Урок литературного чтения «История про обыкновенное чудо» (по рассказу А. Куприна «Слон»)
Урок литературного чтения
в 3 классе
История
про обыкновенное чудо
(по рассказу А.Куприна «Слон»)
Цель урока: развитие читательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, ценностное отношение к природному миру, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, развитие этических чувств.
Предметные результаты: воспринимать на слух текст; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; находить в тексте материал для характеристики героя.
Ресурсы: учебник литературного чтения авторов Н.А.Чуракова «Литературное чтение», мультимедийный проектор.
1.Оргмомент.Эмоциональный настрой на урок.
На улице холодно, а так хочется тепла и света. Закройте глаза и представьте. что наш класс- большая зеленая поляна. Откройте глаза. В классе стало светлее, солнечнее и теплее. С каким настроением начинаем урок?
Что ждете от урока? А я жду, что вы будете активными и внимательными. Я желаю, чтобы вы получили большое удовольствие от работы на уроке и от общения.
2.Актуализация знаний.
Послушайте цитаты из текста, попробуйте узнать о ком идет речь.(звучит музыка)
« ничего не хочется»
«тихая, печальная»
« иногда задремлет на полчаса»
«худеет и слабеет с каждым днем»
« ничего не болит и даже нет жару»
Героиня какого произведения Надя?
Сформулируйте тему урока. А.Куприн «Слон».
Эпиграфом к уроку будут слова Д.Писарева-критика и публициста:
Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствует свое «я».
-Как понимаете эти строки.
А почему я выбрала именно эти строки?
3.Беседа
-Какие у вас возникают ассоциации, когда слышите слово апатия?
- Вы правы , апатия-состояние полного безразличия, равнодушие.
-Чьё состояние можно так охарактеризовать?
-Что мы о ней знаем?
-Какой диагноз поставил доктор? Есть ли лекарства от этой болезни?
-Что рекомендует доктор?
-Что испытывают родители Нади? Как ведет себя мама, папа.
Вспомните слова из текста , с помощью которых автор передает состояние папы.
Вывод: папа готов на все ради дочери.
-Что он предпринимает, когда узнаёт. что девочка хочет слона.
-А Надя о каком слоне мечтает.
- Почему именно о живом слоне мечтает Надя.
-Прочитаем в тексте диалог папы и дочери.
-Куда отправляется папа после разговора с Надей. Почему?
-А вы знаете, что такое зверинец.А сейчас как мы назовем.
-А вы любите цирк? Видели выступление слонов в цирке?
-И мы вместе с папой отправимся в цирк на представление.
Видеофрагмент «Слоны в цирке»
-Понравилось выступление слонов.
-Что вас впечатлило.
-А что папу впечатлило. Как это описывает автор. Зачитайте.
-Возможно ли таких огромных животных привести домой. А есть ли выход у папы.
-Как вы думаете , что двух взрослых людей побуждает исполнить невероятную просьбу девочки.
-Слон оказывается в доме у Нади , но она об этом еще не знает. Девочка спит.И мы тоже отдохнем.
Физминутка «Слониха. слоненок и слон»
-С каким настроением Надя просыпается?
-Докажите это словами из текста
-Каким Надя увидела слона.
-А что вы знаете о слонах.
Рассказы детей о слонах. Видеофрагмент «Слоны в Африке».
-Чем слоны привлекают людей. А Надя чем поражена.
-Боится ли она Томми?
-А приятно Томми общаться с девочкой.
Смог ли слон излечить Надю?
Почему?
-Да, рассказ заканчивается словами « Я уже совсем здорова», но давайте пофантазируем и продолжим рассказ, что же могло быть дальше.
Творческая групповая работа.
Учащиеся составляют коллаж.
Защита проектов.
Беседа о Куприне.
- А что мы можем сказать о человеке, который написал такой замечательный рассказ.
Сообщение учащихся о жизни А.Куприна.
-Но не все знали каким было детство Куприна. С 6 лет он воспитывался в сиротском доме, до эстог с матерью жил во вдовьем доме. Куприн испытывал огромную потребность в родительской любви и ласке.
Послушайте как он сам об этом писал: « Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул пансионат. Все серо, казарменно, пахнет краской, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как. Но когда настает вечер и возня в полутемной спальне уляжется, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой душой. Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена. плачешь, плачешь, плачешь.»
-Почему я вам зачитала эти строки?.
Итог урока.
-Вернемся к эпиграфу нашего урока. О ком можно сказать, что он уважает человеческую личность. Докажите.
-А у вас были моменты , когда взрослые считались с вашим желанием.
- А вы считаетесь со своими родителями?
-Почему рассказ называется «Слон».( Слон- это мечта. Мечта помогла Наде излечиться. Слон- родительская любовь. Любовь- символ того, что можно все преодолеть , если любишь. Любовь нужна всем и дарить ее нужно всему, что нам окружает. Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Когда даришь людям свою любовь, душа становится богаче, сердечнее, отзывчивее.
-А вы можете придумать другое заглавие к этому рассказу?
-Какую простую истину мы сегодня с вами открыли?
Рефлеския.
-Составим синквейн. Какую тему выберем ?« Семья».
Работа в группах. Защита проектов.
Семья.
Дружная, любящая.
Оберегает, заботится, поддерживает.
Помогает преодолевать любые трудности.
Крепость!
Самооценка.
Полянка с цветами.
Украсим своими цветами полянку. У кого все получилось на уроке украсим большим цветочком, у кого немного не получилось - средним цветочком, и кто не доволен своей работой на уроке - маленьким цветочком.
- Я рада, что у нас столько сказочных цветов. А если вы будете делать добро, будете внимательными к своим близким, то у вас в душе расцветут такие сказочные цветы. А я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу пожелать, чтобы он никогда не угасал. А на память об уроке хочу подарить слоников, ведь они приносят счастье.
Домашнее задание
Синквейн на тему «Слон»
Голдина Лилия Вильевна