12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
raffaello107
Россия, Карелия респ., Олонецкий район, с. Михайловское

Паршукова Е.С.

Конспект урока окружающего мира в 1, 3 классах по теме «Моя малая Родина»

(урок защиты проектов)

Организационный момент.

Заставка (слайд 1, музыка кантеле)Приложение 1

- Тервех, лапшет. Кто может перевести, что я сейчас сказала? (Здравствуйте, дети.) Верно, так звучит приветствие на карельском языке. Скажите друг другу – тервех, а также нашим гостям. А еще карелы всегда при встрече три раза обнимали друг друга, показывая этим свое уважение и радость встречи. Можете обнять друг друга, как это делали карелы. Теперь можете присесть.

Постановка цели и задач урока. Мотивация к деятельности.
Наш сегодняшний урок посвящен Карелии. Краю, где мы родились. Сегодня мы закрепим и получим новые знания о родном крае. Карелия – это тот край, где мы с вами живем. А свой край нужно знать.

Защита проектов. (Приложение 2).Выступления обучающихся 3 класса (О Карелии, Олонецкой губернии).

У каждого из нас есть своя малая Родина, - тот уголок, где вы родились, где живут ваши друзья.

Изучение нового материала.
У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши друзья, родители. Где находится ваш дом. У русского народа множество пословиц и поговорок о Родине. У карельского народа тоже есть свои пословицы о родно земле.

Флипчарт 2.

На русском языке читают дети, на карельском языке – учитель. Дети объясняют значения пословиц, повторяют за учителем карельский перевод.

- Ребята, а какое место вы считаете своей малой Родиной?

Флипчарт 3. (ролик с фотографиями села). Пока воспроизводится видео, учитель рассказывает о с. Михайловском:

Михайловское – старинное карельское село – расположено в Олонецком районе на границе Карелии с Ленинградской областью. К началу XXI века в состав Михайловского сельского поселения входят: село Михайловское, с. Палнаволок, дер. Ташкеницы, дер. Гижино.
Само село Михайловское располагается на берегу озера Долгое. Называлось Михайловское по-карельски «Кюаярви», что значит «Лунное озеро», а по-русски – «Лояницы». Село находится на территории, которая известна как Родина карелов-людиков, сохранившая некоторые памятник культурного наследия, включая язык и обычаи.
В окрестностях поселения расположены леса и болота, на которых произрастают лесные и болотные ягоды. Село находится на холмистой местности, окружено водоемами. Вблизи поселения расположены реки и озера, на которых возможны рыбная ловля, отдых на воде.

Защита проектов (выступления обучающихся 1 класса о деревнях и селах: Михайловское, Нюхово, Ташкеница, Яковлевское, показываеют на карте, проговаривают карельское название – приложение 2).

Сейчас ученицы 1 класса расскажут нам о некоторых деревнях нашей малой Родины.

Дополнение учителя: (показ на карте оставшихся семи деревень: Мошничье, Новиково, Кукойнаволок, Кирьга, Устье, Гижино, Палнаволок; проговаривает их карельские названия).



Физкультминутка (карельские игры). На слайде – песенка для игры

Любили карелы разные и игры. Например, играли в «Догонялки». Правила игры были такие: выбирается водящий и становится в середину круга, который состоит из остальных участников. Вода (водящий) напевает песенку:

Стерегу, стерегу овечку.

По золотому крылечку.

Не трожь моей овечки

Ни зверь, ни медведь,

Ни лихой человек.

Кыш, овечка, в поле!

После слов «Кыш, овечка, в поле!» дети, которые стояли в кругу разбегаются, а водящий их догоняет. Тот, кого он поймает, становится водящим.



Была у карелов еще одна замечательная игра по типу жмурок. Выбирается водящий «Яша», которому завязывают глаза и усаживают в центр круга. Остальные играющие встают в хоровод, и водят его под песню:

Сиди, сиди, Яша,

Ты – забава наша.

Погрызи орешки

Для моей потешки.

Руки на темь положи

И словечко нам скажи:

Раз, два, три – ищи!

Дети разбегаются, а «Яша» пытается кого-нибудь из них поймать, кого поймал, тот и водит.

Большинство карельских игр начинается с выбора водящего или разделении играющих на команды. Водящего выбирают считалкой. Считалка – это древнее заклинание, которое раньше позволяло распределять трудную и опасную работу между людьми. Она помогает выбрать водящего, распределить роли весело, без обмана и обид. Например:

Тара-бара, домой пора –

Ребят кормить, телят поить,

Коров доить, тебе водить!

