Урок литературного чтения «Знакомство с буквой Я» (1 класс)

4
0
Материал опубликован 23 September 2018

Технологическая карта урока литературного чтения (обучения чтению) 1 класс

Учитель: Ямковая Ольга Николаевна

Класс: 1

УМК «Начальная школа 21 века»

Предмет: литературное чтение (обучение чтению)

Тема: Знакомство с буквой Я,я.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в изучаемой теме.

Цель: создание условий для знакомства с буквой Я, определение ее характеристик в случае, когда Я стоит после согласного.

Планируемые результаты обучения:

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Отличает звук и букву; букву как знак звука; проводит звуко-буквенный анализ как основу перевода слова звучащего в слово написанное.

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимает оценку своей работы учителем, товарищами.

Анализирует изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Формулирует собственное мнение; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; допускает возможность различных точек зрения.

Выслушивает высказывания товарищей. Сохраняет доброжелательное отношение друг к другу. Строит собственное высказывание по опоре.

Выражает положительное отношение к процессу познания: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Ход урока

п/
п

Название

этапа урока

 

Задача, которая должна быть

решена

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

 

Мотивационный

Включение учащихся в деятельность

Фронтальная

Включает в деятельность.

- Ребята, улыбнитесь, поделитесь улыбкою своею и от всей души пожелайте добра и удачи друг другу.

-Посмотрите на доску.

- Посмотрите на схему школьного времени.

- Определите и назовите наше место на схеме.

- Начинаем урок обучения грамоте. Садитесь.

Организует рабочее место, настраивается на урок.

Планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Осознает значимость собственной деятельности в процессе получения нового знания

Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата; объединенение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

Фронтальная

Организует артикуляционную гимнастику. Демонстрирует верное произношение.

- Оя-оя-оя — у ёлочки хвоя.
Ая-ая-ая — в небе птичек стая.
Уля-уля-уля — ест траву косуля.

- Упражнения "Чашка", "Чашка и блюдце"

Произносят за учителем чистоговорку

Развитие речи - как средства коммуникации

Четко проговаривает все звуки

 

Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. Формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Фронтальная

Акуализирует знания учащихся.

Разгадайте загадки.

1) С хвостиком, как поросенок,
Полосатый, как зебра,
С семечками, как подсолнух. (Арбуз)

2) Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

- Что общего в этих словах?

Какой буквой обозначают звук [а]?

Игра «Поймай звук»

Демонстрирует картинки. Акула, арбуз, абрикос, телефон, собака, сыр, юла, дятел.

- Если при произношении слов вы услышите звук [А]- хлопаете в ладоши.

Разгадывают загадки.

Выделяют первый звук в словах.

Высказывают предположение.

Отвечают на вопросы учителя.

Выделяют нужный звук в слове, сигнализирует о его наличии.

Анализирует изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Принимает и сохраняет учебную задачу.

Формулирует собственное мнение

Внимательно слушает учителя, не перебивает учителя и одноклассников.

Проводит звуко-буквенный анализ. Выделяет звук по предложенному учителем заданию.

 

3. Выявление затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения . Формирование коммуникативного умения «Выслушивает мнения своих одноклассников»

Фронтальная

Организует диалог с учащимися.

- Когда я показывала картинку с дятлом, некоторые учащиеся хлопнули, а некоторые нет.

- В классе есть 2 мнения: 1) В слове дятел нет звука [а]; 2) В слове «дятел» есть звук [а].

- Какое же из них верное?

Высказывают мнение.

Формулирует собственное мнение. Выявляет проблему. Выслушивает высказывания товарищей. Сохраняет доброжелательное отношение друг к другу.

Формулирует затруднение, возникшее в ходе выполнения задания.

 

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Организует диалог с учащимися.

- Давайте подумаем, каким образом мы решим эту проблему и придем к единому мнению.

Составляет совместно с учениками план действий, фиксируя с помощью пиктограмм.

1. Произнесем слово.

2. Произнесем четко каждый звук.

3. Выполним звуковую схему к слову.

Возьмите фишки и выложите схему к слову ДЯТЕЛ.

Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание (произносится каждый звук, ставится + за правильный ответ и - , если ответ ошибочный)

Какой звук стоит перед звуком [А]? (мягкий согласный).

Объявляет тему урока. Обобщает задачи, поставленные учащимися.

- Сегодня мы познакомимся с буквой (знаком), которая тоже при произношении обозначает звук [А].

- Какие задачи поставим на урок?

- будем продолжать учиться составлять схемы к словам,

- определять место звука [А] в слове;

- узнаем как выглядит на письме эта буква.

Высказывают мнение, составляют план.

Выполняют звуковой анализ слова ДЯТЕЛ

Проверяют себя и своих одноклассников, работающих у доски.

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя.

Ставят учебные задачи на урок.

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.

Анализирует изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Формулирует собственное мнение. Допускает возможность различных точек зрения.

Дает оценку работе учащихся и адекватно воспринимает оценку своей работы.

Составляет совместно с учителем план действий. Выполняет действие в соответствии с планом.

 

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

Построение нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение. Формирование УУД.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Парная

Групповая

Организует звуковой анализ слова.

Круглый я как Шар земной
Все гоняются за мной.
Лупят ногами, руками,
А я убегаю - прыжками. (Мяч)

Начертите в тетради схему к слову мяч. Сравните с образцом на слайде.

