Урок-викторина по литературе на тему «Устное народное творчество» (2 класс)
Цель:
обобщить знания учащихся 2 класса по разделу «Устное народное творчество».
Ход урока
I. Вхождение в урок.
Звучит русская народная песня «Во саду, ли в огороде»
II. Ситуация интриги, постановки учебной задачи.
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы.
А) Старинное название губ(рта),+ное =устное
Б) Синоним слова ЛЮДИ +ное= народное
В) (твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчество
Устное народное творчество
Учитель: УНТ-это удивительная страна, но ей можно дать и другое название.
Какое?( фольклор).
III. Актуализация знаний.
Проанализируйте некоторые тексты с точки зрения жанра фольклора. Сегодня мы работаем в группах, поэтому прошу подойти капитанов за заданиями.
Конверт №1
«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают.» (сказка)
«ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости» (былина)
«Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (поговорка)
– Что везёшь?
– Сено.
– Какое сено? Ведь это дрова!
– А коли видишь, так чего спрашиваешь? (шутка)
«А то ещё не чудо. Не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит
Ушками, лапками он помахивает,
Серым хвостиком поправливает..» (небылица)
Проверка.
IV. Работа над пословицами.
Учитель: Ну вот, ребята, «Кончил дело – гуляй смело!»
К какому жанру можно отнести это предложение ? ( это пословица)
Учитель: Посмотрим, знаете ли вы пословицы: Соедините начало и окончание пословицы.
Терпенье и труд |
а не ученье – тьма. |
Ученье – свет, |
там и счастье. |
Не спеши языком, |
всё перетрут. |
Труд кормит, |
торопись делом. |
Где труд, |
а лень портит. |
(От каждой команды выходит по одному человеку, выполняя задание)
Читаем хором, объясняя смысл.
Учитель: Что скрывает каждая пословица? ( в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл – народная мудрость)
V. Загадка. Игра. Считалочка.
Конверт №2
Учитель: Прочитайте задание. О ком идёт речь? По каким признакам догадались, что это медведь? (ответы) Какой жанр УНТ перед вами? (Загадка)
ФИЗМИНУТКА-игра.
Учитель: Отдохнём, поиграем. (Дети встают в круг.)
Надо выбрать водящего. Как это сделать? (надо посчитаться)
Какой жанр фольклора мы использовали для этого ? (считалочку)
Водящему надеваем маску-медведя.
Игра «У медведя во бору»
У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит, всё на нас рычит.
Учитель: Каким жанром фольклора мы начали игру? ( Игровым приговором)
VI. Работа над потешкой.
Учитель: Чтобы отгадать следующий жанр, надо из букв сложить слово.
Каждая команда из набора букв выкладывает слово – ПОТЕШКА.
Вспомним одну из них – дети инсценируют потешку.
– Федул, чего губы надул?
– Кафтан прожёг.
–Зашить можно?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался.
VII. Народная песня.
Поиграем в игру «Ремонт». Отремонтируйте слово.
ЧСТШК ( частушка)
Учитель: Впервые о частушках упоминалось в 60-ые годы 19 века. Это короткая песенка быстрого темпа, которую часто исполняли (частая песня). Называли её в давние времена «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка» и по-другому. А термин «частушка» ввёл в литературу русский писатель Глеб Иванович Успенский.
– А к какому жанру мы отнесём частушку? ( к песне)
3. Послушаем частушки
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару в ней поддать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая,
Всё равно пойду плясать,
Хоть и маленькая.
Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?!
VIII. Закличка.
1. Слышим колокольный звон.
Учитель: Как вы думаете, о чём может рассказать этот звон? (ответы)
– Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси была и есть – встреча Весны. Ведь весна-это надежда на хороший урожай, который принесёт достаток, благополучие в дом; надежда на здоровье близких, счастье в доме. Люди зазывали к себе Весну, т.е. кликали.
2. Для того, чтобы определить название следующего жанра, выберите из родственных слов имя существительное
КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ
3. Учитель: Давайте и мы попробуем покликать Весну – добрую, радостную, солнечную, благополучную. Вы должны будете прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.
Конверт №3 (Капитаны сами выбирают себе закличку)
А) Ау-ау, аукаем
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад;
Апрель, апрель –
Откроет дверь;
Май, май –
Сколько хошь гуляй!
Ау-ау, аукаем!
Б) Ласточка, ласточка,
Милая касаточка!
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем побывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.
В) Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на волю полетите,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей верните!
Г) Весна, весна красная!
Приди Весна с радостью;
С радостью, с радостью
С огромной милостью.
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Весна красна, на чём пришла?
На сомочке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
На ржаном колосочке.
Д) Синички-сестрички,
Чечётки-тётки,
Куличики-мужички,
Скворцы-молодцы.
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!(Дети зачитывают заклички по одному)
IX. Скороговорка.
Учитель: Вы хорошо потрудились.
– А сейчас вам надо поработать группой .Надо будет быстро говорить, очень СКОРО. О чём сейчас пойдёт речь? ( о скороговорке)
Вы сейчас сами будете сочинять скороговорки. Дети зачитывают полученные скороговорки.
X. Рефлексия.
– Проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ. (Капитаны выбирают листок с заданием, в котором надо соединить отрывок и жанр фольклора – Конверт №4)
А) Радуга-дуга, |
пословица |
Добры бобры идут в боры. |
сказка |
Потянушеньки,потягушеньки, |
закличка |
Семь раз отмерь, один отрежь. |
скороговорка. |
Б) От топота копыт пыль по полю летит. |
считалка |
Во поле берёзка стояла, |
былина |
Захотелось Илье свою силу попробовать. Он подъехал к Оке-реке, упёрся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил её в реку Оку… |
скороговорка |
Раз, два, три, четыре, пять! |
загадка |
Золотое коромысло |
песня |
В) Стучит, бренчит по улице, |
сказка |
Катилось яблоко |
потешка |
Свалился как снег на голову. |
небылица |
Растёт Снегурочка не по дням, а по часам. Что ни день – всё умнее да милее становится… |
считалка |
Старину скажу стародавнюю, |
поговорка |
Г) – Ты пирог съел? |
былина |
Гори-гори ясно, |
пословица |
Верное слово молвил поповский сын –не гоже богатырю на пиру сидеть, живот растить. Отпусти меня, князь, в широкие степи, поглядеть, не рыщет ли враг по родной Руси… |
песня |
Родина – мать, умей за неё постоять. |
шутка |
Домашнее задание: расскажите дома родителям о нашей викторине и сделайте книжку –малышку «Устное народное творчество»
Творческая работа «Книжка-малышка «Устное народное творчество»
Нургалиева Ляля Равильевна
Шестакова Айгуль Инсафовна
Гайдай Наталья Евгеньевна