Урок литературы в 6–7 классе по теме «Устное народное творчество. Легенды»
Урок литературы по теме «Устное народное творчество. Легенды»
Цель: актуализировать знания о жанрах устного народного творчества; дать представление о жанре легенда; показать отношение реальности и вымысла в легендах.
Планируемые результаты: знание сюжетно-композиционных признаков фольклорных произведений, понятие легенда, особенностей этого фольклорного жанр; умение строить монологические высказывания, оценивать свою работу и работу товарищей.
Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя. Наши уроки литературы мы традиционно начинаем с изучения устного народного творчества или фольклора. И это неслучайно! Ведь именно фольклорные произведения были истоками нашей с вами современной литературы. Именно фольклорные произведения дали нам возможность узнать о жизни, быте, традициях, культуре наших предков. Как известно, передавались такие произведения из уст в уста и из поколения в поколение, и дошли до нас спустя огромное количество лет!
Актуализация знаний, беседа.
- Какие жанры фольклора Вы знаете?
-Назовите виды и особенности этих жанров?
Знакомство с жанром «легенда»
Работа со словарем литературоведческих терминов, выявления особенностей данного жанра через изучение данной статьи (раздаточный материал). Выводы и определение жанра.
Чтение и обсуждение легенды о Кудым-Оше (раздаточный материал).
Из книги Гашевой Ксении Борисовны «Пермский край. САМОЕ-САМОЕ»
Далее работа строится на вопросах и заданиях, которые развивают функциональную читательскую грамотность обучающихся. Все предлагаемые задания представлены в виде таблицы, так как отражают основные читательские умения и соответствующие им задания.
Читательские умения |
Задания |
1 группа |
Ответьте на вопросы (да/нет): 1.Кудым-Ош обозначает «медведь из устья реки Ку»? 2.Кудым-Ош был сыном волка и колдуньи? 3.Кудым-Ош мог вызвать бурю? 4. Кудым-Ош ездил верхом на медведе? 5.В честь Кудым-Оша назван город Кудымкар? |
2 группа |
1. Какова основная мысль текста? 2.Как бы Вы в двух-трех предложениях пересказали эту легенду другим ученикам? 3.Почему на памятнике рядом с Кудым-Ошом стоит медведь? 4.Дайте определение слову «кров». |
3 группа |
1.Вам дали задание придумать иллюстрацию к данному тексту. Что Вы изобразите на своем рисунке? Помните, что иллюстрация должна отражать основную мысль текста. 2.Найдите и расскажите легенду или миф Пермского края. |
Закрепление изученного материала
Итак, мы с вами познакомились с новым для вас жанром УНТ - легендой. Давайте еще раз обратимся к определению и особенностям этого жанра и попробуем сравнить его с жанром предание. Есть ли сходство и в чем различие этих жанров фольклора? (с жанром предание учащиеся знакомились на прошлом уроке).
Подведение итогов.
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с еще одним жанром УНТ. Вы узнали, что легенда – это одно из самых интересных повествований, которое рассказывает нам о невероятных людях-героях, которые жили на наших с вами землях много-много лет назад. Эти люди стали воплощением самых лучших человеческих качеств – смелости, мужества, отваги. Именно поэтому народ складывал о них такие невероятные и запоминающиеся легенды, потому что они служили образцом для многих поколений.
Домашнее задание (из заданий по формированию функциональной читательской грамотности).
Найдите и расскажите легенду или миф Пермского края.