Программа элективного курса «Человек и профессия» (9 класс)

5
0
Материал опубликован 21 April 2016 в группе

Программа курса по выбору

Человек и профессия

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 15-16 лет

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы курса «Человек и профессия» авторов – составителей Л.Н.Бобровской, О.Ю.Просихиной, Е.А.Сапрыкиной.

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

обучить планированию профессиональной карьеры.

Курс предназначен для учащихся 9 класса, включает в себя 17 часов, из них 1 час- проектной деятельности.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные; групповые;

практикумы;

профориентационные и ролевые игры

экскурсии в учебные заведения Приволжского района

Формы контроля ЗУН:

наблюдение;

беседа;

практикум;

проектная деятельность

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы)

Содержание курса «Человек и профессия»

I. Введение (1 час)

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

определение понятия «личный профессиональный план»;

роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

перечислять основные разделы программы курса;

составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности (2 часа)

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

определения понятий «память», «внимание»;

виды памяти и внимания;

качества внимания;

определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;

определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;

виды мышления;

формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;

основные операции мышления;

основные качества мышления;

определение понятия «способности»;

основные виды способностей;

особенности интеллектуальной сферы;

типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

называть основные процессы памяти;

перечислять основные виды памяти;

указывать отличительные особенности различных видов памяти;

определять особенности своей памяти;

перечислять основные приемы и методы запоминания;

перечислять основные качества и виды внимания;

объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

определять особенности своего внимания;

объяснять, как происходит познание окружающего мира;

перечислять формы чувственного познания;

перечислять типы мышления;

определять свой преобладающий тип мышления;

называть формы логического мышления и определять их сущность;

перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;

определять тип своего интеллекта;

объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

III. Психология личности (3 часа)

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Учащиеся должны знать:

определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;

типы нервной системы;

типы темперамента;

определение понятия «потребности»;

виды потребностей;

особенности делового общения;

определение понятия «конфликт»;

пути предотвращения и разрешения конфликтов;

особенности своей личности;

определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

называть типы нервной системы и их различия;

определять свой тип нервной системы;

выявлять свой ведущий тип темперамента;

определять наиболее типичные черты своего характера;

исследовать формы проявления характера;

выявлять уровень самооценки;

называть отличительные признаки видов мотивации;

использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;

проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

называть различные виды потребностей;

указывать основные признаки делового общения;

перечислять способы разрешения конфликтов;

определять свой уровень конфликтности;

объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий (4 часа)

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

выявлять тип своей будущей профессии;

определять свои профессиональные предпочтения;

выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

V. Профессиональное самоопределение (5 часов)

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

виды профпригодности;

компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

называть мотивационные факторы выбора профессии;

называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере (1 час)

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

указывать отличительные признаки различных видов карьеры;

высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;

определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

VII. Обобщение (1 час)

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»

Тематический план

№ п\п

Наименование тем

 

I

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

1.1

Введение

 

II

Познавательные процессы и способности личности

2

2.1

Познавательные процессы

1

2.2

Способности. Виды способностей. Условия развития способностей

1

III

Психология личности

3

3.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

1

3.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.

1

3.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

1

IV

Мир профессий

4

4.1

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

1

4.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

4.3

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система»

1

4.4

Характеристика профессий типа «человек – природа», «человек – художественный образ»

1

V

Профессиональное самоопределение

5

5.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

1

5.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

1

5.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

5.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»

1

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

1

VI

Подготовка к будущей карьере

1

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

1

VII

Обобщение

1

7.1

Построение личного профессионального плана. Зачёт

1

 

ИТОГО:

17

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

психологические особенности личности;

самоопределение;

профессиональные интересы и склонности, способности;

классификация, типы и подтипы профессий;

профессиограмма;

профессиональная пригодность;

проектирование профессионального жизненного пути;

карьера, виды карьеры;

личный профессиональный план;

общение;

самооценка;

профпригодность;

компенсация способностей;

рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

раскрывать психологические особенности своей личности;

выявлять свои способности и профессиональные интересы;

определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

работать с профессиограммами;

ориентироваться в типах и подтипах профессий;

составлять личный профессиональный план;

проектировать свою профессиональную карьеру.

Учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:

программа элективного курса «Человек и профессия»;

методическое пособие для учителя «Человек и профессия». Авт. –составитель.: Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А.Сапрыкина; под ред Н.Н. Рождественской. -2-е изд.; доп. – М.: Глобус, 2008. – 101 стр. – (Профильная школа)

Электронное сопровождение курса «Человек и профессия

Тематическое планирование

пп

Тема, общее количество часов

Тема урока

Тип урока, его форма

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки (результат)

Дата проведения

план

факт

1

Введение

(1 час)

1.Предмет и задачи курса

Урок изучения нового материала. Лекция с элементами беседы

Роль профессионального самоопределения. Понятие и построение личного профессионального плана.

Знать:

-роль профессионального самоопределения

-основные разделы программы курса

-понятие личного профессионального плана

Основные элементы личного профессионального плана

Уметь:

-обосновывать важность выбора профессии в жизни человека

-называть основные проблемы при выборе профессии

-составлять личный профессиональный план

8.09

 

2

Познавательные процессы и способности личности

(2 часа)

2.Познавательные процессы

Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы

Память, процессы памяти, виды памяти. Внимание, качество внимания, виды внимания, особенности внимания личности. Мышление, типы мышления, формы логического мышления, основные операции и качества мышления. Особенности интеллектуальной сферы, интеллект, типы интеллекта

Знать:

-определение основных познавательных процессов;

-виды, типы и особенности познавательных процессов

Уметь:

-использовать приемы познавательных процессов в конкретных ситуациях

22.09

 

3. Способности личности

Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей

Знать:

-понятие «способности»

-виды способностей

-разновидности специальных способностей

-условия развития специальных способностей

Уметь:

-объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности

6.10

 

3

Психология личности

(3 часа)

4.Типя нервной системы. Темперамент. Характер и самооценка

Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы и выполнением практических заданий.

