12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ямковая Ольга Николаевна218 Учитель и ученик растут вместе... (Конфуций) Россия, Красноярский край, Ачинск |
Урок литературного чтения «Знакомство с буквой Я»
Технологическая карта урока литературного чтения (обучения чтению) 1 класс
Учитель: Ямковая Ольга Николаевна
Класс: 1
УМК «Начальная школа 21 века»
Предмет: литературное чтение (обучение чтению)
Тема: Знакомство с буквой Я,я.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в изучаемой теме.
Цель: создание условий для знакомства с буквой Я, определение ее характеристик в случае, когда Я стоит после согласного.
Планируемые результаты обучения:
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Отличает звук и букву; букву как знак звука; проводит звуко-буквенный анализ как основу перевода слова звучащего в слово написанное. | Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимает оценку своей работы учителем, товарищами. | Анализирует изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | Формулирует собственное мнение; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; допускает возможность различных точек зрения. Выслушивает высказывания товарищей. Сохраняет доброжелательное отношение друг к другу. Строит собственное высказывание по опоре. | Выражает положительное отношение к процессу познания: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Ход урока
№ п/ | Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
| Мотивационный | Включение учащихся в деятельность | Фронтальная | Включает в деятельность. - Ребята, улыбнитесь, поделитесь улыбкою своею и от всей души пожелайте добра и удачи друг другу. -Посмотрите на доску. - Посмотрите на схему школьного времени. - Определите и назовите наше место на схеме. - Начинаем урок обучения грамоте. Садитесь. | Организует рабочее место, настраивается на урок. | Планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. | Осознает значимость собственной деятельности в процессе получения нового знания |
Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата; объединенение простых движений в сложные для правильного произношения звуков. | Фронтальная | Организует артикуляционную гимнастику. Демонстрирует верное произношение. - Оя-оя-оя — у ёлочки хвоя. - Упражнения "Чашка", "Чашка и блюдце" | Произносят за учителем чистоговорку | Развитие речи - как средства коммуникации | Четко проговаривает все звуки | ||
| Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. Формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. | Фронтальная | Акуализирует знания учащихся. Разгадайте загадки. 1) С хвостиком, как поросенок, 2) Длинноногий, длинноносый, - Что общего в этих словах? Какой буквой обозначают звук [а]? Игра «Поймай звук» Демонстрирует картинки. Акула, арбуз, абрикос, телефон, собака, сыр, юла, дятел. - Если при произношении слов вы услышите звук [А]- хлопаете в ладоши. | Разгадывают загадки. Выделяют первый звук в словах. Высказывают предположение. Отвечают на вопросы учителя. Выделяют нужный звук в слове, сигнализирует о его наличии. | Анализирует изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Принимает и сохраняет учебную задачу. Формулирует собственное мнение | Внимательно слушает учителя, не перебивает учителя и одноклассников. Проводит звуко-буквенный анализ. Выделяет звук по предложенному учителем заданию. |
| 3. Выявление затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения . Формирование коммуникативного умения «Выслушивает мнения своих одноклассников» | Фронтальная | Организует диалог с учащимися. - Когда я показывала картинку с дятлом, некоторые учащиеся хлопнули, а некоторые нет. - В классе есть 2 мнения: 1) В слове дятел нет звука [а]; 2) В слове «дятел» есть звук [а]. - Какое же из них верное? | Высказывают мнение. | Формулирует собственное мнение. Выявляет проблему. Выслушивает высказывания товарищей. Сохраняет доброжелательное отношение друг к другу. | Формулирует затруднение, возникшее в ходе выполнения задания. |
| Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Организует диалог с учащимися. - Давайте подумаем, каким образом мы решим эту проблему и придем к единому мнению. Составляет совместно с учениками план действий, фиксируя с помощью пиктограмм. 1. Произнесем слово. 2. Произнесем четко каждый звук. 3. Выполним звуковую схему к слову. Возьмите фишки и выложите схему к слову ДЯТЕЛ. Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание (произносится каждый звук, ставится + за правильный ответ и - , если ответ ошибочный) Какой звук стоит перед звуком [А]? (мягкий согласный). Объявляет тему урока. Обобщает задачи, поставленные учащимися. - Сегодня мы познакомимся с буквой (знаком), которая тоже при произношении обозначает звук [А]. - Какие задачи поставим на урок? - будем продолжать учиться составлять схемы к словам, - определять место звука [А] в слове; - узнаем как выглядит на письме эта буква. | Высказывают мнение, составляют план. Выполняют звуковой анализ слова ДЯТЕЛ Проверяют себя и своих одноклассников, работающих у доски. Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя. Ставят учебные задачи на урок. | Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации. Анализирует изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Формулирует собственное мнение. Допускает возможность различных точек зрения. Дает оценку работе учащихся и адекватно воспринимает оценку своей работы. | Составляет совместно с учителем план действий. Выполняет действие в соответствии с планом. |
