Конспект урока окружающего мира в 1–3 классах по теме «Моя малая Родина»
Паршукова Е.С.
Конспект урока окружающего мира в 1, 3 классах по теме «Моя малая Родина»
(урок защиты проектов)
Организационный момент.
Заставка (слайд 1, музыка кантеле)Приложение 1
- Тервех, лапшет. Кто может перевести, что я сейчас сказала? (Здравствуйте, дети.) Верно, так звучит приветствие на карельском языке. Скажите друг другу – тервех, а также нашим гостям. А еще карелы всегда при встрече три раза обнимали друг друга, показывая этим свое уважение и радость встречи. Можете обнять друг друга, как это делали карелы. Теперь можете присесть.
Постановка цели и задач урока. Мотивация к деятельности.
Наш сегодняшний урок посвящен Карелии. Краю, где мы родились. Сегодня мы закрепим и получим новые знания о родном крае. Карелия – это тот край, где мы с вами живем. А свой край нужно знать.
Защита проектов. (Приложение 2).Выступления обучающихся 3 класса (О Карелии, Олонецкой губернии).
У каждого из нас есть своя малая Родина, - тот уголок, где вы родились, где живут ваши друзья.
Изучение нового материала.
У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши друзья, родители. Где находится ваш дом. У русского народа множество пословиц и поговорок о Родине. У карельского народа тоже есть свои пословицы о родно земле.
Флипчарт 2.
На русском языке читают дети, на карельском языке – учитель. Дети объясняют значения пословиц, повторяют за учителем карельский перевод.
- Ребята, а какое место вы считаете своей малой Родиной?
Флипчарт 3. (ролик с фотографиями села). Пока воспроизводится видео, учитель рассказывает о с. Михайловском:
Михайловское – старинное карельское село – расположено в Олонецком районе на границе Карелии с Ленинградской областью. К началу XXI века в состав Михайловского сельского поселения входят: село Михайловское, с. Палнаволок, дер. Ташкеницы, дер. Гижино.
Само село Михайловское располагается на берегу озера Долгое. Называлось Михайловское по-карельски «Кюаярви», что значит «Лунное озеро», а по-русски – «Лояницы». Село находится на территории, которая известна как Родина карелов-людиков, сохранившая некоторые памятник культурного наследия, включая язык и обычаи.
В окрестностях поселения расположены леса и болота, на которых произрастают лесные и болотные ягоды. Село находится на холмистой местности, окружено водоемами. Вблизи поселения расположены реки и озера, на которых возможны рыбная ловля, отдых на воде.
Защита проектов (выступления обучающихся 1 класса о деревнях и селах: Михайловское, Нюхово, Ташкеница, Яковлевское, показываеют на карте, проговаривают карельское название – приложение 2).
Сейчас ученицы 1 класса расскажут нам о некоторых деревнях нашей малой Родины.
Дополнение учителя: (показ на карте оставшихся семи деревень: Мошничье, Новиково, Кукойнаволок, Кирьга, Устье, Гижино, Палнаволок; проговаривает их карельские названия).
Физкультминутка (карельские игры). На слайде – песенка для игры
Любили карелы разные и игры. Например, играли в «Догонялки». Правила игры были такие: выбирается водящий и становится в середину круга, который состоит из остальных участников. Вода (водящий) напевает песенку:
Стерегу, стерегу овечку.
По золотому крылечку.
Не трожь моей овечки
Ни зверь, ни медведь,
Ни лихой человек.
Кыш, овечка, в поле!
После слов «Кыш, овечка, в поле!» дети, которые стояли в кругу разбегаются, а водящий их догоняет. Тот, кого он поймает, становится водящим.
Была у карелов еще одна замечательная игра по типу жмурок. Выбирается водящий «Яша», которому завязывают глаза и усаживают в центр круга. Остальные играющие встают в хоровод, и водят его под песню:
Сиди, сиди, Яша,
Ты – забава наша.
Погрызи орешки
Для моей потешки.
Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три – ищи!
Дети разбегаются, а «Яша» пытается кого-нибудь из них поймать, кого поймал, тот и водит.
Большинство карельских игр начинается с выбора водящего или разделении играющих на команды. Водящего выбирают считалкой. Считалка – это древнее заклинание, которое раньше позволяло распределять трудную и опасную работу между людьми. Она помогает выбрать водящего, распределить роли весело, без обмана и обид. Например:
Тара-бара, домой пора –
Ребят кормить, телят поить,
Коров доить, тебе водить!
