Урок внеклассного чтения по рассказу В.Астафьева «Монах в новых штанах»

6
0
Материал опубликован 25 January 2021

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Астафьева «Монах в новых штанах»

Тема урока: Урок дружбы, или Как изменились отношения Вити и Сашки.


Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев  — выдающийся советский и российский писатель. Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».

На уроках литературы мы познакомились с его рассказом «Конь с розовой гривой» и убедились, что автор преподаёт нам урок мудрости и доброты через героев своего произведения. Сегодня мы работаем с рассказом «Монах в новых штанах»

-  Понравился ли вам рассказ “Монах в новых штанах”?

- Какова цель урока? (Проанализировать и понять поступки героев).

- Какое время изображено в рассказе?

- Какие приметы этого трудного времени вы увидели в повести?

- Как бы вы ответили на вопрос, о чем рассказ “Монах в новых штанах”? (рассказ о дружбе)

- Как можно назвать тему урока?

Урок дружбы, или Как изменились отношения Вити и Сашки.

Эпиграф ом урока предлагаю взять слова полководца Александра Суворова: «Искренность отношений, правда в общении — вот дружба».

Работа над сравнительным анализом рассказов “Конь с розовой гривой” и “Монах в новых штанах”.

1. Ребята, я просила вас, читая рассказ “Монах в новых штанах”, мысленно сопоставлять его с рассказом “Конь с розовой гривой”. Поделитесь своими наблюдениями. Что вы заметили, сходство или различие? Или и то и другое?

- Композиция: сходная.

а) Нет вступления.

(Давайте, чтобы лучше понять своеобразие повести “Последний поклон”, будем заполнять таблицу).

 

Конь с розовой гривой”

Монах в новых штанах”

Композиция

Нет вступления

Хронология иногда нарушается : автор пускается в воспоминания

Часто встречаются лирические отступления

Завязка - высказывается заветная мечта героя

Развитие действия - преодоление трудностей на пути к мечте

Кульминация:

 

Внутреннее состояние героя, муки совести

Угроза физическому существованию, опасность для жизни

 

Развязка

 

Нравственные уроки

Зарождение дружбы



б) Завязкой обоих рассказов является сообщение о заветной мечте мальчика: о прянике конем с розовой гривой и о новых, специально сшитых ко дню рождения штанах.

в) В обоих рассказах очень долго герой идет к своей цели, но:

- в первом рассказе ему мешают достичь ее его собственные проступки, обман,

- а во втором – не зависящие от него причины - болезнь бабушки.

г) В каждом рассказе есть кульминация, но

- в первом - это духовное состояние мальчика, достигшее наивысшей точки раскаяния за содеянный обман,

- во втором - это его пребывание в грязевой луже, чуть не стоившее ему жизни.

д) А вот развязки в рассказах разные:

- в первом- герой приходит все-таки к своей мечте, но при этом получает нравственные уроки доброты, честности, ответственности за свои поступки на всю жизнь,

- во втором – уже сбывшаяся мечта гибнет, но герой приобретает нечто другое - дружбу.

2. Герои рассказа.

- Изменились ли герои рассказа?

- Внешне они изменились или внутренне?

а ) Витя:

- он повзрослел за год, теперь ему 8 лет

- хотя он усвоил урок: обманывать нельзя, он все же, перебирая картошку в подвале, тем самым зарабатывая себе новые штаны, слегка сокращает задание бабушки, передвигая брюкву поближе к себе. Он хоть и маленький, но умеет работать, если увлечется, то работает даже самозабвенно.

- Как рассказывает Астафьев о процессе возникновения штанов? (Как будто о возникновении поэмы или песни).

- Какие чувства охватили героя, когда он надел обновку?

- Попробуйте представить себя на месте героя рассказа. Перескажите от 1-го лица отрывок о том, как он идет по селу в новых штанах.

б) Бабушка Катерина Петровна:

- что мы узнаем о ней из первого рассказа? (Какой она была хозяйкой, как относилась к Вите, к соседям Левонтьевым, каковы ее душевные качества).

- Какие же они? (Огромная доброта, умение понять и простить, незаурядный талант воспитателя).

- А из второго рассказа?

(Мы видим, какая у нее была трудная жизнь, а она тем не менее не разучилась радоваться; узнаем об отношении к ней других людей - родных, соседей, знакомых; видим, что умеет она прощать не только близкого человека, но и чужого - Саньку).

в) Санька Левонтьев:

- Изменился ли Санька?

(Он теперь работает вместе с дедушкой Вити на заимке, помогал ему в “пашенной работе”).

- Каков теперь его характер?

(Нет, он до конца не утратил своей зависти и ревности, а также способности на подлые поступки.)

- Какие примеры? (Прозвище. Как оно связано с названием книги?)

(Предложение бегать через лужу и опять злорадство по поводу того, что Витя попался на его удочку и пострадал).

- Способен ли он сейчас понять, что совершил ужасный поступок? (Да, и он даже стремится его исправить).

- Что ему помогает это понять?

- Страх за себя (накажут!) или за Витю, который мог бы погибнуть в этой луже? Подтвердите текстом.

-Зачем автор вводит в рассказ образ букета ярко-красных саранок?

- Поняли ли вы, откуда эти цветы и зачем?

- А Витя понял? Прочитаем эти строки.

- Астафьев в своей автобиографии признавался в любви к цветам: бывало, заваливал избу жарками, медуницами, кукушкиными слезками, венериными башмачками.

Наверное, и Санька об этом знал, поэтому и принес ему цветы. А почему же не признался?

Итоги урока.

- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами, надеюсь, поняли, что главной задумкой Виктора Петровича при написании этого рассказа было показать нам все тяготы и невзгоды послевоенной жизни, как жили в деревнях в то трудное время, любая покупка, любая обнова, даже сшитая заботливыми руками бабушки - это был праздник. 

Вообще этот рассказ входит в цикл рассказов " Последний поклон". Этим циклом Виктор Петрович нам рассказывает о своем детстве, вспоминает своих, вырастивших его без матери с отцом, бабушку Екатерину Петровну и дедушку Илью Евграфовича, и этими рассказами выражает им безграничную благодарность и за новые штаны, и за коня с розовой гривой и за многое и многое другое.

Д.з Всем:

написать письмо герою на тему : «Дружба приумножает радости и дробит печали».


























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.