Урок внеклассного чтения по рассказу М.Гелприна «Свеча горела» (Литература, 11 класс)

10
1
Материал опубликован 27 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока внеклассного чтения

по литературе в 11 классе

по рассказу Майка Гелприна «Свеча горела»

Цель: Воспитание уважительного отношения к чтению, осознание роли художественной литературы в духовном развитии человека и человечества.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

·     Систематизировать и обобщить знания обучающихся о значении литературы для развития как отдельной личности, так и для человечества в целом

·     Научить основным подходам к анализу текста

·     Актуализировать значимость

Развивающие задачи урока:

·        развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы) на основе конкретного рассказа

·        развивать надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию гармонично-развитой личности

·        развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции.

·        Развивать интерес к предмету.

·        Расширить кругозор

Воспитательные задачи урока:

·                         Воспитывать осмысленное отношение к чтению,

·                        Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

 

Оборудование: компьютер, проектор, свеча, раздаточный материал на 3 группы по 4 человека (12 эмблем на веревочке с горящей свечкой, пламя у которой красного , оранжевого или желтого цвета по 4 штуки 3 больших- этих же цветов на столах. 3 листа для «мозгового штурма», еще по листку для синквейна и аргументов, фломастеры, ручки, текст рассказа для детей и экспертов, лист с книгой для рефлексии, сердечки для рефлексии, клеевой карандаш)

План урока

1. Организация класса. Целеполагание.

2. Слово об авторе

3. Работа с названием рассказа

4. Работа с текстом рассказа

А) чтение и анализ 1 отрывка

Б)чтение и анализ 2 отрывка

В) чтение и анализ 3 отрывка

Г) чтение и анализ 4 отрывка

Д) чтение и анализ 5 отрывка

5. Обобщение знаний о рассказе.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

 

Конспект урока

1. Организация класса. Целеполагание.

-Здравствуйте, ребята, рада вас всех видеть. Сегодня урок у вас буду вести я. Меня зовут- ДТВ.

Пожалуйста, возьмите эмблемы сегодняшнего урока, наденьте их. Пламя у свечей 3 цветов – соответственно мы будем сегодня работать в группах. Подойдите к столу, на котором положен листок соответствующий пламени вашей свечи. Садитесь.

 

Очень часто слышу от ребят, что мы на уроках литературы мало внимания уделяем современной литературе, ведь и сегодня есть достойные авторы и произведения?

Согласны? А что вы сейчас читаете? Какие жанры? (ответы детей)

Мы сегодня познакомимся с одним очень интересным современным автором. Попробуем разобраться в одном его произведении.

2. Слово об авторе

Презентация слайд 1-4

Итак, разрешите представить -Майк Гелприн – американский писатель русского происхождения.

Своим учителем считает писателя - фантаста Бориса Натановича Стругацкого (очень рекомендую прочитать его произведения)

Несмотря на то, что Майк Гелприн просит не называть себя писателем, библиография его впечатляет: более 20 книг, более 100 рассказов, 7 романов. Вот лишь некоторые из них.

 

3.Работа с названием рассказа

Презентация слайд 5

На сегодняшний день Майк Гелприн считает самым лучшим своим произведением рассказ «Свеча горела»

Презентация слайд 7

Работа в группах. Поочередно спрашиваю все группы.

·        Почему рассказ так назван?

·        Чего вы ожидаете от рассказа с таким названием?

·        Какие литературные ассоциации у вас возникли?

Остановимся на ассоциациях. Прием «Корзина идей» (В центре листа нарисована свеча. Вам нужно записать или зарисовать все ассоциации, не меньше 5. Время 2 минуты. Команды дают ответ, объясняя ассоциации)

После ассоциаций говорю о том, что есть замечательное стихотворение Бориса Пастернака «Свеча горела», на которое положена музыка. (Вы обязательно познакомитесь с этим произведением и историей его создания на уроках литературы в этом году.) Конечно, Майк Гелприн знает это и осознанно использует эту ассоциацию.

