12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена19

«В поисках счастья».

(Урок внеклассного чтения по рассказу Б.П. Екимова «Про счастье»)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

ЦОР: мультимедиа проектор, компьютер, текст произведения.

Применение педагогических технологий: урок разработан с применением приемов технологии проблемного обучения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

 

Цель урока: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; умение характеризовать героев произведения, сопоставляя и противопоставляя их; воспитывать гуманную личность.

 

Задачи урока.

Образовательная:

Продолжить знакомство с писателем, познакомиться с произведением.

Продолжить формирование умения работать с книгой, умения анализировать текст. Вырабатывать навыки исследовательской деятельности.

Формировать умение рассуждать, выражать свое отношение к поступкам героев, обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения.

Развивающая:

Развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений, способствовать формированию исследовательской культуры учащихся.

Развивать творческое воображение, логическое мышление, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания.

Развивать умение характеризовать героя, давать оценочные характеристики.

 

Воспитательная:

Побудить учащихся задуматься над тем, что есть счастье, что может сделать человека счастливым.

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение, способствовать воспитанию взаимоотношения подростков.

 

Планируемые результаты:

Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации;  формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные: принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока);  высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; вносить соответствующие коррективы;  целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач; находить нужную информацию в тексте произведения; сравнивать и делать выводы; владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Предметные:

познавательная сфера: владеть знаниями о рассказе Б.П. Екимова «Про счастье», уметь работать с текстом, самостоятельно отбирать материал по интересующему вопросу; анализировать произведение в единстве содержания и формы; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; давать характеристику героям рассказа и нравственную оценку их поступкам;

ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к нравственным проблемам рассказа Б. Екимова, к характерам героев; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения; строить доказательный ответ на проблемный вопрос по прочитанному произведению.

 

Виды учебной деятельности:

Рецептивная: чтение эпизодов, восприятие художественного текста.

Репродуктивная: осмысление сюжета, характеров, ответы на вопросы.

Продуктивная: написание домашнего сочинения.

Исследовательская: анализ художественного произведения.

 

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята. Предлагаю наш урок начать не совсем обычно, с просмотра небольшого ролика.

- Как вы думаете, о чём этот ролик? ( О непростой жизни человека, делающей его счастливым).

-Какого человека можно назвать счастливым? (Обмен мнениями)

- Можем ли мы однозначно ответить? (Нет, все понимают счастье по – разному).

- Вы, наверное, уже поняли, что сегодня на уроке мы будем говорить о счастье, вернее, искать его.

- И вот что такое счастье, какого человека можно назвать счастливым,- выясним на уроке.

-Предметом нашего исследования я выбрала рассказ Б.П. Екимова «Про счастье». И теперь, когда вы знаете проблему урока, знаете произведение, помогите сформулировать тему урока и чуть позже цели нашего исследования.

Совместно с учащимися формулируется тема урока, цели урока.

- С творчеством Б.П. Екимова мы уже знакомились раньше. Это наш земляк, замечательный человек, талантливый писатель. В произведениях автор приглашает в гости к своим землякам, жителям Донских хуторов, станиц, чтобы мы узнали, как они живут, чем занимаются, что любят.

 

Давайте вспомним биографию и творчество писателя.

Рассказ о писателе и его произведениях. Сообщение подготовленного ученика.

Борис Екимов родился 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке Красноярского края, куда родители будущего писателя – специалисты по пушнине - приехали работать. Отец Бориса Екимова, Петр Александрович, вскоре тяжело заболел и умер в мае 1939 года в Иркутске, на своей родине. Мать, Антонина Алексеевна, уехала с сыном в Казахстан, на станцию Или, неподалеку от Алма-Аты, где с малолетним сыном проживала высланная как жена «врага народа» ее родная сестра Анна Алексеевна. Сестры решили жить вместе и прожили так всю жизнь. Муж сестры матери, к счастью, вернулся из лагеря живым, и в конце войны им всем разрешили вернуться в Россию, правда, «без права проживания в областных центрах». Так Екимов оказался в поселке Калач-на-Дону Волгоградской области, у донских казаков. Путь в литературу начался с книжного чтения. Читать он научился в 4 года у соседской девочки-первоклассницы.

Окончив среднюю школу, учился в Сталинградском механическом институте, но, как рассказывает сам писатель, институт «не домучил». Служил в армии, работал на заводе электромонтером.

Первый рассказ был напечатан в 1965 году в журнале «Молодая гвардия». Окончил высшие литературные курсы при Литературном институте. Наиболее известны такие произведения писателя, как рассказы «Офицерша», «Елка для матери», «Живая душа», «Родительский дом», «За теплым хлебом», «Ночь исцеления». Всего им выпущено более 20 книг.

