну на 8 замков, приморозил стужей снегом и никак весеннему слову из оков не вырваться.

Помогите, расколдуйте слово, без него встретить весну не получится. А что означает это слово? Каждой команде выдаётся листок с заданием, первая буква слова на картинке вписывается к пустую клетку.

t1683443250ap.png


Каждая закличка содержит просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы.

К кому были обращены заклички?

Заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге.

  У наших предков была сильная связь с природой. В непростые времена люди за помощью обращались к силам природы.  Наши предки видели, что весну на своих крыльях приносят птицы – ласточки, жаворонки, кулики, галки, пташечки-полеташечки – из теплого края. Поэтому в закличках-веснянках – песенках, которыми призывали Весну, часто обращались к птицам. Каждая команда должна исполнить заклички, записанные на птичках к празднику Встреча весны (ученики приносят домашнее задание). Жюри оценивает слаженность исполнения, выразительность, использование музыкальных инструментов из предложенных.

Каждая команда исполняет свою весеннюю закличку, покажет как кликали Весну. Например,

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним пришел апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!

Прикрепляем птички с закличками на обрядовое деревце, веточки дерева стоят в вазе.

10 задание «Караоке»

-А теперь пока жюри подсчитывают ваши баллы, мы споем с вами песню все вместе!

«Родина» русская народная песня

-А теперь посмотрите ребята, что у нас получилось!?

-Наше обрядовое деревце наряжено!

Давайте подведём итог нашего мероприятия:

-Какой была тема мероприятия?

Что вам больше всего понравилось?

Что нового узнали?

Нужно ли нам знать и ценить наследие народа?

Мы с вами узнали, что обрядовое деревце, когда носили по селу, каждый мог украсить цветной ленточкой. Я тоже приготовила для вас ленты разных цветов. Вот что означает каждый цвет.

Рефлексия:

Оцени свои знания по теме:

Красный – было интересно, я многое узнал

Жёлтый – я хотел бы продолжить изучение этой темы

Зелёный – я остался равнодушным к тому, что узнал

Белый – работа была чрезвычайно трудной и скучной

Выберите цвет ленты и повесьте на веточки, которые стоят в вазе. Помощники проносят по классу веточки, ребята украшают выбранным цветом.

Подведение итогов жюри, результаты викторины.

Вывод: История Руси полна драматизма. Половецкие и татарские набеги, многочисленные войны и пожары, природные катаклизмы уничтожили многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно беречь и хранить то, что досталось нам в наследство.

Ещё А.С. Пушкин писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел переменить отечество или иметь другую историю, кроме наших предков»

Изучение русского фольклора делает нас близкими к истории родного края и народа. Светлого будущего не бывает без уважения к прошлому. В кладези народной мудрости мы найдем советы предков, их послания к будущим поколениям.

Сегодня мы побывали в удивительном мире народной мудрости – мире фольклора. Нам еще многое предстоит узнать о фольклоре. Фольклор создается народом, поэтому можно смело сказать, что фольклор – это душа народа! Мы должны помнить и чтить традиции наши и передавать будущим поколениям!

Я так люблю великую Россию,

И то, что по наследству перешло.

Мы славимся не только русской силой,

Но и традицией народа своего…



Забавы русские, они и нынче в моде

Фольклор, частушка и конечно хоровод,

Пока живёт традиция в народе,

Тогда и РУСЬ ВЕЛИКАЯ живёт!

Наше путешествие подошло к концу. Какое красивое крепкое цветущее обрядовое деревце у нас получилось! Спасибо, ребята за вашу активность, за ваши улыбки и отличное настроение. За хорошую работу, угощу вас жаворонками из теста.

Благодарю всех. До новых встреч!




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.