Урок внеклассного чтения по рассказу М.Гелприна «Свеча горела» (Литература, 11 класс)
Районный конкурс «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2017» Урок по рассказу Майка Гелприна «Свеча горела» Презентация к уроку внеклассного чтения в 11 классе подготовлена учителем МБОУ «СОШ» пгт Синдор Дьяконовой Татьяной Валентиновной
Краткая биография Майк Гелприн (Джи Майк) родился 8 мая 1961 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский политехнический институт в 1984 году по специальности «инженер-гидротехник». С 1994 году живет в Нью-Йорке.
Истоки творчества М. Гелприн считает себя учеником Бориса Стругацкого. Из принципиальных соображений Гелприн просит не называть себя писателем. Творчество для него – скорее болезнь, графомания, от которой он множество раз пытался излечиться, но так пока и не сумел.
Некоторые книги
На настоящий момент Гелприн считает своим самым значительным произведением рассказ “Свеча горела”. На настоящий момент Гелприн считает своим самым значительным произведением рассказ “Свеча горела”.
Свеча горела
Работаем с названием рассказа Почему рассказ так назван? Чего вы ожидаете от рассказа с таким названием? Какие литературные ассоциации у вас возникли? Как вы думаете, о чём рассказ? Предположите, оптимистичным или пессимистичным будет финал рассказа с таким заглавием?
Свеча в литературе – символ души, жизни, любви, одиночества.
Читаем первый фрагмент Можете ли вы определить время действия? Реальные или фантастические события положены в основу рассказа? Можете ли вы уже сейчас сказать, какие проблемы волнуют автора рассказа?
Читаем второй фрагмент Уточните время действия. Насколько, по-вашему, реальна картина будущего, описанная автором? Расширился ли перечень проблем, сформулированных вами? В чём особенность этого отрывка? Что вы думаете о списках изучаемых произведений и авторов? Все ли они вам знакомы? Может, захотелось кого-то исключить или добавить? Как вы думаете, что будет дальше?
Читаем третий фрагмент Какое впечатление произвёл на вас этот фрагмент? Как вы думаете, куда пропал Макс? Может он что-то натворил? Ваши предположения, что будет дальше?
Читаем четвертый фрагмент Как вы думаете, почему робот стал одним из героев рассказа? Почему именно ему приходит в голову мысль о бездуховности общества, отказавшегося от литературы? Чем закончится рассказ? Может ли, по-вашему, что-то спасти Андрея Петровича? Если да, то что?
Читаем заключительный фрагмент Понравился ли вам рассказ? Какие ваши предположения оправдались? Что вам хотелось бы обсудить?
Напишите синквейн на тему: «художественная литература» (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела») 1строка – Название синквейна 2строка – 2 прилагательных 3 строка - 3 глагола 4 строка – фраза из 4 слов на тему синквейна 5 строка – Синоним к названию синквейна
К какому направлению итогового сочинения можно использовать этот рассказ как аргумент? Напоминаю направления 2017-2018 учебный год: Верность и измена Равнодушие и отзывчивость Цели и средства Смелость и трусость Человек и общество
Подводим итоги Ответьте: да или нет? Было ли вам интересно? Заставил ли вас рассказ задуматься о чём-то жизненно важном? Поможет ли вам собранный материал при написании итогового сочинения? Можете ли вы использовать этот рассказ в качестве примера-аргумента при написании сочинений в формате ЕГЭ? С пользой мы сегодня провели время?
Символом нашего урока можно назвать не только горящую свечу, но и раскрытую книгу . На ваших столах стикеры, пожалуйста, напишите на них: ваше мнение об уроке, задайте вопрос, выскажите пожелание и приклейте на лист с раскрытой книгой – это будет ваш отклик на урок. Ваше мнение очень важно для меня!
Домашнее задание Напишите аргумент по одному из направлений Итогового сочинения по рассказу «Свеча горела».
Легоцкая Вера Сергеевна