Урок «Знакомство с буквой Гг»

0
0
Материал опубликован 12 November 2020

Тема урока «Знакомство с буквой Г, г».

Цели: познакомить с буквой Г, г; дать учащимся общее представление об ударении в слове и формировать умение определять место ударения в слове; совершенствовать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Ход урока

Повторение.

Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

Посмотрите на ленту букв. Каким цветом на ней изображены буквы.

Почему одни буквы красные, а другие зеленые и синие.

Чем отличаются гласные от согласных.

Сколько знаете гласных букв? А звуков? Назовите их.

Игра "Рассели буквы по домикам"


Чем буквы отличаются от звуков?

Назовите изученные согласные.

Все ли буквы нам известны.

Какую поставим цель.


Введение в тему урока.

Отгадайте слово, если:

                волк – зубы

                еж – иголки

                слон – бивни

                лось – ? (рога)


                песня – звучит – гимн

                орел – изображен – герб

                полотно – развевается – ? (флаг)

Измените слово, чтобы оно называло несколько предметов. (Флаги.)

Какие звуки слышите в словах рог-г-га, флаг-г-ги(Звуки [г], [г’].)

Эти звуки обозначаются одной буквой.

Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой г, узнаем, что такое ударение.

II. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слов «рога», «флаги».

Рассмотрите схемы слов. Выполните звукобуквенный анализ слов.

Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Слово «рога», [г] – твердый согласный звук. Слово «флаги», [г’] – мягкий согласный звук.)

Определите, какой буквой можно обозначить эти звуки. (Буквой Г, г.)

2. Знакомство с буквой Г, г.

Звуки [г], [г’] обозначают буквой Г, г.




Рассмотрите печатную букву г (заглавную и строчную)

На что она похожа?

Давайте ее сконструируем из карандашей.


 Речевые игры.

1) Игра «Скажи наоборот»

- Поиграем в игру «Скажи наоборот», но сегодня будет одно правило - во всех словах первый звук [г]: тихо, веселый, сладкое, жидкие, чистая, шершавый, нежное.

2) Игра «Закончи предложение»

- Я начну предложение, а вы закончите словом, первый звук в котором [г] или [г’].

У Гали голубые … (глаза).

На клумбе выросли … (гвоздики).

Гончар вылепил из глины …. (горшок)

Гром гремит во время … (грозы).

На лугу гогочут … (гуси).



Физминутка


Работа по учебнику. Чтение слогов, слов и предложений.

Задание для читающих детей: самостоятельное чтение рассказов, состоящих из двух предложений (можно поработать в парах).

Задания для нечитающих детей (под руководством учителя):

Прочтите слоги, используя «окошечки».

Прочитайте слоги по строкам, столбцам.

Прочитайте слова.


Работа по учебнику. Введение понятия «ударение». Соотнесение рисунка и слогоударной схемы слова.

Выполните звуковой анализ слова «слива».

Определите, сколько гласных в этом слове. (2 гласных.)

Сколько слогов в слове? (2 слога.)

Произнесите слово «слива» хором, разделяя слово на слоги. (Сли-ва.)

Рассмотрите модель этого слова на доске. Как показано в модели, что в слове «слива» два слога? (Проведена вертикальная линия, каждый слог выделен дугой.)

Послушайте: какой слог в этом слове произносится громче, протяжнее? Назовите этот слог. (Слог сли-.)

Очень важно: запомните, что в слове один из слогов всегда произносится чуть громче и чуть длиннее, чем другие. Такой слог называется ударным. Над ударным слогом ставится косая черточка – так обозначается ударение. Ударение ставится в схеме над гласным звуком.

Договоримся, что гласный звук, на который падает ударение, и слог, где стоит ударение, будем назвать ударным.

Над каким слогом в слове «слива» стоит косая черточка? (Над слогом сли-.)

Какая часть слова произносится громче, протяжнее? (Часть сли-.)

Как называется этот слог? (Ударный.)

Выделяя ударный слог, мы как бы ударяем по нему голосом. Не случайно появилось такое стихотворение:

                Ударный слог, ударный слог,

                Он назван так недаром.

                Эй, невидимка-молоток,

                Отметь его ударом!

                А. Шибаев



Как определить в слове ударный слог? (Надо произнести слово целиком, но не быстро, а нараспев; или как бы позвать, окликнуть слово.)

                Мы в слове слог ударный

                Найдем э-ле-мен-тар-но.

                А когда его найдем,

                Громче всех произнесем!

А. Шибаев

Рассмотрите рисунки в учебнике. Произнесите каждое слово. (Ландыш, бабочка, шиповник, стрекоза, мак, пчела.)

Рассмотрите схемы между картинками. Чем отличаются друг от друга первая и вторая схемы? (В первой схеме ударный первый слог, а во второй схеме – третий слог.)

Чем отличаются третья, четвертая, пятая схемы? (Третья схема показывает, что слово состоит из одного слога. Знак ударения в ней отсутствует. В четвертой схеме ударный слог первый. В пятой схеме ударный слог второй.)

Определите, какое слово какой схеме соответствует. На что надо обратить внимание? (На слоговой состав и на место ударения.)

Если рисунки с изображением бабочки и мака поменять местами, то как можно было бы назвать все предметы левого столбца? (Растения.)

А правого столбца? (Насекомые.)

III. Итог урока.

Расскажите, что такое ударение.


Рефлексия.



























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.