Урок внеклассного чтения по рассказу В.Астафьева «Монах в новых штанах»
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Астафьева «Монах в новых штанах»
Тема урока: Урок дружбы, или Как изменились отношения Вити и Сашки.
Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев — выдающийся советский и российский писатель. Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».
На уроках литературы мы познакомились с его рассказом «Конь с розовой гривой» и убедились, что автор преподаёт нам урок мудрости и доброты через героев своего произведения. Сегодня мы работаем с рассказом «Монах в новых штанах»
- Понравился ли вам рассказ “Монах в новых штанах”?
- Какова цель урока? (Проанализировать и понять поступки героев).
- Какое время изображено в рассказе?
- Какие приметы этого трудного времени вы увидели в повести?
- Как бы вы ответили на вопрос, о чем рассказ “Монах в новых штанах”? (рассказ о дружбе)
- Как можно назвать тему урока?
Урок дружбы, или Как изменились отношения Вити и Сашки.
Эпиграф ом урока предлагаю взять слова полководца Александра Суворова: «Искренность отношений, правда в общении — вот дружба».
Работа над сравнительным анализом рассказов “Конь с розовой гривой” и “Монах в новых штанах”.
1. Ребята, я просила вас, читая рассказ “Монах в новых штанах”, мысленно сопоставлять его с рассказом “Конь с розовой гривой”. Поделитесь своими наблюдениями. Что вы заметили, сходство или различие? Или и то и другое?
- Композиция: сходная.
а) Нет вступления.
(Давайте, чтобы лучше понять своеобразие повести “Последний поклон”, будем заполнять таблицу).
| “Конь с розовой гривой” | “Монах в новых штанах” |
Композиция | Нет вступления Хронология иногда нарушается : автор пускается в воспоминания Часто встречаются лирические отступления Завязка - высказывается заветная мечта героя Развитие действия - преодоление трудностей на пути к мечте Кульминация: | |
| Внутреннее состояние героя, муки совести | Угроза физическому существованию, опасность для жизни |
| Развязка | |
| Нравственные уроки | Зарождение дружбы |
б) Завязкой обоих рассказов является сообщение о заветной мечте мальчика: о прянике конем с розовой гривой и о новых, специально сшитых ко дню рождения штанах.
в) В обоих рассказах очень долго герой идет к своей цели, но:
- в первом рассказе ему мешают достичь ее его собственные проступки, обман,
- а во втором – не зависящие от него причины - болезнь бабушки.
г) В каждом рассказе есть кульминация, но
- в первом - это духовное состояние мальчика, достигшее наивысшей точки раскаяния за содеянный обман,
- во втором - это его пребывание в грязевой луже, чуть не стоившее ему жизни.
д) А вот развязки в рассказах разные:
- в первом- герой приходит все-таки к своей мечте, но при этом получает нравственные уроки доброты, честности, ответственности за свои поступки на всю жизнь,
- во втором – уже сбывшаяся мечта гибнет, но герой приобретает нечто другое - дружбу.
2. Герои рассказа.
- Изменились ли герои рассказа?
- Внешне они изменились или внутренне?
а ) Витя:
- он повзрослел за год, теперь ему 8 лет
- хотя он усвоил урок: обманывать нельзя, он все же, перебирая картошку в подвале, тем самым зарабатывая себе новые штаны, слегка сокращает задание бабушки, передвигая брюкву поближе к себе. Он хоть и маленький, но умеет работать, если увлечется, то работает даже самозабвенно.
- Как рассказывает Астафьев о процессе возникновения штанов? (Как будто о возникновении поэмы или песни).
- Какие чувства охватили героя, когда он надел обновку?
- Попробуйте представить себя на месте героя рассказа. Перескажите от 1-го лица отрывок о том, как он идет по селу в новых штанах.
б) Бабушка Катерина Петровна:
- что мы узнаем о ней из первого рассказа? (Какой она была хозяйкой, как относилась к Вите, к соседям Левонтьевым, каковы ее душевные качества).
- Какие же они? (Огромная доброта, умение понять и простить, незаурядный талант воспитателя).
- А из второго рассказа?
(Мы видим, какая у нее была трудная жизнь, а она тем не менее не разучилась радоваться; узнаем об отношении к ней других людей - родных, соседей, знакомых; видим, что умеет она прощать не только близкого человека, но и чужого - Саньку).
в) Санька Левонтьев:
- Изменился ли Санька?
(Он теперь работает вместе с дедушкой Вити на заимке, помогал ему в “пашенной работе”).
- Каков теперь его характер?
(Нет, он до конца не утратил своей зависти и ревности, а также способности на подлые поступки.)
- Какие примеры? (Прозвище. Как оно связано с названием книги?)
(Предложение бегать через лужу и опять злорадство по поводу того, что Витя попался на его удочку и пострадал).
- Способен ли он сейчас понять, что совершил ужасный поступок? (Да, и он даже стремится его исправить).
- Что ему помогает это понять?
- Страх за себя (накажут!) или за Витю, который мог бы погибнуть в этой луже? Подтвердите текстом.
-Зачем автор вводит в рассказ образ букета ярко-красных саранок?
- Поняли ли вы, откуда эти цветы и зачем?
- А Витя понял? Прочитаем эти строки.
- Астафьев в своей автобиографии признавался в любви к цветам: бывало, заваливал избу жарками, медуницами, кукушкиными слезками, венериными башмачками.
Наверное, и Санька об этом знал, поэтому и принес ему цветы. А почему же не признался?
Итоги урока.
- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами, надеюсь, поняли, что главной задумкой Виктора Петровича при написании этого рассказа было показать нам все тяготы и невзгоды послевоенной жизни, как жили в деревнях в то трудное время, любая покупка, любая обнова, даже сшитая заботливыми руками бабушки - это был праздник.
Вообще этот рассказ входит в цикл рассказов " Последний поклон". Этим циклом Виктор Петрович нам рассказывает о своем детстве, вспоминает своих, вырастивших его без матери с отцом, бабушку Екатерину Петровну и дедушку Илью Евграфовича, и этими рассказами выражает им безграничную благодарность и за новые штаны, и за коня с розовой гривой и за многое и многое другое.
Д.з Всем:
написать письмо герою на тему : «Дружба приумножает радости и дробит печали».