12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чибрикова Светлана Сергеевна17



Муниципальное образовательное учреждение

«Основная образовательная школа» р.п. Турки




Классный час

«Жизнь за царя»


t1628856370aa.gif


Составитель: Чибрикова Светлана Сергеевна

Учитель истории МОУ «ООШ» р.п. Турки





р.п. Турки

2021 г.

Классный час

«Жизнь за царя»

Задачи: Воспитать чувство патриотизма, привить любовь к Родине, доказать, что на ход истории могут повлиять не только знаменитости, но простые люди.


Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.

- «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.

Ход мероприятия:

Ведущий 1: В преддверии праздника – дня народного единства – мы проведем с вами классный час, посвященный человеку, простому крестьянину, который в период Смуты, отдал свою жизнь за будущего царя Михаила Федоровича Романова.

Ведущий 2: Речь пойдет об Иване Сусанине. Его подвиг поистине геройский, однако, к сожалению, о народном герое мало что известно. Но имя его знакомо многим, причем еще со школы.

После смерти Ивана Грозного в России началось время великой смуты. Голод, нашествие поляков, самозванцы на русском престоле. Все шло к тому, что русский народ потеряет свою государственность. Но народ храбро отстаивал свою Землю.

Ведущий 1: Ополчению Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского удалось выбить ляхов из Москвы и освободить русскую Землю от интервентов.

После тех событий, поляки все равно не оставляли надежд посадить своего человека на русский престол. Польские отряды еще долго бродили по русской земле. Стало понятно на всеобщем Земском Соборе, что новым царем станет боярин Михаил Романов. Поляки это прознали и решили разыскать будущего царя. 

Ведущий 2: Царь в это время находился в с. Домнино Костромского уезда - вотчине матери. Поляки направились к селу. Местность та болотистая, а кругом ополченцы. Что делать? Поляки брали местных жителей и, угрожая расправой заставляли их указывать им дорогу.

Ведущий 1: Одним из «проводников» стал Иван Сусанин. Сусанин соглашается показать полякам дорогу к месту проживания Михаила Романова, увлекая их в противоположную сторону, одновременно отправив своего зятя Богдана Сабинина в Домнино предупредить о грозящей опасности молодого царя и его мать – инокиню Марфу. Благодаря этому решению, Михаил Фёдорович с матерью успевают бежать в Кострому и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря. 
Он долго вел поляков через леса и глухие тропы, в итоге отряд вышел к Исуповскому болоту.

Ведущий 2: Поляки же, догадавшись об обмане Сусанина, подвергли его жестоким пыткам и убили (согласно имеющимся сведениям, он был изрублен саблями).
Он положил свою жизнь, за Родину, за Царя и за Веру. Местом гибели Ивана Сусанина принято считать село Исупово или Исуповское болото, пересохшее к настоящему времени.

Ведущий 1: Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:
   “Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.
   И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.   

По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.


Ведущий 2: Подвиг И. Сусанина вдохновил поэта-декабриста К. Ф. Рылеева, который написал думу «Иван Сусанин», Со строк этого произведения я и начала свой рассказ.

   
   «Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
   - «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
   - «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
   Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
   Предателя, мнили, во мне вы нашли:
   Их нет и не будет на Русской земли!
   В ней каждый отчизну с младенчества любит,
   И душу изменой свою не погубит». -
   «Злодей !», закричали враги закипев:
   «Умрешь под мечами !» — «Не страшен ваш гнев!
   Кто русский по сердцу, то бодро и смело
   И радостно гибнет за правое дело!
   Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
   Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» -
   «Умри же!» Сарматы Герою вскричали -
   И сабли над старцем, свистя, засверкали!
   «Погибни, предатель! Конец твой настал!» -
   И твердый Сусанин весь в язвах упал!
   Снег чистый чистейшая кровь обагрила :
   Она для России спасла Михаила!


  С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Любопытный факт Опера Михаила Глинки, рассказывающая о подвиге Ивана Сусанина, изначально называлась "Жизнь за царя”, но после свержения царизма и установления власти народа, опера получила второе название "Иван Сусанин”.


Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага.
   Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают.

Ведущий 2:

Образ Ивана Сусанина в живописи и литературе
Подвиг Ивана Сусанина воспет поэтами разных лет. Самое известное литературное произведение - дума Кондратия Рылеева «Иван Сусанин», написанная в 1822 году. «Куда ты ведешь нас?... Не видно не зги – Сусанину с сердцем вскричали враги…» - заглавные строки этого произведения. А.С. Пушкин не воспринимал думы как серьезный жанр с патриотическим посылом, считая их лишь описание исторических событий. Однако произведение Рылеева он оценил очень высоко, отметив, что каждая строчка в нем дышит русским национальным сознанием. Рылеев сумел показать Сусанина бесстрашным сыном Отечество, который так беззаветно любит Родину, что готов не задумываясь пожертвовать своей жизнью ради жизни будущих поколений. «Не дрогнув умру за царя и за Русь!» - его последние слова.
В живописи образ Ивана Сусанина нашел отражение в работах М.И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», М.В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича», А.Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» и множестве других менее известных картин. Примечательно, что от современников не сохранилось даже словесного описания Ивана Сусанина. Поэтому все его изображения не более, чем вымысел художников. 

Ведущий 1:

Памятники Ивану Сусанину
В 1851 году на центральной площади Костромы состоялось торжественное открытие первого памятника Ивану Сусанину. Он представлял собой гранитную колонну, на которой был установлен бюст юного царя Михаила Романова. У основания колонны находилась фигура Сусанина, преклонившего коленb. На передней стороне памятника был выбит барельеф, изображавший сцену гибели Сусанина. Памятник украшала надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был полностью уничтожен большевиками в 1930-е годы.
В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину. Он представляет собой фигуру крестьянина в традиционной русской одежде. На цилиндрическом постаменте выбита надпись «Ивану Сусанину – патриоту земли русской». Автором памятника стал молодой скульптор Лавинский. По мнению искусствоведов, этот памятник как нельзя лучше раскрывает образ Сусанина. Он показывает величие русского человека, который осознанно готов совершить смертный подвиг. 
В 1835 году центральная площадь Костромы указом императора была переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. С приходом к власти большевиков площади было возвращено первоначальное название. Советская власть в начале века неодобрительно относилась к Сусанину, называя его царским прихвостнем. Лишь в годы Великой Отечественной войны подвиг Сусанина вновь стал рассматриваться как подвиг во имя русского народа, а не во имя монархии. С 1992 года площадь вновь стала называться Сусанинской.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.