Урок «Знакомство с буквой Гг»
Тема урока «Знакомство с буквой Г, г».
Цели: познакомить с буквой Г, г; дать учащимся общее представление об ударении в слове и формировать умение определять место ударения в слове; совершенствовать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Ход урока
Повторение.
Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.
Посмотрите на ленту букв. Каким цветом на ней изображены буквы.
Почему одни буквы красные, а другие зеленые и синие.
Чем отличаются гласные от согласных.
Сколько знаете гласных букв? А звуков? Назовите их.
Игра "Рассели буквы по домикам"
Чем буквы отличаются от звуков?
Назовите изученные согласные.
Все ли буквы нам известны.
Какую поставим цель.
Введение в тему урока.
– Отгадайте слово, если:
волк – зубы
еж – иголки
слон – бивни
лось – ? (рога)
песня – звучит – гимн
орел – изображен – герб
полотно – развевается – ? (флаг)
– Измените слово, чтобы оно называло несколько предметов. (Флаги.)
– Какие звуки слышите в словах рог-г-га, флаг-г-ги? (Звуки [г], [г’].)
– Эти звуки обозначаются одной буквой.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой г, узнаем, что такое ударение.
II. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слов «рога», «флаги».
– Рассмотрите схемы слов. Выполните звукобуквенный анализ слов.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Слово «рога», [г] – твердый согласный звук. Слово «флаги», [г’] – мягкий согласный звук.)
– Определите, какой буквой можно обозначить эти звуки. (Буквой Г, г.)
2. Знакомство с буквой Г, г.
– Звуки [г], [г’] обозначают буквой Г, г.
Рассмотрите печатную букву г (заглавную и строчную)
На что она похожа?
Давайте ее сконструируем из карандашей.
Речевые игры.
1) Игра «Скажи наоборот»
- Поиграем в игру «Скажи наоборот», но сегодня будет одно правило - во всех словах первый звук [г]: тихо, веселый, сладкое, жидкие, чистая, шершавый, нежное.
2) Игра «Закончи предложение»
- Я начну предложение, а вы закончите словом, первый звук в котором [г] или [г’].
У Гали голубые … (глаза).
На клумбе выросли … (гвоздики).
Гончар вылепил из глины …. (горшок)
Гром гремит во время … (грозы).
На лугу гогочут … (гуси).
Физминутка
Работа по учебнику. Чтение слогов, слов и предложений.
Задание для читающих детей: самостоятельное чтение рассказов, состоящих из двух предложений (можно поработать в парах).
Задания для нечитающих детей (под руководством учителя):
– Прочтите слоги, используя «окошечки».
– Прочитайте слоги по строкам, столбцам.
– Прочитайте слова.
Работа по учебнику. Введение понятия «ударение». Соотнесение рисунка и слогоударной схемы слова.
– Выполните звуковой анализ слова «слива».
– Определите, сколько гласных в этом слове. (2 гласных.)
– Сколько слогов в слове? (2 слога.)
– Произнесите слово «слива» хором, разделяя слово на слоги. (Сли-ва.)
– Рассмотрите модель этого слова на доске. Как показано в модели, что в слове «слива» два слога? (Проведена вертикальная линия, каждый слог выделен дугой.)
– Послушайте: какой слог в этом слове произносится громче, протяжнее? Назовите этот слог. (Слог сли-.)
– Очень важно: запомните, что в слове один из слогов всегда произносится чуть громче и чуть длиннее, чем другие. Такой слог называется ударным. Над ударным слогом ставится косая черточка – так обозначается ударение. Ударение ставится в схеме над гласным звуком.
– Договоримся, что гласный звук, на который падает ударение, и слог, где стоит ударение, будем назвать ударным.
– Над каким слогом в слове «слива» стоит косая черточка? (Над слогом сли-.)
– Какая часть слова произносится громче, протяжнее? (Часть сли-.)
– Как называется этот слог? (Ударный.)
– Выделяя ударный слог, мы как бы ударяем по нему голосом. Не случайно появилось такое стихотворение:
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
А. Шибаев
– Как определить в слове ударный слог? (Надо произнести слово целиком, но не быстро, а нараспев; или как бы позвать, окликнуть слово.)
Мы в слове слог ударный
Найдем э-ле-мен-тар-но.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем!
А. Шибаев
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Произнесите каждое слово. (Ландыш, бабочка, шиповник, стрекоза, мак, пчела.)
– Рассмотрите схемы между картинками. Чем отличаются друг от друга первая и вторая схемы? (В первой схеме ударный первый слог, а во второй схеме – третий слог.)
– Чем отличаются третья, четвертая, пятая схемы? (Третья схема показывает, что слово состоит из одного слога. Знак ударения в ней отсутствует. В четвертой схеме ударный слог первый. В пятой схеме ударный слог второй.)
– Определите, какое слово какой схеме соответствует. На что надо обратить внимание? (На слоговой состав и на место ударения.)
– Если рисунки с изображением бабочки и мака поменять местами, то как можно было бы назвать все предметы левого столбца? (Растения.)
– А правого столбца? (Насекомые.)
III. Итог урока.
– Расскажите, что такое ударение.
Рефлексия.