Урок физики в 8 классе на тему «Закон Ома для участка цепи»
Этап мотивации к учебной деятельности.
В городе Новомосковск находятся химические и промышленные предприятия: ГРЭС филиала Квадра-«Тульская региональная генерация», ОАО «Кнауф-Гипс», «Аэрозоль Новомосковск», и другие, на которых востребованы профессии электроэнергетик.
Выполните задание: соотнесите профессию и соответствующую ей деятельность.
1.Инженер-электрик |
А. Выполняет наладку объектов электроснабжения промышленного и гражданского строительства |
2.Техник-электрик |
Б. Выявляет и устраняет неисправности в электрооборудовании и электрических цепях |
3.Электромонтажник |
В. Отвечает за работу систем энергоснабжения, энергообеспечения и ремонт промышленного энергооборудования |
4.Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
Г. Выявляет и устраняет неисправности в устройствах электроснабжения |
Ученики сравнивают свои ответы с эталоном на слайде (1В, 2Б,3А,4Г), в процессе диалога обсуждают результат.
Чтобы стать профессиональным электроэнергетиком необходимо владеть качественными знаниями о физических величинах раздела «Электрические явления».
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.
Предлагаю Вам рядом с утверждением указать «Да» или «Нет».
1. Сила тока I равна произведению электрического заряда q, прошедшего через поперечное сечение проводника, и времени его прохождения t. (Нет)
2. Формула напряжения . (Нет)
3. Формула сопротивления (Да)
4. Сила тока 10 мА опасна для человека. Сопротивление тела человека 50 кОм. Напряжение 500 В опасно для человека? Почему? (Да).
Этап постановки проблемы.
Учащиеся аргументируют свои ответы в процессе диалога.
- Вы сможете рассчитать напряжение 500 В? Существует ли связь между силой тока, напряжением и сопротивлением проводника?
Учащиеся пытаются дать ответы на вопросы, но им не хватает знаний.
Проблема: выявить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением проводника и рассчитать напряжение 500 В.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Предлагайте свой план действий по решению проблемы.
Учащиеся высказывают свои предложения. В процессе диалога составляем план действий для групповой деятельности:
- экспериментально установить зависимость силы тока в цепи от напряжения при постоянном сопротивлении;
- экспериментально установить зависимость силы тока в цепи сопротивления при постоянном напряжении.
Этап реализации построенного проекта.
Группы выполняют экспериментальные задания.
1 группа
1.Соберите электрическую цепь по схеме.
2.Заполните таблицу:
№ |
U, В |
I, А |
|
||
|
||
|
3.Постройте график зависимости силы тока от напряжения.
4.Сделайте вывод.
2 группа
1.Соберите электрическую цепь по схеме.
2.Заполните таблицу:
№ |
R, Ом |
I, А |
|
||
|
||
|
3.Постройте график зависимости силы тока от сопротивления.
4.Сделайте вывод.
Этап первичного закрепления во внешней речи.
Представители от групп представляют отчет о деятельности учащихся и о полученных результатах.
В ходе коллективной работы делают общий вывод: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению.
Вы сформулировали закон Ома для участка цепи. Предложите формулу закона.
Учащиеся записывают формулу закона Ома для участка цепи.
Тема урока «Закон Ома для участка цепи». Теперь вы сможете рассчитать напряжение 500 В?
Учащиеся самостоятельно решают задачу с последующей взаимопроверкой.
Дано: |
Решение: 1. Закон Ома для участка цепи: , отсюда Ответ: является опасным для человека. |
? |
Профессии электроэнергетик считаются опасными для жизни, поэтому специалисты соблюдают требования безопасности при работе с током.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Предлагаю каждому выбрать карточку, выполнить задание, высказать свое мнение о компетенциях специалистов электроэнергетики.
Карточка «Инженер-электрик»
Озаглавьте текст. Составьте вопросы к тексту.
Электроэнергетика — это подсистема энергетики, охватывающая производство электроэнергии на электростанциях и её доставку потребителям по линии электропередачи. Центральными её элементами являются электростанции, которые принято классифицировать по виду используемой первичной энергии и виду применяемых для этого преобразователей. Необходимо отметить, что преобладание того или иного вида электростанций в определённом государстве зависит в первую очередь от наличия соответствующих ресурсов. Электроэнергетику принято делить на традиционную и нетрадиционную.
Карточка «Техник-электрик»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
- Определите показания амперметра (0,2 А).
- Начертите схему электрической цепи.
- Изменится ли показание амперметра, если его включить между источником тока и выключателем? (Нет)
Карточка «Электромонтажник»
Решите задачу.
Определите сопротивление вольтметра, рассчитанного на 150 В, если сила тока в нем не должна превышать 10 мА?
Дано: . |
Решение: 1.Закон Ома для участка цепи: , отсюда Ответ: |
? |
Карточка «Электромонтер»
Вставьте пропущенные слова в текст (электропередача, Федор Пироцкий, проводник, ток, электроэнергия).
Линия электропередачи (ЛЭП) - один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи ________ посредством электрического ____. Первый эксперимент по созданию линии электропередачи в нашей стране провел инженер _______. Он в 1874 году предпринял эксперимент по передаче тока, где в качестве ______ были использованы рельсы железной дороги. Сегодня по этому принципу работает метро. В 1891 году Михаил Доливо-Добровольский создал первую линию ________, которую протянул на 170 км.
Учащиеся выполняют задания и сравнивают полученные решения с эталоном.
Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.
Учащиеся публично высказывают свое мнение, о том, какими компетенциями необходимо обладать специалисту в профессии электроэнергетик.
Этап домашнего задания.
§29, упр.29. Задание по желанию: подготовить презентацию «Профессии теплоэнергетик».