12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Платонова Анна Андреевна20

Тема: Знакомство с буквой М, м

Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1

Учебник: Журова Л. Е., Евдокимова А. Е. Букварь-Ч.1. -М.: «Вентана-Граф»

Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [м], [м`], обозначать их буквой М «эм»).

Задачи:

Образовательные: формируем умения

- различать звуки и буквы: буква как знак звука;

- находить слова с заданным звуком;

- моделировать звуковой состав слова: отражать на модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета;

- выделять в словах звуки [м], [м`] и обозначать их буквой;

- анализировать поэлементный состав печатных заглавных и строчных букв;

- читать, писать печатные буквы, слова, предложения.

Воспитательные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Развивающие: развить умения

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Тип урока: открытие новых знаний.

Этапы урока

Деятельность

УУД

Учителя

Учащихся

1.

Самоопределение к учебной деятельности

-Давайте проверим, все ли готовы к уроку?

«Эмоциональный настрой»:

-Выглянуло ясное солнышко. Оно льёт на вас свои тёплые лучи. Потянулись к солнышку!

-Вы растёте, становитесь добрее, умнее. -А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, гостям. Пожелайте всем любви и добра!

Молодцы, садитесь!

Включаются в работу.


 

 (руки через стороны вверх, поднимаемся на носочки)


 


 


 


 


 

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, умение воспринимать информацию.

Познавательные: умение рассуждать, выделять необходимую информацию.

Личностные: умение находить ответ на вопрос: «Какой смысл имеет для меня учение?»

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Фонетическая зарядка «Цветные карандаши».

 -Сегодня начнем урок с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показываете карандаш такого цвета, который требуется для обозначения первого звука. Слова: ослик, лес, ели, эхо, ключ, утка, мак, белка.

А сейчас мы проведем игру «Найди свой домик»

- На доске висят две карточки (домики) зеленая и синяя . Дети, которые получили карточки с  гласными буквами, обозначающими гласные звуки, должны найти домик своей букве (прикрепить магнитами или скотчем).

-Проверьте все вместе, не попала ли в домик какая-нибудь лишняя буква.

- Объясните, почему прикрепили буквы к синему домику (к зеленому).

-Посмотрите  на слайд.

-Кто изображен?

- Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша - с разных. Можем ли мы что-нибудь предпринять, чтобы помирить Машу с Мишей?


 

Дети поднимают карандаши красный, синий или зелёный.


 


 


 


 

Данная игра проводится для запоминания правил написания букв (После твердых согласных пишем буквы: а, о, у, ы, э). После мягких согласных пишем буквы: е, ё, и, я, ю.


 


 

(Дети) Маша и Миша.

Учащиеся выкладывают схемы «Маша» и «Миша».

Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

3.

Постановка учебной задачи

Что нужно сделать? (познакомиться с буквой М; провести звуко-буквенный анализ слов)

-Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему.


 


 


 


 

-А как вы думаете, слова Маша и Миша начинаются с одинаковой буквы?

Испытывают затруднение Узнаем новые буквы, которые обозначаются твёрдые и мягкие согласные звуки. Будем учиться читать слоги и слова с новыми буквами.

Дети формируют тему и цель урока, а также личную цель.

Нет. Буквы будут разные.

Регулятивные: умение определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, строить предположения.

Познавательные: строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.

4.

Построение проекта выхода из затруднений

1. Звуковой анализ слов Маша и Миша с помощью фишек.

Характеристика звуков.

-Давайте посмотрим на модели, этих слов, что сделали ребята на доске.

Какие это слова? Какой первый звук в слове Маша? Произнесем его?

-Какой это звук?

Какие это слова? Какой первый звук в слове Миша? Произнесем его?

-Какой это звук?

-Чем отличаются слова Маша и Миша?(звуками [м] и [м'], и [и] [а])


 

Игра «Живые звуки» со словом Миша.

(Вызываются ученики, которые берут фишки:

второй гласный звук,

первый согласный звук, первый гласный звук,

второй согласный звук.

По команде учителя: «Звуки займите своё место в слове!».

