12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кириллова Людмила Михайловна142
Я работаю преподавателем химии в техникуме. Мой педагогический стаж -24 года.
Россия, Нижегородская обл., п. Ковернино
1

Уроке химии по теме: «Классификация органических соединений»

Реализация технологии развития личностно-ориентированного обучения на уроке химии по теме: «Классификация органических соединений»


Тема урока: «Классификация органических соединений»

На изучение данной темы рекомендуется отвести 2 аудиторных часа.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядный, беседа

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: фронтальный, тестовый

Основные понятия и термины: функциональная группа, углеродная цепь, гомологический ряд, алканы, алкены, алкины, алкадиены, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты.

Цели урока:

образовательные: сформировать понятия изомерии, структурной формулы, изомеров. Познакомить с принципами классификации органиче­ских соединений по строению углеродной цепи и по функциональ­ным группам и на этой основе дать первоначальный обзор основных классов органических соединений. Дать общее представление об основных принципах формирования названий органических соединений по международ­ной номенклатуре.

воспитательные: формирование научной картины мира, воспитание чувства патриотизма на примере Бутлерова.

развивающие: развивать умения учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию.

Задачи урока:

образовательные: изучить способы классификации органических веществ. Научиться решать задачи на вывод формулы по массовым долям элемента.

развивающие: закрепить навыки определения класса органических веществ. Продолжать формировать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе полученных знаний. Развивать абстрактное мышление.

воспитательные: способствовать развитию навыков самостоятельного поиска знаний, формированию активной познавательной позиции; воспитание патриотизма и любви к Родине. Знакомство с жизнью и деятельностью ученых с целью интернационального воспитания.

Применяемые приемы, методы и технологии: технология личностно-ориентированного обучения, работа в группах.

Оснащение урока: таблицы, мультимедийный комплект, презентация, раздаточный материл (опорные конспекты, карточки с заданиями)

Планируемые результаты:

Знать принципы классификации органических веществ, определение функциональной группы;

Уметь по структурным формулам органических веществ определять принадлежность вещества к конкретному классу органических соединений.


Технологическая карта урока по химии на тему:

«Классификация органических соединений»

Этапы учебного занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Результат

I. Организационный этап


Приветствие обучающихся.

Проверка готовности класса к учебному занятию; организация внимания.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала учебного занятия, концентрирует внимание.

Настраиваются на восприятие материала учебного занятия

II. Актуализация знаний

Повторение пройденного на прошлом учебном занятии.

Раздает карточки с вопросами и инструктирует студентов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Отвечают на вопросы по карточкам с разным уровнем сложности

Закрепление пройденного материала

III. Изучение нового материала.


Определяет тему и цель учебного занятия.

Объясняет новый материал, дает письменное задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Слушают, записывают в конспект новую тему, отвечают на вопросы письменно

Знакомство с объемом нового материала

IV. Закрепление изученного материала

Предлагает студентам проанализировать и систематизировать всю полученную информацию и выполнить тест по теме: «Строение и классификация органических соединений» уровня сложности А (повышенной сложности), уровня В (среднего уровня сложности)

(ПРЛОЖЕНИЕ 3)

Отвечают на вопросы преподавателя, выполняют тест, проверяют, задают вопросы

Выявление уровня усвоения изученного материала, дополнительное закрепление

V. Рефлексия и подведение итогов урока.


Обобщает материал учебного занятия, оценивает работу учащихся на уроке, предлагает студентам формулировать выводы по изученному материалу, ответить на вопросы: каким был урок, что нового вы для себя узнали, какие выводы сделали?

Оценивают себя, отвечают на вопросы, делают выводы.

Оценка совместной деятельности

VI. Домашнее задание

Формулирует домашнее задание, делает пояснение

Фиксируют домашнее задание

Домашнее задание:

О.С. Габриелян Химия.

гл. 8, п.8.2

Студентам предлагаются карточки с заданиями разного уровня сложности. Для студентов с низкими учебными возможностями (вариант 1, задания уровня В) приводятся варианты ответов на задания. Для студентов с высокими учебными возможностями (вариант 2, задания уровня А) задания отличаются самостоятельным выбором ответа.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Повторение пройденного материала.

