Программа курса по выбору
Человек и профессия
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы курса «Человек и профессия» авторов – составителей Л.Н.Бобровской, О.Ю.Просихиной, Е.А.Сапрыкиной.
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры.
Курс предназначен для учащихся 9 класса, включает в себя 17 часов, из них 1 час- проектной деятельности.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные; групповые;
практикумы;
профориентационные и ролевые игры
экскурсии в учебные заведения Приволжского района
Формы контроля ЗУН:
наблюдение;
беседа;
практикум;
проектная деятельность
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы)
Содержание курса «Человек и профессия»
I. Введение (1 час)
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план»;
роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
перечислять основные разделы программы курса;
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности (2 часа)
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «память», «внимание»;
виды памяти и внимания;
качества внимания;
определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
виды мышления;
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
основные операции мышления;
основные качества мышления;
определение понятия «способности»;
основные виды способностей;
особенности интеллектуальной сферы;
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
называть основные процессы памяти;
перечислять основные виды памяти;
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
определять особенности своей памяти;
перечислять основные приемы и методы запоминания;
перечислять основные качества и виды внимания;
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
определять особенности своего внимания;
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
перечислять формы чувственного познания;
перечислять типы мышления;
определять свой преобладающий тип мышления;
называть формы логического мышления и определять их сущность;
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
определять тип своего интеллекта;
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности (3 часа)
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
типы нервной системы;
типы темперамента;
определение понятия «потребности»;
виды потребностей;
особенности делового общения;
определение понятия «конфликт»;
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности;
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
называть типы нервной системы и их различия;
определять свой тип нервной системы;
выявлять свой ведущий тип темперамента;
определять наиболее типичные черты своего характера;
исследовать формы проявления характера;
выявлять уровень самооценки;
называть отличительные признаки видов мотивации;
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
называть различные виды потребностей;
указывать основные признаки делового общения;
перечислять способы разрешения конфликтов;
определять свой уровень конфликтности;
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий (4 часа)
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
выявлять тип своей будущей профессии;
определять свои профессиональные предпочтения;
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение (5 часов)
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
виды профпригодности;
компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
называть мотивационные факторы выбора профессии;
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере (1 час)
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение (1 час)
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»
Тематический план
№ п\п |
Наименование тем |
|
I |
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана |
1 |
1.1 |
Введение |
|
II |
Познавательные процессы и способности личности |
2 |
2.1 |
Познавательные процессы |
1 |
2.2 |
Способности. Виды способностей. Условия развития способностей |
1 |
III |
Психология личности |
3 |
3.1 |
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. |
1 |
3.2 |
Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. |
1 |
3.3 |
Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. |
1 |
IV |
Мир профессий |
4 |
4.1 |
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда |
1 |
4.2 |
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессий |
1 |
4.3 |
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система» |
1 |
4.4 |
Характеристика профессий типа «человек – природа», «человек – художественный образ» |
1 |
V |
Профессиональное самоопределение |
5 |
5.1 |
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») |
1 |
5.2 |
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей |
1 |
5.3 |
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») |
1 |
5.4 |
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» |
1 |
5.5 |
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии |
1 |
VI |
Подготовка к будущей карьере |
1 |
6.1 |
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования |
1 |
VII |
Обобщение |
1 |
7.1 |
Построение личного профессионального плана. Зачёт |
1 |
ИТОГО: |
17 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, виды карьеры;
личный профессиональный план;
общение;
самооценка;
профпригодность;
компенсация способностей;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
работать с профессиограммами;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план;
проектировать свою профессиональную карьеру.
Учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:
программа элективного курса «Человек и профессия»;
методическое пособие для учителя «Человек и профессия». Авт. –составитель.: Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А.Сапрыкина; под ред Н.Н. Рождественской. -2-е изд.; доп. – М.: Глобус, 2008. – 101 стр. – (Профильная школа)
Электронное сопровождение курса «Человек и профессия
Тематическое планирование
№ пп |
Тема, общее количество часов |
Тема урока |
Тип урока, его форма |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки (результат) |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||
1 |
Введение (1 час) |
1.Предмет и задачи курса |
Урок изучения нового материала. Лекция с элементами беседы |
Роль профессионального самоопределения. Понятие и построение личного профессионального плана. |
Знать: -роль профессионального самоопределения -основные разделы программы курса -понятие личного профессионального плана Основные элементы личного профессионального плана Уметь: -обосновывать важность выбора профессии в жизни человека -называть основные проблемы при выборе профессии -составлять личный профессиональный план |
8.09 |
|
2 |
Познавательные процессы и способности личности (2 часа) |
2.Познавательные процессы |
Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы |
Память, процессы памяти, виды памяти. Внимание, качество внимания, виды внимания, особенности внимания личности. Мышление, типы мышления, формы логического мышления, основные операции и качества мышления. Особенности интеллектуальной сферы, интеллект, типы интеллекта |
Знать: -определение основных познавательных процессов; -виды, типы и особенности познавательных процессов Уметь: -использовать приемы познавательных процессов в конкретных ситуациях |
22.09 |
|
3. Способности личности |
Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач |
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей |
Знать: -понятие «способности» -виды способностей -разновидности специальных способностей -условия развития специальных способностей Уметь: -объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности |
6.10 |
|||
3 |
Психология личности (3 часа) |
4.Типя нервной системы. Темперамент. Характер и самооценка |
Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы и выполнением практических заданий. |
