Разработка урока технологии для обучающихся 5 класса «Вязание крючком»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова.
Вязание крючком
Разработка урока для обучающихся 5 класса
Подготовила: Акатова И.А
Степаново
Тема: «Вязание крючком». 1-2
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через освоение навыков вязания крючком.
Задачи:
образовательная - овладение специальными умениями, необходимыми для вязания крючком;
воспитательная - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности и целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности.
развивающая - развитие познавательных интересов, творческого мышления, пространственного воображения через ознакомление с историей развития вязания;
здоровьесберегающая - вести целенаправленную работу по сбережению здоровья учащихся
Оборудование и наглядные пособия: мультимедийное оборудование, журналы мод, образцы вязаных вещей крючком, инструкции по технике безопасности при работе с крючком , карточки – задания.
Литература: М. И. Нагибина «Чудеса из ниток своими руками», Ярославль, «Академия развития», с. 105- 128, 2002.
Э. А. Фомичёва «Начинаем вязать спицами и крючком», Москва, «Просвещение», с. 69- 94, 2002.
В. Д. Симоненко «Технология», Издательский центр «Вентана- Граф», с. 195 -218, 2007
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
Организационная часть.
2.Изучение нового материала.
Ученица 1.
Посмотрите, посмотрите-
Вяжет бабушка мне свитер,
А у бабушкиных ног
Как живой лежит клубок.
Серый,
Круглые бока
У пушистого клубка.
И бежит он к двери прытко,
Словно в сказке колобок.
Убежал бы,
Только нитка
Не пускает за порог.
Учитель:
Сегодня, как вы уже поняли, речь пойдёт о вязании. Вязание всегда было и остаётся одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей. И корни вязания уходят далеко в прошлое. А кто из вас уже знает что- нибудь о вязании?
Учитель:
Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить вечера в своих замках за вязанием.
Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы, французы. Национальный головной убор шотландцев – вязаный берет – насчитывает много веков. Во Франции ручное вязание с 18 века становится весьма доходным занятием. Этим способом изготовляли шляпки, береты, фуфайки, перчатки. В 14- 15 веках научились вязать капюшоны, шапки, штаны.
Вязание крючком – очень известное и старинное ремесло. Сперва этим занимались лишь мужчины, но постепенно вязание перешло в руки женщин. Теперь уже редкий мужчина возьмет в руки спицы или крючок. Вязание крючком появилось в Англии и во Франции, оно было разработано в 16 веке. Но есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены учеными в начале 20 века. Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет. Но существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки.
В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России.
Мы любим носить одежду, связанную своими руками. Тем более, что вязание, как справедливо утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветового сочетания, отделки.
О вязании сложены не только стихи, но существует множество загадок
Ученица :
Чем больше крутиться,
Тем меньше становится.
(Клубок)
Ученица :
Маленькое, кругленькое-
За хвост не поднять.
(Клубок).
Ученица :
Лежит старый дед,
В двести крестов одет.
Он без рук и без ног,
А под лавку скок!
(Клубок).
Учитель:
Вязание крючком известно давно. История его уводит нас в далёкое прошлое. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная палочка.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней и стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.
Множество красивых, полезных и необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить , умея вязать. Научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами. Для вязания крючком пригодны все нитки: катушечные, «ромашка», ирис, гарус, мулине, синтетические, шерстяные
Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины. (от 1 до 6мм).
Крючки диаметром 3-6мм употребляются для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкие крючки – 1, 5-2,5 мм в диаметре. Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами.
Плотное вязаное полотно можно получить, если взять толстые нитки и тонкий крючок. Если толщина крючка почти в два раза больше толщины ниток, крючок подобран правильно. Крючки бывают большие и маленькие, толстые и тонкие.
Толстый теплый шарф, например, вяжут толстым крючком, кружева – тонким, который чуть-чуть толще иголки.
