Разработка урока технологии по теме «Вязание крючком» 7-й класс
Разработка урока технологии по теме "Вязание крючком"
7-й класс
Цель урока:
- познакомить учащихся с новым видом рукоделия - вязанием крючком; инструментами и материалами, используемыми при вязании; правилами безопасности при работе инструментом, научить правильным приемам работы;
- прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;
- развивать сенсорные и моторные навыки.
Оборудование: образцы вязания крючком, схемы для вязания крючком. компьютер, проектор, образцы готовых изделий,
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Изучение нового материала.
Слово учителя.
а) Актуальность вязания крючком.
Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.
Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства – вязание крючком. Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому!
Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.
Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.
Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязанные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.
б) Историческая справка о вязании крючком.
(Выступления бригад с подготовленными сообщениями).Учитель дополняет сообщения .показывая презентацию.
Учитель:
А представьте, что Вам надо подарить подарок любимой бабушке. Ей нужен не покупной подарок, а что-то личное, от души. А дома есть крючок и нитки. (Проблемная ситуация)
Что Вы будете делать? (работа в группах)
сделаю открытку
пойду так
попрошу у родителей деньги на подарок
поздравлю на словах
сделаю поделку
Вывод: Итак, какая перед нами цель? (сделать поделку – научиться вязать крючком)
Цель: научиться вязать крючком (Слайд №2 )
в).Инструменты и материалы
У вас на столах лежат различные вязальные крючки. Давайте их внимательно рассмотрим и определим составные части:
1.Ручка металлическая, пластмассовая или деревянная
2.Головка
D=1 мм крючок № 1
D=2,5 мм крючок № 2,5
3.Бродка.
- Кто знает , как определяют размер крючка?( по её диаметру определяют размер-номер крючка в мм
При выборе крючка необходимо помнить, что он должен быть толще нити в 2-2,5 раза, чтобы бродка хорошо удерживала нить
- Какие виды пряжи знаете?( натуральные и химические)
- Что относится к натуральным?
- Как получают шерстяную пряжу? Какими свойствами обладает?
( гигроскоп-ью, сохраняет тепло)
Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком – хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Из льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.
Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью.
-г).Оборудование рабочего места.
Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.
На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
д) Основные виды петель.
Положение крючка в руке.
Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш . При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож . При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Начальная петля.
Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю . После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .
Узоры вязания крючком состоят из различного сочетания основных видов петель - это воздушная петля, столбик без накида, столбик с накидом. Остальные виды петель это их производные.
- воздушная петля. На крючок накидывают нить и протягивают через петлю на крючке.
- соединительный столбик.
-столбик без накида. Короткий столбик или столбик без накида (ему соответствуют 2 петли подъема). Крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают нить и вытягивают петлю (на крючке 2 петли). Опять накидывают нить на крючок и протягивают ее через 2 петли на крючке. - столбик с накидом (ему соответствуют 3 петли подъема). Накидывают нить на крючок от себя, вводят его в петлю предыдущего ряда и вытягивают петлю (на крючке 3 петли — вытянутая петля, накид и ведущая петля). Вновь накидывают на крючок нить и протягивают ее через вытянутую петлю и накид (на крючке 2 петли: одна образовалась от провязывания двух первых петель, вторая — ведущая петля). Еще раз накидывают нить на крючок и протягивают ее через 2 петли (на крючке 1 ведущая петля).
- столбик с 2-мя накидами (ему соответствуют 4 петли подъема). Делают 2 накида (2 оборота нити), вводят крючок в петлю предыдущего ряда, захватывают им нить, вытягивая петлю. Затем нить накидывают на крючок и протягивают ее через петлю и накид, опять делают накид и провязывают его через петлю и накид, после чего в третий раз делают накид и провязывают его через оставшиеся 2 петли на крючке.
- столбик с 3-мя накидами (ему соответствуют 5 петель подъема). Выполняют по принципу двойного столбика, только делают 3 накида и провязывают их последовательно по 2 петли в 4 приема.
- столбик с 4-мя накидами (ему соответствуют 6 петель подъема). Выполняют по принципу двойного столбика, только на крючок набрасывают 4 накида и провязывают их последовательно по 2 петли в 5 приемов.
3. Практическая работа.(Работа в парах,осуществляется взаимоконтроль,взаимопомощь.)
а).Инструктаж (презентация)
б).Вязание основных видов петель:
цепочка воздушных петель;
столбик без накида;
столбик с накидом;
столбик с двумя накидами;
столбик с тремя накидами.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
в).Связать образец по схеме
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
4. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
Как нужно держать крючок?
Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
Что означает номер крючка?
Рефлексия
- Понравился ли вам урок? Чему научились?
5. Итог урока.
Проверка и оценивание выполненной работы учащимися
6. Домашнее задание.
Мы сегодня вязали все по одной схеме. Дома вы должны будете составить свою схему и по ней связать цветок.
Учащиеся приводят в порядок свои рабочие места.
Гильманова Ольга Павловна