| Реализация выбранного плана по разрешению затруднения | Построение нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение. Формирование УУД. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Парная Групповая | Организует звуковой анализ слова. Круглый я как Шар земной Начертите в тетради схему к слову мяч. Сравните с образцом на слайде. - Какой звук вы слышите после мягкого согласного [М]? - Звук [А] после мягкого согласного на письме обозначается буквой Я. Знакомит учащихся с образом буквы Я (печатные и письменные). - На что похожа буква я? - Изобразите букву Я в паре сосвоим соседом. Организует работу в группах, повторяет с учащимися правила работы в группах по схеме. Игра «живые звуки». Учитель говорит капитану каждой группы слово. Всего 6 групп: 1,4 - ДЫНЯ, 2,5 - ПЯТЬ, 3,6 - ВАНЯ. Организует проверку. Организует промежуточную рефлексию. - Зачем нам нужна буква Я? Обобщает мнения учащихся. - «Буква А и буква Я Нам нужны для звука [а]». Если звук один, то зачем нам необходимы 2 буквы? Вывод: буква А - показывает читателю, что согласный, который стоит перед ней надо читать твердо, буква Я показывает, что согласный, который стоит перед ней надо читать мягко. ФИЗМИНУТКА | Разгадывают загадку. Выполняют звуковой анализ слова МЯЧ. Изображают букву в парах. Называют правила работы в группе по схеме. Обсуждают в группе какой цвет карточки выбрать, встают в нужном порядке, произносят только свой звук. Участники каждой группы выходят и демонстрируют свое слово. Участники других групп оценивают по шкале. «правильность» высказывают предположения. Высказывают свою точку зрения, делают вывод. | Принимает и сохраняет учебную задачу. Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Называет по опоре правила групповой и парной работы. Умеет договариваться в группе, допускает возможность различных точек зрения. | Отвечает на вопросы, чертит схему слова, оценивает правильность выполнения задания, формулирует вывод. Работает в группе, не создает конфликтных ситуаций. |
| Первичное закрепление нового знания | Применение нового знания в типовых заданиях. Формирование коммуникативного умения « Умеет договариваться в группе, допускает возможность различных точек зрения». | Парная Групповая Фронтальная | Организует работу по закреплению нового. - Ребята перед вами картинки со словами. Разделите слова на 2 группы (Тётя, вата, мясо, бабушка, диван, пятка). - На какие гуппы разделили слова. - Значит на что показывает буква Я? (что перед ней согласный надо читать мягко) Появляются на доске схемы. И Организует работу в учебнике. - Откройте "Букварь" с.33 - Составьте рассказ по картинкам. Как можно это сделать быстро? (распределить в группе по одной картинке) - С помощью мимики и жестов за 5 секунд распределите картинки между всеми членами группы. Составьте по одному предложению к картинкам. - Каким образом мы оценим правильность выполнения. (Обсуждение и схематическое изображение критериев на доске. ) Проверка правильности выполнения задания по критериям. | Работают в паре по классификации картинок со словами. Отвечают на вопросы учителя. Распределяет роли в группе, составляет предложение к картинке. Представляет в группе результат своей работы. Оценивает работу других групп по критериям. | Принимает и сохраняет учебную задачу, планирует свою деятельность, осуществляет анализ объектов и синтез целого из частей. Умеет договариваться в группе, допускает возможность различных точек зрения. Называет по опоре правила групповой и парной работы | Выполняет групповое задание без конфликтов. |
| Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Закрепление нового знания. Формирование коммуникативного умения «Вступает в диалог с одноклассником, сохраняет доброжелательное отношение» | Парная | Организует работу в "Букваре" с.33. Разгадывание кроссворда в парах с последующей фронтальной проверкой. | Работают в паре. «Решают» кроссворд. Проверяют по образцу, оценивают свою работу по шкале «Правильность» и по шкале «Работа в паре» | Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Работает в группе, не создает конфликтных ситуаций. |
| Включение в систему знаний и умений. | Выявление границы применимости нового знания, использование его в системе изученных ранее знаний | Фронтальная | Организует обобщение и систематизацию на уроке. - Оцените правильное высказывание (+, -) - Звук [а] на письме обозначается только буквой А; - Звук [а] на письме может обозначаться буквой Я; - Звук [а] на письме может обозначаться буквами А, Я; - Буква Я, показывает читателю, что согласный перед ней надо читать мягко. | С помощью жестов оценивает высказывания. | Принимает и сохраняет учебную задачу. | Отвечает на вопросы с помощью жестов. |
| Рефлексия | Организация самооценки учащимися результатов своей работы | Фронтальная | Проводит рефлексию, предлагает познакомиться с высказываниями. - Продолжите предложение: « Я сегодня на уроке узнал…» « Я сегодня понял…» « Мне было интересно…» « Мне было трудно…» - Чему учились на уроке? - Как ученые расскажите всё, что узнали о букве Я? - Оцените свою деятельность. - С каким настроением вы уйдете с урока? Изобразите с помощью смайлика. | Дополняют высказывания Изображают настроение. | Контроль, оценка, коррекция полученной информации. Понимание значения границ собственного знания и незнания, осознание необходимости самосовершенствования. | Формулирует высказывания по опоре-клише. Оценивает свою деятельность на уроке, выявляет успехи и затруднения |