Учиться вязать лучше всего со средним крючком. Важна только, чтобы натки тоже были средние – не толстые и не тонкие. Потому что толстую нитку таким крючком сложно захватить, а из очень тонких будет получаться слишком большие петли, и вязание будет неровным, некрасивым.
Для простоты чтения узора при вязании крючком принято пользоваться следующими условными обозначениями.
○ - воздушная петля
х - столбик без накида
I - полустолбик без накида
┼ - столбик с накидом
┬ - полустолбик с накидом
╪ - столбик с двумя накидами
○○○ - цепочка из воздушных петель
«Заколдованный цветок» Для того чтобы проверить как вы запомнили условные обозначения основных петель, я предлагаю сыграть в игру, которая называется «Заколдованный цветок»
Условие игры: Вы вытягиваете один лепесток, на котором нарисовано условное обозначение. Этот лепесток вы должны приложить к правильному ответу, который написан на нашем цветке на доске. А мы все вместе будем проверять.
Правила работы
На рабочем месте должен быть порядок
Работать при хорошем освещении. При тусклом свете быстро устают глаза и сложно следить за рисунком вязания.
Руки должны быть чистыми и сухими. От грязных рук нитки, особенно светлые, пачкаются.
Нитки
Для вязания можно пользоваться различными нитками. Для тонких работ нужны простые нитки – льняные и х/б, они намотаны на катушки. Такими нитками можно обвязать край платочка, выполнить кружевную кайму. Ники гарус, яркие, «ромашка», можно использовать для вязания более серьезных изделий (салфетки, шапочки, кофточки и т.д.), шерстяная пряжа нужна чтобы связать теплые вещи (рукавички, шарф, шапочку и т.д.), кроме простых и шерстяных, бывают еще искусственные и синтетические нитки. Из них вязать трудно, потому что сильно тянутся.
Крючок
Состоит из ручки и носика крючка, который захватывает нитку и делает из нее петли. Крючок должен быть не очень острый, но и не очень тупой, такой, чтобы хорошо прокалывать вязание. Крючок должен быть примерно в два раза толще нити .
О
сновная часть крючка — головка, по ее толщине определяют номер крючка. Если толщина головки 3 мм, то это крючок № 3. Для работы с нитками разной толщины нужно иметь набор крючков от № 1 до № 6. Подбирая крючок, нужно особое внимание обратить на головку. Слишком острая головка ранит указательный палец левой руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание.
3. Закрепление
- Что вы знаете об истории развития вязания крючком?
- Как правильно подобрать крючок для вязания?
- Какие условные обозначения вы знаете?
- Расшифруйте карточки – задания.
4.Вводный инструктаж.
Основные приёмы вязания крючком (приложение).
Правила техники безопасности при работе крючком (приложенние).
5. Практическая работа и текущий инструктаж.
Во время практической работы проводится физкультминутка .
- провязывание цепочки из воздушных петель;
- провязывание столбиков без накида;
- провязывание столбиков с накидом;
Заключительный инструктаж.
Подведение итогов занятия.
Задание на дом.
Литература
1. Андреева, И.А. Шитье и рукоделие / И.А. Андреева. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002, с. 225-240.
2. Еременко, Т.Я Эта сетка не простая / Т.Я Еременко. - М.: Малыш, 1985, с.2-35.
3. Кнобль, С.И. Вяжем крючком / С. И. Кнобль. - М.: Мой мир, 2006, с.2-75.
4. Мульш, А.Я. Рукоделие в школе / А.Я Мульш. - М.: Просвещение, 2003, с.3- 48.
5. Нагибина, М. И. Чудеса из ниток своими руками / М.И. Нагибина.- Ярославль, «Академия развития», 2002, с. 105- 128,.
6. Фомичева, Э.Я. Начинаем вязать спицами и крючком / Э.Я Фомичева. - М.: Просвещение, 2005, с. 3-100.
