Урок литературы в 1 классе «Знакомство с буквой М,м»
Тема: Знакомство с буквой М, м
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Класс: 1
Учебник: Журова Л. Е., Евдокимова А. Е. Букварь-Ч.1. -М.: «Вентана-Граф»
Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [м], [м`], обозначать их буквой М «эм»).
Задачи:
Образовательные: формируем умения
- различать звуки и буквы: буква как знак звука;
- находить слова с заданным звуком;
- моделировать звуковой состав слова: отражать на модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета;
- выделять в словах звуки [м], [м`] и обозначать их буквой;
- анализировать поэлементный состав печатных заглавных и строчных букв;
- читать, писать печатные буквы, слова, предложения.
Воспитательные:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развивающие: развить умения
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Тип урока: открытие новых знаний.
№ |
Этапы урока |
Деятельность |
УУД |
|
Учителя |
Учащихся |
|||
1. |
Самоопределение к учебной деятельности |
-Давайте проверим, все ли готовы к уроку? «Эмоциональный настрой»: -Выглянуло ясное солнышко. Оно льёт на вас свои тёплые лучи. Потянулись к солнышку! -Вы растёте, становитесь добрее, умнее. -А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, гостям. Пожелайте всем любви и добра! Молодцы, садитесь! |
Включаются в работу.
(руки через стороны вверх, поднимаемся на носочки)
|
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, умение воспринимать информацию. Познавательные: умение рассуждать, выделять необходимую информацию. Личностные: умение находить ответ на вопрос: «Какой смысл имеет для меня учение?» |
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
Фонетическая зарядка «Цветные карандаши». -Сегодня начнем урок с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показываете карандаш такого цвета, который требуется для обозначения первого звука. Слова: ослик, лес, ели, эхо, ключ, утка, мак, белка. А сейчас мы проведем игру «Найди свой домик» - На доске висят две карточки (домики) зеленая и синяя . Дети, которые получили карточки с гласными буквами, обозначающими гласные звуки, должны найти домик своей букве (прикрепить магнитами или скотчем). -Проверьте все вместе, не попала ли в домик какая-нибудь лишняя буква. - Объясните, почему прикрепили буквы к синему домику (к зеленому). -Посмотрите на слайд. -Кто изображен? - Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша - с разных. Можем ли мы что-нибудь предпринять, чтобы помирить Машу с Мишей? |
Дети поднимают карандаши красный, синий или зелёный.
Данная игра проводится для запоминания правил написания букв (После твердых согласных пишем буквы: а, о, у, ы, э). После мягких согласных пишем буквы: е, ё, и, я, ю.
(Дети) Маша и Миша. Учащиеся выкладывают схемы «Маша» и «Миша». |
Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
3. |
Постановка учебной задачи |
Что нужно сделать? (познакомиться с буквой М; провести звуко-буквенный анализ слов) -Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему.
