Телепередача «Человек и профессия». Урок психологии в 9 классе

1
0
Материал опубликован 11 December 2015

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №2 г. Вельска».

Телепередача «Человек и профессия»

Урок психологии

9 класс

Автор: Воробьева Валентина Леонидовна,

педагог-психолог высшей категории.

Стаж работы в занимаемой должности 33года.

Адрес: г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 21, кв. 22

Адрес школы: Архангельская область,

г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 3, т. 6-28-32

г. Вельск

Содержание

1. Пояснительная записка___________________________стр.3

1.2. Из личного опыта работы_______________________ стр.4-5

2. Основная часть_________________________________ стр.6

2.1. Ход проведения_______________________________ стр.7-13

3. Список литературы______________________________ стр.14

4. Приложения____________________________________ стр.15-18

Пояснительная записка.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование и какую профессию выбрать. Главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор.

Сегодня, по данным социологических исследований, каждый третий подросток заканчивая школу, не имеет представления о том, кем он будет работать, каждый второй после окончания вуза работает не по специальности.

Необходимость перехода средней школы на профильное обучение определена Правительством Р.Ф. в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Особое значение в «Концепции» профильного обучения отведено предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Планируемый результат предпрофильной подготовки учащихся – это осознанный и успешный выбор профиля обучения, выбор будущего профессионального пути.

В старшем подростковом возрасте происходят наиболее значительные изменения психики человека, а центром жизни девятиклассников становится самоопределение и утверждение собственной позиции. Уроки психологии в школе помогают осознать свою индивидуальность и то, что каждый человек в праве рассчитывать на построение своей уникальной жизни, которая позволяет «быть самим собой». Психологические трудности учащихся связаны с проблемой формирования временной перспективы, с неготовностью самостоятельно ставить внутренние цели и активизировать их. Суть активизации заключается в том, чтобы вооружить учащихся способностью решать проблемы, смоделировать условия «проб», нацелить на практическое применение в ситуации конкретного профессионального выбора «Кем быть?».

К условиям успешного профессионального самоопределения относятся следующие аспекты:

* полноценное психическое и личностное развитие;

* развитие интересов, склонностей и способностей учащихся;

* сформированность мотивационной сферы;

* достаточный уровень самосознания учащихся.

Я считаю, что выбранная мною тема очень актуальна на сегодняшний день. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, умения оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Приобрести эти знания и умения можно на Уроках психологии.

 

Из личного опыта работы.

Более 10лет я работаю по программе предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Мною разработана и утверждена Управлением образования авторская программа элективного курса по психологии «Познай себя» (приложение 1).

К сожалению, в школе отсутствует предмет, где бы ученик мог получить сведения о самом себе, о своих индивидуальных особенностях и возможностях, о многообразии профессий современного мира, о профессиональной пригодности каждого человека к определённому виду деятельности, о построении своей уникальной жизни, которая позволяет «быть самим собой». Такая ситуация вызвала острую потребность создания новой программы для школьников.

Основные темы моей программы элективного курса по психологии:

«Быть личностью» (8 час)

«Познавательная сфера личности» (4 час)

«Многообразие профессий современного общества» (14 час)

«Психические состояния личности» (5 час)

«Межличностные отношения» (2 час)

В организации предпрофильной подготовки я выделяю следующие задачи, влияющие на самоопределение учащихся:

1. Информационные (расширение представлений о мире профессий, знакомство с перспективами развития рынка труда, с учебными заведениями нашего города);

2. Диагностические (изучение интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений и планов, мотивов готовности выбора профессии);

3. Развивающие ( формирование и развитие коммуникативных навыков, адекватной самооценки, способность принятия решений).

Работая по данной программе, я оказываю учащимся и родителям помощь и поддержку в выборе профиля обучения и будущей профессии через конкретные психологические консультации, беседы, тренинги, дискуссии, ролевые игры.

Имею базу данных по итогам психологической профдиагностике учащихся 9 классов. На педсовете принимаю участие в выборе профиля обучения и распределение учащихся 10 класса в профильные группы.

 

Основная часть.

Урок психологии в рамках программы «Познай себя» для предпрофильной подготовки учащихся.

Тема: Телепередача «Человек и профессия».

Цель: формирование психологической готовности учащихся к профессиональному выбору и профилю дальнейшего обучения.

Задачи:

- обобщение знаний учащихся по теме «Многообразие профессий современного общества»;

- активизация учащихся в решении проблемы выбора профессии, в построении личностного профессионального плана;

- формирование адекватной самооценки и мотивов выбора будущей профессии;

- развитие навыков успешной самореализации личности;

- воспитание чувства эмпатии и доверия, умение работать в коллективе.

