12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Винтоняк Елена Петровна26
2

Урок-диспут по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова, И. А. Бунина «Что значит быть счастливым?»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЛЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




План-конспект урока по литературе

8 класс


Урок-диспут

по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова,

И. А. Бунина

«Что значит быть счастливым?»



Провела:

учитель русского языка и литературы

Винтоняк .Е.П



март, 2020 год



Тип урока: систематизация и обобщение материала.

Цели:

раскрыть понятие « диспут» и научить обучающихся правилам ведения диспута, учить корректно отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни;

выявить проблематику рассказов А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна методом анализа текста; совершенствовать умения и навыки определять тему и идею произведения;

создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.

развитие коммуникативной компетенции;

сформировать у обучающихся готовность к процессу познания, воспитывать гражданскую позицию, самоуважение обращение к нравственным семейным ценностям,  чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Задачи урока:

обучающие:

на основе работы с литературными произведениями «О любви» А.П.Чехова, «Кавказ» И.А.Бунина, «Куст сирени» И.А.Куприна научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию обучающимися смысла прочитанного;

развивающие:

совершенствование навыков анализа текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией;

развитие творческих способностей, креативности;

развитие коммуникативной компетенции.

воспитательные:

обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать, другого человека

Оборудование: презентация, учебник; иллюстративный раздаточный материал по теме урока.

Виды деятельности: работа с текстом, составление таблиц, аналитическая беседа, словарная работа.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование готовности обучающихся к саморазвитию с учётом устойчивых познавательных интересов;

совершенствование нравственных качеств личности;

развитие умения вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные:

Познавательные:

расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя;

формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Регулятивные:

умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов;

формирование умений работать в группе; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

Предметные:

осознание значимости чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развёрнутые высказывания разных жанров.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

слайд

время

1.Оргнизационный момент

Введение в тему


1.притча

Добрый день! Ребята, у каждого на парте лежит текст притчи. Прочитайте, впишите нужное слово. О чём она? Какое слово в тексте пропущено?

Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своем ……………...

Но ……………... представлялось им по-разному. Первый думал, что ……………... - это богатство, второму ……………... казался талант, а третий считал, что ……………... - семья.
Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего ……………... Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:
— Богатым я был, а ……………... не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.
Второй сказал:
— Талантливым я был, а ……………... не испытал. Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.
Третий сказал:
— А я познал, что такое ……………... Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное — новых людей.


- читают, вписывают слово СЧАСТЬЕ

СЛАЙД 1

1мин















2. эпиграф

Тема урока: Что значит быть счастливым?

Цель: показать мастерство А.И.Куприна, А.П.Чехова, И.А.Бунина в изображении мира человеческих чувств

Задачи:

узнать, как каждый из писателей отвечает на вопрос: «Что значит быть счастливым?»

Понять, что значит счастье для каждого из нас.

Человек пришел в мир для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн


- Эпиграф урока, как вы его понимаете?

Вывод учителя: Все люди ищут счастья, да не все находят. И не для всех оно одинаково. Для кого-то счастье – богатство, для кого-то счастье – здоровье. Для героев рассказов Куприна, Бунина и Чехова счастье в любви. Только понимают они счастье по-разному.

Нами прочитаны три замечательных рассказа, которые дают предмет для спора. В этих рассказах прослеживается общая тема. Нам предстоит разобраться: что значит быть счастливым не только для героев рассказа, но и для нас самих?



Знакомство с темой


















-анализ эпиграфа


2 мин

3. словарь

СЧАСТЬЕ

В «Словаре русского языка» советского лингвиста, профессора Сергея Ивановича Ожегова значение этого слова звучит так:


«Счастье – 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2. Успех, удача»


1 мин

4. Правила диспут

Сегодня на уроке мы проведем диспут «Что значит быть счастливым»?

Кто может объяснить лексическое значение слова диспут?