Еще одна карельская игра называется «Сеть и рыбы» (по-карельски «Веркко да калат»). Участник игры делятся на две команды: «рыбы» и «сеть». Сначала «сплетают сеть» - встают в круг и берутся за руки, и поднимают их вверх. «Рыбы плавают» - заходят в круг, выходят из круга. Во время игры дети произносят слова:
Плавай, рыбка! Плавай, рыбка!
Ты в водице, ай-яй-яй!
Видишь ты большие сети?
Рыбка, рыбка, уплывай!
Когда слова заканчиваются и «рыбы», и «сети», ловцы кричат: «Веркко!» (сеть). Поднятые руки опускаются, ловцы сужают круг, стараясь удержать пойманную рыбу.
Изучение нового материла (карельские обереги: дети заранее делают поделку-оберег). Виды оберегов на слайде.
В жизни наших предков всегда присутствовали обереги. Это слово произошло от слова оберегать, т.е. защищать. Например, от злых духов, несчастий или невезения.
Куколка-пеленашка защищала от зла маленьких детей. Если эта куколка находилась в доме, то считалось, что в семье будет здоровье и благополучие.
Пару кукол – жениха и невесту – называют «неразлучниками». Такой оберег дарили к свадьбе. У этих кукол одна общая рука, чтобы муж и жена никогда не разлучались.
Следующий оберег распространяет силы добра и отгоняет зло на все четыре стороны (вручение оберегов гостям). Такие обереге мы сделали гостям как сувениры.
Загадки.
Были у карелов и свои загадки. Я думаю, что вам не нужно объяснять, что такое загадка. А вот знаете ли вы, зачем люди раньше придумывали загадки? (варианты детей).
На самом деле загадки нужны были совсем для другого. Они служили проверкой: свой человек пришел или с чужой земли. Сейчас мы бы назвали это паролем. Поэтому загадки были очень сложными. Сейчас я вам их загадаю. А чтобы вам было легче догадаться, я разместила на доске картинки-отгадки.
Что в избе сделалось само? (щели).
Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает? (иголка с ниткой)
Угля черней, снега белей, выше кромки сетей, ниже саней. Кто это? (сорока)
Одна изба – пять горенок. (перчатка)
Сарай овечек полон, а посредине баран стоит. (звезды и месяц)
Гость в дом заходит, кому он первому руку подает? (дверная ручка)
Скрипит, в стене стоит, в доме рождается, в лесу растет. (дверь)
Занятия карелов.
А сейчас мы узнаем, чем занимались наши предки в старину.
Трудно было выживать нашим предкам в суровых условиях северных лесов и болот. Трудились, не покладая рук, чтобы выживать и продолжать свой род. Но несмотря на все тяготы жизни, люди любили собираться вечерами в какой-нибудь избе и вели беседы. Давайте переместимся в один из таких вечеров и послушаем разговор наших предков.
Текст читает учитель (подготовленные дети могут разыграть сценку):
Земледелец: Ой, мужики, устал я сегодня, уработался. Столько пней пришлось выкорчевывать, чтоб пашню разработать, ведь пшеницу скоро сеять надо, чтоб зимой семью кормить. А еще надо вырастить репу, редьку, лук, горох.
Животновод: Да уж, нелегко нам, карелам, приходится. У меня в хозяйстве коровы, лошадь, овцы. Забот невпроворот. Чтоб скотину зимой кормить, много сена надо летом заготовить.
Рыболов: А я вот сыновей сейчас своих учу сети рыболовные вязать из конопляных нитей. Опыт свой передаю, чтоб они стали настоящими рыболовами, как прадед мой, и дед, и я. Летом и осенью опять будем рыбу заготавливать на зиму.
Охотник: А я сейчас силки готовлю на лето. Надо на дичь и пушных зверьков поставить штук 300-400. Да яму надо вырыть, чтобы медведя поймать. Надолго зимой мяса хватит.
Обучающиеся делают вывод о занятиях карелов.
Карельская кухня
Я думаю, по этик картинкам вы сможете назвать блюда карельской кухни. Может, вам захотелось что-нибудь попробовать? (угощение гостей и детей карельскими калитками).
Итог занятия:
Что нового вы узнали на уроке?
Какой доклад вам больше всего понравился?
Что было для вас самым интересным?