Борис Екимов – лауреат премии имени И.А. Бунина, премии Москва – Пена. Сейчас живет в Волгограде.

В заключение сообщения хочу привести слова самого Бориса Екимова: «Хорошая литература сродни религии. Они пытают заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою жизнь пристойно».

 

Велико наследие Б. Екимова. И сегодня мы остановимся на одном из произведений писателя, рассказе «По счастье»

Я предлагаю вам поработать в группах, чтобы каждая группа определила своё понимание счастья из предложенного рассказа.

Группы получают одинаковые задания, но у каждой – свой отрывок из рассказа.

 

Задание для групп (ученик - ассистент организует работу группы, распределяет роли).

Все вместе: прочитайте отрывок

1 ученик – выразительное чтение вслух отрывка.

2 ученик - Озаглавьте его. Сформулируйте и запишите главную мысль отрывка.

3 ученика отвечают на вопросы:

- Что мы узнаем о знакомом автора?

- О чем мечтает герой?

- В чем его счастье?

1 группа анализирует отрывок от начала рассказа до слов «Тоже можно понять. Или нельзя?»

2 группа - от слов «Встреча вторая. Врач». … до слов «Сказки нам тоже нужны: для души, для жизни».

3 группа - от слов «Встреча третья. Шагаю помаленьку к своему дому». … до слов «А может, того и другого разом».

4 группа - от слов «Обещал я вначале: «Три встречи… в поселковом быту». … до конца рассказа.

 

Ребята, не забываем, что наша задача не только охарактеризовать героев, но и определить, в чем счастье героя, составить таблицу, которая, в свою очередь, может помочь вам в выборе своего счастья.

(Концептуальная таблица – 1, 2 колонки заполняются всеми учениками по ходу анализа текста, 3 колонка заполняется в конце урока).

 

План

Главная мысль отрывка

«Формула счастья»

1.Идея создания своего альбома

   Оставить после себя след, память

 

2.Желание увидеть        муравьев «прямо в лапоть»

Жить интересно, радоваться окружающему миру

3.Занятие нужным делом

Жить, помогая другим

4.Удачная поездка в Москву

Радость в жизни ради славы и почестей, ради карьеры

 

Спасибо, ребята, за выступления, а теперь подведем итоги.

Итак, мы проанализировали характеры и поступки героев, составили таблицу.

Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о том, кто из героев по- настоящему счастлив!

 

В начале урока мы говорили о том, что нельзя точно сказать, когда человек становится счастливым. И все- таки давайте попробуем создать формулу счастья. Свой ответ запишите в 3 колонку таблицы. (Обмен мнениями)

 

И закончить наш урок я предлагаю стихотворением Э. Асадова «Что такое счастье?»

Что же такое счастье?

Одни говорят:- Это страсти:

Карты, вино, увлеченья -

Все острые ощущенья.

 

Другие верят, что счастье -

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

 

Третьи считают, что счастье -

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

 

По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

 

Еще есть такое мнение,

Что счастье - это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

 

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

 

Задумайтесь над этим! Выбирайте сейчас, пока вы еще юные, пока еще вся жизнь впереди.

 

Домашнее задание. Вас пригласили на передачу в качестве выступающего. Время выступления – 4- 5мин. Тема выступление «Что такое счастье?» Подумайте и запишите, о чем вы будете говорить, какие эпизоды из жизни вспомните, кого из литературных героев вы возьмете в качестве примера.

 

Текст произведения

Борис Екимов

ПРО СЧАСТЬЕ

Три встречи в один день. Три недолгие беседы в летнем, поселковом моем быту.

Старый знакомец пришел, ровесник мой. Работал всю жизнь художником-оформителем, вывески рисовал: «Культмаг» да «Хозмаг» и всякое прочее. А для себя — довольно странные картинки: размывом да оттиском; порой не поймешь, что там. Но есть любопытные работы, интересные. Невеликие, в тетрадный листок и менее. Теперь он на пенсии, две ли, три операции перенес. И вот пришел, говорит, что хочет альбом издать своих работ. Конечно, не настоящая печать, а что-то компьютерное, которое много дешевле, всего лишь две-три тысячи рублей. Но это — целая месячная его пенсия. А он и так весьма небогатый.

— Зачем тебе это надо? — уговариваю его. — Ты подкормись лучше.

А он свое:

— Умру — и ничего нет. А это все же альбом. Он останется. Перетерплю как-нибудь… Месяц-другой.

Может, и перетерпит. Но операции-то на желудке были серьезные, он это, конечно, понимает. Но вот хочется… «Чтобы осталось». Тоже можно понять. Или нельзя?

