Урок-викторина по литературе на тему «Устное народное творчество» (2 класс)

13
3
Материал опубликован 10 August 2017 в группе

Цель:

обобщить знания учащихся 2 класса по разделу «Устное народное творчество».

Ход урока

I. Вхождение в урок.

Звучит русская народная песня «Во саду, ли в огороде»

II. Ситуация интриги, постановки учебной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы.

А) Старинное название губ(рта),+ное =устное

Б) Синоним слова ЛЮДИ +ное= народное

В) (твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчество

Устное народное творчество

Учитель: УНТ-это удивительная страна, но ей можно дать и другое название.

Какое?( фольклор).

III. Актуализация знаний.

Проанализируйте некоторые тексты с точки зрения жанра фольклора. Сегодня мы работаем в группах, поэтому прошу подойти капитанов за заданиями.

Конверт №1

«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают.» (сказка)

«ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости» (былина)

«Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (поговорка)

Что везёшь?
– Сено.
– Какое сено? Ведь это дрова!
– А коли видишь, так чего спрашиваешь?
(шутка)

«А то ещё не чудо. Не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит
Ушками, лапками он помахивает,
Серым хвостиком поправливает..»
(небылица)

Проверка.

IV. Работа над пословицами.

Учитель: Ну вот, ребята, «Кончил дело – гуляй смело!»

К какому жанру можно отнести это предложение ? ( это пословица)

Учитель: Посмотрим, знаете ли вы пословицы: Соедините начало и окончание пословицы.

Терпенье и труд

а не ученье – тьма.

Ученье – свет,

там и счастье.

Не спеши языком,

всё перетрут.

Труд кормит,

торопись делом.

Где труд,

а лень портит.

(От каждой команды выходит по одному человеку, выполняя задание)

Читаем хором, объясняя смысл.

Учитель: Что скрывает каждая пословица? ( в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл – народная мудрость)

V. Загадка. Игра. Считалочка.

 Конверт №2

Учитель: Прочитайте задание. О ком идёт речь? По каким признакам догадались, что это медведь? (ответы) Какой жанр УНТ перед вами? (Загадка)

ФИЗМИНУТКА-игра.

Учитель: Отдохнём, поиграем. (Дети встают в круг.)

Надо выбрать водящего. Как это сделать? (надо посчитаться)

Какой жанр фольклора мы использовали для этого ? (считалочку)

Водящему надеваем маску-медведя.

Игра «У медведя во бору»

У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит, всё на нас рычит.

Учитель: Каким жанром фольклора мы начали игру? ( Игровым приговором)

VI. Работа над потешкой.

 Учитель: Чтобы отгадать следующий жанр, надо из букв сложить слово.

Каждая команда из набора букв выкладывает слово – ПОТЕШКА.

Вспомним одну из них – дети инсценируют потешку.

Федул, чего губы надул?
– Кафтан прожёг.
–Зашить можно?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался.

VII. Народная песня.

Поиграем в игру «Ремонт». Отремонтируйте слово.

ЧСТШК ( частушка)

Учитель: Впервые о частушках упоминалось в 60-ые годы 19 века. Это короткая песенка быстрого темпа, которую часто исполняли (частая песня). Называли её в давние времена «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка» и по-другому. А термин «частушка» ввёл в литературу русский писатель Глеб Иванович Успенский.

А к какому жанру мы отнесём частушку? ( к песне)

3. Послушаем частушки

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару в ней поддать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.

Эх, топни, нога,
Топни, правенькая,
Всё равно пойду плясать,
Хоть и маленькая.

Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?!

VIII. Закличка.

1. Слышим колокольный звон.

Учитель: Как вы думаете, о чём может рассказать этот звон? (ответы)

Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси была и есть – встреча Весны. Ведь весна-это надежда на хороший урожай, который принесёт достаток, благополучие в дом; надежда на здоровье близких, счастье в доме. Люди зазывали к себе Весну, т.е. кликали.

2. Для того, чтобы определить название следующего жанра, выберите из родственных слов имя существительное

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

3. Учитель: Давайте и мы попробуем покликать Весну – добрую, радостную, солнечную, благополучную. Вы должны будете прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.

Конверт №3 (Капитаны сами выбирают себе закличку)

А) Ау-ау, аукаем
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад;
Апрель, апрель –
Откроет дверь;
Май, май –
Сколько хошь гуляй!
Ау-ау, аукаем!
Б) Ласточка, ласточка,
Милая касаточка!
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем побывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.
В) Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на волю полетите,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей верните!
Г) Весна, весна красная!
Приди Весна с радостью;
С радостью, с радостью
С огромной милостью.
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Весна красна, на чём пришла?
На сомочке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
На ржаном колосочке.
Д) Синички-сестрички,
Чечётки-тётки,
Куличики-мужички,
Скворцы-молодцы.
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!
(Дети зачитывают заклички по одному)

IX. Скороговорка.

Учитель: Вы хорошо потрудились.

А сейчас вам надо поработать группой .Надо будет быстро говорить, очень СКОРО. О чём сейчас пойдёт речь? ( о скороговорке)

Вы сейчас сами будете сочинять скороговорки. Дети зачитывают полученные скороговорки.

X. Рефлексия.

Проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ. (Капитаны выбирают листок с заданием, в котором надо соединить отрывок и жанр фольклора – Конверт №4)

А) Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно вёдрышко.

пословица

Добры бобры идут в боры.

сказка

Потянушеньки,потягушеньки,
Поперёк толстунушеньки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки.
А в роток говорок,
В головку разумок.

закличка

Семь раз отмерь, один отрежь.

скороговорка.

Б) От топота копыт пыль по полю летит.

считалка

Во поле берёзка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Ой,люли,стояла,
Ой,люли,стояла!

былина

Захотелось Илье свою силу попробовать. Он подъехал к Оке-реке, упёрся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил её в реку Оку…

скороговорка

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой…

загадка

Золотое коромысло
Над рекою повисла.

песня

В) Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка-на кошке,
По кривой дорожке.

сказка

Катилось яблоко
Мимо сада, мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

потешка

Свалился как снег на голову.

небылица

Растёт Снегурочка не по дням, а по часам. Что ни день – всё умнее да милее становится…

считалка

Старину скажу стародавнюю,
Небывальщину да неслыхальщину.
Как среди моря овин горит,
А по чистому полю корабль бежит.

поговорка

Г) – Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– А вкусный был?
– Очень!

былина

Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят…

пословица

Верное слово молвил поповский сын –не гоже богатырю на пиру сидеть, живот растить. Отпусти меня, князь, в широкие степи, поглядеть, не рыщет ли враг по родной Руси…

песня

Родина – мать, умей за неё постоять.

шутка

Домашнее задание: расскажите дома родителям о нашей викторине и сделайте книжку –малышку «Устное народное творчество»

Творческая работа «Книжка-малышка «Устное народное творчество»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Интересный материал!

20 August 2017

Ляля Равильевна,благодарю за Ваш отзыв!

20 August 2017

Спасибо за материал, понравились работы ваших детей!

28 March 2018