2 урок
I. Организационный момент 5 мин
приветствие,
проверка готовности учащихся к уроку.
Пословицы на доске
« Взялся за дело, выполняй его умело».
«Торопливый всегда дважды вяжет»
«Кто аккуратен, тот и людям приятен».
Метод «Ассоциации»: - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «крючок»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) написать на доске
Красота
Руки, радость
Юбка
Человек
Отдых
Кружево
Тест Вопрос № 1
Для вязания ажурного полотна
крючок должен быть толще ниток.
крючок должен быть тоньше ниток.
Какова последовательность выбора крючка и ниток?
Сначала выбираем крючок, потом к нему подбираем нитки.
Сначала выбираем нитки, потом к нему подбираем крючок
Для вязания плотного полотна
Крючок должен быть толще ниток.
Крючок должен быть тоньше ниток.
Воздушная петля. Составляет основу вязания, и используется для поворота вязания. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.
Цепочка из воздушных петель. Основа первого ряда. Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель первая и петля на крючке не включается в счет.
Соединительный столбик. Крючок вводят во вторую от начала цепочки петлю, подхватывают рабочую нить, НАКИДЫВАЯ ЕЁ НА КРЮЧОК, ПОЛУЧАЮТ ДВЕ ПЕТЛИ НА КРЮЧКЕ, ЧЕРЕЗ ЕИХ ПРОТЯГИВАЮТ НИТЬ.
Столбик без накида. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю, подхватив рабочую нить, накидывают её на крючок и протягивают через петлю, на крючке две нити, ещё раз берут крючком нитку и протягивают через две петли.
Практическая работа. Используя изученные виды петель, свяжем образец. Для этого свяжите цепочку из 15 воздушных петель, затем сделайте столбик для подъёма и провяжите в обратном направлении. Провяжите ещё т
Итог Что было трудно. Что получилось
Д.З Цепочка из 100 петель
Техника безопасности при работе с крючком
Опасности в работе:
- травмы рук
До начала работы:
- проверить количество инструментов;
- проверить, хорошо ли отшлифованы крючки.
Во время работы:
- нельзя делать резких движений рукой с крючком - можно поранить сидящего рядом товарища;
- руки во время работы должны свободно двигаться, локти не иметь опоры;
- использовать правильные приёмы при работе крючком.
В аварийных ситуациях:
- при получении травмы сообщить об этом учителю;
- обработать рану (слабо - розовый раствор марганцовки, раствор бриллиантовой зелени, 1% раствор перекиси водорода) или вокруг раны йодом и наложить стерильную повязку.
По окончании работы:
убрать инструменты в отведённое для них место.
Тест
Вопрос 1 Для вязания ажурного полотна
Крючок должен быть толще ниток крючок должен быть тоньше ниток
Вопрос 2 Какова последовательность выбора крючка и ниток?
Сначала выбираем нитки потом крючок Сначала выбираем крючок потом нитки
Вопрос 3 Для вязания плотного полотна
Крючок должен быть толще ниток Крючок должен быть тоньше ниток
Тест
Вопрос 1 Для вязания ажурного полотна
Крючок должен быть толще ниток крючок должен быть тоньше ниток
Вопрос 2 Какова последовательность выбора крючка и ниток?
Сначала выбираем нитки потом крючок Сначала выбираем крючок потом нитки
Вопрос 3 Для вязания плотного полотна
Крючок должен быть толще ниток Крючок должен быть тоньше ниток
Тест
Вопрос 1 Для вязания ажурного полотна
Крючок должен быть толще ниток крючок должен быть тоньше ниток
Вопрос 2 Какова последовательность выбора крючка и ниток?
Сначала выбираем нитки потом крючок Сначала выбираем крючок потом нитки
Вопрос 3 Для вязания плотного полотна
Крючок должен быть толще ниток Крючок должен быть тоньше ниток
Павкина Галина Геннадьевна
Акатова Ирина Анатольевна