Встреча вторая. Врач. Тоже давний знакомый. Сначала обычное: «Живой-крепкий?» — «Живой — но не крепкий, по возрасту». А потом он мне сразу, в карьер:

— Ездил в Большую Голубую.

— Да там людей уже нет, — остужаю его.

— Ездил не к людям, к муравьям.

— К кому к кому?..

— Муравьев искал. Услыхал, что там водятся здоровые муравьи, прямо в лапоть. Вот и ездили, искали их с сыном.

— Ну и чего?

— Да ничего. Не нашли. Но, говорят, точно есть. Может, ты съездишь?

— Бензин жечь? — отвечаю я. — Без малого сто верст. Это вас, врачей, озолотили, а я…

— Озолотили, — хмыкает он, — по телевизору. Ну, это как всегда. Ты все-таки в Набатове будешь, смотайся в Большую Голубую. Уверяли меня, что есть там здоровые какие-то муравьи. Просто огромные. Может, найдешь. Тогда мне скажешь. Я поеду. Это же интересно!

Понимаю, что интересно: большие муравьи, чуть не в лапоть; не то что наши, обычные. Но вряд ли… Сказка, наверное. Впрочем, это хорошо. Сказки нам тоже нужны: для души, для жизни.

Встреча третья. Шагаю помаленьку к своему дому. Догоняет меня на велосипеде человек знакомый, но не очень. Когда-то он работал в Голубинской станице, потом на север уехал, потом кроликов разводил, а сейчас дачник и руководит дачным кооперативом. Неплохое место, возле хутора Камыши. Обычно здороваемся с ним, да и только.

Вот и сегодня поздоровались, он меня обогнал, а потом спешился, ждет. Я подошел, он спрашивает:

— Можно задержать на минуту?

— Конечно.

— Хочу я узнать ваше мнение. Я уже давно, много лет, пытаюсь определить, что такое счастье. Читаю, думаю и пишу. У вас хочу спросить: нужным я делом занимаюсь или нет. Тут ведь по-всякому можно судить. Скажите откровенно.

Ответил я сразу, откровенно и коротко:

— Очень нужным.

— Спасибо, — ответил он и покатил на велосипеде дальше, все удаляясь и удаляясь.

Я его толком не знаю. Лишь здороваемся. Но слышал, что на дачах он порядок навел: провода не снимают, трубы не воруют, домики не зорят. Не то что в иных местах. Это уже немало. Даже для счастья: своего ли, общего. А может, того и другого разом.

Обещал я вначале: «Три встречи… в поселковом быту». Но когда написалось, вдруг вспомнил еще одну.

Тоже — встреча, и тоже — старый знакомец, но городской, как говорится, «областного масштаба» начальник. Всю долгую жизнь он руководил: возглавлял целые районы, потом — областной комитет. Как говорится, «крепкий», старого закала руководитель. С должности ушел не по своей воле, «попросили» по причине весьма преклонного возраста. Но по-прежнему он «возглавляет» что-то «ветеранское», комитет ли, совет....

Возглавляет и потому непременно присутствует на всех областных совещаниях. В президиуме сидит, рядом с действующим начальством, выступает: «От имени…» И так далее.

Последняя встреча. Он — довольный, цветет. Рассказывает: «В Москве был. На совещании. Выступал. Пригласили. У нас же неплохо дело поставлено, — как всегда, погордился. — Есть чем поделиться. — И через паузу, самое значительное: — Поездом ездил. С губернатором в одном вагоне. — Снова пауза, чтобы собеседник осознал значимость. — Поговорили с ним. Спокойно. Никто не мешает, не дергает. Курили, по рюмочке выпили».

Старый человек, седой, морщинистый, столько проживший, он светился от счастья. И что-то еще рассказывал из этой эпопеи. Потом распрощались.

А я про эту радость его уже слыхал. Рассказали… Его же собратья.

Действительно, было какое-то ветеранское совещание в Москве. Пригласили несколько человек. Билеты были куплены заранее, чтобы приехать, в гостинице расположиться, а назавтра — заседание.

И вдруг узнает наш герой, что днем позднее в Москву, тоже поездом, случай редкий, поедет губернатор. Тут же билет был сдан и куплен другой, на день позднее. Ради такого можно и опоздать на совещание. Слава богу, что в нашем «московском» поезде лишь один вагон «СВ, с услугами». Туда и купил билет.

А дальше — лишь дело техники. Когда поехали, постоял, поторчал в коридоре вагонном. И вроде случайно встретились с губернатором. Коридорчик узкий, не разойдешься.

Вот и «поговорили, покурили, по рюмочке выпили». С губернатором.

Старый человек. Взрослые дети и взрослые уже внуки.

Тоже — счастье. И не на один день. Долго можно рассказывать.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.