Урок-диспут по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова, И. А. Бунина «Что значит быть счастливым?»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЛЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
План-конспект урока по литературе
8 класс
Урок-диспут
по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова,
И. А. Бунина
«Что значит быть счастливым?»
Провела:
учитель русского языка и литературы
Винтоняк .Е.П
март, 2020 год
Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Цели:
раскрыть понятие « диспут» и научить обучающихся правилам ведения диспута, учить корректно отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни;
выявить проблематику рассказов А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна методом анализа текста; совершенствовать умения и навыки определять тему и идею произведения;
создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.
развитие коммуникативной компетенции;
сформировать у обучающихся готовность к процессу познания, воспитывать гражданскую позицию, самоуважение обращение к нравственным семейным ценностям, чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека.
Задачи урока:
обучающие:
на основе работы с литературными произведениями «О любви» А.П.Чехова, «Кавказ» И.А.Бунина, «Куст сирени» И.А.Куприна научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию обучающимися смысла прочитанного;
развивающие:
совершенствование навыков анализа текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией;
развитие творческих способностей, креативности;
развитие коммуникативной компетенции.
воспитательные:
обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать, другого человека
Оборудование: презентация, учебник; иллюстративный раздаточный материал по теме урока.
Виды деятельности: работа с текстом, составление таблиц, аналитическая беседа, словарная работа.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию с учётом устойчивых познавательных интересов;
совершенствование нравственных качеств личности;
развитие умения вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные:
Познавательные:
расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя;
формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
Регулятивные:
умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;
строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов;
формирование умений работать в группе; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.
Предметные:
осознание значимости чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развёрнутые высказывания разных жанров.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | слайд | время |
1.Оргнизационный момент Введение в тему 1.притча | Добрый день! Ребята, у каждого на парте лежит текст притчи. Прочитайте, впишите нужное слово. О чём она? Какое слово в тексте пропущено? Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своем ……………... Но ……………... представлялось им по-разному. Первый думал, что ……………... - это богатство, второму ……………... казался талант, а третий считал, что ……………... - семья. | - читают, вписывают слово СЧАСТЬЕ | СЛАЙД 1 | 1мин |
2. эпиграф | Тема урока: Что значит быть счастливым? Цель: показать мастерство А.И.Куприна, А.П.Чехова, И.А.Бунина в изображении мира человеческих чувств Задачи: узнать, как каждый из писателей отвечает на вопрос: «Что значит быть счастливым?» Понять, что значит счастье для каждого из нас. Человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья. А.И.Куприн - Эпиграф урока, как вы его понимаете? Вывод учителя: Все люди ищут счастья, да не все находят. И не для всех оно одинаково. Для кого-то счастье – богатство, для кого-то счастье – здоровье. Для героев рассказов Куприна, Бунина и Чехова счастье в любви. Только понимают они счастье по-разному. Нами прочитаны три замечательных рассказа, которые дают предмет для спора. В этих рассказах прослеживается общая тема. Нам предстоит разобраться: что значит быть счастливым не только для героев рассказа, но и для нас самих? | Знакомство с темой -анализ эпиграфа | | 2 мин |
3. словарь СЧАСТЬЕ | В «Словаре русского языка» советского лингвиста, профессора Сергея Ивановича Ожегова значение этого слова звучит так: | «Счастье – 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2. Успех, удача» | | 1 мин |
4. Правила диспут | — Сегодня на уроке мы проведем диспут «Что значит быть счастливым»? — Кто может объяснить лексическое значение слова диспут? — Для того, чтобы в споре родилась истина, необходимо знать и соблюдать правила корректного спора. Я для каждого из вас эти правила распечатала, они у вас на парте. Давайте прочитаем их вслух 1. Я критикую идеи, а не людей. 2. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен. 3. Я стремлюсь осмыслить и понять разные взгляды на проблему. 4. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание1. — Ребята, эти правила нужно воспринимать не как требование извне, а как внутренние установки: это облегчает их восприятие и принятие. | «Диспут» - [латин. disputare - рассуждать, спор] публичный спор на научную или общественно важную тему. | | 2 мин |
2.Основной этап урока | | | | |
1. Рассказ А.П. Чехова « О любви» | ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗА По чьей вине два любящих человека не смогли стать счастливыми? Почему? Сколько раз в жизни может любить человек? Почему герои рассказа А. Чехова не могут быть счастливы? Герои сожалели об упущенном счастье? | Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня. На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить | | 7мин |
2. И А Бунин рассказ « Кавказ» | ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗА Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми? В чём счастье и несчастье героев рассказа? Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии? Можно ли простить измену? Вывод: Вырвались на миг, заплатив за мгновение счастья ценою жизни другого человека. Нельзя отложить, нельзя упустить в жизни то, что называется любовью, которое приносит счастье, хотя бы на мгновение. Вывод: Весь рассказ «Кавказ» посвящен описанию любви и достижению счастья. В отличие от чеховских персонажей бунинские влюбленные позволили себе быть счастливыми на короткое время. | | | 7 мин |
3.А.И. Куприн « Куст сирени» | ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗА Что помогло героям сохранить счастье? Вывод учителя: В рассказе Куприна «Куст сирени» молодые супруги любят друг друга. В их доме, действительно, живет счастье. Но счастье само по себе не появляется, в данном случае это результат самоотверженности Веры. Она способна радоваться не своему счастью. Поэтому для Веры счастье означает не просто любить, а сделать счастливым любимого человека. Это признак благородной и возвышенной души Вывод 2:Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми» | | | 7мин |
3. Обобщение | И теперь я думаю, каждый из вас может и готов ответить на вопрос «Что значит быть счастливым?» | | | |
1. Кластер | Счастье Быть понятым Быть любимым Любить самому | Помогать другим людям. Любить своих близких. Вносить в свою жизнь элементы новизны. Не впадать в отчаяние, если чувствуете себя несчастными. Уделять много сил любимой работе (учебе), какому – то делу. Быть физически активным. | | 5мин |
2.Выдающиеся люди | «Если хочешь быть счастливым - будь им». Козьма Прутков «Большинство людей счастливы настолько, насколько сами решили быть счастливы» Авраам Линкольн «Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастливому» Франсуа де Ларошфуко «Каждый сам кузнец своей судьбы и счастья» Русская пословица «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» Пифагор Самосский «Не говори о прошлом: какой теперь в нем прок? Будь счастлив настоящим. Смотри, какой денек!» Омар Хайям | -выбирают одно из высказываний, наиболее точно отражающее его точку зрения Кому из героев | | 3мин |
3. Итог урока | — Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе? — Что нового вы поняли, осознали? | | | |
4.Оценка деятельности | Оценка за урок по количеству баллов | Подсчитать баллы | | 2мин |
5.Домашнее задание | Сочинение-рассуждение « Что значит быть счастливым?» | | | 1мин |
6. Рефлексия | Притча «Сосуд жизни» - Сосуд – это ваша жизнь, крупные камни олицетворяют самые важные вещи в вашей жизни: вашу семью, вашего любимого человека, ваших детей, — все то, что имеет для вас огромное значение. Это те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь. - Горох – это те вещи, которые не так значимы для вас, это может быть ваша работа, ваша машина, красивая одежда и прочее. - Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Это все самое мелкое и незначительное в вашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают вас на протяжении всей вашей жизни. - Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней и даже для гороха. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену. Все остальное – лишь песок. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. | | | 3мин |