Урок занятости в 11 классе «Человек и профессия»
Урок занятости в 11 классе
по теме: «Человек и профессия»
Автор: Саенко Наталья Владимировна
учитель физики МБОУ СОШ№4 с УИОП
Наш девиз: « Пришли, удивили и просветили,
Дорогу в профессии нам осветили!».
Цель урока:
- стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся;
- привлечение внимания молодежи к рабочим профессиям; популяризация «непопулярных», но важных профессий.
Учитель:
Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано. Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах. Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми). Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути. Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности. Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков. Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям. Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей. Для приближения мечты надо много работать, читать, думать. Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного, рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.
Провести анкетирование по вопросам:
1. Какие профессии тебя привлекают?
2. Какие профессии на ваш взгляд кажутся миссионерскими?
3. Почему ты так считаешь?
4. Что ты знаешь об этих профессиях?
5. Рынок труда. Что продают и покупают на этом рынке?
6. Каковы причины безработицы?
7. В чем разница между модой и спросом на профессию?
8. Какую профессию выбрали вы?
Профессиональное самоопределение - это определение себя относительно какой – либо профессии или трудовой деятельности и самореализация в этой сфере.
Профессиональное становление идет постепенно и к концу 11 класса формируется профессиональное стремление и готовность к профессиональной самореализации.
Что такое профессия? Как вы считаете?
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющий обычным источником существования.
Например:врач профессия; хирург специальность; пластический хирург специализация.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это степень готовности к какому – либо виду труда, уровень подготовленности, которые подтверждены определенным документом.
По характеру труда профессии делятся на два вида:
преимущественно физического труда;
преимущественно умственного труда
Человек и профессия — это два взаимосвязанных явления, нормальное взаимодействие которых позитивно и для общества, и для самого человека как индивидуума и профессионала. Наиболее часто применяются на практике две типологии профессий: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.
Типология профессий Е.А. Климова
Климов выделил пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.
Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.
Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.
Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.
Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.
Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.
Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.
А знаете ли вы….
что на рынке труда покупают и продают рабочую силу по схеме: продавец (человек, ищущий работу) товар (знания, опыт работы, личные качества) покупатель (работодатель) ;
что безработица - это социально- экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не может применять свою рабочую силу, уровень безработицы в Батайске составляет 0,76%;
что занятость населения - это деятельность населения, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящих трудовой доход;
что в этом году на рынке города Батайска преобладает спрос на кадры по рабочим специальностям: машинисты кранов, бетонщики, водители, плиточники, плотники, прорабы, слесари, токари, фрезеровщики;
что часто выбираемыми стали профессии: юрист, экономист, программист, менеджер, парикмахер, повар, медсестра, дизайнер.
Профессия как род занятий человека, нормативно регламентированный социальными; юридическими и техническими правилами исполнения, реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания исполнителя. Этот род занятий появляется в разных сферах (идеологической, общественной, производственной, экономической, потребительской, законодательной и др.) в связи с закономерностями развития общества (научно-техническим прогрессом, культурой, экономикой и т.п.) и потребностью социума, его духовным, интеллектуальным и потребительским спросом. Профессия как объективная реальность «оживает» только в профессиональной деятельности, исполняемой человеком; в то же время, осваивая профессию, человек познает себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жизненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность.
Человек начинает думать о том, кем он будет в разные периоды своей жизни. Уже у детей дошкольного возраста появляется мечта быть каким-то специалистом (милиционером, шофером, летчиком, художником, артистом, доктором, поваром и т.п.). В школьном возрасте наступает осмысление собственного будущего «в мире профессий», а при завершении школьного обучения возникает потребность осознания кем быть, появляются вопросы: что я могу? чего хочу? что знаю? где учиться? Но это все прелюдия к сложному, длительному, трудно прогнозируемому пути в профессию. Настоящая «жизнь» в профессии начинается с того самого момента, когда человек становится «проводником» профессии, т.е. активным деятелем, созидателем социальных ценностей. Жизнь человека — духовная и физическая — ее ценность, богатство и сохранность в большей мере связана с успешной «жизнью» в профессии.
Итак, давайте выработаем основные правила для успешного поиска жизненного пути
ПРАВИЛО № 1 «НАДО УМЕТЬ МЕЧТАТЬ»
Мечты провоцируют желание. Желание даёт необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.
ПРАВИЛО №2 «УМЕЙТЕ БЫСТРО ВЫБИРАТЬ»
Мир не приостановится в своём развитии, чтобы дать возможность оглядеться, присмотреться – наш век – век стремительных скоростей и быстрых решений.
ПРАВИЛО №3 «ТОЛЬКО ВПЕРЁД»
Не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства.
ПРАВИЛО №4 «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
К ошибкам, возникающим при выборе профессии, относятся: увлечение внешней или частной стороной профессии; выбор «за компанию» с друзьями; неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.; незнание пути получения профессии; неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора; перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии; отождествление школьного учебного предмета с профессией; устарелое представление о характере труда в сфере материального производства; неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.); предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые иногда считаются непрестижными («дворник», «уборщица» и др.). И закончить свой урок занятости следующим стихотворением:
Мы повзрослели очень быстро,
Жизнь пронеслась за нами вскачь.
Но выбирать настало время-
Не знаем, кем хотим мы стать хоть, плачь!
Мы быть хотим полезны людям,
Найти работу нам бы по душе.
И пусть тогда родные судят,
Что повезло с профессией и мне!
В веселья час и в час разлуки,
Мне б нужным человеком стать.
И лишь профессию такую,
По жизни мне бы надо выбирать!
Томас Карлей сказал:
«Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным».
Так пусть вам повезет и пусть всегда в выборе профессии вам «дует попутный ветер».