- Какой звук вы слышите после мягкого согласного [М]?

- Звук [А] после мягкого согласного на письме обозначается буквой Я.

Знакомит учащихся с образом буквы Я (печатные и письменные).

- На что похожа буква я?

- Изобразите букву Я в паре сосвоим соседом.

Организует работу в группах, повторяет с учащимися правила работы в группах по схеме.

Игра «живые звуки». Учитель говорит капитану каждой группы слово. Всего 6 групп: 1,4 - ДЫНЯ, 2,5 - ПЯТЬ, 3,6 - ВАНЯ.

Организует проверку.

Организует промежуточную рефлексию.

- Зачем нам нужна буква Я?

Обобщает мнения учащихся.

- «Буква А и буква Я

Нам нужны для звука [а]».

Если звук один, то зачем нам необходимы 2 буквы?

Вывод: буква А - показывает читателю, что согласный, который стоит перед ней надо читать твердо, буква Я показывает, что согласный, который стоит перед ней надо читать мягко.

ФИЗМИНУТКА

Разгадывают загадку.

Выполняют звуковой анализ слова МЯЧ.

Изображают букву в парах.

Называют правила работы в группе по схеме.

Обсуждают в группе какой цвет карточки выбрать, встают в нужном порядке, произносят только свой звук.

Участники каждой группы выходят и демонстрируют свое слово. Участники других групп оценивают по шкале.

«правильность»

высказывают предположения.

Высказывают свою точку зрения, делают вывод.

Принимает и сохраняет учебную задачу.

Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Называет по опоре правила групповой и парной работы. Умеет договариваться в группе, допускает возможность различных точек зрения.

Отвечает на вопросы, чертит схему слова, оценивает правильность выполнения задания, формулирует вывод.

Работает в группе, не создает конфликтных ситуаций.

 

Первичное закрепление нового знания

Применение нового знания в типовых заданиях. Формирование коммуникативного умения « Умеет договариваться в группе, допускает возможность различных точек зрения».

Парная

Групповая

Фронтальная

Организует работу по закреплению нового.

- Ребята перед вами картинки со словами. Разделите слова на 2 группы (Тётя, вата, мясо, бабушка, диван, пятка).

- На какие гуппы разделили слова.

- Значит на что показывает буква Я? (что перед ней согласный надо читать мягко) Появляются на доске схемы.

И

Организует работу в учебнике.

- Откройте "Букварь" с.33

- Составьте рассказ по картинкам. Как можно это сделать быстро? (распределить в группе по одной картинке)

- С помощью мимики и жестов за 5 секунд распределите картинки между всеми членами группы. Составьте по одному предложению к картинкам.

- Каким образом мы оценим правильность выполнения. (Обсуждение и схематическое изображение критериев на доске. )

Проверка правильности выполнения задания по критериям.

Работают в паре по классификации картинок со словами.

Отвечают на вопросы учителя.

Распределяет роли в группе, составляет предложение к картинке.

Представляет в группе результат своей работы.

Оценивает работу других групп по критериям.

Принимает и сохраняет учебную задачу, планирует свою деятельность, осуществляет анализ объектов и синтез целого из частей. Умеет договариваться в группе, допускает возможность различных точек зрения. Называет по опоре правила групповой и парной работы

Выполняет групповое задание без конфликтов.

 

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Закрепление нового знания. Формирование коммуникативного умения «Вступает в диалог с одноклассником, сохраняет доброжелательное отношение»

Парная

Организует работу в "Букваре" с.33.

Разгадывание кроссворда в парах с последующей фронтальной проверкой.

Работают в паре. «Решают» кроссворд.

Проверяют по образцу, оценивают свою работу по шкале «Правильность» и по шкале «Работа в паре»

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Работает в группе, не создает конфликтных ситуаций.

 

Включение в систему знаний и умений.

Выявление границы применимости нового знания, использование его в системе изученных ранее знаний

Фронтальная

Организует обобщение и систематизацию на уроке.

- Оцените правильное высказывание (+, -)

- Звук [а] на письме обозначается только буквой А;

- Звук [а] на письме может обозначаться буквой Я;

- Звук [а] на письме может обозначаться буквами А, Я;

- Буква Я, показывает читателю, что согласный перед ней надо читать мягко.

С помощью жестов оценивает высказывания.

Принимает и сохраняет учебную задачу.

Отвечает на вопросы с помощью жестов.

 

Рефлексия

Организация самооценки учащимися результатов своей работы

Фронтальная

Проводит рефлексию, предлагает познакомиться с высказываниями.

- Продолжите предложение:

« Я сегодня на уроке узнал…»

« Я сегодня понял…»

« Мне было интересно…»

« Мне было трудно…»

- Чему учились на уроке?

- Как ученые расскажите всё, что узнали о букве Я?

- Оцените свою деятельность.

- С каким настроением вы уйдете с урока? Изобразите с помощью смайлика.

Дополняют высказывания

Изображают настроение.

Контроль, оценка, коррекция полученной информации.

Понимание значения границ собственного знания и незнания, осознание необходимости самосовершенствования.

Формулирует высказывания по опоре-клише. Оценивает свою деятельность на уроке, выявляет успехи и затруднения

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.