·        Как вы думаете, о чём рассказ?

·        Предположите, оптимистичным или пессимистичным будет финал рассказа с таким   заглавием?

Презентация слайд 8

На самом деле, свеча – это символ души, духовности, памяти, поэтому в память о близких нам людях мы зажигаем свечи.

4. Работа с текстом рассказа

А) чтение и анализ 1 отрывка

Раздаю текст с 1 отрывком по 1 на стол (читает вслух 1 группа)

1.  Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.

— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?

Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло сердце, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.

— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?

— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.

«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.

— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?

— Я, собственно… — собеседник замялся.

— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то…

— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.

— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.

— Говорите, я запомню.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?

Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».

Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

Презентация слайд 9

·        Можете ли вы определить время действия?

(будущее, т.к. «аэромобиль», «виртуальная этика», «кинематограф доживает последние дни»)

·        Реальные или фантастические события положены в основу рассказа?

(воможный прогноз на будущее)

·          Можете ли вы уже сейчас сказать, какие проблемы волнуют автора рассказа. Запишите их.(неужели в будущем литература окажется не нужна, и к чему это может привести)

·        Что делает автор, чтобы нас заинтересовать?

( ведет повествование от имени пожилого учителя, заставляя сочувствовать и сопереживать, что называется: «влезть в его шкуру»)

·        Выпишите слова, сочетания слов, которые вас насторожили, удивили?

(лицей для гуманитариев, но литературу не преподают, интересные предметы: история робототехники, виртуальное право, виртуальная этика (и сейчас была бы востребована), живет бедно, но мечтает откупить обратно книги, а потом понимает, что самое главное передать (повторяет несколько раз), в деталях видно, что очень любит книги (каждый день стирает пыль с корешков)

 

Интересно, что будет дальше?

Б) чтение и анализ 2 отрывка

Раздаю 2 отрывок. Читает вслух 2 группа

2.Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.

— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?

Максим помялся, осторожно уселся на край стула.

— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.

— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.

— Нигде? — спросил Максим тихо.

— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?

— Да, продолжайте, пожалуйста.

— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.

Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.

— У вас есть дети?

— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать: что. И на что делать упор. Вы научите меня?

— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.

Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.

— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…

— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.

— Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?

Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.

— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.

— Литература — это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.

— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.

«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».

Лермонтов «Мцыри».

Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий…

Максим слушал.

— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.

— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.

Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.

Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.

Классика, беллетристика, фантастика, детектив.

Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.

 

Презентация слайд 10

·                   Уточните время действия.

( примерно лет через 200, в 21 веке перестали печатать на бумаге, но эл. книги тоже перестали читать - перестали писать – филологи продержались на 100 лет дольше)

·                   Насколько, по-вашему, реальна картина будущего, описанная автором?

(возможна, т.к. сейчас действительно больше востребованы технические знания)

·                   Расширился ли перечень проблем, сформулированных вами?

Запишите их ( что нужно сделать, чтоб подобного не случилось? Кого бы я включил в этот список? С какими книгами и их авторами я бы хотел познакомится?Почему именно поэзия формирует душу?)

·                   Какие слова и выражения помогают нам понять авторскую позицию? (выделены в конспекте жирным)

·                   В чём особенность этого отрывка? (Перечислено много авторов. Раскрыта авторская позиция. Связь с названием)

·                   Что вы думаете о списках изучаемых произведений и авторов?Все ли они вам знакомы? Может, захотелось кого-то исключить или добавить?

(расширить. Сузить. Давайте каждый  назовет своего любимого автора и произведение. Молодцы! Вы все назвали очень важные произведения!

·                   Как вы думаете, что будет дальше? (высказывания детей)

          Пожалуйста, 1 представитель команды, выйдите и повесьте на доске ваши рабочие листы с проблемами и результатом корзины идей и основными проблемами, которые вы наметили.

