12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Орехова Наталья Сергеевна906
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Педагогический стаж - 28 лет. Люблю организаторскую деятельность.
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
6

Урок «Нравственные уроки рассказа А. И. Куприна. Картина Б. Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой»»





Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тема

Нравственные уроки рассказа А.И.Куприна. Картина Б.Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой»

Описание занятия:

Тип урока

Комбинированный

Время реализации урока

45мин.

Цель урока

Ученик будет рассуждать о нравственных уроках рассказа «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях», учиться осмысливать причины выбора автором необычного рассказчика, понимать сущность поведения героев

Планируемые результаты

Предметные:

    кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

    характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

    выявлять авторское отношение к герою;

    соотносить главную мысль и название произведения.

Личностные:

    интерес к содержанию и форме художественных произведений;

    интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

    основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

Метапредметные:

    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах.

УУД

Регулятивные УУД:

    осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

    проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

    произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

    выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

    проявлять устойчивый интерес к общению;

    участвовать в учебном диалоге.

Познавательные УУД:

    применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

     искать информацию, представлять найденную информацию;

уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

    Структура и содержание занятия:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Добрый день, ребята!

Надеюсь, наш урок принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

Давайте протянем руки к солнышку – нашему еще холодному, но такому родному солнышку, возьмем его частичку, чтобы у нас прибавилось тепла в душе.

-Демонстрируют готовность к уроку

Речевая разминка, мотивационный компонент

У меня есть собака – Кнопа. Посмотрите на ее фотографии.

-Какая она по характеру?

- Не хотите ли рассказать о своей собаке? Какая она по характеру?

- Смотрите, вроде бы у всех собаки, но какие же они разные по характеру.

- Но многое их и объединяет.

Прочитайте высказывания

Собака – это единственное существо на свете, которое любит тебя больше, чем себя.

Ни один человек не слушает другого с таким искренним интересом и вниманием, как собака (Кристофер

Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви.
Выберете высказывание, которое больше понравилось.

Как вы понимаете высказывание? Почему его выбрали?

- А как вы думаете, почему урок мы начинаем с этих высказываний?

-И наша речевая разминка тоже о собаках

Прочитайте скороговорку:

Угощу щенка борщом,

Поиграем мы потом.

Ловко ищет вещи пудель,

Мой щенок ищейкой будет.

-прочитайте шепотом

- чуть громче, вполголоса

-с ускорение темпа

-индивидуально по рядам

- Прочитайте с разной интонацией:

- с удивлением

- с восхищением

- с грустью

- Почему необходимо выполнять такие речевые упражнения?

- Есть ли в классе мастера скороговорок?

Выбирают высказывание, объясняют свой выбор

Читают скороговорку разными способами, с разными интонациями

Определение темы, цели урока

Текстовая работа

работа с описанием главного героя

- О каком произведении вы говорили на прошлом уроке? Кто его написал?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Рассказ…… , да. Нравственные уроки рассказа

- Определите задачи нашей деятельности

Сегодня мы будем рассуждать……., продолжим говорить о необычном рассказчике и его мыслях.

- Кто является рассказчиком в этом произведении?

- Зачитайте описание пса

- Какой он? Зачитайте

Каким вы видите Сапсана?

-Подумай, что движет Сапсаном в его поступках.

У вас на партах имена прилагательные, подумайте, какие характеризуют хозяина, а какие Сапсана. Почему? Распределите качества в две колонки на партах. Предложите свои варианты, их пишем на пустых листочках. Работаем в парах. Сначала вспомним правила работы в парах. Время на выполнение – 2 минуты.

-Давайте прикрепим еще и на доску (выходят к доске, крепят).

чувствительный

благородный

справедливый

преданный

сильный

заботливый

честолюбивый

жестокий

трусливый

неловкий

(В чём это проявляется?)

- Проверка с места. А первая парта у доски.

Как автор рассказывает о Сапсане? Зачитайте.

Прочитайте название рассказа.

Можно ли всё перечисленное в заглавии рассказа назвать одним словом?

Что открывается непосредственному взгляду Сапсана на мир?

Это неожиданный для вас взгляд?

Для чего нужна эта неожиданность?

Герой рассказа констатирует, наблюдает или размышляет, оценивает?

Почему автор передоверяет размышления о жизни такому существу, как Сапсан?