Для того, чтобы в споре родилась истина, необходимо знать и соблюдать правила корректного спора. Я для каждого из вас эти правила распечатала, они у вас на парте. Давайте прочитаем их вслух

1. Я критикую идеи, а не людей.

2. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.

3. Я стремлюсь осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

4. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание1.


Ребята, эти правила нужно воспринимать не как требование извне, а как внутренние установки: это облегчает их восприятие и принятие.


«Диспут» - [латин. disputare - рассуждать, спор] публичный спор на научную или общественно важную тему.


2 мин

2.Основной этап урока






1. Рассказ А.П. Чехова « О любви»

ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗА

По чьей вине два любящих человека не смогли стать счастливыми? Почему?

Сколько раз в жизни может любить человек?



Почему герои рассказа А. Чехова не могут быть счастливы?


Герои сожалели об упущенном счастье?


Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:

«К чему может повести наша любовь?»,

«Честно ли это?»,

«Куда бы я мог вести её?»,

«Как бы долго продолжалось наше счастье?»

Подобными вопросами задавалась и героиня.


На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить




7мин

2. И А Бунин рассказ « Кавказ»

ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗА

Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми?

В чём счастье и несчастье героев рассказа?

 Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

 Можно ли простить измену?

Вывод: Вырвались на миг, заплатив за мгновение счастья ценою жизни другого человека. Нельзя отложить, нельзя упустить в жизни то, что называется любовью, которое приносит счастье, хотя бы на мгновение.

Вывод: Весь рассказ «Кавказ» посвящен описанию любви и достижению счастья. В отличие от чеховских персонажей бунинские влюбленные позволили себе быть счастливыми на короткое время.






7 мин

3.А.И. Куприн

« Куст сирени»

ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗА

Что помогло героям сохранить счастье?

Вывод учителя: В рассказе Куприна «Куст сирени» молодые супруги любят друг друга. В их доме, действительно, живет счастье. Но счастье само по себе не появляется, в данном случае это результат самоотверженности Веры. Она способна радоваться не своему счастью. Поэтому для Веры счастье означает не просто любить, а сделать счастливым любимого человека. Это признак благородной и возвышенной души

Вывод 2:Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми»




7мин

3. Обобщение

И теперь я думаю, каждый из вас может и готов ответить на вопрос «Что значит быть счастливым?»





1. Кластер

Счастье


Быть понятым

Быть любимым

Любить самому

Помогать другим людям.

Любить своих близких.

Вносить в свою жизнь элементы новизны.

Не впадать в отчаяние, если чувствуете себя несчастными.

Уделять много сил любимой работе (учебе), какому – то делу.

Быть физически активным.



5мин

2.Выдающиеся люди

«Если хочешь быть счастливым - будь им». Козьма Прутков

«Большинство людей счастливы настолько, насколько сами решили быть счастливы» Авраам Линкольн

«Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастливому» Франсуа де Ларошфуко

«Каждый сам кузнец своей судьбы и счастья» Русская пословица

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» Пифагор Самосский

«Не говори о прошлом: какой теперь в нем прок?

Будь счастлив настоящим. Смотри, какой денек!» Омар Хайям



-выбирают одно из высказываний, наиболее точно отражающее его точку зрения


Кому из героев





3мин

3. Итог урока


— Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе?

— Что нового вы поняли, осознали?





4.Оценка деятельности

Оценка за урок по количеству баллов

Подсчитать баллы


2мин

5.Домашнее задание

Сочинение-рассуждение « Что значит быть счастливым?»



1мин

6. Рефлексия

Притча «Сосуд жизни»

- Сосуд – это ваша жизнь, крупные камни олицетворяют самые важные вещи в вашей жизни: вашу семью, вашего любимого человека, ваших детей, — все то, что имеет для вас огромное значение. Это те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь.

- Горох это те вещи, которые не так значимы для вас, это может быть ваша работа, ваша машина, красивая одежда и прочее.

- Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Это все самое мелкое и незначительное в вашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают вас на протяжении всей вашей жизни.

- Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней и даже для гороха. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену. Все остальное – лишь песок. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.




3мин





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.