Вариант 1

1. Органическая химия изучает:

A) Комплексные соединения

Б) Соединения углерода и их превращения

В) Соединения азота и их превращения 

Г) Окислительно-восстановительные процессы

2. Выберите из списка природные органические вещества

каучук

белковая молекула

полиэтилен

стирол

жир

крахмал

вискоза

целлюлоза

лавсан

Вариант 2

1. Органическим веществом является:

А) мел

Б) метан

В) углекислый газ

Г) сероводород

2. Как называют явление существования веществ, имеющих одинаковый состав, но разное строение?











ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Изучение нового материала
Вариант 1.

1. Из предложенных молекул органических веществ выберите:

ациклические предельные

гетероциклические

спирты

галогенопроизводные


а) С2Н5ОН

б) СН3СH2Сl

в) t1667926117aa.png

г) СН3-СН2-СН3

Вариант 2

1. Определите класс органического соединения:

1) СН3ОН; 2) СН3СН2СН3;

3) СН3 - СН =СН2; 4) СН3СООН;

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Закрепление пройденного материала

Тест по теме: «Строение и классификация органических соединений»

Задания уровня А

А1. Дополните фразу: «Вещества, имеющие одну и ту же эмпирическую формулу (обладающие одинаковым количественным и качественным составом), но разный порядок расположения атомов в молекуле, т.е. разное строение, а потому и разные свойства, называются...

А2. Дополните фразу: «В углеводородах реализуется …связь».

неполярная ковалентная 2) полярная ковалентная 3) ионная 4) неполярная ковалентная и полярная ковалентная

А3. Дополните фразу: «Атом или группа атомов, содержащих одну или несколько незавершенных электронных пар и за счет этого обладающих высокой реакционной способностью и коротким сроком жизни, называются…»

1 ) радикалами 3 ) изомерами 2 ) функциональными группами 4 ) гомологами

А4.Формулы СН3─ (СН2)2─ СН3 , С 4Н10 , СН3─ СН2─ СН3 отражают строение

1) трех разных веществ 3) двух разных веществ

2 )одного вещества 4 ) одного вещества , называемого бутаном

А5. К классу алканов относится :1 )С7Н12 2 ) С7Н16 3 )С 7Н6 4 ) С7 Н8

А6. Число изомеров,имеющих формулу С5 Н12 , равно: 1) 5 2) 2 3)3 4) 4

А7.Какую геометрическую форму имеют молекулы предельных углеводородов?

тетраэдрическую 2)линейную 3)объемную 4) плоскую

Задания уровня В

В1. Выберите признаки, характерные для структурных изомеров:

А) различные химические свойства Б) сходные химические свойства В) разное строение Г) одинаковое строение Д) разный количественный состав Е) одинаковый количественный состав Ж) различные физические свойства З) одинаковые физические свойства

В2. Запишите пропущенное слово в нужном по смыслу падеже: «Для молекул алканов характерна ________________________________связь

В3. Установите соответствие между понятием «гомологи» и приведенными парами веществ:

А) СН3─ СН2─ СН3 и СН3─ СНВr─ CН3

Б) СН3 ─ СН─ СН3 и СН3─ СН─ СН2─ СН3

t1667926117ab.pngt1667926117ab.png

СН3 СН3

В) СН4 и С5Н12

Г) СН3─ СН2─ СН2─ СН3 и С4Н10

В4. Выберите признаки, характерные для гомологов:

А) одинаковые физические свойства Б) различные физические свойства В) одинаковые химические свойства Г) различные химические свойства Д) одинаковый количественный состав Е) разный количественный состав Ж) одинаковое строение З) сходное строение И) различное строение



















































Заключение


Опыт использования технологии ЛОО на занятиях по химии со студентами СПО показывает положительные результаты. При этом повышается интерес к дисциплине, между преподавателем и студентом устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение студентов на занятиях, повышается качество знаний и активность слабоуспевающих студентов.

При личностно–ориентированном обучении главная задача учителя - поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки. А.Н.Леонтьев говорил, что «горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией». Личностно-ориентированный подход нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей определить ценностные ориентиры, которые могут привести учащихся к самоопределению. Этот подход является концептуальной основой стандарта второго поколения, поэтому важнейшая задача современного педагога – разобраться и понять. Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно  ориентированного обучения.


































Список использованных источников


Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2013. – 368 с.

Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

3. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учеб. пособие. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012. – 411 с .

4. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова.- М.: ТЦ “Сфера”, 2003. – 329 с.

5. Кудрявцева А.Г. Современные педагогические технологии как основа качества подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС [Текст] / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, лето 2014 г.) – Уфа: лето, 2014. - С. 167-174.

6. Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А. Личностно-ориентированное обучение в современной начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 141-143.












7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.