Участники: учащиеся 9 класса средней школы №2, педагог-психолог Воробьева В.Л., начальник городского Центра занятости населения Коновалов В.И.

Оформление и оборудование: схемы, таблицы, музыкальное и мультимедийное сопровождение, баян, участники объединены в пять групп по типам профессий, на столах рефераты и раздаточный материал, подготовлена выставка авторских работ ученицы художественной школы, выставка книг «В мире профессий», оформлен стенд «Приёмная комиссия», подготовлены рекламные брошюры учебных заведений нашего города.

Подготовительная работа: диагностика учащихся («Карта интересов» А. Голомштока и «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши, модифицированный Г.В.Резапкиной), репетиция ведущих телепередачи, написание рефератов профессий указанных типов, обобщение темы элективного курса по психологии «Многообразие профессий современного общества».

 

Ход проведения

Звучит музыка. Выходят ведущие программы.

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые телезрители и гости программы!

В эфире передача «Человек и профессия» и её постоянные ведущие…(ф. и.)

Ведущий 2. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Профессиям, ушедшим вглубь веков (трубочист, извозчик), приходят новые (бизнесмен, эколог, банкир).

Ведущий 1. Ежегодно 25 млн. человек меняют своё место работы, 12 % из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии нужно идти путём проб и ошибок?

Ведущий 2. А может надо сознательно готовить себя к будущей профессии?

Ведущий 1. А как выбрать ту единственную, свою профессию, которая приносила бы тебе удовлетворение, а людям пользу?

Ведущий 2. Об этих и других проблемах пойдёт речь в нашей передаче «Человек и профессия».

Звучит музыка.

Ведущий 1. В нашей первой рубрике «Новости» прослушайте репортаж специального корреспондента…(ф. и.)

Корреспондент: Здравствуйте! Я провела опрос среди учащихся старших классов нашей школы. На вопрос «Какую профессию ты хочешь выбрать?» я получила следующие ответы:

*экономист -25% опрошенных,

*программист -16%

*юрист -20%

*шофёр -10%

*дизайнер -7%

*учитель -3%

Профессиями 21 века ученики считают:

*компьютерщик-50%

*бизнесмен-25%

*банкир-12%

*социолог-12%

*эколог-5%.

Ведущий 1: «Если Вы удачно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет» (К.Д.Ушинский)

Звучит музыка.

Ведущий 2. В рубрике «На школьной волне» мы заглянем в 9 класс, где учащиеся покажут свои знания по профориентации.

Выступления учащихся:

1. Классификация профессий.

2. Типы и классы профессий.

3. Отделы и группы профессий.

4. Требования профессии к человеку. Профпригодность.

- Спасибо, вы хорошо подготовили теоретический материал.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Матрица выбора профессии».

Каждой группе учащихся выданы карточки. Необходимо заполнить таблицу, где по горизонтали указана сфера деятельности, а по вертикали – виды деятельности (приложение 2).

- Давайте проверим выполнение данной работы (слайды).

Звучит музыка.

Ведущий 1. Предоставим слово школьному психологу Валентине Леонидовне. Она познакомит нас с итогами диагностики и проведёт интервью.

- По результатам психологической диагностики девятиклассников средней школы №2 г.Вельска произошло распределение по типу профессий следующим образом (приложение 3):

* человек - человек 33%,

* человек - знаковая система 25%,

* человек – техника 21%,

* человек – художественный образ 15%,

* человек – природа 6%.

- А сейчас мне хочется провести Интервью, задав несколько вопросов учащимся каждой группы (приложение 4).

- Спасибо всем участникам за содержательные ответы и дополнительно прослушайте задачу на определение профессии:

«Сергею очень нравилось изучать «Анатомию человека». Он часами мог просиживать за медицинскими энциклопедиями в библиотеке отца. Да, что и говорить, Сергей рос в семье династии, где труд родителей был с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь людей».

(Ответ: врач-хирург).

Звучит музыка.

Ведущий 2. В нашей программе «Рекламный ролик».

Учащиеся каждой группы подготовили творческое домашнее задание.

Группа «Человек – художественный образ»:

1.Авторская выставка картин ученицы художественной школы (ф.и.)

2. Игра на баяне ученика музыкальной школы (ф.и.)

Группа «Человек – знаковая система» с помощью жестов, мимики и пантомимики изобразила профессию данного типа. Всем остальным учащимся догадаться и назвать эту профессию (телефонист).