Еще одна карельская игра называется «Сеть и рыбы» (по-карельски «Веркко да калат»). Участник игры делятся на две команды: «рыбы» и «сеть». Сначала «сплетают сеть» - встают в круг и берутся за руки, и поднимают их вверх. «Рыбы плавают» - заходят в круг, выходят из круга. Во время игры дети произносят слова:

Плавай, рыбка! Плавай, рыбка!

Ты в водице, ай-яй-яй!

Видишь ты большие сети?

Рыбка, рыбка, уплывай!

Когда слова заканчиваются и «рыбы», и «сети», ловцы кричат: «Веркко!» (сеть). Поднятые руки опускаются, ловцы сужают круг, стараясь удержать пойманную рыбу.



Изучение нового материла (карельские обереги: дети заранее делают поделку-оберег). Виды оберегов на слайде.

В жизни наших предков всегда присутствовали обереги. Это слово произошло от слова оберегать, т.е. защищать. Например, от злых духов, несчастий или невезения.

Куколка-пеленашка защищала от зла маленьких детей. Если эта куколка находилась в доме, то считалось, что в семье будет здоровье и благополучие.

Пару кукол – жениха и невесту – называют «неразлучниками». Такой оберег дарили к свадьбе. У этих кукол одна общая рука, чтобы муж и жена никогда не разлучались.

Следующий оберег распространяет силы добра и отгоняет зло на все четыре стороны (вручение оберегов гостям). Такие обереге мы сделали гостям как сувениры.

Загадки.

Были у карелов и свои загадки. Я думаю, что вам не нужно объяснять, что такое загадка. А вот знаете ли вы, зачем люди раньше придумывали загадки? (варианты детей).

На самом деле загадки нужны были совсем для другого. Они служили проверкой: свой человек пришел или с чужой земли. Сейчас мы бы назвали это паролем. Поэтому загадки были очень сложными. Сейчас я вам их загадаю. А чтобы вам было легче догадаться, я разместила на доске картинки-отгадки.

Что в избе сделалось само? (щели).

Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает? (иголка с ниткой)

Угля черней, снега белей, выше кромки сетей, ниже саней. Кто это? (сорока)

Одна изба – пять горенок. (перчатка)

Сарай овечек полон, а посредине баран стоит. (звезды и месяц)

Гость в дом заходит, кому он первому руку подает? (дверная ручка)

Скрипит, в стене стоит, в доме рождается, в лесу растет. (дверь)



Занятия карелов.

А сейчас мы узнаем, чем занимались наши предки в старину.

Трудно было выживать нашим предкам в суровых условиях северных лесов и болот. Трудились, не покладая рук, чтобы выживать и продолжать свой род. Но несмотря на все тяготы жизни, люди любили собираться вечерами в какой-нибудь избе и вели беседы. Давайте переместимся в один из таких вечеров и послушаем разговор наших предков.

Текст читает учитель (подготовленные дети могут разыграть сценку):

Земледелец: Ой, мужики, устал я сегодня, уработался. Столько пней пришлось выкорчевывать, чтоб пашню разработать, ведь пшеницу скоро сеять надо, чтоб зимой семью кормить. А еще надо вырастить репу, редьку, лук, горох.

Животновод: Да уж, нелегко нам, карелам, приходится. У меня в хозяйстве коровы, лошадь, овцы. Забот невпроворот. Чтоб скотину зимой кормить, много сена надо летом заготовить.

Рыболов: А я вот сыновей сейчас своих учу сети рыболовные вязать из конопляных нитей. Опыт свой передаю, чтоб они стали настоящими рыболовами, как прадед мой, и дед, и я. Летом и осенью опять будем рыбу заготавливать на зиму.

Охотник: А я сейчас силки готовлю на лето. Надо на дичь и пушных зверьков поставить штук 300-400. Да яму надо вырыть, чтобы медведя поймать. Надолго зимой мяса хватит.

Обучающиеся делают вывод о занятиях карелов.

Карельская кухня

Я думаю, по этик картинкам вы сможете назвать блюда карельской кухни. Может, вам захотелось что-нибудь попробовать? (угощение гостей и детей карельскими калитками).

Итог занятия:

Что нового вы узнали на уроке?

Какой доклад вам больше всего понравился?

Что было для вас самым интересным?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.