Урок по праву на тему «Трудоустройство и занятость» (11 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Ф.И.О. |
Панин Максим Владимирович |
Предмет |
Право |
Класс |
11 |
Тема урока |
Трудоустройство и занятость. |
Тип урока |
Комбинированный |
Целевая установка урока, задачи |
Образовательные: Способствовать формированию у учащихся знаний о трудовом договоре, условиях трудового договора, порядке и условиях расторжения трудового договора, о рабочем времени и времени отдыха, заработной плате. |
Развивающие: Создать условия для развития у учащихся умения отбирать информацию необходимую для составления схем и таблиц. |
|
Воспитательные: Анализируя ситуации связанные с нарушением правил заключения и расторжения трудового договора, создать условия для понимания у учащихся важности заключения трудового договора при трудоустройстве. |
|
Планируемые результаты |
Личностные: 1) способствовать формированию уважительного отношения к мнению и мировоззрению другого человека. 2) способствовать развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. |
Метапредметные: 1) Способствовать развитию умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 2) Способствовать развитию умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 3) Способствовать развитию умений работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
|
Предметные: Знать 1) Понятие трудового договора. 2) Условия трудового договора. 3) Порядок и условия расторжения трудового договора. Уметь 1) Составлять сравнительную таблицу «Трудовой и гражданско-правовой договор » 2) Составлять схему «Виды трудового договора» |
|
Основные понятия |
Трудовой договор, заработная плата, рабочее время, время отдыха |
Ресурсы |
Право: Учеб.. для общеобразоват. учреждений.; Профил. уровень / А.И. Матвеев, В.Н. Кудрявцев, Е.Б. Абросимова и др. Под ред.Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение. 2008- 283с. Презентация по теме: «Трудоустройство и занятость..». ТК РФ |
Технология |
Проблемно-диалоговая |
Ход урока |
Дидактическая |
Содержание и деятельность учителя |
|
Планируемые результаты |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||
1.Организационный момент Время:1 минута |
Приветствует учеников. Проверяет присутствующих в классе |
Приветствуют учителя, готовят необходимы к уроку материал. |
|||
2. Проверка домашнего задания Время: 7 минут |
Раздает карточки с вопросами для учеников. (Образец карточки в конце конспекта) Вопрос№1 Каким НПА регулируются взаимоотношения между работником и работодателем? Вопрос№2 Назовите две разновидности труда. Вопрос№3 Дайте определение трудовым отношениям. Вопрос№4 С какого возраста можно вступать в трудовые отношения? Вопрос№5 Назовите виды работодателей Вопром№6 Назовите уровни социального партнерства Вопрос№7 Дайте определение понятию коллективный договор Вопрос№8 На какой срок заключается коллективный договор? |
Отвечают на вопросы учителя письменно в тетради, Вопрос№1 ТК РФ Вопрос№2 1) Самостоятельный (Труд собственников) 2) Наемный Вопрос№3 Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Вопрос№4 С 16 лет Вопрос№5 Физические и юридические лица Вопрос№6 1. Федеральный уровень. 2. Межрегиональный уровень 3. региональный уровень 4. Отраслевой уровень 5. Территориально уровень 6. Уровень организации Вопрос№7 Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Вопрос№8 Не более 3-х лет. После выполнения задания ученики обмениваются тетрадями и самостоятельно проверяют друг друга и ставят оценки. |
Формирование ответственного отношения к выполнению домашнего задания. |
Умение грамотно выражать свои мысли в письменной форме |
Знать 1. Каким кодексом регулируются отношения между работником и работодателем. 2. Разновидности труда 3. Возраст вступления в трудовые отношения 4. Виды работодателей 5. Уровни социального партнерства 6. Срок заключения коллективного договора Уметь 1) Давать определение понятию трудовые отношения 2) Давать определения понятию коллективный договор. |
3.Актуализация (проблемно-мотивационный этап) Время: 3 минуты |
- Итак, ребята, на предыдущем уроке Мы говорили с вами о трудовых правоотношениях, узнали с вами о том, что труд бывает самостоятельный и наемный, разобрали правовой статус работника и работодателя, а также поговорили о коллективном договоре. Сегодня мы продолжим с вами говорить о трудовых отношениях. Давайте обратим внимание на изображения, которые представлены на слайде. Как вы думаете, Что хочет сделать молодой человек, изображенный на первом изображении? - Верно. - А после того, как он устроиться на работу на какой статус он поменяет статус безработного? Правильно. Давайте откроем тетради и запишем в тетрадь тему урока: «Трудоустройство и занятость» |
Ответ учеников: Устроиться на работу. Ответ учеников: Он станет занятым. Записывают в тетрадь: «Трудоустройство и занятость». |