-А как вы думаете, слова Маша и Миша начинаются с одинаковой буквы? |
Испытывают затруднение Узнаем новые буквы, которые обозначаются твёрдые и мягкие согласные звуки. Будем учиться читать слоги и слова с новыми буквами. Дети формируют тему и цель урока, а также личную цель. Нет. Буквы будут разные. |
Регулятивные: умение определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, строить предположения. Познавательные: строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. |
4. |
Построение проекта выхода из затруднений |
1. Звуковой анализ слов Маша и Миша с помощью фишек. Характеристика звуков. -Давайте посмотрим на модели, этих слов, что сделали ребята на доске. Какие это слова? Какой первый звук в слове Маша? Произнесем его? -Какой это звук? Какие это слова? Какой первый звук в слове Миша? Произнесем его? -Какой это звук? -Чем отличаются слова Маша и Миша?(звуками [м] и [м'], и [и] [а])
Игра «Живые звуки» со словом Миша. (Вызываются ученики, которые берут фишки: второй гласный звук, первый согласный звук, первый гласный звук, второй согласный звук. По команде учителя: «Звуки займите своё место в слове!». Поменять местами звуки, прочитать, что получилось. Убрать из слова один звук, прочитать. Выделение и нахождение звуков в словах. -Я буду называть слова, а вы показываете фишку соответствующую звуку: малина, медведь, мак, мама -Это легко, когда [м] и [м'] в начале, а теперь в середине: комар трамвай, пальма, пальто (ловушка) -В другой части слова попробуем поискать звуки [м] и [м']. В начале были? В середине были? Где не были? Налим, лама, дом, сом -Назовите слова. Противоположные по смыслу и начинающиеся со звуков [м] и [м']:…… Покажите фишку, соответствующую звуку. 2.Знакомство с буквой М, м (презентация). - Найдите букву «эм» на странице учебника, поставьте палец на букву «эм». - Запомните, что буква одна, а обозначает два звука м и м'. -Повторите. - Какую букву мы должны вставить в слова Маша и Миша? (заглавную букву «эм») - Вставьте заглавные буквы в имена ребят. 3. –Кто из детей прав? (Маша, т.к. и в том и в другом слове первая буква М, твердый и мягкий согласные звуки обозначаются одной буквой.) - Почему ошибся Миша?(Он путает звуки и буквы.) 4. - Какие еще звуки мы можем заменить буквами? (и,а) -Посмотрите вокруг. Найдите и назовите слова со звуком [ м] (на стенах развешены картинки: морковь, машина, мышь, гном, дом, лимон, маки, самолёт, комар). - Найдите и назовите слова со звуком [м'] (на стенах развешены картинки: змея, медведь, ремень, помидор) Размещение буквы на ЛЕНТЕ БУКВ (характеристика звуков и буквы) -Давайте найдём ей место этой буквы в кассе. -Расскажите всё о букве «эм» и звуках, которые она обозначает
-Верным ли оказалось наше предположение о том, что звуки [м] и [м'] обозначаются разными буквами? Физминутка: (Шаги с высоко поднятыми ногами) Вот идет чёрный кот Притаился – мышку ждёт. (приседания, руки к коленям) Мышка норку обойдёт (Встать, повернуться вокруг). И к коту не подойдёт. (Руки в стороны). Задание «На что похожа буква» -На какие уже изученные буквы она похожа? Чем? -А на какие предметы похожа буква М? Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М. Моделирование буквы -А из чего можно сделать букву? -Возьмём палочки. Сколько штук нам для работы понадобится? Как расположите? Чтение слогов и слов 1. Работа с пособием «окошки». 2. Работа по учебнику. Чтение слогов в учебнике «Букварь», с.62. Для слабых детей: прочитать слоги. Для сильных: дополнить слоги до целого слова. ма – машина, малина, мама, лама, мак мо - молоко, молоток, мороз, трюмо, мотор мы – мыло, мышь, дамы, телеграммы, мысли му – мусор, муха, мука ми – мина, мир, миф, мишура ме – мечта, мел, место, мерка (ми, ме) – прочитай слоги с мягкой согласной. Работа по подгруппам: Хорошо читающий ученик читает стихотворение Г. Виеру, с. 62, «Букварь». Задание для нечитающих во время слушания стихотворения: послушать и назвать слова со звуком [м] и [м'] (мычит, му, ему, мы, знаем, мяу). |
Работа с фишками. и кассой букв. Игра «Живые звуки». МАША и МИША [м] дети отвечают.
[м'] дети отвечают Дети – звуки занимают свои места, и класс вместе с учителем читают слово.)
