Урок - викторина по музыке на тему «Удивительный мир народной мудрости - мир фольклора»
Тема: «Удивительный мир народной мудрости-мир фольклора»
Вид урока: Урок - викторина
Цель: Приобщение учащихся к истокам русской народной культуры.
Задачи: Способствовать расширению познания учащихся о русском фольклоре.
Планируемые результаты:
Личностные: Способствовать эмоциональной отзывчивости на музыку; Способствовать устойчивому положительному отношению к музыке и культуре русского народа, так как родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Создать благоприятную среду для проявления интереса к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимания значения музыки в собственной жизни;
Метапредметные:
Коммуникативных УУД:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме; Понимать содержание вопросов; Контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их выполнения;
Регулятивных УУД:
Формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность в различных видах музыкальной деятельности;
Познавательных УУД:
Формировать навыки работы с дополнительными заданиями; Извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Оборудование: Фортепиано, компьютер, колонки, проектор, загадки, заклички, детские русские народные песни, карточки с рисунками, карточки с ответами, музыкальные шумовые музыкальные инструменты: трещотки, свистульки, треугольники, бубен, шур-шар, жалейки, свирели, ксилофон. Презентация.
Эту викторину можно провести после изучения раздела «Гори, гори ясно…» Учебник Музыка Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина 2-4 класс. Вход в класс под музыку (русскую народную песню)
-Здравствуйте ребята!
Песня в небе словно птица,
В танце песня, как узор.
Есть России чем гордиться -
Достояние фольклор.
-Кто догадался чему будет посвящено наше мероприятие?
-И наше с вами мероприятие мы посвятим культуре русского народа - фольклору.
Культуру Руси можно сравнить с величавым, широко разветвлённым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни.
- Ребята, а какой обычай на одном из русских народных праздников Встреча весны?
- …
- А у нас обрядовое дерево не украшено, я предлагаю в ходе викторины украсить его.
- На каждое задание на наше обрядовое деревце будут размещаться корни, листики, разноцветные цветы, плоды, птички, ствол (название викторины - фольклор), а выполнив все задания, мы посмотрим, что же всё- таки у нас с вами получилось, какой у нас багаж знаний по фольклору.
- Сегодня на нашем мероприятии присутствуют старшие ученики и учителя, они будут нашими судьями.
-За ваши ответы я и мои помощники будут раздавать вам карточки с ответами (заготовленные заранее ответы напечатаны: на корнях, ветках, листьях, цветах, плодах), которые будут прикреплены учащимися в ходе викторины на обрядовое деревце. Если команда не отвечает, то другая команда может дать свой ответ.
-Жюри будет фиксировать количество ответов, которые собрала каждая команда.
-И так у нас будет три команды-три ряда, придумайте название своей команды
…Называют команды
- Начинаем викторину
1 Разминка
1 Что такое фольклор?
2 Как в старину передавалось наследие народа?
3 Назовите жанры фольклора?
Прикрепляем корни с названием жанров фольклора на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.
2 задание «Народные праздники»
Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайке. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
Каждая команда по словам – подсказкам должна назвать народный праздник:
1 Праздников праздник, в течении недели любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол.
2 Этот праздник отличался богатством обычаев, обрядов, примет, одним из обычаев было гадание.
3 Праздник был весёлым, удалым - одним из самых любимых в народе, начинался с понедельника.
Прикрепляем веточки с названием праздников на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.
3 задание «Непременные участники всех праздников»
1 Эти музыканты на Руси одни - играли на гуслях, гудках, другие – плясали, третьи – демонстрировали учёных медведей.
2 Эти участники помещали себе на голову доску, по которой двигались куклы.
3 Эти бродячие актёры пользовались большим успехом, надев на лица смешные или страшные маски.
Прикрепляем листики с названием участников праздников на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.
4 задание «Отгадайте музыкальный инструмент»
-В этом испытании нужно отгадать загадки.
«Нет, без загадки не прожить».
-Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)
-Командам по очереди загадываются загадки
-Если же команда не отгадывает, то другая команда может дать свой ответ.
Загадки
1 Треугольник, три струны – звуки звонкие важны.
Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная….
2 То толстеет, то худеет, на весь дом голосит…
3 Древнерусский струнный смычковый музыкальный инструмент…
Дополнительный вопрос музыкальные инструменты-символы Руси. (Балалайка и гармонь)
Прикрепляем листики с названием музыкальных инструментов на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.
5 задание «Жанр русского фольклора - песня»
1.Назовите жанры русской народной песни
2. Назовите особенности русской народной песни
3 Как создавались русские народные песни
Прикрепляем цветы к обрядовому дереву (каждая команда прикрепляет цветы со словами жанров рус нар песен, их особенностей, как создавались)
6 задание «Угадай мелодию»
-Сейчас каждой команде я буду на фортепиано играть мелодию русской народной песни, а вы должны узнать и пропеть слова, назвать песню
1 Ой,блины,блины,блины вы блиночки мои
2 Солдатушки, бравы ребятушки
3 Жучик-крючик паучок
1 Баю, баюшки - баю не ложись на краю
2 Добрый тебе вечер ласковый хозяин
3 Бояре, а мы к вам пришли
1 Жили у бабуси два весёлых гуся
2 Разрумяными блинами мы весну встречаем с вами
3 Выходили красны девицы
1 Как у наших у ворот
2 Как на тоненький ледок
3 Во ку во кузнице
Прикрепляем цветочки с названием угаданных песен на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.