Формирование ответственного отношения к предстоящему уроку. Принятие целей урока |
Готовность организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в процессе изучения новой темы. |
|
4.Изучение нового материала Время:22 |
- Итак, как вы помните согласно ст. 37 Конституции РФ руд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд у нас в стране запрещен. Поэтому большинство граждан нашей страны реализуют принцип свободы труда путем заключения трудового договора. Давайте запишем себе в тетрадь определение понятия трудовой договор. Трудовой договор- это соглашение между работником и работодателем, по которому стороны имеют взаимные права и обязанности, определяющие содержание договора. Наиболее громоздкая формулировка содержится в ст. 56 ТК РФ - Прежде, чем мы с вами будем говорить о самом трудовом договоре, необходимо несколько слов сказать о том, какое место занимает трудовой договор в трудовом кодексе. Для этого я заранее дал задание вашему однокласснику подготовить сообщение о месте трудового договора в ТК РФ. - Хорошо, большое спасибо. Как мы видим Трудовом кодексе содержится достаточно подробная информация, касающаяся темы трудового договора. Для того, чтобы мы могли с вами найти эту информацию давайте запишем следующую информацию в тетрадь: Нормы, касающиеся трудового договора содержатся в III разделе ТК РФ. - Итак, содержание договора представляют собой некую совокупность условий по которым работнику и работодателю необходимо договориться. Обратите внимание на экран и перечертите изображенную там схему. (Схема находится в презентации) Итак, согласно схеме условия договора подразделяются на обязательные и дополнительные. Давайте вместе с вами попробуем предположить какие условия мы можем считать обязательными? Иными словами что для вас было бы существенным и о чем вы бы в первую очередь начале договариваться с работодателем или работником? Итак какими будут ваши предположения? - Верно. Давайте добавим в нашу схему, там, где обязательные условия следующую информацию: Место работы, трудовая функция, условия оплаты труда, режим труда и отдыха и др. Теперь давайте напишем пару примеров дополнительных условий договора.: об испытании при приеме на работу, об неразглашении охраняемой законом тайне. - Если стороны договорились об этих условиях, то их необходимо соблюдать. Важно, чтобы данные условия не ухудшали положение работника и соответствовало НПА всех уровней от федерального, до локального. По соглашению в трудовой договор могут включаться права и обязанности работников и работодателей. Но их исполнение обязательно даже если они не отмечены в трудовом договоре. - Трудовой договор следует отмечать от гражданско- правового договора. Чтобы лучше разобраться в данном вопросе я предлагаю вам самостоятельно заполнить следующую таблицу, используя текст учебника на стр 118. (Образец таблицы находится в конце конспекта и в презентации) -Теперь давайте посмотрим на образцы трудового договора и гражданско-правового договора. (Образцы договоров находятся в конце конспекта)
Трудовой договор заключается в письменной форме в 2-х экземплярах. Один остается у работодателя, второй- у работника. Давайте отметим это в тетради. При трудоустройстве работник обязан предоставить работодателю определенный пакет документов, необходимый при приеме на работу. Давайте отметим этот перечень у себя в тетради: 1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. 2. Трудовую книжку ( за исключением, если трудовой договор заключается впервые или работа по совместительству) 3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования 4. Документ об образовании 5. Документ воинского учета Также законодательством установлено, что с учетом специфики той или иной работы, работодатель может потребовать дополнительные документы. Например, медицинская книжка для педагогических работников и справка об отсутствии судимости. - при трудоустройстве на работы вы можете столкнуться с отказом, но согласно ст. 64 ТК РФ, необоснованные отказ запрещён. Отказ может быть связан только с деловыми качествами работника и не в коем случае не может быть связан с полом, расы, цвета кожи и т.д. По требованию работника работодатель обязан в письменной форме уведомить о причине отказа. - Теперь несколько слов скажем о видах трудовых договоров. Ваша задача открыть учебник на 120стр. и составьте схему виды трудового договора, Самостоятельно подобрав критерий для классификации. (Образец схемы находится в конце конспекта и в презентации) Можно назвать и иные виды трудового договора: договор с лицами работающими вахтовым методом, с работодателями- физическими лицами и др. Некоторые особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников закреплены в разделе XII ТК РФ. Следующие о чем мы с вами будем сегодня говорить – это перевод на другую работу. - Итак, что же такое перевод. Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника. Давайте запишем это определение в тетрадь. - не считается переводом и не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение работы на другом механизме, если это не влечет за собой изменения условий трудового договора. Однако, по инициативе работника могут быть внесены изменения в трудовой договор, но они не могут касаться трудовой функции работника. Об этих изменениях работодатель обязан уведомить не позднее, че за 2 месяца. Обязательным для работника является временный перевод на другую работу по инициативе работодателя при условии опасности жизни и здоровья. (ЧС др.) - Теперь нам предстоит поговорить о прекращении действия трудового договора. Для всех работников действуют общие основания прекращения трудового договора, которые отражены в ст. 77 ТК РФ. - Давайте запишем некоторые из них: 1) соглашение сторон 2) истечение срока трудового договора 3) расторжение трудового договора по инициативе работника 4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя 5) см. ст. 77 ТК РФ - При увольнении по собственному желанию работник обязан уведомить работодателя за 2 недели. Лица до 18 лет могут быть уволены по инициативе работодателя в случае согласия комиссии инспекции труда и по делам несовершеннолетних. Увольнение беременных допускает в случае ликвидации организации. - Если работник уволен с работы по уважительной причине у него может возникнуть право на выходное пособие. Его размер зависит от оснований увольнения. Запись о дате и основании увольнения в обязательном порядке делается в трудовой книжке. - Теперь поговорим о рабочем времени. - Итак, Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Давайте отметим у себя в тетради данное определение. - Рабочее время подразделяется на нормальное (40 часов в неделю), Сокращенное (в зависимости от возраста и вида работы). Например у медиков 39 часов, у педагогов – 36 часов в неделю. В возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю. И неполное рабочее время (по соглашению сторон) Давайте начертим в тетрадь следующую схему: (Схема находится в конце конспекта и в презентации) Учет рабочего время ведет работодатель. Он может быть поденный, когда работник работает одинаковое количество часов каждый день, недельный, когда работает одинаковое количество часов каждую неделю и суммированный (месяц, квартал, но не более года). Работа по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего время называется сверхурочной и не могут быть более 4 часов в течении 2-х дней и 120 часов в год. Теперь поговорим о времени отдыха. - Время отдыха - Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Давайте запишем это определение к себе в тетрадь - Оно бывает следующих видов: 1. Перерыв течении рабочего дня (смены) (от 30 минут – до 2 часов). 2. Ежедневный (междусменный) отдых (устанавливается между графиками смены, как правило 12-16 часов) 3. Выходные дни, при 5- дневной рабочей неделе – 2 дня. При 6- дневной – 1 день. 4. Нерабочие праздничные дни 5. Отпуск (для всех – 28 календарных дней). Есть различия между разными категориями работников. Например педагоги – 56 дней. Давайте отметим их в тетради. - Следующий момент, на который нам с вами необходимо обратить внимание – это заработная плата. Давайте запишем определении в тетрадь: Заработная плата- это вознаграждение за труд. (Ст. 129 ТК РФ) Система оплаты труда устанавливаются коллективным договором и иными локальными нормативно- правовыми актами. ТК РФ устанавливает основные государственные гарантии по оплате труда работников. З/ П работника не может быть меньше МРОТ, который устанавливается федеральным законодательством. Сегодня Правительство РФ планирует установить его в размере 11 000 рублей. Допускается как наличное так и безналичное начисление 3/п. За задержку з/п и ее невыплату работодателю грозит ответственность вплоть до уголовной.
|
Записывают в тетрадь: Трудовой договор- это соглашение между работником и работодателем, по которому стороны имеют взаимные права и обязанности, определяющие содержание договора. (Ст. 56 ТК РФ) Сообщение ученика: Информация о трудовом договоре содержится в III разделе ТК РФ. В данном разделе трудовому договору отведены следующие главы: 10 глава, в ней содержится информация о понятии и сторонах трудового договора, его сроках и содержании, о работе по совместительству, а также о вступлении в силу трудового договора. Глава 11 полностью посвящена заключению трудового договора. В ней можно найти информацию, о возрасте заключения трудового договора, гарантиях при его заключении, необходимых документах, о испытаниях при приеме на работу. Глава 12 содержит информации об изменении трудового договора Глава 13 посвящена прекращению действия трудового договора. В ней содержится информация об условиях и порядке прекращения трудового.