Нервная система человека. Типы нервной системы. Темперамент и его типы. Характер и его виды. Самооценка. Выявление уровня самооценки |
Знать: - определение понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка» -типы нервной системы и их различия -типы темперамента -виды черт характера Уметь: -характеризовать типы темперамента, свой тип нервной системы -выявлять свой тип темперамента -соотносить поведение человека с его чертами характера -выявлять уровень собственной самооценки |
20.10 |
|
5.Самоопределение личности. Мотивационная сфера. Потребности и их виды |
Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий |
Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребности. |
Знать: -определения понятий «самоопределение личности», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность» -виды самоопределения и потребностей Уметь: -называть свои ценностные ориентиры -выявлять свои мотивы в получении будущей профессии Определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений |
10.11 |
|||
6.Общение. Конфликты. Способы разрешения конфликтов |
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий |
Общение. Способность к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов |
Знать: -определение понятий «общение», «деловое общение», «конфликт» -признаки делового общения -виды конфликтов -способы разрешения конфликтов Уметь: -определять уровень собственной общительности -использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях - проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях |
24.11 |
|||
4 |
Мир профессий (4 часа)актктировать нфликтных ситуацияхлих ситуациях профессиональных предпочтенийсиональной деятельности |
7.Профессия, специальность, специализация, квалификация. Характеристика труда |
Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы |
Этапы профессионального самоопределения. Профессия, специальность, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда |
Знать: -определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда» -этапы профессионального самоопределения Уметь: -соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии -приводить примеры и устанавливать взаимосвязи между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» -приводить примеры и устанавливать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий |
8.12 |
|
8.Классификация профессий. Формула профессии. Профессиограмма. Типы профессий. Матрица выбора профессий |
Урок усвоения новых знаний. Беседа, практическая работа |
Классификация профессий. Цели труда, орудия труда. Формула профессии. Профессиограмма. Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессий. Матрица выбора профессий. Выявление профессиональных предпочтений учащихся |
Знать: - определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «профессиограмма» - основные типы профессий Ведущий предмет труда каждой профессии Уметь: -объяснять суть понятий темы -составлять формулу профессии - пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии - определять профессии, наиболее близкие своим интересам |
22.12 |
|||
9.Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система» |
Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа |
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система». Подтипы этих профессий. Профессионально важные качества (ПВК) профессий этих типов |
Знать - характеристику профессий разных типов -подтипы этих профессий -определение понятия «профессионально важные качества» - ПВК профессий этих типов Уметь -приводить примеры, указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях разных типов |
12.01 |
|||
10.Характеристика профессий типа «человек – природа», «человек – художественный образ» |
Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа |
Характеристика профессий типа «человек – природа», «человек – художественный образ». Подтипы этих профессий. Профессионально важные качества (ПВК) профессий этих типов |
Знать - характеристику профессий разных типов -подтипы этих профессий - ПВК профессий этих типов Уметь -приводить примеры, указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях разных типов |
26.01 |
|||
5 |
Профессиональное самоопределение (5 часов) |
11.Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») |
Урок усвоения новых знаний. Беседа с выполнением практических заданий |
Понятия «склонность», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной деятельности |
Знать - определения понятий «склонность», «интересы». Уметь - выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной деятельности |
9.02 |
|
12.Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). |
Урок усвоения новых знаний. Беседа с выполнением практических заданий |
Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность |
Знать - определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». -виды профессиональной пригодности, их сущность Уметь - пояснять сущность видов профессиональной пригодности |
16.02 |
|||
13. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») |
Урок усвоения новых навыков и умений. Деловая игра |
Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах. Компоненты и субъекты ранка труда. |
Знать: -определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ» - компоненты и субъекты ранка труда. Уметь - аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда |
2.03 |
|||
14. Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» |
Урок обобщения и систематизации новых знаний. Решение ситуационных задач |
Взаимосвязь содержания «хочу» – «могу» – «надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. |
Знать - взаимосвязь содержания «хочу» – «могу» – «надо» » и их роль в оптимальном выборе профессии. Уметь - адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда |
16.03 |
|||
15.Мотивационные факторы выбора профессии. |
Урок обобщение и систематизации знаний. Семинар. |
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии |
Знать - мотивационные факторы выбора профессии Уметь - называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии |
6.04 |
|||
6 |
Подготовка к будущей профессии (2 часа) |
16. Понятие карьеры. Виды карьеры. Профессиональный рост |
Урок усвоения новых знаний. Беседа с выполнением практических заданий |
Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера» и «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры. Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость профессионального роста. |
Знать -определение понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка» и «внешняя оценка» - отличительные признаки разных видов карьеры Уметь -проектировать варианты своей будущей карьеры -давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры -обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры |
20.04 |
|
17. Построение личного профессионального плана. |
Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика |
Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ ЛПП, построенного в начале курса и нового |
Уметь -провести сравнительный анализ ЛПП -делать выводы о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии |
18.05 |
Список литературы
- Климов Е.А. Как выбрать профессию/ Е.А. Климов.- М., Просвещение, 1990
- Критерии и показатели готовности школьника к профессиональному самоопределению / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкина. – М., 1997
- Мир профессий. – М., 1988
- Прошицкая Е.Н. Выбирай профессию / Е.Н. Прошицкая. М., Просвещение, 1991
- Прошицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии / Е.Н. Прошицкая. М., Просвещение, 1996
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников / С.Н. Чистякова. – М., 2003
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии / под ред. Е. Ананьевой, В. Белоусовой. М.: Аванта, 2003