7 задание «Веселые нотки»
-Ребята, вы уже знаете, что музыку которую сочинял народ потом научились записывать нотами обученные люди. Вам нужно придумать слова, в которых есть нотки: (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)
-У вас должно получиться 7 слов.
-Какая команда должна придумать слова, написать их на листе! (Время 2 минуты) Затем вы должны будите отдать эти листочки, на которых вы писали, нашим судьям, которые оценят ваши работы.
Теперь отгадайте ребусы на картинках. Каждой команде по три слова.
Прикрепляем плоды с названием угаданных слов на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.
8 задание «Угадай песню по картинкам»
Угадайте, название русской народной песни или плясовой по картинкам
2
3
Прикрепляем плоды с названием угаданных песен и танцев на обрядовое деревце, оно нарисовано на доске.
9 задание «Заклички»
Следующее задание. Нужно найти важное весеннее слово. Замкнул Мороз весну на 8 замков, приморозил стужей снегом и никак весеннему слову из оков не вырваться.
Помогите, расколдуйте слово, без него встретить весну не получится. А что означает это слово? Каждой команде выдаётся листок с заданием, первая буква слова на картинке вписывается к пустую клетку.
|
Каждая закличка содержит просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы.
К кому были обращены заклички?
…Заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге.
У наших предков была сильная связь с природой. В непростые времена люди за помощью обращались к силам природы. Наши предки видели, что весну на своих крыльях приносят птицы – ласточки, жаворонки, кулики, галки, пташечки-полеташечки – из теплого края. Поэтому в закличках-веснянках – песенках, которыми призывали Весну, часто обращались к птицам. Каждая команда должна исполнить заклички, записанные на птичках к празднику Встреча весны (ученики приносят домашнее задание). Жюри оценивает слаженность исполнения, выразительность, использование музыкальных инструментов из предложенных.
Каждая команда исполняет свою весеннюю закличку, покажет как кликали Весну. Например,
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним пришел апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
Прикрепляем птички с закличками на обрядовое деревце, веточки дерева стоят в вазе.
10 задание «Караоке»
-А теперь пока жюри подсчитывают ваши баллы, мы споем с вами песню все вместе!
«Родина» русская народная песня
-А теперь посмотрите ребята, что у нас получилось!?
-Наше обрядовое деревце наряжено!
Давайте подведём итог нашего мероприятия:
-Какой была тема мероприятия?
Что вам больше всего понравилось?
Что нового узнали?
Нужно ли нам знать и ценить наследие народа?
…
Мы с вами узнали, что обрядовое деревце, когда носили по селу, каждый мог украсить цветной ленточкой. Я тоже приготовила для вас ленты разных цветов. Вот что означает каждый цвет.
Рефлексия:
Оцени свои знания по теме:
Красный – было интересно, я многое узнал
Жёлтый – я хотел бы продолжить изучение этой темы
Зелёный – я остался равнодушным к тому, что узнал
Белый – работа была чрезвычайно трудной и скучной
Выберите цвет ленты и повесьте на веточки, которые стоят в вазе. Помощники проносят по классу веточки, ребята украшают выбранным цветом.
Подведение итогов жюри, результаты викторины.
Вывод: История Руси полна драматизма. Половецкие и татарские набеги, многочисленные войны и пожары, природные катаклизмы уничтожили многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно беречь и хранить то, что досталось нам в наследство.
Ещё А.С. Пушкин писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел переменить отечество или иметь другую историю, кроме наших предков»
Изучение русского фольклора делает нас близкими к истории родного края и народа. Светлого будущего не бывает без уважения к прошлому. В кладези народной мудрости мы найдем советы предков, их послания к будущим поколениям.
Сегодня мы побывали в удивительном мире народной мудрости – мире фольклора. Нам еще многое предстоит узнать о фольклоре. Фольклор создается народом, поэтому можно смело сказать, что фольклор – это душа народа! Мы должны помнить и чтить традиции наши и передавать будущим поколениям!
Я так люблю великую Россию,
И то, что по наследству перешло.
Мы славимся не только русской силой,
Но и традицией народа своего…
Забавы русские, они и нынче в моде
Фольклор, частушка и конечно хоровод,
Пока живёт традиция в народе,
Тогда и РУСЬ ВЕЛИКАЯ живёт!
Наше путешествие подошло к концу. Какое красивое крепкое цветущее обрядовое деревце у нас получилось! Спасибо, ребята за вашу активность, за ваши улыбки и отличное настроение. За хорошую работу, угощу вас жаворонками из теста.
Благодарю всех. До новых встреч!