Записывают в тетрадь: Нормы, касающиеся трудового договора содержатся в III разделе ТК РФ. Перечерчивают схему в тетрадь. Ответы учеников: Место работы, заработная плата, отпуск, обед и т.д. Записывают в схему: Место работы, трудовая функция, условия оплаты труда, режим труда и отдыха и др. Записывают в схему: Об испытании при приеме на работу, об неразглашении охраняемой законом тайне. Заполняют таблицу (Образец заполненной таблицы находится в конце конспекта и в презентации) Изучают образцы договоров Записывают в тетрадь: Трудовой договор заключается в письменной форме в 2-х экземплярах. Записывают в тетрадь: 1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. 2. Трудовую книжку ( за исключением, если трудовой договор заключается впервые или работа по совместительству) 3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования 4. Документ об образовании 5. Документ воинского учета Составляют схему : «Виды трудового договора» Записывают в тетрадь: Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Записывают в тетрадь: Основания прекращения действия трудового договора: 1) соглашение сторон 2) истечение срока трудового договора 3) расторжение трудового договора по инициативе работника 4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя 5) см. ст. 77 ТК РФ Записывают в тетрадь: Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии иными НПА РФ относятся к рабочему времени. Записывают в тетрадь: Время отдыха - Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Записывают в тетрадь: 1. Перерывы в течение рабочего дня (смены); 2. Ежедневный (междусменный) отдых; 3. Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); 4. Нерабочие праздничные дни; 5. Отпуска. Записывают в тетрадь: Заработная плата- это вознаграждение за труд. (Ст. 129 ТК РФ) |
Критическая оценка получаемой информации |
Используя материалы учебника, умение работать с исторической картой.
|
Знать 1) Понятие трудовой договор 2). Обязательные условия договора 3) Перечень документов, необходимый для трудоустройства 4) Понятие перевода 5) Понятие и виды рабочего время и время отдыха. 6) Знать определение понятия заработная плата Уметь 1) составлять сравнительную таблицу «Трудовой и гражданско-правовой договоры» 2) составлять схему «Виды трудовых договоров» |
5. Закрепление нового материала Время: -7 минут |
- Итак, ребята, сегодня мы говорили с вами том, что такое трудовой договор, какие условия в него включают, какие существуют особенности в регулировании рабочего время и время отдыха. Сейчас я проверю насколько вы поняли новую тему. Для этого нам необходимо разделиться на 4 группы. Я раздам вам разного рода правовые ситуации, которые вы будете должны сделать вместе сообща. (Образец заданий находится в конце конспекта) |
Работают в группе над предложенными заданиями. |
Обобщение полученного материала |
Умение представлять свои мысли в письменной и устной форме, умение работать в группе |
|
Инструктаж по выполнению домашнего задания 6. Время:3 минуты |
Учитель записывает на доске домашнее задание § 12- читать, пересказывать. Написать Эссе на тему: «Важность трудового договора для работника и работодателя» |
Записывают в дневник домашнее задание § 12- читать, пересказывать. Написать Эссе на тему: «Важность трудового договора для работника и работодателя» |
Формирование ответственного отношения к учению |
Умение работать с текстом параграфа, выделять в нем основную мысль. |
|
7. Подведение итогов урока Время:2 минуты |
- Итак, ребята, сегодня мы изучили одно из главных аспектов, который необходимо учитывать при трудоустройстве. Все ли вам понятно в этой теме? Благодарю вас за работу прошу подать дневник для оценок. |
Ученики задают вопросы (Если имеются). Подают дневник для оценки. |
Умение оценивать свою деятельность, определять причины успеха или не успеха |
Понимание значения знания |
Умение применять исторические знание для осмысления сущности современных общественных явлений |
Образец Карточки
1. Каким НПА регулируются взаимоотношения между работником и работодателем?