Нервная система человека. Типы нервной системы. Темперамент и его типы. Характер и его виды. Самооценка. Выявление уровня самооценки

Знать:

- определение понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»

-типы нервной системы и их различия

-типы темперамента

-виды черт характера

Уметь:

-характеризовать типы темперамента, свой тип нервной системы

-выявлять свой тип темперамента

-соотносить поведение человека с его чертами характера

-выявлять уровень собственной самооценки

20.10

 

5.Самоопределение личности. Мотивационная сфера. Потребности и их виды

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребности.

Знать:

-определения понятий «самоопределение личности», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность»

-виды самоопределения и потребностей

Уметь:

-называть свои ценностные ориентиры

-выявлять свои мотивы в получении будущей профессии

Определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений

10.11

 

6.Общение. Конфликты. Способы разрешения конфликтов

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий

Общение. Способность к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

Знать:

-определение понятий «общение», «деловое общение», «конфликт»

-признаки делового общения

-виды конфликтов

-способы разрешения конфликтов

Уметь:

-определять уровень собственной общительности

-использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях

- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях

24.11

 

4

Мир профессий

(4 часа)актктировать нфликтных ситуацияхлих ситуациях

профессиональных предпочтенийсиональной деятельности

7.Профессия, специальность, специализация, квалификация. Характеристика труда

Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы

Этапы профессионального самоопределения. Профессия, специальность, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

Знать:

-определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда»

-этапы профессионального самоопределения

Уметь:

-соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии

-приводить примеры и устанавливать взаимосвязи между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

-приводить примеры и устанавливать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий

8.12

 
   

8.Классификация профессий. Формула профессии. Профессиограмма. Типы профессий. Матрица выбора профессий

Урок усвоения новых знаний. Беседа, практическая работа

Классификация профессий. Цели труда, орудия труда. Формула профессии. Профессиограмма. Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессий. Матрица выбора профессий. Выявление профессиональных предпочтений учащихся

Знать:

- определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «профессиограмма»

- основные типы профессий

Ведущий предмет труда каждой профессии

Уметь:

-объяснять суть понятий темы

-составлять формулу профессии

- пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии

- определять профессии, наиболее близкие своим интересам

22.12

 
   

9.Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система»

Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система». Подтипы этих профессий. Профессионально важные качества (ПВК) профессий этих типов

Знать

- характеристику профессий разных типов

-подтипы этих профессий

-определение понятия «профессионально важные качества»

- ПВК профессий этих типов

Уметь

-приводить примеры, указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях разных типов

12.01

 
   

10.Характеристика профессий типа «человек – природа», «человек – художественный образ»

Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа

Характеристика профессий типа «человек – природа», «человек – художественный образ». Подтипы этих профессий. Профессионально важные качества (ПВК) профессий этих типов

Знать

- характеристику профессий разных типов

-подтипы этих профессий

- ПВК профессий этих типов

Уметь

-приводить примеры, указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях разных типов

26.01

 

5

Профессиональное самоопределение

(5 часов)

11.Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

Урок усвоения новых знаний. Беседа с выполнением практических заданий

Понятия «склонность», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной деятельности

Знать

- определения понятий «склонность», «интересы».

Уметь

- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной деятельности

9.02

 

12.Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

Урок усвоения новых знаний. Беседа с выполнением практических заданий

Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность

Знать

- определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».

-виды профессиональной пригодности, их сущность

Уметь

- пояснять сущность видов профессиональной пригодности

16.02

 

13. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

Урок усвоения новых навыков и умений. Деловая игра

Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах. Компоненты и субъекты ранка труда.

Знать:

-определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ»

- компоненты и субъекты ранка труда.

Уметь

- аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда

2.03

 

14. Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»

Урок обобщения и систематизации новых знаний. Решение ситуационных задач

Взаимосвязь содержания «хочу» – «могу» – «надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.

Знать

- взаимосвязь содержания «хочу» – «могу» – «надо» » и их роль в оптимальном выборе профессии.

Уметь

- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда

16.03

 

15.Мотивационные факторы выбора профессии.

Урок обобщение и систематизации знаний. Семинар.

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

Знать

- мотивационные факторы выбора профессии

Уметь

- называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии

6.04

 

6

Подготовка к будущей профессии

(2 часа)

16. Понятие карьеры. Виды карьеры. Профессиональный рост

Урок усвоения новых знаний. Беседа с выполнением практических заданий

Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера» и «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры. Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость профессионального роста.

Знать

-определение понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка» и «внешняя оценка»

- отличительные признаки разных видов карьеры

Уметь

-проектировать варианты своей будущей карьеры

-давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры

-обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры

20.04

 

17. Построение личного профессионального плана.

Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика

Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ ЛПП, построенного в начале курса и нового

Уметь

-провести сравнительный анализ ЛПП

-делать выводы о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии

18.05

 

Список литературы

  1. Климов Е.А. Как выбрать профессию/ Е.А. Климов.- М., Просвещение, 1990
  2. Критерии и показатели готовности школьника к профессиональному самоопределению / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкина. – М., 1997
  3. Мир профессий. – М., 1988
  4. Прошицкая Е.Н. Выбирай профессию / Е.Н. Прошицкая. М., Просвещение, 1991
  5. Прошицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии / Е.Н. Прошицкая. М., Просвещение, 1996
  6. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников / С.Н. Чистякова. – М., 2003
  7. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / под ред. Е. Ананьевой, В. Белоусовой. М.: Аванта, 2003
Комментарии
Комментариев пока нет.