Разделяет ли он точку зрения Сапсана?

Какие основы жизни утверждает автор через своего героя, Сапсана?

Мысли о быстротечности
жизни, если и появляются у рассказчика, то опять-таки в тесной связи с образом Хозяина: преданность как характеристика, свойственная собаке, здесь становится выражением именно человеческих отношений.

-«Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях», Куприн

-Читают

Сапсан воплощает в себе качества, которые сами люди утратили: честность, прямодушие, искренность, способность пожертвовать собой ради жизни другого.

Куприн рассказывает с проникновенной нежностью или душевной горечью, точно речь идёт о людях добрых или злых, весёло-озорных или угрюмых, а чаще всего отзывчивых, наивных и во всём непосредственных, как дети, по-своему мудрых и всё понимающих, но только не умеющих говорить человеческим языком. 

Сапсан оказывается лучше людей, и его размышления
о мире показывают это. Получается, автор словно надевает маску такого необычного рассказчика, чтобы сказать людям правду о них самих.

Сапсан воплощает в себе качества, которые сами люди утратили: честность, прямодушие, искренность, способность пожертвовать собой ради жизни другого.

Физ-минутка

Забавные видеоролики с щенками и котами.

Дети стоя смотрят, после самостоятельно разминаются, поднимая плечи, делая наклоны головы и т. д.

Работа с описанием репродукции

Итог урока (рефлексия деятельности)

Рассмотрите репродукцию картины Бориса Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой».

Подобрать несколько прилагательных.

(девочка - какая?)

(собачка – какая?)

- Кто в этой паре друзей старший: Ирина или Шумка?

Обратите внимание на то, насколько уверенно маленькая девочка держит руку на спине собаки, как покорно сидит собака.

Обе (и Ирина и Шумка) как будто специально нарядились, чтобы позировать художнику.

Белому платьицу девочки соответствует белая манишка на груди собаки, форма которой напоминает форму букета в руках у девочки.

Белым носкам на крепких ножках Ирины соответствует один носок на ножке у Шумки.

Вот только выражения лиц у них разные.

Какое оно у девочки?

Какое у собаки?

Удаётся ли художнику создать атмосферу радости и счастья, характерную для нормального детства?

Какой характер у девочки?

Какую роль на полотне выполняет собака?

Как вы думаете, какие отношения связывают персонажей?

Кто здесь старший, взрослый?

Какова общая атмосфера картины? Придумайте ей соответствующее название.

Что общего у рассказа и картины?

Как Сансан называет дочку Хозяина?

Почему?

Какие отношения у Сапсана и «Маленькой»?

Почему автор выбрал такого необычного рассказчика?

Творческая работа в группах «Нарисуйте на листе мир глазами собаки и напишите значимые слова мировоззрения собаки Сапсан», можно использовать цветные карандаши

-Правила работы в группе

Защита работ

-Так о чем думает моя Кнопа? Моя Кнопа думает…..

-А ваши питомцы могут мечтать? Ответ на этот вопрос вы обдумаете дома

Конечно собака и старше и умнее, мудрее.

У девочки – бесконечно наивное и даже немножко кукольно-бессмысленное, поскольку она очень маленькая.

У собачки – глаза умные, добрые, немного грустные, покорные, понимающие.

Да. И это создаётся самой сценкой, от которой исходит уют и тепло - единение малыша и её собачки, которая воспринимается как взрослая и умная няня, и даже освещением – какой-то особой солнечностью, светозарностью почти пустого угла комнаты.

Кажется, что из двух персонажей именно собака старше, умнее и «покровительствует» девочке, хотя та, как маленькая хозяйка, не боясь, уверенно и спокойно положила руку на спину собаке. Об этом может рассказать выражение лица девочки (у Ирины оно по младенчески наивное) и мудрые,
даже чуть печальные глаза Шумки.
Есть на картине и «цветовые рифмы»: белое платье девочки и белая «манишка» на груди собаки, носки на ножках Ирины и «носочек» на лапе Шумки.

-«Маленькая»

Домашнее задание

Попробуй рассказать, о чём думает твой домашний любимец: щенок или котёнок, попугай или рыбка, хомяк или черепаха… Или кто-то ещё, чьё суждение о жизни человека тебе кажется интересным.






Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (3)

Орехова Наталья Сергеевна, 25.02.18 в 12:44 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Надежда Владимировна)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.