2. Назовите две разновидности труда.
3.Дайте определение трудовым отношениям.
4. С какого возраста можно вступать в трудовые отношения?
5. Назовите виды работодателей
6.Назовите уровни социального партнерства
7. Дайте определение понятию коллективный договор
8. На какой срок заключается коллективный договор?
Образец таблицы
Критерии сравнивания |
Трудовой договор |
Гражданско-правовой договор |
Трудовая функция |
||
Предмет договора |
||
Характер прав и обязанностей |
||
Характер оплаты труда |
||
Режим работы |
Образец заполненной таблицы
Критерии сравнивания |
Трудовой договор |
Гражданско-правовой договор |
Трудовая функция |
Работник обязан регулярно выполнять заранее определенную трудовую функцию, в соответствии с профессией и тд. |
Индивидуально- конкретное задание |
Предмет договора |
Процесс труда |
Результат (продукт) труда |
Характер прав и обязанностей |
Носят личный характер. Нельзя передать другим лицам |
Не обязательно личное выполнение. |
Характер оплаты труда |
Работодатель обязан своевременно и в полном объеме, как правило 2 раза в месяц выплачивать з/п |
По окончанию работы, в соответствии с ценой, обусловленной договором. |
Режим работы |
Обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда |
Работники сами определяют на свой страх и риск режим работы. |
Условия трудового договора
Обязательные
Дополнительные (факультативные)
В зависимости от сроков договора
Бессрочный
Срочный (не более 5 лет)
На срок до 2-х месяцев
На время выполнения сезонных работ
Виды рабочего время
Нормальное рабочее время
(40ч в неделю)
Сокращенное
Неполное рабочее время
Группа№1
Водитель автотранспортного предприятия Панков в нетрезвом состоянии задержан в проходной 15 мин. до начала рабочего дня. В составленном акте констатировалось, что от Панкова сильно пахло спиртным и в разговорной перепалке с работниками предприятия он употреблял нецензурные выражения. В этот же день на основании представления руководителя службы кадров и указанного акта, подписанного двумя работниками охраны, руководитель предприятия издал приказ об отстранении Панкова от работы на весь соответствующий рабочий день в связи с нетрезвым состоянием и об увольнении его в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии со следующего рабочего дня. Правильно ли это? Если работник обратится в суд, то какое решение будет вынесено? По поводу увольнения
Ответ:
Да, правильно, т.к. согласно подпункту "б" пункта 6 части первой статьи 81появление работника на работе в состоянии алкогольного опьянения; считается грубым нарушением работника своих трудовых обязанностей и трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя.
Группа№2
. В сентябре 17-летняя Ирина была принята на работу. В октябре администрация предприятия уведомила ее о том, что трудовой договор с ней расторгается, так как она не выдержала испытания.
Может ли быть установлено условие об испытании в трудовом договоре с Ириной? Можно ли с ней расторгнуть трудовой договор по этому основанию?
Ответ:
Ирина не достигла 18-летнего возраста. Закон запрещает устанавливать испытательный срок в отношении лиц, не достигших 18 лет. Поэтому такое условие в трудовом договоре с Ириной предусмотрено быть не может, а следовательно Ирину нельзя уволить.
Группа№3
5. Администрация завода «Борец» при приеме на работу Ивана на должность сторожа потребовала от него предоставить следующие документы:
трудовую книжку,
паспорт,
характеристику с прежнего места работы,
справку о жилищных условия.
Правомерны ли требования администрации завода?
Ответ:
Нет, неправомерны, так как администрация завода, во-первых, не потребовала предоставить документы, который работник обязан представить, а именно: страховое свидетельство государственного пенсионного страхования и документ воинского учета. А во-вторых, администрация требует предоставить те документы, которые не предусмотрены законодательством — характеристику с, прежнего места работы и справку жилищных условиях.
Группа№4
Илья учится в 8-м классе. Ему 14 лет. В период каникул решил пойти работать на завод. Его мать возражает, так как считает, что перед новым учебным годом сын должен отдохнуть.
Будет ли Илья принят на работу?
Ответ:
Нет, так как несовершеннолетние в возрасте 14. могут работать только с согласия родителей и органа опеки и попечительства.
Тикунов Данила Геннадьевич