Группы «Человек – человек» и «Человек – техника» представили презентации современных профессий 21 века:

Риэлтер – агент, занимающийся операциями с недвижимостью;

Дистрибьютер – человек, занимающийся микро-маркетингом, рекламирующий товар, используя знание психологии личных продаж.

Группа «Человек – природа» подготовила информацию о знаменитом селекционере, генетике с мировым именем, уроженце г. Вельска - Карпеченко Г.Д.

Звучит музыка.

Ведущий 1. «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

- Каковы же мотивы выбора профессии?

Об этом Вам расскажет школьный психолог Валентина Леонидовна.

По данным статистики: из 2 тыс. девятиклассников московских школ выбирают профессию:

«как все» - 25%

«советуют родители» - 17%

«случайно» - 9%

Очень радует, что остальные 49% желают выбрать профессию, учитывая свои интересы, склонности и способности.

- Я представлю анализ результатов анкетирования мотивов выбора профессии Московских и Вельских школьников за 2009 год (приложение 5, слайды).

1. Определился ли ты с выбором будущей профессии?

 

Да

Нет

Москва

61%

39%

Вельск

59%

41%

2. Какой вид деятельности наиболее тебя привлекает?

Москва

Вельск

Управление – 47%

Обслуживание – 52%

Обслуживание – 25%

Управление – 26%

Контроль – 22%

Исследование – 22%

Образование – 14%

Контроль – 13%

3. Почему выбрали именно эту профессию?

Москва

Вельск

Высокая зарплата – 65%

Возможность трудоустройства – 47%

Престижность – 19%

Высокая зарплата – 28%

Мне это интересно – 16%

Мне это интересно – 25%

Выводы: К моменту окончания школы примерно 2/3 учащихся определились в выборе профессии. В нашем городе выпускники больше ориентированы на рабочие профессии – обслуживание. Одной из главных проблем Вельских учащихся является трудоустройство на работу после окончания учебных заведений родного города.

Звучит музыка.

Ведущий 2. «У меня растут года, будет и 17.

Где работать мне тогда? Чем заниматься?

В Центр занятости я пойду, там ответ себе найду».

Открывая рубрику «Прогноз профессий», наш специальный корреспондент (ф.и.) встретился с начальником отдела Центра занятости населения Коноваловым Виталием Ивановичем, который рассказал, что в ближайшие три года в нашем районе будут востребованы рабочие профессии.

Ведущий 1. И действительно, листая нашу районную газету «Вельские вести», в рубрике «Требуются на работу» - трактористы, водители, парикмахеры, автослесари, официанты, продавцы.

- Валентина Леонидовна, расскажите, как обстоят дела по определению выпускников нашего класса.

По итогам анкетирования из 28 учащихся 9 класса:

14 человек – продолжат обучение в 10 классе,

8 человек – обучение в профессиональных училищах г. Вельска,

4 человека – поступают в техникумы,

2 человека – не определились.

- Когда выбор будущей профессии сделан сознательно, можно смело идти в «Приёмную комиссию» учебного заведения.

Что Вам необходимо?

1.Знать правила приёма в учебное заведение.

2.Представить необходимые документы.

Ведущий 2. Учащиеся класса в интересной форме подготовили рекламу учебных заведений нашего города:

«Агропромышленный лицей №45»

«Вельский сельскохозяйственный техникум»

«Вельский экономический техникум»

На память учащимся каждой группы дарим брошюрки с информацией данных учебных заведений.

Звучит музыка.

Ведущий 1. Наша передача подходит к концу. Но прежде чем расстаться, мы выполним упражнение «Чемодан в дорогу».

Валентина Леонидовна:

- Работали мы все вместе, дружно, активно, поэтому и «собирать чемодан» будем вместе. Содержание «чемодана» будет особым. Так как мы занимались проблемами профессионального самоопределения, то мы « положим в чемодан» то, что поможет ещё раз каждому из вас задуматься, взвесить, оценить своё решение о первоначальном выборе профессии.

- В каждой группе заранее выбран учащийся, которому будем «собирать чемодан», придерживаясь трёх правил:

1) в «чемодан» надо положить одинаковое количество качеств, имеющихся и отсутствующих, но необходимых для получения выбранной профессии;

2) каждое качество будет «укладываться в чемодан» только с согласия всей группы;

3) «положить в чемодан» можно только те качества, которые поддаются изменению.

Ведущий раздаёт листочки бумаги и слова-подсказки необходимых качеств для выбранной профессии.

Самостоятельная работа в группах.

Участник, получивший «чемодан в дорогу», говорит слова благодарности учащимся своей группы.

Звучит музыка.

Ведущий 2. Слово предоставляется Валентине Леонидовне.

