12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана167
Россия, Мордовия респ., Саранск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок литературного чтения

в 3 классе

 

История

про обыкновенное чудо

(по рассказу А.Куприна «Слон»)

 

Цель урока: развитие читательских навыков, воспитание любви и уважения к животным, к родным людям.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: осуществлять смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, ценностное отношение к природному миру, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, развитие этических чувств.

 

Предметные результаты: воспринимать на слух текст; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; находить в тексте материал для характеристики героя.

 

Ресурсы: учебник литературного чтения авторов Н.А.Чуракова «Литературное чтение», мультимедийный проектор.

1.Оргмомент.Эмоциональный настрой на урок.

На улице холодно, а так хочется тепла и света. Закройте глаза и представьте. что наш класс- большая зеленая поляна. Откройте глаза. В классе стало светлее, солнечнее и теплее. С каким настроением начинаем урок?

Что ждете от урока? А я жду, что вы будете активными и внимательными. Я желаю, чтобы вы получили большое удовольствие от работы на уроке и от общения.

2.Актуализация знаний.

Послушайте цитаты из текста, попробуйте узнать о ком идет речь.(звучит музыка)

« ничего не хочется»

«тихая, печальная»

« иногда задремлет на полчаса»

«худеет и слабеет с каждым днем»

« ничего не болит и даже нет жару»

Героиня какого произведения Надя?

Сформулируйте тему урока. А.Куприн «Слон».

Эпиграфом к уроку будут слова Д.Писарева-критика и публициста:

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствует свое «я».

-Как понимаете эти строки.

А почему я выбрала именно эти строки?

3.Беседа

-Какие у вас возникают ассоциации, когда слышите слово апатия?

- Вы правы , апатия-состояние полного безразличия, равнодушие.

-Чьё состояние можно так охарактеризовать?

-Что мы о ней знаем?

-Какой диагноз поставил доктор? Есть ли лекарства от этой болезни?

-Что рекомендует доктор?

-Что испытывают родители Нади? Как ведет себя мама, папа.

Вспомните слова из текста , с помощью которых автор передает состояние папы.

Вывод: папа готов на все ради дочери.

-Что он предпринимает, когда узнаёт. что девочка хочет слона.

-А Надя о каком слоне мечтает.

- Почему именно о живом слоне мечтает Надя.

-Прочитаем в тексте диалог папы и дочери.

-Куда отправляется папа после разговора с Надей. Почему?

-А вы знаете, что такое зверинец.А сейчас как мы назовем.

-А вы любите цирк? Видели выступление слонов в цирке?

-И мы вместе с папой отправимся в цирк на представление.

Видеофрагмент «Слоны в цирке»

-Понравилось выступление слонов.

-Что вас впечатлило.

-А что папу впечатлило. Как это описывает автор. Зачитайте.

-Возможно ли таких огромных животных привести домой. А есть ли выход у папы.

-Как вы думаете , что двух взрослых людей побуждает исполнить невероятную просьбу девочки.

-Слон оказывается в доме у Нади , но она об этом еще не знает. Девочка спит.И мы тоже отдохнем.

Физминутка «Слониха. слоненок и слон»

-С каким настроением Надя просыпается?

-Докажите это словами из текста

-Каким Надя увидела слона.

-А что вы знаете о слонах.

Рассказы детей о слонах. Видеофрагмент «Слоны в Африке».

-Чем слоны привлекают людей. А Надя чем поражена.

-Боится ли она Томми?

-А приятно Томми общаться с девочкой.

Смог ли слон излечить Надю?

Почему?

-Да, рассказ заканчивается словами « Я уже совсем здорова», но давайте пофантазируем и продолжим рассказ, что же могло быть дальше.

Творческая групповая работа.

Учащиеся составляют коллаж.

Защита проектов.

Беседа о Куприне.

- А что мы можем сказать о человеке, который написал такой замечательный рассказ.

Сообщение учащихся о жизни А.Куприна.

-Но не все знали каким было детство Куприна. С 6 лет он воспитывался в сиротском доме, до эстог с матерью жил во вдовьем доме. Куприн испытывал огромную потребность в родительской любви и ласке.

Послушайте как он сам об этом писал: « Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул пансионат. Все серо, казарменно, пахнет краской, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как. Но когда настает вечер и возня в полутемной спальне уляжется, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой душой. Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена. плачешь, плачешь, плачешь.»

-Почему я вам зачитала эти строки?.

Итог урока.

-Вернемся к эпиграфу нашего урока. О ком можно сказать, что он уважает человеческую личность. Докажите.

-А у вас были моменты , когда взрослые считались с вашим желанием.

- А вы считаетесь со своими родителями?

-Почему рассказ называется «Слон».( Слон- это мечта. Мечта помогла Наде излечиться. Слон- родительская любовь. Любовь- символ того, что можно все преодолеть , если любишь. Любовь нужна всем и дарить ее нужно всему, что нам окружает. Любовь начинается с заботы о другом человеке, с приветливости и щедрости. Когда даришь людям свою любовь, душа становится богаче, сердечнее, отзывчивее.

-А вы можете придумать другое заглавие к этому рассказу?

-Какую простую истину мы сегодня с вами открыли?

Рефлеския.

-Составим синквейн. Какую тему выберем ?« Семья».

Работа в группах. Защита проектов.

Семья.

Дружная, любящая.

Оберегает, заботится, поддерживает.

Помогает преодолевать любые трудности.

Крепость!

Самооценка.

Полянка с цветами.

Украсим своими цветами полянку. У кого все получилось на уроке украсим большим цветочком, у кого немного не получилось - средним цветочком, и кто не доволен своей работой на уроке - маленьким цветочком.

- Я рада, что у нас столько сказочных цветов. А если вы будете делать добро, будете внимательными к своим близким, то у вас в душе расцветут такие сказочные цветы. А я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу пожелать, чтобы он никогда не угасал. А на память об уроке хочу подарить слоников, ведь они приносят счастье.

Домашнее задание

Синквейн на тему «Слон»

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Голдина Лилия Вильевна, 09.10.22 в 16:47 0Ответить Пожаловаться
Светлана, спасибо за публикацию. Мне понравилась разработка урока. Представлена большая работа с текстом. Это и фронтальная беседа, и ответы на вопросы, которые дети подтверждают строками из рассказа. Очень умело используете видеофрагменты. В завершении урока замечательно вписался синквейн. Я тоже люблю этот прием. Пожелание: было бы здорово, если бы Вы указали ссылки на видеофрагменты.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.