 

В) чтение и анализ 3 отрывка

Читаем 3 отрывок. Читает 3 группа.

3.Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим  не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.

— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?

Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.

— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.

— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.

— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.

— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?

— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.

— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?

— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.

Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

 

Презентация слайд 11

·        Какое впечатление произвёл на вас этот фрагмент?

·        Как вы думаете, куда пропал Макс?

·        Может он что-то натворил?

·        Ваши предположения, что будет дальше?

 

Г) чтение и анализ 4 отрывка (читает 1 группа)

4.«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.

Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.

Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.

Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.

Презентация слайд 12

·                   Как вы думаете, почему  робот стал одним из героев рассказа? Почему именно ему приходит в голову мысль о бездуховности общества, отказавшегося от литературы? (автор хотел показать, что даже бездуховному существу с аналитическим разумом стало очевидно, к чему идет человечество. Люди еще не спохватились, так как не столь умны как роботы, а когда спохватятся, возможно, будет поздно – носителей культуры, учителей не будет)

·                   Чем  закончится рассказ?

·                   Может ли, по-вашему, что-то спасти Андрея Петровича? Если да, то что?

 

Д) чтение и анализ 5 отрывка

Читает 2 группа

5.Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.

— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.

— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?

— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

— От… От кого?!

— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…

— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.

Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.

— Ты шут

ишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?

Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.

Презентация 13 слайд

·        Понравился ли вам рассказ?

·        Какие ваши предположения оправдались?

·        Какие проблемы поднимает автор?

·        Какова авторская позиция по сформулированным вами проблемам

·        Что все-таки здесь означает горящая свеча? (передача духовных ценностей из поколения в поколение. Эти ценности как раз и передаются посредством художественной литературы)

5.Обобщение знаний о рассказе.

Презентация слайд 14

Работа в группах. Составление синквейна на тему: «Художественная литература»

Презентация слайд 15

К какому направлению итогового сочинения можно использовать этот рассказ в качестве литературного аргумента? Коротко обоснуйте (поочередно каждая группа на 1 направление)

1.   Верность и измена (Андрей Петрович не изменил своему призванию)

2.   Равнодушие и отзывчивость (художественная литература развивает духовность, а значит отзывчивость. Максим изначально ничего не чувствовал, но литература разбудила чувства даже в роботе)

3.   Цели и средства (человечество хотело стать более совершенным, поэтому развивает разум, логику.  Но приходится чем-то жертвовать, например духовностью. Оправдывает ли эта цель средства?)

4.   Смелость и трусость (Максим осознавал, что рано или поздно его уличат и, возможно, уничтожат. Он осознанно идет на риск. А это ли не смелость?)

5.   Человек и общество (Общество совершает ошибку, Андрей Петрович, а за ним и Максим понимают это и пытаются сопротивляться, сохраняя и передавая свои знания)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Презентация слайд 16

1.       Было ли вам интересно?

2.     Заставил ли вас рассказ задуматься о чём-то жизненно важном?

3.     Поможет ли вам собранный материал при написании сочинения?

4.       Можете ли вы использовать этот рассказ в качестве примера-аргумента при написании сочинений в формате ЕГЭ?

5.      С пользой мы сегодня провели время?

 

Слайд 17 У каждого из вас на столах  «облачко мысли» - стикер. Пожалуйста, напишите на нем: ваше мнение об уроке, возможно, вопрос ко мне или ваши мысли по теме урока.

Слайд 18. Д/З напишите аргумент к одному из направлений итогового сочинения на основании текста рассказа М.Гелприна «Свеча горела»

 

Слайд 19 Спасибо за внимание! С вами было приятно работать! Удачи на экзаменах! Урок окончен.