Поменять местами звуки, прочитать, что получилось. Убрать из слова один звук, прочитать.

Выделение и нахождение звуков в словах.

-Я буду называть слова, а вы показываете фишку соответствующую звуку: малина, медведь, мак, мама

-Это легко, когда [м] и [м'] в начале, а теперь в середине: комар трамвай, пальма, пальто (ловушка)

-В другой части слова попробуем поискать звуки [м] и [м']. В начале были? В середине были? Где не были? Налим, лама, дом, сом

-Назовите слова. Противоположные по смыслу и начинающиеся со звуков [м] и [м']:……

Покажите фишку, соответствующую звуку.

2.Знакомство с буквой М, м (презентация).

- Найдите букву «эм» на странице учебника, поставьте палец на букву «эм».

- Запомните, что буква одна, а обозначает два звука м и м'.

-Повторите.

- Какую букву мы должны вставить в слова Маша и Миша? (заглавную букву «эм»)

-  Вставьте  заглавные буквы в имена ребят.

3. –Кто из детей прав? (Маша, т.к. и в том и в другом слове первая буква М, твердый и мягкий согласные звуки обозначаются одной буквой.)

- Почему ошибся Миша?(Он путает звуки и буквы.)

4. - Какие еще звуки мы можем заменить буквами? (и,а)

-Посмотрите вокруг. Найдите и назовите слова со звуком [ м] (на стенах развешены картинки: морковь, машина, мышь, гном, дом, лимон, маки, самолёт, комар).

- Найдите и назовите слова со звуком  [м'] (на стенах развешены картинки: змея, медведь, ремень, помидор)

Размещение буквы на ЛЕНТЕ БУКВ (характеристика звуков и буквы)

-Давайте найдём ей место этой буквы в кассе.

-Расскажите всё о букве «эм» и звуках, которые она обозначает


 


 

-Верным ли оказалось наше предположение о том, что звуки [м] и [м'] обозначаются разными буквами?

Физминутка:

(Шаги с высоко поднятыми ногами)

Вот идет чёрный кот

Притаился – мышку ждёт.

(приседания, руки к коленям)

Мышка норку обойдёт

(Встать, повернуться вокруг).

И к коту не подойдёт.

(Руки в стороны).

Задание «На что похожа буква»

-На какие уже изученные буквы она похожа? Чем?

-А на какие предметы похожа буква М?

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Моделирование буквы

-А из чего можно сделать букву?

-Возьмём палочки. Сколько штук нам для работы понадобится? Как расположите?

Чтение слогов и слов

1. Работа с пособием «окошки».

2. Работа по учебнику.

Чтение слогов в учебнике «Букварь», с.62.

Для слабых детей: прочитать слоги.

Для сильных: дополнить слоги до целого слова.

 ма – машина, малина, мама, лама, мак

мо -  молоко, молоток, мороз, трюмо, мотор

мы – мыло, мышь, дамы, телеграммы, мысли

му – мусор, муха, мука

ми – мина, мир, миф, мишура

ме – мечта, мел, место, мерка

(ми, ме) – прочитай слоги с мягкой согласной.

Работа по подгруппам:

Хорошо читающий ученик читает стихотворение

Г. Виеру, с. 62, «Букварь».

Задание для нечитающих во время слушания стихотворения:

послушать и назвать слова  со звуком [м] и [м'] (мычит, му, ему, мы, знаем, мяу).

Работа с фишками. и кассой букв.

Игра «Живые звуки».

МАША и МИША

[м]

дети отвечают.

 

[м']

дети отвечают

Дети – звуки занимают свои места, и класс вместе с учителем читают слово.)

 

Дети прикрепляют звуки к доске магнитами.

Дети повторяют слово за учителем, фиксируя звук

в конце слова. Дети повторяют слово за учителем, фиксируя звук

дети подбирают слова, с помощью фишки фиксируют звук.

Открывают учебник.

Дети показывают.

Дети повторяют.

Дети повторяют слова фиксируя звук.

Дети ставят букву в свою и в классную кассу. Эта буква может обозначать как твёрдый, так и мягкий согласный звук. Этот согласный звук звонкий поэтому в ленте букв «эм» стоит в верхнем ряду.