Дети прикрепляют звуки к доске магнитами. Дети повторяют слово за учителем, фиксируя звук в конце слова. Дети повторяют слово за учителем, фиксируя звук дети подбирают слова, с помощью фишки фиксируют звук. Открывают учебник. Дети показывают. Дети повторяют. Дети повторяют слова фиксируя звук. Дети ставят букву в свою и в классную кассу. Эта буква может обозначать как твёрдый, так и мягкий согласный звук. Этот согласный звук звонкий поэтому в ленте букв «эм» стоит в верхнем ряду. Нет буква одна. Это буква «эм». Дети отвечают. Дети высказывают мнение. Дети высказывают мнение. (палочки, веревочки) дети отвечают, моделируют букву из палочек. Читают по заданию учителя сначала слоги с твёрдыми согласными, затем с мягкими согласными (комментируют способы чтения) |
Регулятивные: умение высказывать предложение и соотносить его с информацией в учебнике. Коммуникативные: аргументация своего мнения, умения слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения. Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. Познавательные: умение представлять информацию в виде схемы. Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию делать выводы. |
5. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Слайд 1. Медведь и ягоды. Цель: выделение в словах звуков [м], [м´]. Учитель: Медведь собрал разные ягоды в лесу. Он хочет отобрать для Маши только ягоды, в названии которых есть звуки [м], [м´]. Давайте поможем мишке. Ученик выбирает нужные ягоды, щелкает по ним мышкой или пером, перетаскивает в корзинку и щелкает в корзинке. Если ягода подходит, то она останется в корзине, если нет – вернется на свое место. Класс работают в парах по карточкам. Проверяем. Слайд 2. Маша и медведь. Цель: выделение и различение в слове звуков [м], [м´]. Учитель: Медведь и Маша решили навести порядок и разобрать вещи. Мишка собирает в ведро картинки, в названиях которых есть мягкий звук [м´], а Маша – предметы, названия которых с твердым звуком [м]. Поможем им? Ученик выбирает нужные предметы, щелкает по ним мышкой или пером, перетаскивает в корзинку или ведро и щелкает в корзинке. Класс работают в парах по карточкам. Проверяем. |
Работа с электронным образовательным ресурсом
Работа в парах |
Регулятивные: определение последовательности своих действий. Коммуникативные: умение работать в паре. |
6. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок. - Назовите изображенные предметы (велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики). -Покажите и назовите все предметы одежды (брюки, рубашка, платье). - Прочитайте слова, написанные под картинками(моя, моё, мой, мои). Задание (карточки): - Соедините стрелками предметы, к которым подходит слова «моя», «моё», «мой», «мои». Проверка работ(слайд). Самооценка - Оцените свою работу на линейке крестиком(линейка нарисована): вверху-отлично, в середине-хорошо, внизу –плохо) - Прочитайте слова, написанные внизу. - Подумайте, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.) Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.) Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.) Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.) Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.) Игра «Волшебная палочка» - Ребята, у меня в руках волшебная палочка, один конец которой зелёного цвета, а другой- синего. Сейчас вы станете волшебниками: мы будем превращать твердые согласные звуки в мягкие. Учитель держит палочку синим концом к себе, а зеленым к детям. Учитель называет, например звук б-ученик б' и т.д. |
Дети выполняют задание. Работа в парах. Учащиеся, безошибочно выполнившие задание, оценивают по линейки крестиком |
Регулятивные: умение определять последовательности своих действий, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умение объяснить свои действия, доказывать правильность своей точки зрения. |
7. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
-Какие новые знания вы приобрели сегодня? - Какие трудности возникли? - Какое задание было наиболее интересным? Возьмите карточки человечков с разной мимикой и цветом, оцените свою работу на уроке. |
Одна буква «эм» может обозначать и твёрдый и мягкий согласный звуки. |
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника. |
Перечень ЭОР, используемых на данном уроке.
№ п/п |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предоставления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР |
1 |
Касса букв |
Интерактивная касса букв |
Иллюстрация Демонстрация |
hw@lemitec.de дидактические игры-модули к урокам обучения грамоте |
2 |
Звук [м] |
Интерактивное задание |
Демонстрация |
https://docs.google.com/drawings/image?id=sQzZIU95IwKoGm9U6LSZ3cw&rev=1&h=64 &w=73&ac=1 |
3. |
Дёмшина Ирина Петровна