- Я хочу поблагодарить всех участников нашей телепередачи.

Выбирая профессию и учебное заведение, не забывайте, что в нашей стране любой труд почётен.

Помни! Не только ты выбираешь профессию, но и профессия выбирает тебя.

Знай! Если ты выбираешь профессию по душе, то от этого выиграют все – и ты, и дело, и люди.

Звучит музыка.

Передачу подготовили и провели: (ф.и. учащихся).

До новых встреч!

Список литературы

1.Байкова Л.А. Методика самоопределения учащихся. Журнал «Завуч», 2003г.

2. Кухарчук А.М. Тесты для выбирающих профессию. Минск, 2005г.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Москва «Просвещение», 1990г.

4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Москва «Просвещение», 1999г.

5. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Москва «Просвещение», 1991г.

6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва «Просвещение», 1996г.

7. Пряжников Н.С. Выбираем профессию вместе. Приложение к газете «Первое сентября» №7, 2000г.

8. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. «Эксмо-пресс», 2001г.

9. «Предпрофильная подготовка и профильное обучение». Журнал «Северная Двина» №2 2004г.

10. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. Москва, 2005г.

11. Селевко Г.К. Познай себя. Москва «Народное образование», 2001г.

12. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Москва «Вако», 2005г.

13. Серия «Мир профессий». Москва «Молодая гвардия», 1990г.

14. Чистякова С.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения. Журнал «Школа и производство», №2 2002г.

15. Чистякова С.Н., Лернер П.С. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Москва, 2003г.

16. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Москва, 1981г.

17. Интернет – ресурсы.

Приложения

Приложение 1.

Программа элективного курса по психологии «Познай себя» для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Автор: Воробьева В.Л.

Приложение 2.

Игра «Матрица выбора профессии»

Инструкция: учащимся каждой группы самостоятельно в течение 3 минут необходимо заполнить таблицу, в которой по горизонтали указана сфера деятельности, а по вертикали – виды деятельности.

На столах каждой группы имеется раздаточный материал.

Вид деятельности

Сфера

деятельности

 

Человек

Техника

Природа

Искусство

Образование

       

Исследование

       

Контроль

       

Список профессий:

Учитель

Психолог

Хореограф

Таможенник

Художественный редактор

Учитель биологии

Техник – контролёр

Ботаник

Животновод

Инструктор по вождению

Лётчик – испытатель

Искусствовед

 

Слайд для проверки выполненного задания.

Вид деятельности

Сфера деятельности

 

Человек

Техника

Природа

Искусство

Образование

учитель

Инструктор по вождению

учитель-

биологии

хореограф

Исследование

психолог

лётчик-испытатель

ботаник

искусствовед

Контроль

таможенник

техник-контролёр

животновод

художественный редактор

 

Приложение 3.

Итоги диагностики учащихся 9 класса средней школы №2 по тесту «Карта самооценки склонностей» ( автор Климов Е.А.)

Инструкция: из 20 пар утверждений выберите то, которое более привлекательно для вас.

Приложение 4.

Учащиеся класса разбиты на 5 групп по типам профессий:

«Человек - человек»

«Человек - знаковая система»

«Человек – техника»

«Человек – художественный образ»

«Человек – природа»

Психолог выборочно задаёт вопросы – интервью каждой группе. Учащиеся отвечают только о профессиях своего типа.

Интервью.

1.Какие профессии можно отнести к данному типу профессий?

Покажите рефераты данных профессий.

2.Назовите предмет труда одной из названных профессий.

3.Назовите условия работы данной профессии.

4. Какие орудия труда используются?

5. Какими качествами должен обладать человек, выбравший эту профессию?

 

 

Приложение 5.

Анализ результатов анкетирования мотивов выбора профессии

Московских и Вельских школьников за 2009 год.

1. Определился ли ты с выбором будущей профессии?

 

Да

Нет

Москва

61%

39%

Вельск

59%

41%

2. Какой вид деятельности наиболее тебя привлекает?

Москва

Вельск

Управление – 47%

Обслуживание – 52%

Обслуживание – 25%

Управление – 26%

Контроль – 22%

Исследование – 22%

Образование – 14%

Контроль – 13%

3. Почему выбрали именно эту профессию?

Москва

Вельск

Высокая зарплата – 65%

Возможность трудоустройства – 47%

Престижность – 19%

Высокая зарплата – 28%

Мне это интересно – 16%

Мне это интересно – 25%

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный материал! Не поняла одного: задачу на определение профессии. Если бы это было несколько раз в классном часе - оправданно. А так - почему именно этой профессии уделили особое внимание?

6 February 2016