Нет

буква одна. Это буква «эм».

Дети отвечают.

Дети высказывают мнение.

Дети высказывают мнение. (палочки, веревочки)

дети отвечают, моделируют букву из палочек.

Читают по заданию учителя сначала слоги с твёрдыми согласными, затем с мягкими согласными (комментируют способы чтения)

Регулятивные: умение высказывать предложение и соотносить его с информацией в учебнике. Коммуникативные: аргументация своего мнения, умения слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.

Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Познавательные: умение представлять информацию в виде схемы.

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию делать выводы.

5.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Слайд 1. Медведь и ягоды.

Цель: выделение в словах звуков [м], [м´].

Учитель: Медведь собрал разные ягоды в лесу. Он хочет отобрать для Маши только ягоды, в названии которых есть звуки [м], [м´]. Давайте поможем мишке.

Ученик выбирает нужные ягоды, щелкает по ним мышкой или пером, перетаскивает в корзинку и щелкает в корзинке. Если ягода подходит, то она останется в корзине, если нет – вернется на свое место.

Класс работают в парах  по карточкам.

Проверяем.

Слайд 2. Маша и медведь.

Цель: выделение и различение в слове звуков [м], [м´].

Учитель: Медведь и Маша решили навести порядок и разобрать вещи. Мишка собирает в ведро картинки, в названиях которых есть мягкий звук [м´], а Маша – предметы, названия которых  с твердым звуком [м]. Поможем им?

Ученик выбирает нужные предметы, щелкает по ним мышкой или пером, перетаскивает в корзинку или ведро  и щелкает в корзинке.

Класс работают в парах  по карточкам.

Проверяем.

Работа с электронным образовательным ресурсом


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа в парах

Регулятивные: определение последовательности своих действий.

Коммуникативные: умение работать в паре.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.

- Назовите изображенные предметы (велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики).

-Покажите и назовите все предметы одежды (брюки, рубашка, платье).

- Прочитайте слова, написанные под картинками(моя, моё, мой, мои).

Задание (карточки):

- Соедините стрелками предметы, к которым подходит слова «моя», «моё», «мой», «мои».

Проверка работ(слайд).

Самооценка

- Оцените свою работу на линейке крестиком(линейка нарисована): вверху-отлично, в середине-хорошо, внизу –плохо)

- Прочитайте слова, написанные внизу.

 - Подумайте, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)

 Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)

Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)

Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)

Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)

Игра «Волшебная палочка»

- Ребята, у меня в руках волшебная палочка, один конец которой зелёного цвета, а другой- синего. Сейчас вы станете волшебниками: мы будем превращать твердые согласные звуки в мягкие. Учитель держит палочку синим концом к себе, а зеленым к детям. Учитель называет, например звук б-ученик б' и т.д.

Дети выполняют задание.

Работа в парах.

Учащиеся, безошибочно выполнившие задание, оценивают по линейки крестиком

Регулятивные: умение определять последовательности своих действий, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: умение объяснить свои действия, доказывать правильность своей точки зрения.

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Какие новые знания вы приобрели сегодня?

- Какие трудности возникли?

- Какое задание было наиболее интересным?

Возьмите карточки человечков с разной мимикой и цветом, оцените свою работу на уроке.
- человечек зеленого цвета с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике
- человечек синего
 цвета с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь человечек  красного цвета с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной

Одна буква «эм» может обозначать и твёрдый и мягкий согласный звуки.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника.


 

Перечень ЭОР, используемых на данном уроке.

п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предоставления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

1

Касса букв

Интерактивная касса букв

Иллюстрация

Демонстрация

hw@lemitec.de  дидактические игры-модули к урокам обучения грамоте

2

Звук [м]

Интерактивное задание

Демонстрация

https://docs.google.com/drawings/image?id=sQzZIU95IwKoGm9U6LSZ3cw&rev=1&h=64

&w=73&ac=1

3.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/02/22/konspekt-otkrytogo-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-v-1-klasse


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.