презентация к уроку литературы в 11 классе
PPTX / 4.47 Мб

Предварительный просмотр презентации

Районный конкурс «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2017» Урок по рассказу Майка Гелприна «Свеча горела» Презентация к уроку внеклассного чтения в 11 классе подготовлена учителем МБОУ «СОШ» пгт Синдор Дьяконовой Татьяной Валентиновной

Краткая биография Майк Гелприн (Джи Майк) родился 8 мая 1961 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт в 1984 году по специальности «инженер-гидротехник». С 1994 году живет в Нью-Йорке.

Истоки творчества М. Гелприн считает себя учеником Бориса Стругацкого. Из принципиальных соображений Гелприн просит не называть себя писателем. Творчество для него – скорее болезнь, графомания, от которой он множество раз пытался излечиться, но так пока и не сумел. 

Некоторые книги

На настоящий момент Гелприн считает своим самым значительным произведением рассказ “Свеча горела”. На настоящий момент Гелприн считает своим самым значительным произведением рассказ “Свеча горела”.

Свеча горела

Работаем с названием рассказа Почему рассказ так назван? Чего вы ожидаете от рассказа с таким названием? Какие литературные ассоциации у вас возникли? Как вы думаете, о чём рассказ? Предположите, оптимистичным или пессимистичным будет финал рассказа с таким заглавием?

Свеча в литературе – символ души, жизни, любви, одиночества.

Читаем первый фрагмент Можете ли вы определить время действия? Реальные или фантастические события положены в основу рассказа? Можете ли вы уже сейчас сказать, какие проблемы волнуют автора рассказа?

Читаем второй фрагмент Уточните время действия. Насколько, по-вашему, реальна картина будущего, описанная автором? Расширился ли перечень проблем, сформулированных вами? В чём особенность этого отрывка? Что вы думаете о списках изучаемых произведений и авторов? Все ли они вам знакомы? Может, захотелось кого-то исключить или добавить? Как вы думаете, что будет дальше?

Читаем третий фрагмент Какое впечатление произвёл на вас этот фрагмент? Как вы думаете, куда пропал Макс? Может он что-то натворил? Ваши предположения, что будет дальше?

Читаем четвертый фрагмент Как вы думаете, почему робот стал одним из героев рассказа? Почему именно ему приходит в голову мысль о бездуховности общества, отказавшегося от литературы? Чем закончится рассказ? Может ли, по-вашему, что-то спасти Андрея Петровича? Если да, то что?

Читаем заключительный фрагмент Понравился ли вам рассказ? Какие ваши предположения оправдались? Что вам хотелось бы обсудить?

Напишите синквейн на тему: «художественная литература» (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела») 1строка – Название синквейна 2строка – 2 прилагательных 3 строка - 3 глагола 4 строка – фраза из 4 слов на тему синквейна 5 строка – Синоним к названию синквейна

К какому направлению итогового сочинения можно использовать этот рассказ как аргумент? Напоминаю направления 2017-2018 учебный год: Верность и измена Равнодушие и отзывчивость Цели и средства Смелость и трусость Человек и общество

Подводим итоги Ответьте: да или нет? Было ли вам интересно? Заставил ли вас рассказ задуматься о чём-то жизненно важном? Поможет ли вам собранный материал при написании итогового сочинения? Можете ли вы использовать этот рассказ в качестве примера-аргумента при написании сочинений в формате ЕГЭ? С пользой мы сегодня провели время?

Символом нашего урока можно назвать не только горящую свечу, но и раскрытую книгу . На ваших столах стикеры, пожалуйста, напишите на них: ваше мнение об уроке, задайте вопрос, выскажите пожелание и приклейте на лист с раскрытой книгой – это будет ваш отклик на урок. Ваше мнение очень важно для меня!

Домашнее задание Напишите аргумент по одному из направлений Итогового сочинения по рассказу «Свеча горела».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Татьяна Валентиновна, очень интересный, методически грамотный, современный урок!

4 January 2018